Научная статья на тему 'Социальный аспект процесса развития критического мышления учащихся'

Социальный аспект процесса развития критического мышления учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / СИТУАЦИЯ / SITUATION / ОБСУЖДЕНИЕ / DISCUSSION / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ / VALUE JUDGMENT / ETHICS / REASONING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акрамова Гулбахор Ренатовна

В данной статье освещены подходы к формированию критического мышления школьников путем привития им навыков культуры общения, раскрыты принципы мотивации учащихся к выстраиванию взаимоотношений в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный аспект процесса развития критического мышления учащихся»

PEDAGOGICAL SCIENCES

The social aspect of the process of critical thinking of students Akramova G. (Republic of Uzbekistan) Социальный аспект процесса развития критического мышления учащихся Акрамова Г. Р. (Республика Узбекистан)

Акрамова Гулбахор Ренатовна /Akramova Gulbahor - кандидат педагогический наук, старший научный сотрудник-исследователь, Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук им. Т. Н. Кары-Ниязи, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье освещены подходы к формированию критического мышления школьников путем привития им навыков культуры общения, раскрыты принципы мотивации учащихся к выстраиванию взаимоотношений в обществе.

Abstract: critical thinking - a thinking social, which is realized in the process of communication. This article highlights the approaches to the formation of critical thinking of students by instilling in them the culture of communication skills, explain the principle motivation of students to building relationships in the community.

Ключевые слова: критическое мышление, мотивация, общение, ситуация, обсуждение, этические нормы, оценочное суждение.

Keywords: critical thinking, motivation, communication, situation, discussion, ethics, reasoning, value judgment.

Идея развития критического мышления учащихся все больше привлекает внимание психологов, педагогов, преподавателей высшей и средней школ в связи с недостаточным проявлением самостоятельности, социальной направленность и результативности мышления молодого поколения. Поэтому так важно сегодня определить принципы мотивации и потребности в получении знаний, выявить виды мыслительной деятельности обучающихся, разработать технологии формирования критического мышления с учетом его особых свойств [1].

Критическое мышление - это мышление индивидуальное и самостоятельное, но проявляется оно в основном в спорах, дискуссиях, при обсуждении и публичных выступлениях, поэтому коммуникативные навыки участников осмысления проблемы для формирования данного типа мышления играют решающую роль в достижении успеха.

Совершенно очевидно, что критическое мышление - это мышление социальное, поэтому подбор проблем, задач, тем для обсуждения следует осуществлять с учетом этого особого свойства критического мышления. Социальный аспект процесса формирования и развития критического мышления обусловливает необходимость воспитания культуры общения и культуры отношений, что, в свою очередь, связано с нравственным развитием личности.

Самостоятельность личности формируется, прежде всего, в широком общении людей друг с другом. Воспитательный процесс должен обеспечить осознание учащимися нравственной ответственности за свои слова, суждения, поступки. Осознание своих и чужих поступков формируется вместе с внутренними сознательными побуждениями, обоснованными мотивами [2, 15].

Общение всегда существует между участниками процесса и характеризуется теми или иными взаимоотношениями. Это - отношения подчинения и руководства, сотрудничества и конкуренции, симпатии и антипатии. В процессе общения, в том числе критического обсуждения какой-либо проблемы, складываются правовые, деловые, традиционные, личностные отношения, которые впоследствии регулируют деятельность людей во всех областях жизни. Эти отношения пронизывают весь образовательный процесс. В самом же стиле отношений важен их гуманный характер, основанный на справедливости, доброжелательности, товариществе, коллективизме. Об этом ни на минуту не должен забывать педагог, стремящийся развивать критическое мышление школьников.

Проектируя процесс формирования (или развития) критического мышления, педагогу необходимо ориентироваться на три группы учащихся: активные ученики с положительной направленностью; активные ученики с отрицательной направленностью и пассивные учащиеся. Меньше всего педагог стимулирует пассивных детей. А именно эти детям нужен толчок извне для развития их мышления и общительности, преодоления робости, умения включаться в работу, вступать в контакты с другими ребятами и не бояться высказывать своё мнение. На пассивных детях использование порицания

сказывается особенно отрицательно: дети замыкаются в себе, боятся лишний раз переспросить учителя или одноклассников и даже избегают включаться в общую беседу или работу.

В группах отрицательно активных и пассивных преобладает осуждение педагога, порицание. И тем, и другим это вредно в воспитательном отношении.

Процесс усвоения норм общения и критического поведения» в учебных и жизненных ситуациях довольно сложный и длительный. Сложность заключается как в самом процессе, так и контроле за ним. Не всегда имеется возможность проверить ход рассуждений ученика, его поведение (если это не учебная деятельность или выполнение определенного задания). Тем не менее, когда была реализована спроектированная система формирования критического мышления, мы наблюдали в целом положительную тенденцию в установлении взаимоотношений и общения учащихся не только в ходе дискуссий, но и в других ситуациях.

Литература

1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 с.

2. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.

Physical culture, forming an adequate self-esteem in students Ryutina L.1, Abakumova E.2 (Russian Federation) Физическая культура, формирующая адекватную самооценку у студентов Рютина Л. Н.1, Абакумова Э. В.2 (Российская Федерация)

'Рютина Лариса Николаевна / Ryutina Larisa - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры и спорта; 2Абакумова Эльмира Валентиновна / Abakumova Elmira - студент, факультет экономики и финансов, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск

Аннотация: в данной статье будет рассмотрена одна из проблем современности - здоровье. Сущность формирования культуры здоровья у студентов в процессе физического воспитания -актуальность выбранной темы.

Abstract: this article is one of the problems of today will be discussed - health. The essence of the formation of culture of health of students in physical education - the relevance of the chosen theme.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, факторы. Keywords: health, physical education, factors.

Человеку дано очень многое для здоровой и полноценной жизни на земле, но взять это многое он может лишь своим умом и трудом. Наиболее целеустремленная студенческая молодежь призвана сыграть большую роль в осуществлении экономических и социальных перемен нашей страны. Высокие цели диктуют необходимость заниматься саморазвитием, непосредственно связанным с физическим и психическим здоровьем [3].

Понятие здоровье многогранно по содержанию и значению. Обусловливается оно такими факторами как стиль жизни, наследственность, состоянием окружающей среды, возможностями медицины и здравоохранения, двигательной активностью. Так же, выделены основные типы здоровья («индивидуальное здоровье» - человек, личность; «здоровье группы» - семья, профессиональная группа, «страта - слой»; «здоровье населения» (популяционное, общественное) [4].

Важнейшим моментом для успешного процесса здоровье формирования является знание педагогами философии здоровья, психологии здоровья и концепции здоровья, что дает целостное представление о факторной зависимости. Физическая культура является уникальной естественной средой для формирования «Я - концепции», так как приближает студента к действительности (могу -не могу), формирует адекватную самооценку, избавляет от неуверенности в себе, способствует самоконтролю [1, 3].

В соответствии с вышесказанным, одной из задач нашего педагогического исследования является анализ факторов, выбранные студентами способствующих укреплению здоровья (Табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.