Научная статья на тему 'Социопсихологический мониторинг как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования'

Социопсихологический мониторинг как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL MONITORING / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNAL SYSTEM OF EVALUATING THE QUALITY OF EDUCATION / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / PSYCHIATRIC SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарабыкина Александра Александровна

В статье анализируются основные требования к системе внутреннего мониторинга качества образования, рассматриваются задачи реализации социопсихологического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарабыкина Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социопсихологический мониторинг как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

проблем (в вертолетостроении уменьшена вибрация и шум винтов, увеличена скорость подъема и маневренность) [7].

Систематическое использование межпредметных связей способствует повышению интереса к физике, помогает формированию в сознании обучаемых целостной картины мира.

Литература

1. Большая книга экспериментов для школьников / Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. 260 с.

2. Оказывается // Юный натуралист, 1987. № 7. С. 25.

3. Ленц Н. 1000 чудес мира животных: Пер. с нем. Е. Зись / Н. Ленц. М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. 251 с.

4. Пустынникова И. Н., Клыкова Н. В. Развитие критического мышления учашдхся на уроках физики с помощью поиска физических ошибок в художественных произведениях // Вестник современной науки: Научно-теоретический журнал / гл. ред. Е. Ф. Попова. Волгоград: Изд-во «Сфера», 2015. Спецвыпуск по итогам II Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии: теория и практика». С. 23-25.

5. Пустынникова И. Н., Клыкова Н. В. Использование законов отражения сказочными героями / International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education // International Scientific Review № 8 (18) / XVI International Science Conference (Boston. USA, 7-8 June, 2016). P. 76-77.

6. Пустынникова И. Н., Юдина В. С., Клыкова Н. В. Активизация познавательной деятельности учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / Сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5 (62). Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016. С. 58-62.

7. Чешуйчатое авиационное покрытие // Физика в школе, 2004. № 5. С. 12-13.

Socio-psychological monitoring as a condition of implementing the federal state educational standards of preschool education Tarabykina A. (Russian Federation) Социопсихологический мониторинг как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Тарабыкина А. А. (Российская Федерация)

Тарабыкина Александра Александровна / Tarabykina Aleksandra — педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 120 «Сказочный», г. Тольятти

Аннотация: в статье анализируются основные требования к системе внутреннего мониторинга качества образования, рассматриваются задачи реализации социопсихологического мониторинга. Abstract: the article analyzes the basic requirements for the system of internal monitoring of the quality of education, the problem of monitoring the implementation of socio-psychological.

Ключевые слова: социопсихологический мониторинг, внутренняя система оценки качества образования, дошкольное образование, психологическая служба.

Keywords: socio-psychological monitoring, internal system of evaluating the quality of education, early childhood education, psychiatric services.

Современная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому возникает потребность в системе контроля качества образовательного процесса, которая позволит отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития детей [1, c. 126].

Наряду с потребностью образовательной практики, необходимость создания эффективной системы оценивания качества педагогического процесса указана и в нормативных документах, регламентирующих работу дошкольной организации в Российской Федерации. Реализация

федеральных государственных образовательных стандартов должна определять необходимость разработки мониторинга, направленного на выявление качества дошкольного образования, а принцип интеграции дает новое видение организационных форм и содержания мониторинга.

При разработке модели мониторинга необходимо ориентироваться на определение термина «качество дошкольного образования - это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешного перехода к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребенка.

В подпункте 24 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» обозначена обязанность образовательного учреждения по обеспечению функционирования системы внутреннего контроля качества образования. Обязательное наличие такой системы это принципиально новое требование законодательства. Согласно пункту 3 указанной выше статьи Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность в установленном законом порядке за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции. Это означает, что создание и обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования следует рассматривать не как право образовательного учреждения, а как его обязанность [3, с. 10].

Под внутренним мониторингом качества образования в образовательном учреждении понимается вид деятельности по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанной на систематическом стандартизированном изучении состояния основных и обеспечивающих видов деятельности данного учреждения, условий и результатов их осуществления.

Внутренний мониторинг качества образования рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение принятия органами управления образовательного учреждения своевременных и обоснованных решений. Не менее важным в этой связи является также информирование органов управления о последствиях ранее принятых ими решений, о ходе и результатах деятельности образовательного учреждения, его отдельных структурных подразделений, должностных и иных лиц. Таким образом, внутренний мониторинг качества образования выступает как вид информационного обеспечения управления образовательным учреждением, дополняющий поток нормативной информации («как должно быть») информацией о реальном положении дел в учреждении («как есть»).

Социопсихологический мониторинг является частью системы внутренней оценки качества образования. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека.

С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и другие.

Данные социопсихологического мониторинга позволяют дать актуальную оценку происходящим в образовательной среде психологическим изменениям и тенденциям в ее развитии [2, с. 18]. Постоянно действующий социопсихологический мониторинг может стать серьезной основой дальнейшей аналитической и проектировочной деятельности службы практической психологии образования. На основе его данных (особенно в сочетании с данными уже существующих мониторингов) возможно углубление наших психологических представлений о различных группах и контингентах учащихся, специфике их развития в разных образовательных средах, критериях психологической оценки качества образования, определение перспектив развития психологической службы образования и самого образования [2, с. 24].

Литература

1. Тарабыкина А. А. Технологии обеспечения психологического здоровья воспитанников в условиях дошкольного инклюзивного образования // Вестник науки и образования, 2015. № 10 (12). 144 с.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. 464 с.

3. Методические рекомендации по реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, журнал «Дошкольное образование». № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.