Научная статья на тему 'Технологии обеспечения психологического здоровья воспитанников в условиях дошкольного инклюзивного образования'

Технологии обеспечения психологического здоровья воспитанников в условиях дошкольного инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарабыкина Александра Александровна

В статье анализируются здоровьесберегающие технологии в контексте обеспечения психологического здоровья воспитанников в условиях инклюзивного образования, особенности организации психологического сопровождения интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарабыкина Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии обеспечения психологического здоровья воспитанников в условиях дошкольного инклюзивного образования»

Технологии обеспечения психологического здоровья воспитанников в условиях

дошкольного

инклюзивного образования Тарабыкина А. А.

Тарабыкина Александра Александровна / Tarabykina Aleksandra Aleksandrovna - педагог-психолог первой

квалификационной категории,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 120 «Сказочный», г. Тольятти

Аннотация: в статье анализируются здоровьесберегающие технологии в контексте обеспечения психологического здоровья воспитанников в условиях инклюзивного образования, особенности организации психологического сопровождения интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, психологическое сопровождение, дошкольники, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Современные требования к образованию детей в дошкольном учреждении нацелены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим применение здоровьесберегающих технологий является актуальной проблемой.

Здоровьесберегающие технологии - это система мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитанников на протяжении всего периода обучения в дошкольном образовательном учреждении. В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни [2, с. 5].

Применение здоровьесберегающих технологий для обеспечения психологического здоровья детей является приоритетной задачей деятельности педагога-психолога. В условиях инклюзивного образования подобные технологии становятся незаменимым инструментом активной деятельности по сохранению и укреплению психологического благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья, а также формирования адаптивных форм здоровьесбережения для детей с условно нормативным развитием, включенных в инклюзивную деятельность.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, направленные на развитие психологического и социального здоровья дошкольника, применяются в деятельности педагога-психолога с целью создания эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в условиях инклюзивной деятельности, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника при взаимодействии в инклюзивной группе [3, с. 15].

В здоровьесберегающей деятельности педагога-психолога в рамках инклюзивного образования целесообразно применение функциональной музыкальной релаксации, психогимнастики, дыхательных упражнений и пр.

Для организации психологического сопровождения инклюзивной деятельности, сохранения психологического здоровья воспитанников педагог-психолог опирается на следующие методологические основы [1, с. 32]:

• Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И. С. Якиманская, Н. Ю. Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей.

• Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Б. С. Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.

• Концепция психического и психологического здоровья детей (И. В. Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.

• Технология развивающего образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.

• Теория педагогической поддержки (О. С. Газман, Н. Н. Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

• Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е. В. Бурмистрова, М. Р. Битянова, А. И. Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Обеспечение психологического здоровья воспитанников не представляется возможным без включения родителей в этот процесс. Психологическое просвещение - важная составляющая профилактики вторичных нарушений и социальной дезадаптации детей. Педагог-психолог привлекает родителей к участию в инклюзивной образовательной деятельности, обучает простым приемам сохранения эмоционального благополучия ребенка, организует взаимодействие между родителями детей инклюзивной группы.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психологического здоровья детей в условиях инклюзивного образования способствует формированию стойкой направленности семьи на эмоциональное и личностное благополучие.

Литература

1. Архипова Л. А. Виды здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в ДОУ. [Электронный ресурс]: Методическая копилка детского сада № 40 Кировского района г. Санкт-Петербурга. URL: http://www.kirov.spb.ru (дата обращения 10.12.2015).

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.

3. Высоцкая Т. А., Фараджева Н. А. Основы знаний о здоровье и самопомощи. Учебно-методическое пособие. - Чита: Изд-во АНО «Центр гигиенического обучения», 2003. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.