Научная статья на тему 'Технология мониторинга саморазвития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании'

Технология мониторинга саморазвития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА / МОНИТОРИНГИ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNOLOGY OF MONITORING / MONITORING / SELF-DEVELOPMENT / DISABILITIES / CHILDREN WITH DISABILITIES / FURTHER EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PRESCHOOLER / INDIVIDUAL SELF-DEVELOPMENT ROUTE / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ирина Викторовна, Макарова Валентина Александровна

Статья представляет исследование понятия «мониторинг», анализ его функций в целом и в системе образования в частности. Авторы рассматривают технологию мониторнига как совокупность методов сбора, обработки, анализа данных об изменении свойств системы за определенный промежуток времени с целью дальнейшего воздействия на данную систему. В статье представлена авторская технология мониторинга саморазвития ребенка дошкольного возраста, реализуемая в условиях дополнительного образования детей. Авторы предлагают систему инструментария по реализации технологии мониторинга саморазвития воспитанника в освоении дополнительных образовательных программ, кроме этого в качестве диагностического инструментария могут выступать методы и методики, как разработанные авторами, так и модификации уже существующих методик и тестов. Данный диагностический комплекс применяется в целях определения наличного уровня саморазвития личности, построения на основе полученных данных индивидуального маршрута саморазвития каждого воспитанника, а также в текущем режиме в целях определения динамики развития компонентов личностной, ценностно-смысловой, мотивационно-потребностной, коммуникативной, творческой, аффективной сфер и сферы направленности личности. Результатами применения технологии мониторинга саморазвития ребенка в дополнительном образовании является стимулирование саморазвития каждого воспитанника, повышение качества образовательного процесса организации с учетом закономерностей, выявленных применительно к образовательной деятельности по освоению различных программ. Важным результатом применения технологии мониторинга в образовательной практике является повышение качества образовательного процесса через определение эффективных форм, методов и приемов саморазвития детей в ходе освоения ими дополнительных образовательных программ различной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ирина Викторовна, Макарова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF MONITORING of SELF-DEVELOPMENT OF A PRESCHOOLer WITH disabilities IN ADDITIONAL EDUCATION

The article defines the notion of “monitoring” and analyzes its functions in the educational system. The article presents the author's self-monitoring technology implemented in additional education of children. An important result of the application of monitoring technology in educational practice is improvement of the quality of the educational process through the searh for effective forms, methods and techniques of self-development of children during the development of additional educational programs of various kinds. The article provides a system of tools to implement technology of self-development monitoring in additional education; methods worked out by the author and modifications of the existing methods may be used as assessment tools. Such diagnostic complex is used to determine the level of self-development of a person; to build an individual route on the basis of the monitoring; and to determine the dinamics of personality components, value, motivational, communicative, creative and affective spheres. The result of implementation of this self-development monitoring technology in addtitional education is promotion of self-development of every child, perfection of educational process with the help of tendencies found in the monitoring. An importan result of the monitoring technology is an increase of education quality due to identification of the most efficient forms, methods and techniques of self-development of children in additional education.

Текст научной работы на тему «Технология мониторинга саморазвития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании»

УДК 376.1-053"465.00/.07"

ББК Ч450.091 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.03

Иванова Ирина Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского; 248023,

г. Калуга, ул. Степана Разина, 26; e-mail: IvanovaDIV@yandex.ru..

Макарова Валентина Александровна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Калужский государственный университет

им. К. Э. Циолковского; 248023, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26; e-mail: k.ormsp12@yandex.ru.

ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА САМОРАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технологии мониторинга; мониторинга; саморазвитие личности; ограниченные возможности здоровья; дети с ограниченными возможностями здоровья; дополнительное образование; учреждения дополнительного образования; дошкольники; индивидуальные маршруты; инклюзивное образование.

АННОТАЦИЯ. Статья представляет исследование понятия «мониторинг», анализ его функций в целом и в системе образования в частности. Авторы рассматривают технологию мониторинга как совокупность методов сбора, обработки, анализа данных об изменении свойств системы за определенный промежуток времени с целью дальнейшего воздействия на данную систему. В статье представлена авторская технология мониторинга саморазвития ребенка дошкольного возраста, реализуемая в условиях дополнительного образования детей. Авторы предлагают систему инструментария по реализации технологии мониторинга саморазвития воспитанника в освоении дополнительных образовательных программ, кроме этого в качестве диагностического инструментария могут выступать методы и методики, как разработанные авторами, так и модификации уже существующих методик и тестов. Данный диагностический комплекс применяется в целях определения наличного уровня саморазвития личности, построения на основе полученных данных индивидуального маршрута саморазвития каждого воспитанника, а также в текущем режиме в целях определения динамики развития компонентов личностной, ценностно-смысловой, мотивационно-потребностной, коммуникативной, творческой, аффективной сфер и сферы направленности личности. Результатами применения технологии мониторинга саморазвития ребенка в дополнительном образовании является стимулирование саморазвития каждого воспитанника, повышение качества образовательного процесса организации с учетом закономерностей, выявленных применительно к образовательной деятельности по освоению различных программ. Важным результатом применения технологии мониторинга в образовательной практике является повышение качества образовательного процесса через определение эффективных форм, методов и приемов саморазвития детей в ходе освоения ими дополнительных образовательных программ различной направленности.

Ivanova Irina Viktorovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russia.

Makarova Valentina Alexandrovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department, Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russia.

TECHNOLOGY OF MONITORING OF SELF-DEVELOPMENT

OF A PRESCHOOLER WITH DISABILITIES IN ADDITIONAL EDUCATION

KEYWORDS: technology of monitoring; monitoring; self-development; disabilities; children with disabilities; further education; additional educational institutions; preschooler; individual self-development route; inclusive education.

ABSTRACT. The article defines the notion of "monitoring" and analyzes its functions in the educational system. The article presents the author's self-monitoring technology implemented in additional education of children. An important result of the application of monitoring technology in educational practice is improvement of the quality of the educational process through the searh for effective forms, methods and techniques of self-development of children during the development of additional educational programs of various kinds. The article provides a system of tools to implement technology of self-development monitoring in additional education; methods worked out by the author and modifications of the existing methods may be used as assessment tools. Such diagnostic complex is used to determine the level of self-development of a person; to build an individual route on the basis of the monitoring; and to determine the dinamics of personality components, value, motivational, communicative, creative and affective spheres. The result of implementation of this self-development monitoring technology in addtitional education is promotion of self-development of every child, perfection of educational process with the help of tendencies found in the monitoring. An importan result of the monitoring technology is an increase of education quality due to identification of the most efficient forms, methods and techniques of self-development of children in additional education.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБ

Дети с инвалидностью - это только малая часть детей, на которых ориентируется инклюзивный подход к образованию, направленный как на реформу образования в целом, так и на разработку новых форм, подходов и технологий обучения и воспитания детей, создания технологий мониторингов продвижения их личностного развития.

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л. С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1].

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными (М. С. Артемьевой, Е. А. Екжановой, Е. В. Клочковой, Н. Н. Малофеевым, Н. Я. Семаго, Е. А. Стребелевой, Н. А. Хохловой, Л. М. Шипицыной, Н. Д. Шматко и др.) как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников [6; 7; 9; 11; 14]. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации всех детей, а не только детей с инвалидностью. Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей.

Разработка технологии мониторинга саморазвития детей во внеурочной деятельности - задача, актуальная в свете современного образования. От ее решения во многом зависит успех всех предложений по модернизации и профессионально грамотному переводу образовательных организаций на уровень управления качеством образования. Сегодня для образовательных организаций мониторинг является отражением новых требований к качеству деятельности и, главное, качеству результатов деятельности всех его участников.

Мониторинг представляет собой достаточно сложный и неоднозначный, но целостный и самостоятельный феномен. Нам важно акцентировать внимание на том, что назначение мониторинга как системы сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах ориентировано на информационное обеспечение управле-

© Иванова И. В., Макарова В. А., 2017

ИИЕ В РОССИИ. 2017. № 10 95

ния и позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающей прогноз его развития. Однако сам по себе мониторинг не является самостоятельной управленческой функцией, сохраняя значения таких важных его компонентов, как анализ и контроль, система измерения динамики качественно-количественных изменений объекта. Именно к этому смыслу мониторинга мы обратились в поиске практического решения по диагностике и измерению саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС дошкольного образования [12].

За последние десятилетия границы использования мониторинга активно расширяются. Выйдя за пределы сферы природопользования, откуда он ведет свою родословную, мониторинг проник в сферу управления практически всеми видами деятельности, в частности управления образованием.

С 1 сентября 2013 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Постановление от 5 августа 2013 года № 662) [8]. Реализация положений Постановления направлена на обеспечение систематического стандартизированного наблюдения за состоянием системы образования и динамикой изменений результатов ее функционирования и развития путем сбора данных, обработки, систематизации и хранения полученных сведений, а также непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования вне зависимости от вида, уровня и направленности образовательных программ, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности организаций, входящих в систему образования. Одна из функций мониторинга состоит в обеспечении усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений [8. п. 3-и].

Основная сфера практического применения мониторинга - это управление, а точнее - информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Кроме того, еще одной составляющей успешности мониторинга является упорядочивание его организации и технологии. Технология мониторинга - совокупность методов сбора, обработки, анализа данных об изменении свойств системы за определенный промежуток времени с целью дальнейшего воздействия на данную систему [4].

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-16-40018

Основным документом, регламентирующим работу исследователей при проведении социологического исследования, является образовательная программа. В нашем случае речь пойдет о проектировании технологии мониторинга саморазвития воспитанника в дополнительном образовании. Выбор данного предмета изучения согласуется с пунктом 3-и Постановления Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования», согласно которому в качестве одного из показателей мониторинга в системе неформального образования являются «учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам дополнительного образования детей» [8].

Сегодня в контексте модернизации образования в России дополнительное образование рассматривается как пространство, обеспечивающее поддержку становления в личности индивидуального, развития у детей способности к саморазвитию [2; 15].

В систему инструментария по реализации технологии мониторинга саморазвития воспитанника в освоении дополнительных образовательных программ входит:

- диагностический комплекс изучения динамики саморазвития ребенка дошкольного возраста (диагностика личностной, ценностно-смысловой, мотива-ционно-потребностной сферы, коммуникативного компонента, сферы направленности личности, творческой и аффективной сферы личности);

- диагностический инструментарий саморазвития ребенка по прохождении им дополнительных образовательных программ;

- маршрутная книжка воспитанника, в которую вносятся данные диагностик и фиксируются рекомендации педагога и психолога;

- книжка воспитанника «Я познаю себя», анализ которой позволит психологу и педагогу составить маршрут индивидуального саморазвития ребенка [10].

Некоторыми вопросами, содержащимися в книжке «Я познаю себя» [10], являются:

1. Мои интересы.

2. Как я провожу свободное время?

3. Что меня привлекает в творческом объединении?

4. Чему я хочу научиться?

5. Кем я хочу стать?

6. Каким я хочу стать?

В качестве диагностического инструментария выступают:

- модификация методики Дембо-Рубинштейн на изучение самооценки дошкольников; карта воспитанника «Я по-

знаю себя» (анализ личностной сферы);

- методика «Закончи историю», наблюдение за поведением детей (диагностика ценностно-смысловой сферы);

- методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений); наблюдение за поведением детей (изучение мотивационно-потребностной сферы);

- тест «Изучение коммуникативных умений», проективная методика «Рисунок семьи» по В. Хьюлсу и наблюдение за поведением детей, их общением друг с другом, родителями, педагогами (анализ коммуникативного компонента личности);

- карта воспитанника «Я познаю себя»; тест С. Колосовой «Кем может стать ваш ребенок в будущем?» и наблюдения за поведением ребенка (диагностика творческой сферы личности);

- модифицированный тест Дж. Гилфорда (субтест «Последствия ситуации») и анализ творческих продуктов деятельности (изучение сферы направленности личности);

- карта «Я познаю себя»; методика «Кактус» и наблюдения родителей и педагогов за поведением детей (изучение аффективной сферы личности) [там же].

Данный диагностический комплекс применяется в целях определения наличного уровня саморазвития личности, построения на основе полученных данных индивидуального маршрута саморазвития каждого воспитанника, а также в текущем режиме в целях определения динамики развития компонентов личностной, ценностно-смысловой, мотивационно-потребностной, коммуникативной, творческой, аффективной сферы и сферы направленности личности.

Данные, полученные в результате диагностического изучения личности воспитанника, целесообразно вносить в индивидуальные маршрутные книжки, что позволит отследить динамику саморазвития ребенка.

Инструментарий саморазвития ребенка в ходе освоения дополнительных образовательных программ разрабатывает каждый педагог самостоятельно в соответствии со спецификой реализуемой им программы [4]. Однако это не умаляет роли психолога, который должен провести консультативную работу по данной тематике, помочь педагогам составить либо подобрать необходимый инструментарий.

Проектирование диагностических ин-струментариев саморазвития воспитанников по различным программам и их применение - задача сложная, для ее решения педагогу нужна помощь психолога и методиста, актуальным является проведение индивидуальных консультаций, организация семинаров и мастер-классов по вопросам построения

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 10

мониторингов, обработке полученных результатов и их графическому представлению.

Сбор эмпирических данных проводится с участием педагогов, методистов, психолога. Обработку и анализ полученных результатов проводят педагоги (применительно к реализации мониторинга саморазвития ребенка по образовательным программам). Данные заносятся в индивидуальную маршрутную книжку воспитанника.

Анализ представленных результатов диагностического изучения динамики саморазвития ребенка по прохождению им образовательной программы позволит педагогу и психологу подойти к разработке индивидуальной траектории развития каждого воспитанника и в сотрудничестве с родителями (по желанию) провести проектирование индивидуального маршрута саморазвития ребенка с целью обеспечения условий для его полноценного самопознания и самодвижения в деятельности. Индивидуальный маршрут саморазвития может иметь следующие уровни: общий, индивидуально-ориентированный и уровень психолого-педагогической поддержки.

При составлении рекомендаций педагога и психолога необходимо учитывать данные самоанализа ребенка, которые он отражает в книжке «Я познаю себя». Данные заполняются ребенком при поступлении в объединение, затем - в текущем режиме (в конце и начале каждого года обучения по программе).

Так же как и при проектировании структуры индивидуальной маршрутной книжки воспитанника, параметры самопознания, указанные в книжке «Я познаю себя», могут варьироваться в зависимости от возраста детей и направленности образовательной программы.

Результатами применения технологии мониторинга саморазвития ребенка в дополнительном образовании является стимулирование саморазвития каждого воспитанника, повышение качества образовательного процесса организации с учетом закономерностей, выявленных применительно к образовательной деятельности по освоению различных программ. Те образовательные технологии, которые обнаруживают продуктивность в плане саморазвития детей, имеют возможности транслироваться и более широко диссе-минироваться в образовательном пространстве организаций.

Использование в практике образования предложенной технологии мониторинга саморазвития детей дошкольного возраста по прохождении ими дополнительных образовательных программ представляет со-

97

бой один из возможных вариантов реализации Постановления Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования», согласно которому в качестве одного из показателей мониторинга в системе образования выделены «учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам дополнительного образования детей» [8].

Можно с уверенностью полагать, что инклюзия в ближайшее время станет для Российской Федерации не экспериментом, но массовой практикой, что подкрепляется и ратификацией нашей страной Конвенции ООН о правах инвалидов (2012 г.) [5], согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в том числе дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения [13]. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ, перечислены в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Они предусматривают:

- создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь его родителям;

- обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;

- законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;

- внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Использование технологии мониторинга саморазвития детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования предстает как один из компонентов реализации

инклюзивного образования на современном этапе его развития.

Эффект данной работы заключается в повышении качества развития ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования через освоение им программ дополнительного образования, построенных с учетом результатов мониторинга саморазвитии его личности, а также с учетом закономерностей, выявленных применительно к образовательной деятельности различных творческих объединений.

Те образовательные технологии, которые обнаруживают продуктивность в плане развития личности обучающихся, имеют возможности транслироваться и более широко применяться в образовательном пространстве внешкольных учреждений.

С другой стороны, важно выявить причины отрицательной динамики развития личности воспитанников применительно как к конкретному творческому объединению, так и к личности определенного ребенка, в чем состоит индивидуальный подход в обучении, воспитании и развитии.

Использование в практике инклюзивного образования предложенной технологии мониторинга саморазвития дошкольника в условиях освоения дополнительных

образовательных программ позволит индивидуализировать процесс обучения с учетом интересов детей, изменений в различных сферах (познавательной, мотивационной, творческой и т.д.).

В заключение хочется отметить, что обеспечение готовности педагога к реализации инновационных идей в сфере инклюзивного образования включает в себя не только организованное на разных уровнях психолого-педагогическое и методическое сопровождение, но и стремление специалиста к личностному, профессиональному саморазвитию и самообразованию.

Процесс готовности педагогов к реализации инновационных идей в сфере инклюзивного образования - процесс не конечный, он не заканчивается прохождением курсов, посещением открытых занятий, написанием образовательной программы с учетом современных требований, разработкой системы мониторинга. Суть революционных изменений только тогда будет оправдана, когда процесс готовности педагогов к реализации инновационных идей будет пониматься ими как нечто, что требует постоянного совершенствования, когда процесс образования будет основан на рефлексии собственной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.

2. Иванова И. В. Неформальное образование - инвестиции в человеческий капитал // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 39°. - C. 179-184.

3. Иванова И. В. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития учащихся : учеб.-метод. пособие. - Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2013. - 355 с.

4. Иванова И. В., Логинова Л. Г. Технология мониторинга развития личности учащихся в дополнительном образовании // Нижегородское образование. - 2013. - № 3. - С. 113-118.

5. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/2565085/.

6. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя // Дефектология. -2011. - № 4. - С. 3-17.

7. Малофеев Н. Н. Школа должна учить ребенка быть независимым: образование детей с ограниченными возможностями // Социальная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 121-125.

8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662). - М., 2013.

9. Семаго Н. Я. Инклюзия как новая образовательная философия и практика // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 4. - С. 1-9.

10. Технология реализации мониторинга развития личности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей (на примере Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» г. Калуги) / под ред. И. В. Ивановой : учеб.-метод. пособие. - Калуга : Изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012. - 143с.

11. Факторы, влияющие на включение ребенка-инвалида в жизнь общества: индивидуальный и коллективный опыт на пути инклюзии / Е. В. Клочкова / / Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 3. - С. 1-18.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70412244/.

13. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Хохлова Н. А.Социальная адаптация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования / / Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 37-43.

15. Ivanova I. V. Non-formal Education Investing in Human Capital // Russian Education & Society. -2016. - Vol. 58. - Iss. 11. - Pp. 718-731.

nEflAmmHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2017. № 10

99

REFERENCES

1. Vygotskiy L. S. Osnovy defektologii. - SPb. : Lan', 2003. - 654 s.

2. Ivanova I. V. Neformal'noe obrazovanie - investitsii v chelovecheskiy kapital // Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. - 2015. - № 390. - C. 179-184.

3. Ivanova I. V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitiya uchashchikhsya : ucheb.-metod. posobie. - Kaluga : KGU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2013. - 355 s.

4. Ivanova I. V., Loginova L. G. Tekhnologiya monitoringa razvitiya lichnosti uchashchikhsya v dopolnitel'nom obrazovanii / / Nizhegorodskoe obrazovanie. - 2013. - № 3. - S. 113-118.

5. Konventsiya o pravakh invalidov (prinyataya Rezolyutsiey General'noy Assamblei OON ot 13 dekabrya 2006 g. N 61/106) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/2565085/.

6. Malofeev N. N. Pokhval'noe slovo inklyuzii ili rech' v zashchitu samogo sebya // Defektologiya. - 2011. -№ 4. - S. 3-17.

7. Malofeev N. N. Shkola dolzhna uchit' rebenka byt' nezavisimym: obrazovanie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami // Sotsial'naya pedagogika. - 2011. - № 3. - S. 121-125.

8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii «Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya» (utverzhdeno postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 5 avgusta 2013 g. № 662). - M., 2013.

9. Semago N. Ya. Inklyuziya kak novaya obrazovatel'naya filosofiya i praktika // Autizm i narusheniya razvitiya. - 2010. - № 4. - S. 1-9.

10. Tekhnologiya realizatsii monitoringa razvitiya lichnosti obuchayushchikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detey (na primere Detsko-yunosheskogo tsentra kosmicheskogo obrazovaniya «Ga-laktika» g. Kalugi) / pod red. I. V. Ivanovoy : ucheb.-metod. posobie. - Kaluga : Izd-vo KGU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2012. - 143s.

11. Faktory, vliyayushchie na vklyuchenie rebenka-invalida v zhizn' obshchestva: individual'nyy i kollektivnyy opyt na puti inklyuzii / E. V. Klochkova // Autizm i narusheniya razvitiya. - 2010. - № 3. - S. 1-18.

12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya (Utv. Prikazom Minis-terstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.10.2013g. № 1155) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/ 70412244/.

13. Federal'nyy zakon ot 24.11.1995 N 181-FZ (red. ot 29.06.2015) «O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/.

14. Khokhlova N. A.Sotsial'naya adaptatsiya doshkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh integrirovannogo obrazovaniya // Defektologiya. - 2011. - № 3. - S. 37-43.

15. Ivanova I. V. Non-formal Education Investing in Human Capital // Russian Education & Society. -2016. - Vol. 58. - Iss. 11. - Pp. 718-731.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.