Научная статья на тему 'Инклюзивная образовательная среда - условие самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья'

Инклюзивная образовательная среда - условие самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
987
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОСТУПНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ACCESSIBLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INCLUSIVE EDUCATION / DISABLED CHILDREN / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буслаева Елена Николаевна

Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование и развитие личности осуществляется в Калужской области посредством создания и функционирования сети образовательных организаций, реализующих преемственные образовательные программы различного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive Educational Environment as a Condition for Self-Realization of Children with Disabilities

The right of a preschool child with disabilities to education and personal development is carried out in the Kaluga region, as in other regions of our country, through the creation and operation of a network of pre-school educational institutions that implement successive educational programmes of various levels and orientations in accordance with federal state educational standards and federal state requirements.

Текст научной работы на тему «Инклюзивная образовательная среда - условие самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 37

Е. Н. Буслаева

Инклюзивная образовательная среда -условие самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-16-40018

Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование и развитие личности осуществляется в Калужской области посредством создания и функционирования сети образовательных организаций, реализующих преемственные образовательные программы различного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, доступная образовательная среда, инклюзивное образование, дети-инвалиды, самореализация.

E. N. Buslaeva

Inclusive Educational Environment as a Condition for Self-Realization of Children with Disabilities

The right of a preschool child with disabilities to education and personal development is carried out in the Kaluga region, as in other regions of our country, through the creation and operation of a network of pre-school educational institutions that implement successive educational programmes of various levels and orientations in accordance with federal state educational standards and federal state requirements.

Keywords: children with disabilities, accessible educational environment, inclusive education, disabled children, self-realization.

Проблема ответственности общества и государства перед инвалидами в последние годы вошла в число наиболее актуальных и требующих реальных действий вследствие ратификации Российской Федерацией Декларации ООН «О правах инвалидов» и принятия Федерального закона ФЗ-273 «Об образовании в РФ» в 2012 г., нормативно определивших необходимость обеспечения условий для социализации, саморазвития и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья и их включения в социум и образовательное пространство.

Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обозначены обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, принцип свободы выбора путей получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (ст. 3 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) [14].

В ст. 5 указанного закона подчеркивается, что в целях реализации права каждого человека на образование должны быть созданы необходимые условия для получения качественного образова-

ния лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррек-ционной помощи, а также социального развития этих лиц. Обеспечение условий возложено на федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, под которым понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [14].

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из важных аспектов государственной политики в сфере образования.

В Калужской области, по данным регионального Министерства труда и социальной защиты, в настоящее время проживают 86,5 тысяч инвалидов или 8,6 % от общей численности жителей области, из них более 3 тысяч - дети: в 2012 г. их было 2 793 человек, на начало 2017 г. - 3 074.

По инициативе губернатора Анатолия Артамонова в Калужской области была сформирована необходимая законодательная база, позволяющая

© Буслаева Е. Н., 2018

в полной мере осуществлять полномочия по реализации прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Анатолий Дмитриевич постоянно обращает внимание специалистов образования и социального комплекса на необходимость более тесного взаимодействия органов государственной власти и правозащитников в создании доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере образования и широкого вовлечения их в жизнь общества [2, с. 174]. В сентябре 2016 г. в РФ вступил в действие новый Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с особыми возможностями здоровья (далее - ОВЗ), регулирующий вопросы инклюзивного образования таких детей и являющийся основным нормативным документом, устанавливающим единые государственные требования к образованию обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных учебных организаций [10].

Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (далее - ФГОС ОВЗ) в общеобразовательных организациях, где обучаются дети-инвалиды и дети с ОВЗ, созданы необходимые условия для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП):

— сформирован пакет локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций в соответствии с ФГОС ОВЗ;

— разработаны и документально оформлены модели организации образовательного процесса, включающие внеурочную деятельность. При этом непрерывно развиваются формы взаимодействия организаций общего образования с иными организациями: заключены договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей, организациями культуры, спорта и т. д.;

— созданы необходимые материально-технические условия для организации образовательной деятельности, в частности, учебные кабинеты оборудованы ростовой мебелью и компьютерной техникой, имеются специальные учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию;

— представители администрации и педагогические работники прошли соответствующее обучение на курсах повышения квалификации [13].

В рамках реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2016-2020 гг. и долгосрочной целевой программы «Доступная среда в Калужской области» (2016-2020 гг.) в регионе продолжается создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (включая организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием [13].

За 2012-2016 учебные годы созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов в 71 общеобразовательной организации и девяти дошкольных образовательных организациях:

— обеспечены основные элементы архитектурной доступности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: установлены пандусы, расширены дверные проемы, оборудованы санитарно-гигиенические помещения, на первом этаже установлены перила вдоль стен внутри здания;

— закуплено специальное учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование (кор-рекционно-развивающие и коррекционно-диагностические комплексы, оборудование для кабинета логопеда и психолога, оборудование в комнату психологической разгрузки, ученические столы с регулируемой поверхностью для детей с ДЦП, офтальмотренажеры и др.).

Оборудование в организацию закупалось с учетом особых потребностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в каждой конкретной образовательной организации [13, с. 102].

Целевые показатели федеральной и региональной программ выполняются следующим образом: доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций Калужской области составляет 16 %; доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Калужской области - 21,4 % [13, с. 102].

В общеобразовательных школах области открыто 25 отдельных классов, в которых реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с задерж-

кой психического развития и обучающихся с нарушениями зрения. В данных классах обучается 176 детей с ОВЗ, из которых 23 - дети с инвалидностью.

В 5-ти классах реализуются АООП, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ, созданы необходимые условия для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.

Дети с ОВЗ и с инвалидностью обучаются в 127 общеобразовательных организациях региона, их численность составляет 2 941 человек, 238 имеют статус «ребенок-инвалид». Обучение организовано в обычных классах совместно со сверстниками с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий. Для обучающихся разработаны адаптированные образовательные программы, обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение [9].

212 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью получают образование на дому, из них в форме семейного образования - 37 человек.

При обучении детей на дому используются смешанные формы обучения: с применением дистанционных технологий, с частичным посещением уроков, коррекционных занятий, внеурочных мероприятий. Родители обучающихся в форме семейного образования получают консультационную помощь на базе консультационных пунктов, созданных при центрах психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи [13].

С целью расширения доступности образования для детей с инвалидностью, нуждающихся в обучении на дому, на базе ГКОУ КО «Областной центр образования» функционирует Региональный ресурсный центр дистанционного обучения. В 2016-2017 учебном году дистанционным обучением было охвачено 93 ребенка, имеющих статус «ребенок-инвалид». Для организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий каждому учащемуся по месту жительства созданы соответствующие условия:

— на время обучения рабочее место ребенка оснащается современным комплектом компьютерной техники Apple c ОС MAC OS и необходимым переферийным оборудованием. Предусмотрены как комплекты с традиционной системой ввода с клавиатуры, так и специализированные комплекты для детей с тяжелыми формами нарушений функциональных возможностей рук, нарушениями зрения;

— при наличии технической возможности каждому учащемуся по месту его жительства

предоставляется доступ к интернету и оплачивается безлимитный ежемесячный трафик;

— осуществляется техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов, учителей, организующих учебный процесс с данной категорией обучающихся.

Для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического развития в здания и помещения школы создана доступная среда.

Специалисты Центра осуществляют учебно-воспитательную, психолого-педагогическую, организационно-методическую, консультативно-методическую деятельность и программно-техническое сопровождение. Основная часть учебных занятий проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. Наряду с этим, организуются очные занятия как в образовательном учреждении, так и на дому, совместные занятия в классе. В рамках психолого-педагогической, социально-психологической реабилитации проводятся индивидуальные кор-рекционные занятия. Для посещения очных занятий осуществляется доставка транспортом, в том числе специализированным, оборудованным подъемником.

Социокультурная реабилитация реализуется посредством включения детей в доступные области учебной, исследовательской, проектной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.

В регионе сложились модели сетевого взаимодействия образовательных организаций и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе в вопросах обеспечения специальных условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Одна из моделей - создание на базе центров психолого-медико-педагогических комиссий.

Выпускники с ОВЗ, наряду с государственным выпускным экзаменом, выбирают форму Единого государственного экзамена. На базе ГКОУ КО «Калужская школа-интернат № 5» создан пункт проведения экзамена для всех выпускников с ОВЗ Калужской области.

В 2016/2017 учебном году к государственной итоговой аттестации (ГИА-11) было допущено 76 обучающихся с ОВЗ (выпускников общеобразовательных организаций текущего года), из них - 45 детей-инвалидов. ГИА в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) сдавали 57 выпускников, в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) - 14 выпускников, в смешанной форме (ЕГЭ, ГВЭ) - 5 выпускников.

Перед институтами образования в отношении детей с ОВЗ стоит задача, которая в гуманисти-

ческой интерпретации может быть сформулирована следующим образом: возвышение ребенка с проблемами до единой человеческой сущности, создание оптимальных условий для наиболее полного самоосуществления, саморазвития и самораскрытия личности учащегося (В. В. Линьков, 1999) [14].

Педагогическая активность в отношении таких детей должна быть направлена на более полную их самореализацию и социализацию, на максимально возможное включение их в жизнь общества и социальные отношения, на преодоление изолированности, замкнутости их существования (И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга) [14].

Библиографический список

1. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : АСТ, Астрель, 2007. -224 с.

2. Буслаева, Е. Н. Калужская область - доступная образовательная среда для детей-инвалидов [Текст] / Е. Н. Буслаева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - М. : Автономная некоммерческая организация «Международный исследовательский институт», 2015. - № 12. -С. 168-175.

3. Буслаева, Е. Н. Подготовка студентов бакалавриата психолого-педагогического направления к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. Н. Буслаева // Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире : материалы Международной научно-практической конференции. - Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. - 489 с. - С. 306-317.

4. Буслаева, Е. Н. Создание условий для реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательном пространстве Калужской области [Текст] / Е. Н. Буслаева // Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки, 2017. - Калуга : Изд-во КГУ имени К. Э. Циолковского, 2017. - 332 с. - С. 196-202.

5. Буслаева, М. Е. Роль педагогической практики в подготовке студентов-бакалавров к педагогической деятельности [Текст] / М. Е. Буслаева // Материалы Международной научно-практической конференции «Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире», 1-3 декабря 2015 г. - Калуга : Изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. - 489 с. - C. 403-411.

6. Демьянова, А. В. Социальная политика в сфере защиты прав инвалидов в России [Электронный ресурс]: препринт WP3/2015/09 /А. В. Демьянова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Электрон. текст. дан. (2 Мб). - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - (Серия WP3 «Проблемы рынка труда»). - 50 с.

7. Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л. Б. Осипова, Е. В. Плотникова. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 349 с.

8. Концепция развития дошкольного образования в Калужской области до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://admoblkaluga.ru/sub/education/normtvr/oblastnoe/ (дата обращения: 14.09.2017).

9. Пресс-служба правительства Калужской области [Электронный ресурс]. - URL: http ://адмлюдиново. рф/news/v_kaluzhskoy_oblasti_real izuetsya_kontseptsiya_razvitiya_ranney_pomoschi_detya m

10. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. -URL: http://минобрнауки. рф/документы/5132

11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. -URL:

http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 155 553/

12. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.perepis2006.ru/wps/wcm/connect/rosstat_mai n/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/

13. Система образования Калужской области в 2016/17 учебном году [Текст] : публичный доклад министерства образования и науки Калужской области / под ред. А. С. Аникеева. - Калуга : Калужский государственный институт развития образования, 2017. -242 с.

14. Тверская, О. Н. Возможности развития готовности к самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения [Текст] / О. Н. Тверская // Вестник ПГГПУ - Серия № 1. - Психологические и педагогические науки. -Пермь : ФГБОУ ВПО ПГГПУ 2014. - С. 137-144.

15. ФГОС ДО 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru (дата обращения: 14.09.2017).

16. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 [Электронный ресурс]. - URL: http ://минобрнауки. рф/документы/5930

Bibliograficheskij spisok

1. Borjakova, N. Ju. Pedagogicheskie sistemy obuchenija i vospitanija detej s otklonenijami v razvitii [Tekst] / N. Ju. Borjakova. - M. : AST, Astrel', 2007. -224 s.

49

flpoc^aBCKHÖ negaroranecKHÖ BecTHHK - 2018 - № 1

2. Buslaeva, E. N. Kaluzhskaja oblast' - dostupnaja obrazovatel'naja sreda dlja detej-invalidov [Tekst] / E. N. Buslaeva // European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). - M. : Avtonomna-ja nekommercheskaja organizacija «Mezhdunarodnyj issledovatel'skij institut», 2015. - № 12. - S. 168-175.

3. Buslaeva, E. N. Podgotovka studentov bakalavriata psihologo-pedagogicheskogo napravlenija k rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Tekst] / E. N. Buslaeva // Voprosy social'no-psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija detej v sovremennom mire : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii . - Kaluga : KGU im. K. Je. Ciolkovskogo, 2015. - 489 s. - S. 306-317.

4. Buslaeva, E. N. Sozdanie uslovij dlja realizacii inkljuzivnogo obrazovanija detej doshkol'nogo vozrasta s OVZ v obrazovatel'nom prostranstve Kaluzhskoj oblasti [Tekst] / E. N. Buslaeva // Nauchnye trudy Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. Je. Ciol-kovskogo. Serija: Psihologo-pedagogicheskie nauki, 2017. - Kaluga : Izd-vo KGU imeni K. Je. Ciolkovskogo, 2017. - 332 s. - S. 196-202.

5. Buslaeva, M. E. Rol' pedagogicheskoj praktiki v podgotovke studentov-bakalavrov k pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / M. E. Buslaeva // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Vo-prosy social'no-psihologo-pedagogicheskogo so-provozhdenija detej v sovremennom mire», 1- 3 dekabrja 2015 g. - Kaluga : Izd-vo KGU im. K. Je. Ciolkovskogo, 2015. - 489 s. - C. 403-411.

6. Dem'janova, A. V. Social'naja politika v sfere zash-hity prav invalidov v Rossii [Jelektronnyj resurs] : preprint WP3/2015/09 /A. V Dem'janova; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». - Jelektron. tekst. dan. (2 Mb). - M. : Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2015. -(Serija WP3 «Problemy rynka truda»). - 50 s.

7. Inkljuzivnoe obrazovanie. Individualizacija so-provozhdenija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Tekst] : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Cheljabinsk, 9 fevralja 2016 g.) / otv. za vypusk: L. B. Osipova, E. V Plotnikova. -Cheljabinsk : Izd-vo Cheljab. gos. ped. un-ta, 2016. -349 s.

8. Koncepcija razvitija doshkol'nogo obrazovanija v Kaluzhskoj oblasti do 2020 goda [Jelektronnyj resurs]. -URL:

http://admoblkaluga.ru/sub/education/normtvr/oblastnoe/ (data obrashhenija: 14.09.2017).

9. Press-sluzhba pravitel'stva Kaluzhskoj oblasti [Jel-ektronnyj resurs]. - URL: http://admljudinovo. rf/news/v_kaluzhskoy_oblasti_realizuetsya_kontseptsiya_ razvitiya_ranney_pomoschi_detyam

10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19 dekabrja 2014 g. № 1598 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja» [Jelektronnyj resurs]. -URL: http://minobrnauki. rf/dokumenty/5132

11. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (red. ot 05.08.2016) Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere

doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 155 553/

12. Sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statisti-ki [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.perepis2006.ru/wps/wcm/connect/rosstat_mai n/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/

13. Sistema obrazovanija Kaluzhskoj oblasti v 2016/17 uchebnom godu [Tekst] : publichnyj doklad min-isterstva obrazovanija i nauki Kaluzhskoj oblasti / pod red. A. S. Anikeeva. - Kaluga : Kaluzhskij gosudarstven-nyj institut razvitija obrazovanija, 2017. - 242 s.

14. Tverskaja, O. N. Vozmozhnosti razvitija gotov-nosti k samorealizacii rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v processe obuchenija [Tekst] / O. N. Tverskaja // Vestnik PGGPU. - Serija № 1. - Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. -Perm' : FGBOU VPO PGGPU, 2014. - S. 137-144.

15. FGOS DO 2013 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.firo.ru (data obrashhenija: 14.09.2017).

16. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 maja 2015 g. № 497 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://minobrnauki. rf/dokumenty/5 930

Reference List

1. Boryakova N. Yu. Pedagogical systems of training and education of children with development deviations. -M. : ACT, Astrel, 2007. - 224 pages.

2. Buslaeva E. N. The Kaluga region -available educational environment for disabled children // European Social Science Journal (The European magazine of social sciences). - M. : Autonomous nonprofit organization «International Research Institute», 2015. - № 12. -Page 168-175.

3. Buslaeva E. N. Training of students of a bachelor degree in psychology and pedagogical direction to work with children with health limitations // Questions of social and psychological-pedagogical support of children in the modern world: materials of the International scientific and practical conference. - Kaluga : KSU named after K. E. Tsiolkovsky, 2015. - 489 pages. - Page 306-317.

4. Buslaeva E. N. Creation of conditions to implement inclusive education of preschool age children with health limitations in educational space of the Kaluga region // Scientific works of Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky. Series: Psychology and pedagogical sciences, 2017. - Kaluga : Publishing House of KSU named after K. E. Tsiolkovsky, 2017. - 332 pages. -Page 196-202.

5. Buslaeva M. E. Role of student teaching in studentbachelors training for pedagogical activity // Materials of the International scientific and practical conference «Questions of Social and Psychological-Pedagogical Support of Children in the Modern World», on December 1-3, 2015 - Kaluga : Publishing House of KSU named after K. E. Tsiolkovsky, 2015. - 489 pages. - C. 403-411.

50

E. H. Eycmeea

6. Demiyanova A. V Social policy in the sphere of protection of disabled people's rights in Russia [An electronic resource]: WP3/2015/09 pre-print / A. V. Demyanova; National research university Higher School of Economics. - Electronic text is given. (2 MB). - M. : Publishing House of Higher School of Economics, 2015. - (Series of WP3 «Labour Market Problems»). - 50 pages.

7. Inclusive education. Individualization of support of children with health limitations: materials of the All-Russian scientific and practical conference (Chelyabinsk, on February 9, 2016) / : L. B. Osipova, E. V. Plotnikova. -Chelyabinsk: Publishing House of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. - 349 pages.

8. The concept of preschool education development in the Kaluga region upto 2020 [An electronic resource]. -URL: http: // admoblkaluga.ru/sub/education/normtvr/oblastnoe/ (access date: 14.09.2017).

9. Press service of the Government of the Kaluga region [An electronic resource]. - URL: http: // agM™-gnHOBO.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

rf/news/v_kaluzhskoy_oblasti_realizuetsya_kontseptsiya_ razvitiya_ranney_pomoschi_detyam

10. The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated from December 19, 2014 № 1598 «About the approval of the federal state educational standard of the primary general education of students with health limitations» [An electronic resource]. - URL: http: // MHHo6pHayKH. Russian Federation/documents / 5132

11. The Order of Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation dated from 18.10.2013 № 544n (an edition from 8/5/2016) About the approval of the professional standard «The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the Tutor, the Teacher)» [An electronic resource]. - URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 155553/

12. Website of the Federal State Statistics Service [An electronic resource]. - URL: http: // www.perepis2006.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosst at/ru/statistics/population/disabilities/

13. The education system of the Kaluga region in 2016/17 academic year]: the public report of the Ministry of Education and Science of the Kaluga region / under the editorship of A. S. Anikeev. - Kaluga : Kaluga State Institute of Education Development, 2017. - 242 pages.

14. Tverskaya O. N. Possibilities of development of readiness for self-realization of the child with health limitations in the course of training // the Bulletin of PSHPU. - Series № 1. - Psychological and pedagogical sciences. - Perm : FSBEI HPE PSHPU, 2014. -Page 137-144.

15. FGOS DO 2013 [An electronic resource]. -URL: http: // www.firo.ru (access date: 14.09.2017).

16. The federal target programme of education development for 2016-2020 the Resolution of the Government of the Russian Federation dated from May 23, 2015 № 497 [An electronic resource]. - URL: http: // MHHo6pHayKH. Russian Federation/documents / 5930.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.