УДК: 37.037.1
Сивухина Е.А
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
Научный руководитель: Спицына Л.Г. к.п.н., доцент психолого-педагогический факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В работе описываются проблемы использования информационных технологий на уроках эстетического цикла в начальной школе, рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Определен комплекс мер, направленных на возможности внедрения информационных технологий в предметном обучении на уроках эстетического цикла в начальной школе.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, компьютерные средства, интернет модули, медиатехнологии, электронный учебник, компьютерное моделирование.
Образовательный процесс, обеспечиваемый предметами искусства, существенно отличается от традиционного учебно-воспитательного процесса. Его значимость и специфика определяются задачей формирования и развития эмоционально-образной сферы, связанной с ценностным отношением к действительности, а так же первичным опытом творческой деятельности обучающихся.
Информационные технологии значительно расширили возможности представления учебной информации. Применение графики, цвета, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютерное моделирование позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий, способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности.
Применение информационных технологий делает деятельность привлекательной и по-настоящему современной, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит индивидуализация обучения.
Образовательный процесс, обеспечиваемый предметами искусства, существенно отличается от традиционного учебно-воспитательного процесса. Задача современной школы — формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
В соответствии с Законом «Об образовании и требованиями к системе образования», возникает необходимость в новых подходах к преподаванию уроков эстетического цикла в общеобразовательной школе.
Это во многом определяет успех возрождения культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.
Использование информационных технологий на уроках искусства:
1. Освещается вопрос полезности и эффективности использования информационных технологий на уроках эстетического цикла.
2. Анализируется результат использования информационных технологий на уроках эстетического цикла [1, с. 19].
Развивающее значение информационных технологий для развития способностей младшего школьника очень велико. Применение компьютеров на уроках эстетического цикла создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного, музыкального творчества. Изучая жанры музыки, живописи, и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным, музыкальным материалом, термином используется компьютер.
Уроки эстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития музыкальной и художественной культуры с самого становления музыки и изобразительного искусства в школе.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства и эстетического цикла необходимо сделать применение информационных технологий новым средством художественно-творческого развития. Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, сети Интернет, сканера, проектора решаются проблемы:
- отсутствия достаточного количества наглядных пособий в качественном полиграфическом исполнении;
- отдаленности от музеев и выставочных залов, где хранятся известные мировые шедевры изобразительного искусства [3, с. 12].
Раздаточный материал — эта та область полиграфической продукции, которая практически отсутствует, не предусмотрена в качестве методического обеспечения на занятиях эстетического цикла. Учителю приходится изготавливать материал самостоятельно, т. к. необходимость в этом существенная. Учащийся пользуется раздаточным материалом на протяжении всего процесса деятельности, неоднократно обращается к нему. Раздаточный материал играет важную роль в формировании умений и навыков на уроках искусства.
Методические пособия, например, презентации, в зависимости от своей структуры и назначения, помогают решать конкретные задачи на уроке. Они могут сопровождать объяснение учителем новой темы, могут являться алгоритмом действия, могут быть помощником в написании опорного конспекта, в выделении ключевых мыслей и т. д.
Электронные образовательные ресурсы можно использовать для переработки и создания на основе них собственного продукта. Так же, бывает удобно пользоваться предложенной навигацией и даже привлекать учащихся к самостоятельному поиску заданной информации, выполнению какого-либо теста и т. д. Web-страница может быть использована как для учебной деятельности, так и для общения с учащимися, родителями и коллегами за рамками учебного процесса.
Сеть Интернет используется в процессе и вне учебной деятельности — для поиска информации, в ходе учебных занятий — это оперативный доступ в реальном режиме времени к огромному информационному полю, а в определенных обстоятельствах — это организация сетевой работы.
Надо сказать, что в настоящее время многие используют развивающие и обучающие музыкально-художественные программы для развития творчества детей. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и дает возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью управления процессами,
схемами, подвижными и интерактивными графиками — дополнительное средство развития образного мышления.
В ходе уроков эстетической направленности с использованием информационных технологий дети одновременно могут анализировать и музыкальное, и литературное произведение, и шедевр живописи, находя в них согласные или отличительные черты, особенности одного и того же направления или стиля и т.д. Так, например, на уроках музыки в начальной школе достаточно широко можно использовать интерактивные обучающе-развивающие программы с игровым сценарием, ориентированные на младших школьников. Такими являются «Чайковский. Щелкунчик», «Мусоргский. Картинки с выставки», «Сен-Санс. Карнавал животных» из серии «Восприятие и творчество» и другие.
Практика работы с детьми свидетельствует, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их художественного образования, развивать творческие способности. Использование информационных технологий позволяет погрузиться в мир искусства, увидеть его своими глазами, стать участником того или иного события. Компьютерные и информационные технологии позволяют создать условия для повышения качества обучения.
Умение грамотно организовать работу, создать условия непринужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет учителю использовать дополнительные возможности, в частности, применение информационных технологий для развития художественных способностей каждого ребенка. Такая организация учебных занятий помогает в более короткое время вспомнить и закрепить те эстетические приемы, которые известны детям с дошкольного возраста, полнее обеспечить овладение вновь показанными учителем.
Особенно важно применение компьютерных средств после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью можно использовать игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельных разных предлагаемых элементов.
Возможности информационных технологий могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
- создание презентаций с помощью программы Power Point. Работа с этой программой является эффективным средством формирования технологической культуры педагога, т.к. создавая презентационный материал учителю необходимо ясно представлять и выделять все его структурные компоненты. Учащиеся с удовольствием и сами создают презентации к урокам изобразительного искусства. Особо красочными получаются презентации по творчеству художников. Презентации помогают ярче увидеть мир искусства, так как они насыщенны иллюстративным материалом;
- использование электронных учебников. Они очень практичны в применении, так как содержат лекционный материал, иллюстративный ряд, проверочный материал. Электронные учебники содержат и зрительный, и звуковой ряд. Наиболее хорошим пособием, является электронный учебник «Азбука искусств». Данный учебник позволяет рассказать детям об основах искусства, о правилах изображения, о художественных стилях;
- очень большое распространение на уроках изобразительного искусства получили модули интернет-образовательного ресурса. Модули позволяют выполнять практические задания. Целесообразнее всего использовать модули для проверки знаний, умений и навыков учащихся, так как они содержат хорошо подобранный проверочный материал. Детям нравится выполнять задания из модуля, потому что он моментально выдает результат их деятельности.
Преимущества использования информационных технологий в преподавании уроков эстетического цикла очевидны:
- знакомство с любой темой с сопровождением прослушивания мультимедиа, показа видеофильмов, фото, репродукций;
- «посещение» крупнейших музеев мира;
-«погружение» в пространство и время;
- самостоятельная работа учащихся;
- активизация учебного процесса.
Использование технологии мультимедиа на уроках эстетического цикла сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую, музыкальную работу, в которой и развивается личность учащегося. Использование различных форм и приемов работы позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел. Органично включение в ход учебной деятельности компьютеров, отдельные приемы работы в различной технике создают необходимые условия для развития у детей творческих способностей на занятиях различных видов искусства.
Введение новых художественных материалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества школьников. В ходе уроков эстетического цикла необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся постепенно и в системе овладевали различными материалами, рекомендованными программой.
В деятельности эстетического цикла использовать смену видов изобразительной, творческой, музыкальной деятельности в течение учебного года. Именно это, позволяет избежать потери интереса к рисованию, музыке, трудовой, творческой деятельности, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными, творческими материалами и техникой.
Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации в целом — от управления до воспитания и обеспечения доступности образования. Использование информационных технологий позволяет проектировать учителю грамотные, профессиональные, технологичные виды деятельности эстетического цикла, что позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, развивает гармоничную личность.
Таким образом, использование информационных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений и сказывается на изменении содержания уроков эстетического цикла.
Литература
1. Горбунова И. Б. Информационные технологии в музыке. Монография СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. — 90 с.
2. Заболотская И. В. Возможности использования компьютерных технологий в музыкальном творчестве и образовании // Труды 9-ой международной конференции «Региональная информатика 2009». СПб-Щецин 2009. — 268 с.
3. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Начальная школа. — 2008. — №1. — с. 31.
4. Интегрированный эстетический курс для начальной школы / Ильенко Л. П.— М.: АРКТИ, 2001. — 180 с.
5. Спицына Л. Г. К вопросу о формировании патриотического воспитания младших школьников // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). — в 2-х частях. — Ч. 1 / — Прага, Чешская Республика: 2015. — 511 с.