ФГОС второго поколения
УДК 372.874
J
Л
Т.а. Чиковэ
влияние мультимедийных технологий на развитие эстетического воспитания учащихся детской школы искусств (дши)
___________________г
Аннотация. В данной статье автором рассматриваются мультимедийные технологии применяемые в образовательном процессе в ДШИ, рассматривается влияние мультимедийных технологий на развитие эстетического воспитания детей детской школы искусств.
Ключевые слова: ДШИ, мультимедиа, технологии, эстетика, искусство, лубок, лубочная культура, лубочная картинка.
Abstract. In this article the author discusses multimedia technology used in the educational process in the Art School, examines the impact of multimedia technology on the development of aesthetic education of children children’s art school.
Keywords: art schools, media, technology, aesthetics, art, splint, bast culture, popular prints.
Простота - необходимое условие прекрасного.
Л. Н. Толстой
Йетская школа искусств является начальной ступенью в системе художественного образования. тому очень важно на этом этапе дать учащимся необходимую для творческой работы грамоту в четкой и ясной последовательности.
Главная цель художественного образования -формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. В содержание преподавания предмета «изобразительное искусство» (ИЗО) в детской школе искусств входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.
Система работы в ДШИ представляет собой два направления:
1. Художественно-эстетического обучения.
2. Занятия в классе творческого самовыражения ИЗО. Обучение в классе художественно-эстетической направленности способствует приобретению учащимися новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Как единая целостная система, интеграция является эффективным сред-
ством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов, форм в учебно-воспитательном процессе [1,3].
Эта система обучения включает в себя элементы различных предметов, видов искусств, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний и понимания произведений искусства.
Содержания занятий класса творческого самовыражения ИЗО строятся таким образом, чтобы дать учащимся возможность раскрыть чувства, опираясь на живые ощущения и сенсорные впечатления в виде звуков, красок, восприятия формы и пространства, движения, действия, голоса [5].
Слова учителя и обращенные к детям стихи, рассказы переводятся на язык реальных звуков, красок, форм, движений, так как интегрированное художественное развитие учащихся может быть достигнуто только через живое участие и творчество самих детей.
В годовом плане работы ДШИ планируются (1 раз в четверть) художественные мероприятия: выставки, конкурсы, концерты, где проходит представление детского исполнительского и художественного творчества.
Здесь соединяется результат всей урочной и внеурочной работы класса художественно-эстетической направленности, а так же занятий в классах творче-
28
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/3
ФГОС второго поколения
ского самовыражения при содействии и участии родителей.
Общая режиссура художественных мероприятий выполняется учителями эстетического цикла ДШИ в зависимости от готовности учащихся к выступлению или показу своих творческих работ.
Представленная система работы в классе художественно-эстетической направленности в ДШИ, по нашему мнению, является начальной ступенью в формировании эстетического воспитания учащихся 1-2 класса ДШИ.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Необходимым условием плодотворной работы с учащимися детской школы искусств является создание ситуации успеха на занятиях. С этой целью каждое занятие, проводимое нами, заканчивается упражнениями, помогающими ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя успешным.
Уроки изобразительного искусства в ДШИ мы проводим с использованием информационных технологий, которые не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у обучаемых велика, то стоит учить их как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [6].
Использование информационных технологий на уроках ИЗО может преобразовать преподавание предмета, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе [2].
Мы применяем мультимедийные технологии (упражнения, связанные с рисованием, телесными контактами и т.д.), таким образом создается положительный настрой в группе, снижается утомляемость, облегчаются процессы коммуникаций, вызывается эмпатия у участников, которая дает положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышении адаптационных способностей детей, способствует их самовыражению.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Средства мультимедиа дают учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения.
Различное восприятие информации учащимися на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео- и аудиоинформацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала тракто-
вать его в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала [2].
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством художественно-творческого развития учащихся [6].
Рассмотрим один из вариантов применения ИКТ в образовательном процессе: Урок с мультимедийной поддержкой: «Современный взгляд на искусство лубка».
При объяснении нового материала на уроке учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. Например, учитель ведет рассказ о лубке - одного из самых уникальных видов изобразительного искусства, которому свойственна одновременно доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение. Для него характерны простота техники, лаконичность изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование с пояснительными надписями и дополнительными к основному изображения [7]. Комментируя слайды, учитель заинтересовывает учащихся историй появления и распространения лубка, появления массовой лубочной литературы.
Как изготовлялся лубок, как художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге, они назывались карти-ны-простовики.
Учитель, комментируя слайды, проводит как бы экскурсию учащихся о появлении более совершенного способа изделия лубочных картин-гра-вер. Тонким резцом на медных пластинах художники гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Печатные оттиски раскрашивались от руки в четыре цвета: красный, лиловый, желтый, зеленый. Лубочная картинка -это «изображение в изображении», знак знака, повышенная мера условности, переносящая зрителя в особую игровую действительность» [1]. Задача лубочной картинки - «оживить» сюжет, вернуть его к действию.
Учащиеся детской школы искусств вместе с преподавателем на уроках композиции попробовали выпол-
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/3
29
ФГОС второго поколения
нить лубочные картинки на дереве, штрихи в этих картинках были сделаны с помощью электроприбора для выжигания, а затем расписаны акварельными красками. Эксперимент удался!
Применение ИКТ возможно не только на уроках, но и при подготовке и проведению учителем нетрадиционных форм урока.
При помощи мультимедийных технологий мы организуем виртуальные экскурсии в природу, в краеведческий музей г. Егорьевска.
Компьютер на уроке ИЗО мы применяем и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор «Paint». Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности.
Используя возможности программы PowerPoint, нами были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, уроки-презентации: во время знакомства с декоративно-прикладным народным творчеством, например, «Полотенце»; во время изучения темы «Волшебные птицы» и «Морское дно» в первом классе; при изучении таких тем по изобразительному искусству как «Особенности народных глиняных игрушек», «Жанры изобразительного искусства», «Виды изобразительного искусства», «Музыканты», «Художники» и др.; при рассмотрении темы «Русская народная сказка».
Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.
Кроме этого, мы используем мультимедиа для наглядности на занятиях.
Тематика уроков с мультимедиа:
• «Цвет - основа языка живописи» (1 класс) - живописные работы русских и зарубежных художников.
• «Портрет» (2 класс) - портрет, пейзаж, анималистический жанр и другие.
• «Растительный орнамент» (2 класс) - презентация фауны и орнамента народов мира.
• «Композиция «Лоскутное одеяло» (3 класс) - рукоделие, вязание, лоскутное шитье.
Возможна организация с учащимися работы на компьютерах в программе Paint. Успешно проходят уроки по декоративно-прикладному искусству. Использование на уроках изобразительного искусства простейшего графического редактора типа Paint вполне достаточно с точки зрения учебных целей. Принцип рисования - закрашивание каждого отдельного пикселя рисунка, которые, сливаясь, дают общую картину. Для работы используются такие инструменты, как кисточка, карандаш, резинка, графические примитивы, применение которых похоже на использование циркуля, лекал, линеек при рисовании на бумаге.
Система занятий по рисованию обеспечивает реализацию технологии эстетического воспитания и направлена на формирование у детей представлений о художественном образе природы в искусстве, эмоционально-чувственное освоение детьми средств выразительности живописи, музыки и литературы, активизацию потребности детей в творческой самореализации.
Литература
1. Ашиков В. О. Воспитание культурой и красотой // Искусство в школе. 2002. № 5. С.129-130.
2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: МПСИ, МОДЭК, 2005. 352 с.
3. Васютина Е. Ю. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.71-75.
4. Лыкова И. В. Изобразительное творчество Скульптура и дети. // Цветной мир. 2011. № 4.
5. Панова В. М. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами искусства // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.61-63.
6. Селиванов Н. Л. Компьютерная педагогика в художественном образовании детей и подростков: Теоретические основы и опыт внедрения. М.: Академия, 2011.160 с.
7. Эстетическая культура / под ред. Н.И. Киященко. М.: Просвещение, 2006. 201 с.
30
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/3