Е.Е. Никитина
Способы иллюстрирования педагогических журналов для чтения второй половины XIX века
В статье представлены способы интерпретации разного рода иллюстраций, характерных для периодической литературы XIX века, показана их роль для литературного развития учащихся. Автором описаны виды иллюстраций, их отличительные особенности. Произведения периодической литературы показаны как материал для чтения. В этом контексте наглядность рассматривается как элемент, необходимый для восприятия читаемого текста. Статья включает в себя разные виды иллюстраций. Показано соотношение текста и картинки, соответствующей ему. Материал публикации дает возможность познакомиться с некоторыми журналами дореволюционного времени. Большое внимание уделено структуре журнала. С этой целью представлен перечень рубрик популярных для того времени и их содержательная наполняемость. Периодическое издание рассмотрено в методическом аспекте. Этот факт продиктован наличием в современных учебно-методических комплектах по литературному чтению обучающей работы с журналом. Такая работа включает в себя знакомство с обложкой журнала, его структурой, справочным аппаратом. В качестве методического комментария автором предложены виды деятельности по обучению учащихся работе с периодикой.
Ключевые слова: чтение, журнал, иллюстрация, обучение, текст.
Характерной чертой издательской деятельности второй половины XIX в. было активное использование различных видов изобразительных искусств, в частности, графика (гравюра, лубок и т. д.).
Графика (от греч. grapho - пишу, рисую) - один из видов изобразительных искусств. Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности - на папирусе, на пергаменте). Существует станковая графика (рисунок, эстамп, лубок), книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, титул, авантитул, переплет, обложка, суперобложка), журнальная и газетная графика,
© Никитина Е.Е., 2016
миниатюра (вариант книжной графики), промышленная графика, экслибрис, плакат, шелкография, линогравюра.
С помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими произведениями. Гравюра в зависимости от материала, способа его обработки (гравирования) - механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати делится на следующие техники: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто акватинта, сухая игла и др. Гравюры могут быть выполнены в одной из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или цветном вариантах.
Гравюра (фр. gravure, от graver - вырезать) - вид графики, включающий произведения (гравюры), напечатанные с доски, на которую нанесен рисунок (зеркальный по отношению к оттиску), обработанные различными способами гравирования.
Искусство гравюры состоит в том, что на плоскую поверхность материала наносится рисунок, который затем покрывается краской и оттискивается на бумаге.
В Европе гравюра появилась в XV в., как искусство для народа. Дешевые гравированные листки продавались на ярмарках, становились украшением жилищ, нередко заменяли собой книги, являлись пропагандой нравоучительных историй.
Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и емкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование с пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет.
Интересен тот факт, что лубочные картины и гравюры присутствовали не только в учебной литературе, но и в литературе, которую можно было использовать как дополнительную в процессе обучения учащихся языку и чтению. К числу таких источников относятся детские педагогические журналы.
Журнал «Семейные вечера» был предназначен для детского чтения. Он издавался во второй половине XIX в. в Санкт-Петер-
бурге в типографии Михайлова, под редакцией С.С. Кашпиревой, а позднее автором детской литературы М.В. Ростовской.
Центральное место на обложке журнала «Семейные вечера» занимала черно-белая иллюстрация следующего образца:
Глядя на сюжет, который изображен на картинке, можно с полной уверенностью сказать о том, что она ориентирована на название журнала: авторы изобразили чтение в кругу семьи.
По мысли известного методиста В.П. Шереметевского, деятельность учителя в классе должна отождествляться с деятельностью матери, читающей книгу детям. Само название журнала «Семейные вечера» определяло чтение как ведущий вид деятельности ребенка во время досуга. В содержание издания входили в основном тексты для дополнительного, внеклассного чтения. Большинство из них сопровождалось наличием иллюстраций и гравюр. В частности, в журнале «Семейные вечера» за 18701 г. можно прочитать рассказ «Картины из детского быта» с картинкой К.А. Трутовского, гравюрой М.В. Старикова.
Гравюры, как правило, изображали определенную часть сюжета произведения, или события, происходящего в определенный момент времени. Иллюстрация традиционно имела название в форме предложения, прочитав которое учащиеся могли представить, предположить последовательность событий, происходящих в произведении.
Удивленныя дЬти нетерпеливо стеснЬлнсь около нянюшки . . .
Картинка К.А. Трутовского из журнала «Семейные вечера». 1870. № 4
По названию «Удивленные дети нетерпеливо стеснились около нянюшки...» внимание читателя сразу сосредотачивается на сюжете картинки и появляется возможность предвидеть факт того, что няня готовится поведать детям что-то интересное и занимательное. Слова «нетерпеливо» и «стеснились» значительно усиливают зрительное восприятие увиденного сюжета и прочитанного текста.
Рассказ «Рабочий ящик» С. Макаровой тоже иллюстрирован гравюрой К.А. Трутовского (журнал «Семейные вечера». 1870. № 4).
.. . она, вскочнвъ съ постели побежала прямо къ окну . . .
Данная гравюра подписана предложением «Она, вскочив с постели, побежала прямо к окну» позволяет читателю предположить, что героиня произведения была в каком-то ожидании и напряжении. Вопрос о том, что же заставило ее подбежать к окну, заставляет читателя глубоко проникнуть в сюжет произведения, продолжить дальнейшее чтение и найти ответ на вопрос.
Относительно содержания детского журнала, немаловажное значение имел тот факт, что в поле зрения ребенка попадали тексты для чтения разнообразной тематики: исторической, познавательной, естественно-научной. В журнале «Семейные вечера» за 1868 г. можно найти рассказ М. Ростовской «Человеческие расы», который знакомит читателя с историей происхождения человека. Прочитанный текст осмысливался школьником благодаря иллюстрации.
1 Ескимосъ. 2 Китаецъ. 3 СЪвероамериканецъ. 4 ДЬвица изъ Марангш. 5 Житель огненной земли. 6 Малаизъ. 7 Кафръ. 8 Готтентотъ. 9 Януа. 10 Вестрал1ецъ. 11 Новоголандецъ. 12 Женщина съ Вандименовой земли.
Иллюстрация из журнала «Семейные вечера». 1870. № 4
Рассматривая картинку, читатель усиливает восприятие прочитанного текста зрительным образом. Представители разных рас запоминаются благодаря соотнесению текста с изображением, пониманием отличий внешних признаков представителей рас. Этот факт очень важен, так как научно-познавательная информация становится доступной, а главное - понятной ребенку с точки зрения идейного своеобразия текста.
Практически одновременно с журналом «Семейные вечера» издавался журнал «Родник». Он был очень популярен в России, включал в себя произведения для детского чтения, переводы, рекламный материал. «Родник» издавался в Санкт-Петербурге под редакцией Е.А. Сысоевой и А.Н. Альмедингена. Е.А. Сысоева была известна как писатель для детей и переводчица, А.Н. Альмединген (1855-1908), племянник Е.А. Сысоевой, - начальник военно-судного отделения Главного артиллерийского управления, одновременно с военной карьерой также занимался изданием литературы для детей. В 1881-1888 годах сотрудничал в журналах Сысоевой «Воспитание и обучение» и «Родник», с 1888 г. издавал собственный журнал для учеников народных школ «Читальня народной школы».
Журнал «Родник» отличался от большинства изданий разнообразным, объемным по тематике содержанием. Например, в номере, датированном декабрем 1910 г. читатель мог познакомиться с интересующей его информацией на страницах художественного раздела, с популярными для того времени авторами: Л.И. Антопольским, Г.М. Бобровским, М.П. Зандиным. В литературном разделе были опубликованы авторские произведения А. Альтова, К.С. Баранцевича, Н. Золотницкого, А.И. Куприна и других.
Не менее интересным считался музыкальный раздел журнала, которым руководил профессор консерватории П.А. Сакетти. Здесь печатались очерки и биографии выдающихся композиторов того времени.
Большую роль для развития и обучения учащихся играли, естественно, иллюстрации, помещенные на страницах периодики. В журнале «Родник» наглядность имела более четкую и конкретную направленность по сравнению с журналом «Семейные вечера». Например, в очерке, посвященному жизни и творчеству Л.Н. Толстого, тексту для чтения соответствовали репродукции картин известных художников, которые создавали у читателя целостный образ не только внешности писателя, но и сущность его духовного мировоззрения, опыта, мироощущения, создавали представление о его художественном мире.
Иллюстрация журнала «Родник». 19102. № 10
Издатели журнала «Родник» дополняли издание собранием картинок, иллюстраций, которые можно было купить на книжном рынке с целью обучения и воспитания детей в условиях школьного и домашнего обучения. Например, картинки в рассказах акварели Г.А. Косякова, картинка на мелованной бумаге из серии «Жизнь юношества в изображении классических художников», картинки из серии «Русская живопись».
Конкретизируя мысль о содержательной стороне журнала и способах его иллюстрирования, особенно хочется отметить наличие рубрики «Из области воздухоплавания». Материал этой рубрики информировал читателя о Международной выставке воздушного передвижения, которая проходила в Париже в 1910 г., а также был представлен серией картинок «Виды аэропланов».
Рис. 2. Бипланъ Слоана.
Рис. 3. Монопланъ Пишофа,
Рис. 4. Монопланъ Дюпердюссена.
Рис. 5. Морской монопланъ Фабра.
Иллюстрации из журнала «Родник». 1910. № 10
Местечко Мерефа, Харьк. губ. Монастырь на ВолгЪ Татарская деревня
Иллюстрации из журнала «Родник». 1910. № 12
Завершала каждый номер журнала «Родник» рубрика «Клуб Родник». В номере 12 за 1910 г. можно было прочитать о поездке учащихся Реформатского Санкт-Петербургского училища в Новгород Великий. Серия фотографий, сделанных членами клуба и участниками экскурсии, дает возможность учащимся узнать достопримечательности Новгородской земли, прочитать дополнительный литературный и исторический материал об этих местах3.
Рассматривая детский журнал в методическом аспекте, можно сказать о том, что во второй половине XIX в. он был своего рода дополнительной литературой для чтения, не предусмотренной школьной программой, и многие издатели стремились использовать такие средства, которые повышают интерес ребенка к чтению, совершенствуют его читательскую культуру, воспитывают потребность в перечитывании, в поиске необходимой информации по интересующему вопросу или проблеме.
В этой связи наглядность давала возможность авторам периодических изданий интерпретировать структуру журнала, наполнять рубрики не только литературными произведениями для чтения, но и научными сведениями из области естествознания, географии, истории, другими словами, адаптировать научный текст с сохранением его идейной целостности.
Потенциал педагогических журналов для детей позволяет рассмотреть обучение языку и чтению в другом контексте. Сегодня существуют программы по литературному чтению, которые предусматривают работу с детским журналом на основе сравнительно-исторического метода. С этой целью видоизменить уроки литературного чтения можно путем активного использования следующих видов работ:
Подготовительный этап:
1) чтение, рассматривание детского журнала; обложки, ее элементов;
2) знакомство со структурой детского журнала, отличие его от книги;
3) рассматривание иллюстраций в журнале.
Основной этап:
1) чтение произведений разного жанра, помещенных в детском журнале;
2) анализ содержания произведения;
3) выполнение работ по следам прочитанного. Заключительный этап:
1) самостоятельное чтение текстов в детском журнале;
2) выполнение работ творческого характера: знакомство с разными видами иллюстраций детского журнала, соотношение текста и картинок, составление тематических рассказов по разным направлениям: иллюстрация к литературному произведению, серия фотографий по материалам экскурсии, репродукции картин известных художников, гравюры.
Примечания
1 Семейные вечера. 1870. № 4.
2 Родник. 1910. № 10.
3 Там же. № 12.