школа
Андреева Татьяна Евгеньевна
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Использование средств новых информационных технологий в начальной школе позволяет значительно расширить возможности предъявления учебной информации и усилить мотивационный аспект обучения. Наличие широкого спектра программно-методического обеспечения (учебно-методических комплексов) позволяет эффективно организовать самообучение, индивидуальную и групповую формы работы, что особенно важно в условиях массовой общеобразовательной школы. Не секрет, что в каждом из классов есть учащиеся с высоким и низким уровнем развития и образования, фронтальная работа с которыми приводит к потере интереса высоко работоспособных учеников. Существенно облегчается и проведение контроля над образовательной деятельностью учащихся -разнообразные задания тестового характера, возможность неоднократного повтора любого теста, корректные комментарии и подбадривающие подсказки - все это помогает сделать обстановку проверки знаний и умений легкой и психологически комфортной для любого ученика.
Учебно-методический комплекс «Путешествие в город мастеров» сочетает в одном программном продукте разные виды информации и высокую вариативность ее предъявления как в области изобразительного искусства, так и по информатике. Знакомство с изобразительным искусством - это начало систематического приобщения
школьников 6-12 лет к удивительному, загадочному миру прекрасного, первый шаг на пути развития собственного художественного творчества. То, что учебно-методический комплекс «Путешествие в город мастеров» знакомит детей с народным декоративно-прикладным искусством, значимо вдвойне: это дает возможность испытать гордость, увидев истоки ремесла своего народа, который каждую, пусть даже самую простую, обиходную вещь стремился сделать яркой, нарядной, праздничной. Умелое использование этих материалов окажет неоценимую помощь в формировании представлений детей о красоте, добре, в воспитании патриотизма, уважения к труду и мастерству.
В ряду школьных дисциплин изобразительное искусство стоит далеко не на первом месте. Таково же и отношение к подобным урокам детей и родителей, а зачастую и самих педагогов. А между тем именно этот предмет мог бы стать основой развивающего обучения младших школьников. Развитие творческих способностей учащихся, их воображения и фантазии, чувства гармонии и цвета, а главное, возможность свободного проявления чувств в рисунке или поделке, - все это и многое другое возможно именно при изучении изобразительного искусства, что безусловно создает условия для наиболее полной реализации способностей и интересов учащихся.
Программа художественного образования и эстетического воспитания учащихся указывает на необходимость развития у школьников чувства прекрасного, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории, архитектуры, народного творчества, красоту и богатство родной природы. Одним из средств эффективного решения этих задач должно стать использование информационных модульных технологий для организации индивидуальной и малогрупповой деятельности школьников.
Нами был изучен опыт создания интегрированных курсов и изучены труды и исследования A.B. Горячева, А.Л. Семенова, М.А. Плаксина, Л.Л. Босова. Наиболее интересной мы считаем работу М.С. Цветковой, создавшей авторские программы интег-ративного слияния курсов информатики и изобразительного искусства. Автор идет от внедрения в курс информатики элементов народного искусства. Созданный нами комплекс идет по пути решения задач информатики на уроках изобразительного искусства (раздел «Прикладное искусство»), меняя приоритеты. Дети изучают элементы росписи, цвета, изготовление различных предметов, а попутно решаются многие задачи изучения информатики в начальной школе. B разработанных методических рекомендациях к урокам показано, какие задачи можно и следует решать при работе с разделом комплекса.
Разрабатываемая технология предполагает своеобразное «погружение» в мир народного искусства, создание яркой, эмоционально заряженной атмосферы урока, которая поможет детям не просто хорошо выполнить предлагаемые задания, но и будет содействовать формированию желания выразить свои мысли и эмоции в росписи, рисунке или сочинении сказки. Тщательно выстроенная система «содержательный модуль - задания» дает примеры выполнения заданий. Это, в свою очередь, создает атмосферу психологического комфорта для слабо успевающих в классе учащихся, для школьников с недостаточно выраженной творческой фантазией и слабой активностью.
СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Комплекс состоит из графического меню, предполагающего свободный выбор индивидуального образовательного маршрута и семи модулей (разделов), структурное деление которых одинаково. В разделах рассматриваются следующие виды декоративно-прикладного искусства: Гжель, Хохлома, Дымково, Палех, Жостово, По-лохов-Майдан, кружево. Графическое меню (дорожки, по которым школьникам предлагается идти в город мастеров) - это интерфейс свободного выбора, задающий гибкое управление учебной деятельностью внутри комплекса и создающий максимальные условия психологического комфорта для индивидуальной работы с диском. Символическое представление информации в меню также содействует развитию у младших школьников общих умственных способностей и решает задачу формирования представлений о меню, как механизме выбора элементов из конечного множества. Во вводной преамбуле к диску дети узнают о целях и задачах их будущей работы, возможностях программы, и о конечном пункте игры - Городе мастеров. Попасть туда можно сразу, выбрав картинку города. Но ворота в город открываются лишь после того, как испытуемый пройдет по каменной дорожке, каждое звено которой - тест об одном из ремесел. Таким образом, учащиеся «вынуждены» начинать изучение разделов комплекса.
В каждом из разделов, посвященных одному из видов декоративно-прикладного искусства, заложены следующие модули:
• Хочешь узнать о промысле;
• Проверь себя;
• Посмотреть изделия;
• Давай рисовать;
• Словарик;
• Страничка учителя;
• Литература;
• Internet.
Первый раздел носит в большей части образовательно-развивающий характер. В
него включены три подраздела: истоки ремесла (откуда пришло то или иное искусство); как изготавливают предметы; как расписывают изучаемые изделия. Причем второй и третий подразделы нередко сопровождаются показом процесса в видеофрагменте, что (за счет движения, музыки и речи) придает определенный динамизм и эмоциональность уроку.
Раздел «Посмотреть изделия» дает возможность просмотреть в темпе, выбранном самим ребенком, довольно широкий спектр изделий изучаемого ремесла. Причем, используя проектор, учитель может организовать углубленное изучение данного вопроса, подробно рассказывая и опрашивая детей об особенностях каждого изделия, разбирая детали.
Проведение контроля и самоконтроля организовано в комплексе за счет тестовых программ, работать с которыми можно бесконечное число раз, пока все ответы не будут правильными. То есть ребенок имеет возможность получить повторение и закрепление знаний, наряду с самопроверкой в индивидуальном темпе. Часть заданий в разделе содержит просто иллюстрированный вопрос. Он дан для организации фронтальной или групповой деятельности на уроке, в случае выбора учителем метода проектов.
Раздел «Словарик» неразрывно связан с разделом «Узнать о промысле». В каждом из модулей раздела даны гиперссылки на понятия темы, они и выводят школьника к нужному слову в иллюстрированном словаре. Разумеется, можно пользоваться словарем как таковым, и было бы неплохо, приучая детей к словарной работе, отводить на каждом уроке несколько минут этому виду деятельности.
Раздел «Давай порисуем» является главной страничкой для организации творческого развития ребенка. Здесь даны рабочие листы для раскрашивания, рисования, вырезания; даны образцы росписи и раскрашивания и одновременно предоставлен простор для реализации собственного творчества. Часть раздела содержит видеоклипы, управляющие практической деятельностью ребенка. Здесь решаются задачи раз-
вития творчества, самовыражения, собственного видения окружающего мира, превращения его элементов в элементы росписи. Предусмотрены все этапы действий - от работы по образцу и подражательности до самостоятельного творчества.
В разделе «Страничка учителя» содержатся конкретные методические рекомендации по организации урока по данной теме. Рекомендации даны как в области методики преподавания изобразительного искусства, так и в области преподавания информатики.
Разделы «Литература» и «Интернет» -справочные. В них даны основные литературные источники и адреса сайтов по теме изучаемого ремесла. Краткие аннотации помогут сориентироваться в выборе и учителю и школьнику.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД МАСТЕРОВ»
«ХОХЛОМА»
Цели занятия:
1. Продолжить работу по формированию представлений о традиционном народном искусстве средствами информационных технологий.
2. Сформировать конкретно-образные представления о хохломских изделиях.
3. Показать истоки промысла, связь его с природой, основные цвета хохломской росписи, их гармоничное сочетание.
4. Содействовать развитию у детей художественного, творческого воображения.
5. Содействовать воспитанию интереса к искусству народных умельцев, к «золотой Хохломе».
6. Отработка простейших приемов рисования кистью декоративных ягод и листьев.
Ход занятия:
В части урока, проводимой без компьютерной поддержки, педагог объявляет тему урока, записывает ее на доске (это можно сделать заранее), подробно объясняет, чему предстоит научиться в ходе работы на уроке, ставит вопросы к видеоматериалу.
Вводную часть можно начать с сообщения, что урок сегодня предстоит необычный - его проводят два учителя, один из которых - компьютер. В предварительной беседе следует выяснить, что уже известно ученикам о Хохломе, видели ли они когда-нибудь изделия хохломских мастеров, где это было. Для этого возможно использование раздела «Посмотрим изделия» из программы (несколько образцов демонстрируются методом проекции). Далее учитель предлагает узнать как же появилась «золотая посуда» и начинается работа с разделом «Хочешь узнать о промысле».
По окончании просмотра закрепляются новые знания. Примерные вопросы:
1. Что такое Хохлома?
2. Откуда пришла к нам Хохлома?
3. Это действительно золотая посуда?
4. Какие цвета используют хохломские художники?
5. Какое настроение вызывает такая посуда?
Далее начинается работа с тестами. Как один из вариантов можно предложить проведение опроса в устной форме. Это позволит сразу же определить, кто из детей еще не усвоил материал.
Практическая работа (раздел «Давай порисуем») может выполняться в нескольких вариантах:
1. Вы распечатываете предложенные в разделе заготовки, и дети рисуют в круге или в модели изделия декоративные ягоды и листья. Обращается внимание на яркость красок, использование цветовой гаммы Хохломы, ритмичность повторяемых элементов.
2. Дети работают в парах или группах (метод проектов) по составлению простого
«травного» рисунка. Он выполняется в полосе или круге желтого цвета из заранее подготовленных учителем элементов - кружки красного цвета, элементы «травки» -черного и зеленого цвета. Обращается внимание на композицию рисунка, соблюдение гармонии цветов.
3. Если урок проводится интегративно, то учитель информатики помогает организовать работу по раскрашиванию изделий непосредственно в программе Paint.
«дымково»
Цели занятия:
1. Продолжить работу по формированию представлений о традиционном народном искусстве.
2. Сформировать конкретно-образные представления о дымковской игрушке, особое внимание уделив лошадкам и традиционной дымковской «барыне», показать непохожесть образов этой игрушки и точность деталей, определяющих ее характер.
3. Показать истоки промысла, связь его с природой, гармонию в сочетании основных цветов росписи, яркость и праздничность игрушки.
4. Закрепить знания детей о геометрическом узоре, умение видеть и называть цвета и цветовые оттенки.
5. Содействовать развитию у детей цветового восприятия, творческого воображения.
6. Отработка простейших приемов росписи и навыка в выполнении орнаментов «полоска», «клетка», «горошек», «кружок» при росписи лошадок и дымковской «барыни».
Дымковской игрушке посвящены несколько уроков изобразительного искусства в 1 и 3 классе (типовая программа). Пер-
вый из них знакомит школьников с историей возникновения дымковской игрушки, процессом ее изготовления, основных цветах и орнаментах, используемых при росписи. Особое внимание уделено фигурке игрушечного коня - именно эту игрушку учатся расписывать малыши. Второй рассматривает более подробно процесс создания и росписи «дымковских барынь». Компьютерная анимация напоминает школьникам основные цвета и узоры, используемые в данном художественном промысле, а затем показывает последовательность росписи игрушки.
В связи с этим могут быть предложены несколько вариантов проведения занятий.
Занятие «Дымковская игрушка»
В допросмотровой части педагог объявляет тему занятия, записывает ее на доске (это лучше сделать заранее), подробно объясняет, чему сегодня предстоит научиться. Обязательно следует проверить организационную готовность учащихся (краски, кисти, листы бумаги для рисования и др.)
Блок контроля состоит из развивающих и творческих заданий, в частности по выполнению основных дымковских орнаментов. Этот вид учебной деятельности можно осуществить как под руководством самого педагога и его образца рисунка, так и ориентируясь на росписи, выполненные методом компьютерной анимации. Видеоклип осуществляет руководство выполнением узоров «горошек», «полоска», «клетка».
Занятие «Барыни из Дымково»
План работы примерно тот же, что при организации занятия с предыдущим материалом темы. Возможно, педагог решит использовать оба материала на одном занятии, выбрав для выполнения только несколько практических заданий. Такой вариант приемлем для детей более старшего возраста, так как, в силу возрастных особенностей, школьники 6-8 лет обладают лишь краткосрочным вниманием и повышенной утомляемостью. Таким образом, несмотря на небольшую длительность и красочность видеоматериалов, они не будут иметь того
обучающего и развивающего эффекта, на который рассчитывает педагог.
Допросмотровая и просмотровая части урока идут в уже привычном для педагога режиме: объявляется тема занятия, дети активизируют свои знания о дымковской игрушке (фронтально или опрос двух-трех учеников); формулируются учебная задача и задания к просмотру.
В содержательном модуле роспись игрушки показана в динамике, с помощью анимации, этот клип можно повторить перед выполнением практической работы. При выполнении практической работы акценты учебной задачи те же: обращается внимание на правильность выбора цветов, разнообразие используемых элементов росписи и гармоничности их размещения, на прорисовку мелких деталей.
шое количество образцов, изучают основные элементы росписи. Большое значение имеет вступительная беседа педагога о красоте расписной сине-белой керамики, где внимание детей следует обратить на разное «звучание» синего цвета в росписи на белом фоне.
Цели занятия:
1. Продолжить работу по формированию конкретно-образных представлений об одном из видов декоративно-прикладного искусства - Гжели.
2. Содействовать формированию умения чувствовать гармоничность сочетания цветов, их окраски, размеров, форм и сочетаний при выполнении росписи.
3. Формирование представлений о художественном отображении природы в гжельской росписи.
4. Содействовать развитию понимания и способности чувствовать красоту предметов народных промыслов, их роль в создании настроения человека.
5. Показать разную интенсивность синего цвета Гжели (тон).
6. Выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении больших и маленьких декоративных цветов на белом поле в круге.
Ход занятия:
В начале урока педагог объявляет тему и подробно объясняет, чему сегодня предстоит научиться. Вступительная беседа может начаться с небольшого повторения. Выясняем, известно ли ученикам о Гжели, какие еще промыслы, связанные с изготовлением посуды они помнят; как и из чего изготавливается посуда и т. д.
Следует обратить внимание на некоторые нетрадиционные подходы к изложению нового материала в модуле. Так процесс изготовления и росписи посуды показан на тематических гжельских фигурках, а в конце видеозанятия школьникам предлагается самостоятельно рассказать о нем. Видеоряд этого задания скопирован из содержательного видеомодуля и является своеобразной подсказкой. Педагог может построить выполнение задания на данном видеоряде или предложить составить рассказ самостоятельно, без опоры на картинки.
При переходе к практической работе педагогу предстоит самостоятельно объяснить последовательность упражнений в росписи и показать новый прием - мазок с растяжением синего цвета. Для этого детям предлагается еще раз внимательно рассмотреть одно из изделий гжельских мастеров и
объясняется, что синий цвет в росписи всегда звучит по-разному. Они должны увидеть и легкий, прозрачный светло-синий оттенок, и темно-синий, сгущенный до иссиня-чер-ного цвета. Далее учитель предлагает выполнить два-три упражнения на выполнение эскиза с растяжением синего цвета.
В основу учебно-методического комплекса положены следующие принципы:
- строгий учет психологических и возрастных особенностей;
- развивающий характер технологии;
- деятельностный подход, реализуемый за счет систем практических и творческих заданий, активизирующих учебную деятельность и формирующих познавательный интерес учащихся;
- тщательный отбор вербального и аудиовизуального материала по критериям доступности и посильности,
- направленность содержания материалов на активное развитие у детей сопереживания, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы, а также эмоционально-эстетического отношения к окружающему их миру,
- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как эффективное средство оптимизации работы с информационными технологиями обучения,
- построение системы контроля - коррекции на заданиях только продуктивного характера (практические, развивающие, творческие задания);
- возможность дифференцированного и индивидуального подхода к учебной деятельности, организуемой с использованием учебно-методического комплекса.
© Наши авторы, 2006 Our authors. 2006.
Андреева Татьяна Евгеньевна, старший научный сотрудник РГПУ им. А.И. Герцена.