Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (организационно-управленческий аспект)'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (организационно-управленческий аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая практика / компетенции / модельная методика / компьютерные технологии / teaching practice / competencies / model methodology / modern computer technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красковская Татьяна Викторовна, Деннсова Ольга Сергеевна

Статья посвящена проблемам организации педагогической практики студентов консерватории по предмету «Музыкальная литература» в детской музыкальной школе. Необходимым условием подготовки студента к педагогической деятельности является формирование определенных компетенций. Среди них способность подготовить учебнометодический материал для проведения урока, применяя современные компьютерные технологии. Авторы статьи представляют модельную методику создания компьютерной презентации, которая поможет студентам успешно подготовиться к практике и дальнейшей педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical activities of Conservatory students devoted to improving the quality of musical education (organizational management)

Practical activities of Conservatory students devoted to improving the quality of musical education (organizational management) This article is devoted to the organization of the Conservatory students’ teaching practice on the subject “Music Literature” in the children’s music school. Training students to teach requires the development of specific competencies, including the ability to prepare teaching materials for lessons using modern computer technology. The authors present a model methodology for creating computer presentations which assists students successfully prepare for practice and further educational activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (организационно-управленческий аспект)»

УДК 371

Т. В. Красковская, О. С. Денисова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (организационно-управленческий аспект)

системе музыкального образования предмет «Музыкальная литература» занимает особое место. Это обязательная дисциплина в курсе музыкальной школы и среднего профессионального учебного заведения (колледжа или училища)1. Сегодня требования по освоению предмета и условиям его реализации регламентированы Федеральными государственными требованиями к реализации программ в ДМШ, и в Федеральных государственных образовательных стандартах программ СПО и вузов.

В музыкальной школе предмет «Музыкальней! литература» играет особую роль в профессиональной ориентации учащихся. На уроках происходит формирование музыкального мышления, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание предмета включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере искусства, воспитывают вкус, пробуждают любовь к музыке. Посредством содержания предмета формируются знания, умения и навыки учащихся, которые помогают им установить связь музыки с жизнью, понять социальную обусловленность музыкальных явлений и различие природы и эстетических функций серьезной и лег-

© Т. В. Красковская, О. С. Денисова, 2014

кой музыки. Однако, предмет «Музыкальная литература» дает не только профессиональные знания, умения и навыки. Он учит мыслить, осознавать, понимать и сравнивать явления или предметы, воспитывает навыки письменной и устной речи и оформления своего высказывания, учит презентовать себя и т. д. Навыки, полученные в процессе обучения, входят в общий набор компетенций личности и обеспечивают в дальнейшем ее конкурентоспособность в жизни.

Согласно ФГОС ВПО одной из основных областей профессиональной деятельности специалистов является преподавание комплекса музыкалъно-историчес-ких дисциплин в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях дополнительного образования детей. Следовательно, объектом профессиональной деятельности специалиста в области педагогики являются различные категории обучающихся — от ДМШ до музыкального колледжа. Кроме того, профессиональная деятельность специалиста в области педагогической деятельности подразумевает не только способность преподавать дисциплины, связанные с историей музыкального искусства, культуры, и педагогики (ПК-16), но и умение планировать учебный процесс, осуществлять научно-методичес-кую работу, разрабатывать методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения (ПК-17). Музыковед, не владеющий педагогичес-

В

кими технологиями и методическим ал-паратом в своей практической работе, обречен на частые неудачи, поскольку его профессиональная деятельность неэффективна без педагогической подготовки.

Насколько грамотно следует выстроить процесс подготовки выпускника консерватории к педагогической работе? Совершенно очевидно, что, в первую очередь, студентам необходимо внушить понимание важности педагогической деятельности. Во-вторых, необходимо объяснить студенту важность коммуникативного аспекта его деятельности: комфортное чувствование себя как в педагогическом коллективе, так и в классе, как в работе с детьми одного возраста, так и при переключении на другие возрастные категории. В-третьих, необходимым условием успешной педагогической практики студента является организационно-управленческий этап. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО включает творческую, организационную, менеджерскую деятельность специалиста, предусматривая ее реализацию в области музыкально-исполнительского и музы-кально-театрального искусства, а также работу в органах управления культуры (ПК-30, ПК-34). Однако организационные навыки необходимы и в педагогической деятельности.

Студент в процессе подготовки занятия должен понять не только то, о чем он будет говорить на уроке, но и как он будет готовиться к занятию — и психологически, и в отношении преподнесения и закрепления учебного материала. Вопрос «как» в современном образовании становится ключевым.

Выстроить цепочку действий, отвечающих на вопрос «как» может не всякий молодой педагог, не говоря уже о студентах. А времени на исправление ошибок студента в проведении занятия нет. Поэтому педагоги музыкальных школ и колледжей заинтересованы в улучшении организационно-управленческого этапа подготовки студента к проведению занятия. Представляется, что деятельность педагога вуза должна заключаться,

прежде всего, в управлении самым важным процессом, а именно работой студента над учебно-методическим обеспечением занятия.

Поскольку одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса является применение современных компьютерных технологий в обучении, необходимо научить студента использовать их в своей педагогической деятельности. Наиболее популярным видом работы в данном направлении является мультимедийная презентация, основными целями которой является освоение нового и закрепление изученного материала, контроль знаний.

Введение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем российского музыкального образования. Этот вопрос активно обсуждается в сети Интернет2. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках музыкальной литературы, как указывает О. А. Гаврилова, «способствует решению основных задач предмета и дает возможность:

— по-новому использовать на уроках музыкальной литературы текстовую, звуковую, видеоинформацию и ее источники;

— обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень;

— помогать активизации творческого потенциала учащихся;

— способствовать воспитанию интереса к музыкальной литературе» [1].

Основными целями компьютерной презентации является освоение нового материала, закрепление изученного материала и контроль знаний. Презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, проводить уроки неформальным способом.

Создавая презентацию следует учитывать не только содержание урока, но также возрастную психологию обучающихся и компьютерные технологии. Разрабатывая свои шаблоны презентации, предназначенные для использования на

уроках музыкальной литературы, мы ориентировались на детей 13—14 лет, обучающихся в 7 и 8 классах музыкальной школы на разных отделениях — фортепианном, хоровом, народном, струнном и духовом. Это выпускные классы и подготовительные к поступлению в среднее звено.

Возраст данных учащихся определяется как подростковый. Он занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. На физиологическом уровне в этом возрасте у детей происходят изменения, которые приводят к изменениям и в поведении. Внимание детей становится непродолжительным и неустойчивым, ухудшается понимание излагаемого материала и усвоение информации. Поэтому во время занятий надо приводить больше ярких, понятных примеров, использовать демонстративный материал. У подростков замедляется реакция, они не сразу отвечают на заданный вопрос, не сразу начинают выполнять требования учителя. Речь становится краткой, стереотипной, замедленной. Подростки могут плохо понимать ауди-альную (словесную) информацию.

Все познавательные процессы и творческая активность подростков достигают высокого уровня развития. Происходит перестройка памяти. Начинает активно развиваться логическая память. Развитие механической памяти замедляется. У детей появляются проблемы с памятью. Меняется отношение между памятью и мышлением. Мышление определяется памятью. Для подростка вспомнить — значит мыслить. Для того чтобы запомнить материал, ему необходимо установить логическую связь между его частями.

Мышление становится теоретическим, понятийным за счет того, что подросток начинает усваивать понятия, совершенствовать умение пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно.

В возрасте 12—14 лет дети испытывают кризис. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются

взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими. На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию. В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться. Учитывая все эти особенности, мы в помощь студентам консерватории разработали модельную методику создания компьютерной презентации. Следование данной методике поможет студентам избежать педагогических ошибок при прохождении педагогической практики в ДМШ и ДШИ.

Шаг 1.

Определить тему для своей презентации и ее временные рамки. Презентация в силу неустойчивого внимания детей не должна занимать большого количества времени. В зависимости от тематики, презентации могут быть различной протяженности. В среднем, презентация должна длиться около пяти минут. На уроках музыкальной литературы ее полезно показать в конце занятия после изучения материала для его закрепления, чтобы вызвать больший интерес учащихся к данной теме.

Шаг 2.

Составить текст презентации. Это лучше сделать в отдельном текстовом документе. Текст должен быть по возможности лаконичным, интересным, доступным для понимания учащимися опреде-

ленного возраста. При составлении текста следует уточнить, знакомы ли дети с используемыми на уроке терминами. Если учащиеся не знают того или иного термина, можно этот термин не называть, но обязательно назвать явление.

Доступ к ресурсам сети Интернет предоставляет огромные возможности поиска необходимой информации. Это библиографическая информация, аудио и видео материалы. Тараева рекомендует при экспонировании текстового слайда использовать различные шрифты, кегли. Текстовые фрагменты должны содержать определения понятий, терминов, разъяснения отдельных слов, имена. Сугубо текстовыми фрагментами злоупотреблять не стоит, а нужно стараться совмещать их с изображениями. Названия, географические объекты, фамилии необходимо предварять изобразительными материалами (фотографиями, портретами, изображениями архитектуры). На экране гораздо нагляднее, чем в устной речи, воспринимаются яркие цитаты — высказывания композиторов, мнения видных исследователей, отрывки из художественной литературы и поэзии. Для детей все нужно делать в красочном виде: использовать приемы постепенного появления текста и специальных эффектов типа «выцветания», нелинейного движения. Визуальная форма представления информации способствует ее лучшему запоминанию. Такая форма вызывает любопытство и сопоставима для ребенка с привычным миром компьютерных игр и мультфильмов. Тараева предлагает использовать разработки с голосовыми файлами — устные объяснения в сочетании с медийными иллюстрациями: музыкой, изображением, анимацией и интерактивными фрагментами. Психологи рекомендуют чаще использовать тексты в заголовках, понятиях, правилах, цитатах в рукописном, а не в печатном варианте. Это связано с психологией восприятия не только детской аудитории. Взрослые тоже демократичнее и эмоциональнее воспринимают на экране нестандартные написания текстов или схем.

Шаг 3.

Отобрать необходимые иллюстрации, музыку и видео. Все электронные материалы для создания качественной презентации следует обрабатывать в специальных программах, таких как Adobe Photoshop, Sound Forge и многих других. Фотографии, музыка и видеоматериалы в презентации могут быть даны в разных вариантах, но есть общие закономерности, которые педагог должен учитывать.

При отборе иллюстраций для представления известного музыканта лучше использовать фотографии разных лет, в том числе из семейных архивов. Если музыкант, о котором идет речь, имеет знаменитых родителей или родственников (жена, муж, дети), то их фотографии обогатят визуальный ряд. Фотографии могут относиться как к профессиональной деятельности музыканта, так и к его семейному кругу и неформальным отношениям.

В работе с нотной записью Тараева рекомендует выводить отсканированные нотные страницы. Вместо нотной записи со звучанием может быть совмещена любая отсканированная и отредактированная изобразительная информация — репродукция, фото, специальная схема, например, гармоническая последовательность в условных буквенно-цифровых обозначениях. На одной странице может располагаться как одна, так и несколько картинок, нотных строк. Разные звуковые фрагменты при желании совмещаются с одним изображением или, наоборот, изобразительные иллюстрации меняются во время прослушивания произведения.

При отборе видеоряда важно определить социально-исторический фон. Следует сделать акценты на тех фото, которые характеризуют какие-либо переломные моменты в жизни композитора.

Важно правильно выбрать звучащую в презентации музыку. Для этого необходимо определить количество фрагментов звучащего материала, их место в каждой конкретной презентации, а также то, какие фрагменты будут звучать фоном к презентации, а каким следует уделить особое внимание.

Необходимо определить, музыка каких композиторов будет звучать в презентации. Если в презентации упоминаются музыканты, оказавшие влияние на композитора, которому посвящена презентация, желательно дополнить презентацию не только изображениями данного композитора, но и музыкальным фрагментом. Можно использовать фото- и видеоматериалы первых исполнителей музыки композитора. Видеоматериалы следует использовать фрагментарно. Это сделает презентацию более живой и интересной. В видеоряд могут входить биографические кадры, интервью с композитором, исполнение его произведения. Каждая фотография нуждается в пояснении. Тараева считает, что звучание музыки и показ видеоматериалов как элемент компьютерной презентации позволяют во много раз увеличить наглядность в преподнесении музыкального знания и сэкономить много организационных усилий педагога и студента.

Шаг 4.

Определить цветовое решение презентации.

Известно, что цвет достаточно сильно влияет на человека, вызывая у него определенные физиологические и психологические эффекты. Предпочтение того или иного цвета отражает настроение человека, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Швейцарский психолог Макс Люшер разработал тесты, которые широко используются в психоэмоциональной диагностике. В тесте человеку предлагается по очередности выстроить цвета в зависимости от его личных пристрастий и предпочтений. Поскольку каждый цвет имеет свою специфику восприятия, эмоциональную характеристику и по-разному воздействует на человека, цветовые предпочтения позволяют сделать выводы о состоянии человека.

Чтобы определиться с выбором цветов для создания презентации необходимо ознакомиться с их значениями. Тараева рекомендует учитывать наблюдения психологов по восприятию цвета фона и шрифта.

Красный цвет — самый сильный. Как показывают исследования, именно ему отдают предпочтение дети. Это цвет активности, уверенности. Желтый — самый яркий цвет, светлый и сияющий. Он соответствует чувству свободного развития. Это цвет принятия решения, освобождение, изменение, развитие, широкий простор, поиск нового. Он благотворно влияет на концентрацию внимания и память. Из всех цветов желто-красный оказывает самое сильное активирующее действие. Если долго смотреть на такой цвет, дыхание участится, повысится давление, частота пульса возрастет. Психологическое значение этого цвета — возбуждение, стимуляция, активность. Это также реакция на требования и вызов. Оранжевый цвет — теплый и стимулирующий, но менее напористый. Зеленый цвет успокаивает, расслабляет и благотворно влияет на зрение. Его часто предпочитают уравновешенные, но настойчивые, целеустремленные люди. Зеленый не обладает воздействующей на других экспансивной энергией (как оранжево-красный), а содержит накопленную внутри энергию напряжения, находящуюся не в состоянии покоя, а готовности к действию. У зеленого, как у любого другого основного цвета в зависимости от тона, меняется значение. Чем больше в нем темно-синего, тем более твердым, холодным, напряженным, жестким он воспринимается психологически. Голубой цвет — оказывает умиротворяющее воздействие. Синий цвет — цвет постоянства, доверия, истины и глубины. Он успокаивает и умиротворяет. Экспериментально доказано, что при длительном рассматривании темно-синего цвета, дыхание замедляется, пульс и кровяное давление снижаются. Общепринятое психологическое значение темно-синего цвета — покой. Фиолетовый — цвет сложный, насыщенный, мистический. Этот цвет является также выражением любознательности, увлеченности, идентификации, впечатлительности (колебания от красного к синему, от импульсивного желания до ос-

торожной чувствительностью). Такое же восприятие реальности характерно для творческих личностей.

Тараева советует не увлекаться эстетическими изысками, заложенными в программе в довольно в широком диапазоне. Не все цвета н композиционные приемы, доступные программе, оказываются приемлемыми. Иногда сам по себе привлекательный для преподавателя цветовой оттенок фона или его неоправданная пестрота сильно снижают уровень интереса ребенка к визуальному объекту и препятствуют усвоению учебной информации. Лучше не перегружать свои учебные пособия излишней эстетизацией, отвечающей предпочтениям преподавателя.

Шаг 5.

Определить соотношение видеоряда и фона.

В каждом случает вопрос соотношения видеоряда и фона решается отдельно. Главным принципом является грамотное распределение яркого и блеклого цветов.

Шаг 6.

После того как презентация полностью создана, нужно еще раз просмотреть работу на предмет целостного восприятия, доступности, легковоспринимаемос-ти. Следует обратить внимание на то, чтобы цветовое решение презентации не отвлекало от текста и музыки.

Шаг 7.

Поскольку могут возникнуть различные технические проблемы с воспроизведением презентации, ее, по возможности, следует сохранить в нескольких наиболее употребительных форматах.

При разработке модельной методики создания компьютерной презентации была использована методическая литература, прошедшая практическую апробацию в российских учреждениях дополнительного образования детей. Ниже дан список использованных источников. Эта литература рекомендуется и студентам, изучающим методику преподавания музыкальной литературы на организационном этапе подготовки в практике в ДМШ и ДШИ.

Примечания

1 «Музыкальная литература» — достояние исключительно отечественной системы музыкального образования. Концепция дисциплины была разработана выдающимся историком музыки, профессором Московской консерватории В. Э. Ферманом в 1930-е годы и заключалась в том, чтобы предварить и сопроводить изучение истории музыки предметом, который обеспечил бы знание именно музыки. Основную

базу прохождения предмета решено было проводить в среднем звене, но постепенно к этому подключилась и музыкальная школа. Преподаватель Ростовской консерватории Г. Тараева создала специальное пособие по данной тематике «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике», призванное помочь музыкантам-педагогам в работе над различными электронными проектами.

Литература

1.Гаврилова О. А. Компьютерная презентация на уроках музыкальной литературы. [Электронный ресурс]: URL: http://assol.net/publ/ metodicheskaja_stranica/ kom.pjuternaja_prezentacija_na_ ur okakh_m.uz у kaln d j _liter atury /1 -1-0-18 5. Дата обращения: 20.02.2014.

2. Дубровина И. В., Прихожан А. М. Возрастная и педагогическая психология. - Академия, 2003.

3. Люшер М. Цветовой тест. [Электронный ресурс]. URL: http://tests.kulichki.com/ lusher.html. Дата обращении: 20.02.2014.

4. Серов Н. В. Светоцветовая терапия. (Терапевтическое значение цвета: информация — цвет — интеллект). — СПб: Речь, 2001.

5. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. — Классика-ХХ1, 2007 г.

в. Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки (специальности) 072901 Музыковедение квалификационная степень «специалист». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2017 от 23.12.2010.

References

1.Gavrilova 0. A. Komp'juternaja prezentacija na urokah muzykal'noj literatury. [Computer presentation on the lessons of musical literature.] [Jelektronnyj resurs]: URL: http:// assol.net/publ/metodicheskaja_stranica/ k om p j uter naj a_p rezent aci j a_na_u rokak h_ rauzykalnoj_literatury /1-1-0-185. Data obrashhenija: 20.02.2014.

2. Dubrovina I. V., Prihozhan A. M. Vozrastnaja i pedagogicheskaja psihologija. [Age and pedagogical psychology.] Akademija, 2003.

3. Ljusher M. Cvetovoj test. [Color test.] [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// tests.kulichki.com/lusher.html. Data obrashhenija: 20.02.2014.

4. Sero v N. V. Svetocvetovaja terapija. (Terapevticheskoe znachenie cveta: informacija — cvet — intellekt). [Light and color

therapy. (Therapeutic value color: information -color - intelligence).] SPb: Rech', 2001.

5.Taraeva G. R Komp'juter i innovacii v muzykal'noj pedagogike. [Computer and innovations in music pedagogy. Klassik-XXI, 2007.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj standart po napravleniju podgotovki (special'nosti) 072901 Muzykovedenie kvalifikacionnaja stepen' «specialist». Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii № 201, 23.12.2010. [Federal state standard in the direction of training (specialty) 072901 Musicology qualification degree «specialist». Approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation № 2017 from 23.12.2010.]

Педагогическая практика студентов консерватории в системе мероприятий по повышению качества музыкального образования (организационно-управленческий аспект)

Статья посвящена проблемам организации педагогической практики студентов консерватории по предмету «Музыкальная литература» в детской музыкальной школе. Необходимым условием подготовки студента к педагогической деятельности является формирование определенных компетенций. Среди них — способность подготовить учебно-методический материал для проведения урока, применяя современные компьютерные технологии. Авторы статьи представляют модельную методику создания компьютерной презентации, которая поможет студентам успешно подготовиться к практике и дальнейшей педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая практика, компетенции, модельная методика, компьютерные технологии.

Practical activities of Conservatory students devoted to improving the quality of musical

education (organizational management) This article is devoted to the organization of the Conservatory students' teaching practice on the subject "Music Literature" in the children's music school. Training students to teach requires the development of specific competencies, including the ability to prepare teaching materials for lessons using modern computer technology. The authors present a model methodology for creating computer presentations which assists students successfully prepare for practice and further educational activities.

Keywords: teaching practice, competencies, model methodology, modern computer technology.

ТСраскоискан Татьяна Викторовна - аспирантка Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова.

E-mail: krasky79@mail.ru

Денисова Ольга Сергеевна — магистрант 1 года обучения Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова.

E-mail: olganum@gmail.com

Tatyana Kraskovskaya, Research Assistant at the Glazunov Petrozavodsk State Conservatory.

E-mail: krasky79@mail.ru

Olga Denisova, MA student at the Glazunov Petrozavodsk State Conservatory. E-mail: olganum@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.