Семенова О. А., Федорова А. С.
МБОУ СОШ №32, с углублённым изучением отдельных предметов,
Россия, г. Нижний Тагил
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» В УСЛОВИЯХ ФГОС
Аннотация
В соответствии с требованиями ФГОС информационно-методические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, в основе которой лежит активное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, в том числе и как одно из новых средств художественно-творческого развития учащихся. В данной статье показываются основные направления применения ИКТ при обучении искусству для повышения производительности и эффективности уроков.
Ключевые слова: образовательная область «Искусство», ИКТ-технологии, системно-деятельностный подход, художественно-творческое развитие учащихся.
Semenova OA, Fedorova A.S.
MBOU school №32, With in-depth study of individual subjects,
Russia, Nizhny Tagil
POSSIBILITIES OF APPLICATION OF ICT IN EDUCATIONAL SPHERE "ART" IN THE CONDITIONS OF FGOS
Abstract
In accordance with the requirements of the FGOS, information and methodological conditions for the implementation of the basic educational program should be provided by a modern information and educational environment, based on the active use of information and communication technologies in the educational process, including as one of the new means for artistic and creative development of students. This article shows the main directions of using ICT in teaching art to improve the productivity and effectiveness of lesson.
Keywords: educational field "Art", ICT-technologies, system-activity approach, artistic and creative development of students.
Реализации ФГОС нового поколения основана на системно-деятельностном подходе, который предполагает добывание учащимися знаний самостоятельно под руководством учителя. Данный подход определяет необходимость представления всего учебного материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет. Согласно системно-деятельностного подхода деятельность учащегося должна быть целенаправленной и осознанной с ведущей ролью сотрудничества как способа обучения в «зоне ближайшего развития» каждого ребёнка.
Таким образом, системно-деятельностное обучение направлено на развитие личности ученика в активной учебно-познавательной деятельности через сотрудничество всех участников образовательного процесса и использование в нем современных педагогических технологий деятельностного типа. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и в области искусства, открывает новые возможности. Современное обучение и воспитание учащихся невозможно представить без применения информационных технологий.
Они достаточно эффективны, сочетаются со всеми современными педагогическими технологиями, позволяя учителю, используя возможности различных цифровых образовательных ресурсов, сопровождать учащегося в мир творчества, с учетом его возрастных, индивидуальных способностей и интересов.
Даже одним из основных требований к результатам освоения основной образовательной программы согласно ФГОС является формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции), что подразумевает владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.
В соответствие с этим покажем как учителю на уроках образовательной области «Искусство» использовать ИКТ в качестве нового средства художественно-творческого развития учащихся.
Начнем с того, что каждый урок в образовательной области «Искусство» построен на использовании обширного зрительного и аудио-ряда, поэтому применение возможностей ИКТ позволяет открыть для учащихся замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир медиа-искусства, в мир наиболее полного и глубокого познания картины мира.
При проектировании будущего мультимедийного урока учитель должен понимать, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в изучаемой теме, каково его место во всем учебном предмете, а также образовательной области в целом. Мультимедийный урок и использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех этапах обучения: при
изучении нового материала, первичном закреплении, обобщающих уроках, урок комплексного применения знаний, а также уроках рефлексии. Методы обучения, применяемые при реализации деятельностного подхода на уроках в образовательной области «Искусство» с использованием ИКТ: частично-поисковый, проблемный, исследовательский, практический, объяснительно-иллюстративный. Применяемые приёмы - мозговой штурм, поиск и представление информации для решения проблемной ситуации, исследование каких-либо явлений, направлений в литературе, художественном творчестве и музыке, прогнозирование, разработка экскурсий, комиксов, разъяснение с применением презентации, видеофрагментов и т.д.
Разработка и применение компьютерных программ на уроках эстетического цикла позволяет глубже усвоить предлагаемые темы, обеспечить большую наглядность. Очень важно, показать учащимся этапы выполнения предлагаемых заданий, возможности повышения качества выполненных заданий при использовании ИКТ, а также проиллюстрировать урок не только произведениями художников, но и собственными работами учащихся, что повышает интерес детей к предмету.
Кроме того, для разработки цифровых образовательных ресурсов в области «Искусство» можно использовать различные веб-сервисы -программы, идентифицируемые веб-адресом, выполняющие определенные функции со стандартизированным интерфейсом.
При выборе сервиса следует придерживаться следующих правил [3,
с.26]:
- сервис должен быть бесплатным, либо с возможностью использования бесплатной пробной версии, либо с бесплатной лицензией для учебных заведений;
- сервис должен быть понятен как педагогу так и учащимся;
- возможности сервиса должны максимально соответствовать предъявляемым учителем требованиям, отражать все грани преподаваемого материала.
При обучении изобразительному искусству, возможно, использовать такие сервисы как Tripadvisor, Photopeach, которые помогают создать слайд-шоу с музыкальным сопровождением; Pixton, ToonDoo предназначенные для создания комиксов. С помощью данных сервисов учащиеся сами могут создавать свои программные продукты и публиковать их в Интернете для дальнейшей публичной оценки.
Самостоятельная работа обучающихся на уроках с применением ИКТ формирует у них универсальные учебные действия (УУД), развивает способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться энциклопедиями различных типов, справочной литературой на электронных носителях.
В результате можно определить следующие возможности применения ИКТ на уроках в образовательной области « Искусство»:
- использование медиа-ресурсов и ресурсов Интернета как источника информации (видео, звуковые фрагменты, цифровые изображения) на уроках, при подготовке к занятию и выполнению домашних заданий;
- посещение виртуальных музеев, галерей и выставок для общего и творческого развития;
- компьютерная поддержка деятельности учителя и учащегося на разных этапах урока (презентации, электронные опорные конспекты, фрагменты электронных учебников для изучения нового материала, медеаресурсы и обучающие тесты для закрепления пройденного материала и контрольные тесты для проверки результатов обучения);
- использование медиа-ресурсов как направлений организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности с применением ИКТ (современные научные исследования, тем более, исследования междисциплинарные, комплексные, уже не могут быть успешными без всестороннего использования ИКТ [1]);
- развитие общеучебных умений, а также формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий;
- организация личностно-ориентированного обучения и выстраивания индивидуальных образовательных технологий средствами ИКТ;
- использование ИКТ для мониторинга результатов обучения и успешности изучения той или иной предметной области.
Активное использование мобильных устройств, социальных сетей, Интернет технологий ставит перед современной школой новую задачу: научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в «виртуальную среду», ориентироваться в ней, приобретать навыки чтения, анализа, отбора и обработки информации, получаемой из разных источников. Использование ИКТ на уроках значительно повышает эффективность обучения, помогает создать рабочую атмосферу на уроке, активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, сформировать у них необходимые УУД.
Преимущества использования ИКТ в образовательной области «Искусство» для оптимизации процесса обучения и повышения производительности урока:
- знакомство с любой темой можно сопровождать показом презентаций и видео фильмов, прослушиванием музыкальных фрагментов;
- осуществлять виртуальные экскурсии и путешествия по странам и музеям России и мира, знакомясь с мировым искусством;
- подготовка самими учащимися презентационных докладов с использованием всех видов информации;
- создание обучающих и контрольных тестов в программах My Test, PowerPoint, Excel, кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий с помощью интернет-сервисов делают урок более интересным, повышают творческую активность учащихся.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии, совместно с правильно подобранными образовательными технологиями, позволяют создать необходимый уровень качества образования, обеспечить его вариативность и индивидуализацию. Диапазон использования ИКТ на уроках образовательной области «Искусство» очень велик: от способов предъявления учебной информации и решения целого ряда воспитательных вопросов, до применения в качестве инструмента личностно-ориентированной художественной деятельности. При этом, внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику работы в школе способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, начинающей ориентироваться в информационном пространстве, приобщающейся к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и постепенно обучающейся информационной культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Е.А. Проектная деятельность учащихся: проблемы и перспективы. Наука и перспективы. 2015. № 4. С. 63-66 [Электронный ресурс]. URL: nip.esrae.ru/7-76 (дата обращения: 09.02.2017).
2. Емельянова Т.В. Информационные образовательные технологии в школе, Газета Первое сентября, 2006.
3. Котомцева А.И., Мащенко М.В. Развитие универсальных коммуникативных действий учащихся с использованием веб-сервисов // Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании Вузовский сборник научных работ. Ответственный редактор М.В. Лапенок. Екатеринбург, 2014. С. 24-30.
4. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. М., АСНДЕМА, 2002.