Научная статья на тему 'Использование игр социоигровой направленности в процессе подготовки бакаларов направления «Педагогическое образование»'

Использование игр социоигровой направленности в процессе подготовки бакаларов направления «Педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / БАКАЛАВР / СОЦИОИГРОВАЯ ПЕДАГОГИКА / ФГОС / МИКРОГРУППА / СТУДЕНТЫ / SUBJECT-SUBJECT RELATIONSHIPS / BACHELOR / SOTSIOIGROVAYA PEDAGOGY / GEF / THE MICRO-GROUP STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастюк Ольга Владимировна

В статье рассмотрены современные подходы к проблеме формирования субъект-субъектных взаимоотношений между участниками образовательного процесса на основе требований ФГОС. Представлены основные принципы социоигровой педагогики, использующиеся в вузе при подготовке бакалавров педагогики. Проанализировано мнение студентов ФГБОУ ВО СВГУ относительно равноправных субъект-субъектных взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GAMES SOTSIOIGROVY ORIENTATION IN THE PROCESS OF PREPARING BABALAROV OF A DIRECTION "PEDAGOGICAL EDUCATION"

In the article the modern approaches to the problem of forming the subject-subject relationship between the participants in the educational process on the basis of GEF requirements. The basic principles of pedagogy sotsioigrovoy used in the preparation of university undergraduate education. Analyzed the opinion of students FGBOU IN SVGU relatively equal subject-subject relationship.

Текст научной работы на тему «Использование игр социоигровой направленности в процессе подготовки бакаларов направления «Педагогическое образование»»

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР СОЦИОИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАРОВ НАПРАВЛЕНИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

О.В. Пастюк

Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к проблеме формирования субъект-субъектных взаимоотношений между участниками образовательного процесса на основе требований ФГОС. Представлены основные принципы социоигровой педагогики, использующиеся в вузе при подготовке бакалавров педагогики. Проанализировано мнение студентов ФГБОУ ВО СВГУ относительно равноправных субъект-субъектных взаимоотношений.

Ключевые слова: субъект-субъектные взаимоотношения, бакалавр, социоигровая педагогика, ФГОС, микрогруппа, студенты.

THE USE OF GAMES SOTSIOIGROVY ORIENTATION

IN THE PROCESS OF PREPARING BABALAROV

OF A DIRECTION "PEDAGOGICAL EDUCATION"

O. Pastyuk

Abstract. In the article the modern approaches to the problem of forming the subject-subject relationship between the participants in the educational process on the basis of GEF requirements. The basic principles of pedagogy sotsioigrovoy used in the preparation of university undergraduate education. Analyzed the opinion of students FGBOU IN SVGU relatively equal subject-subject relationship.

Keywords: the subject-subject relationships, bachelor, sotsioigrovaya pedagogy, GEF, the micro-group students.

Несмотря на то, что Федеральные государственные образовательные стандарты уже не являются инновацией, проблем с их внедрением по-прежнему довольно много. При этом следует отметить, что проблемы внедрения ФГОС возникают на всех ступенях образования.

Так, например, в соответствии с требованиями ФГОС высшего

профессионального образования бакалавр по направлению «Педагогическое образование» должен быть подготовлен к таким видам профессиональной деятельности: педагогическая, культурно-просветительская, и научно-исследовательская. При этом виды профессиональной деятельности бакалавра влекут за собой и необходимые профессиональные задачи. Так, в сфере своей профессиональной деятельности бакалавру необходимо решать задачи формирования возможностей обучающихся в проектировании образовательных программ, личных маршрутов обучения, воспитания и развития; организации обучения и воспитания с использованием современных образовательных технологий и т.д. Следовательно, вышеперечисленные задачи определяют именно практическую

направленность профессиональной подготовки бакалавра педагогики.

Как показывает практика образовательных организаций дошкольной и начальной ступеней образования г. Магадана, основная проблема,

которая стоит перед молодыми педагогами, заключается в том, что у них отсутствуют навыки формирования субъект-субъектных

взаимоотношений. Вместе с тем, во ФГОС ДО [2] предусматривается «построение

взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса на основе субъект-субъектных взаимоотношений». Работа в данном направлении должна продолжаться и в школе в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО [3].

Таким образом, в условиях высшего учебного заведения необходимо создать субъект-субъектные взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса, что, в свою очередь, позволит дать такие знания студентам педагогических специальностей, чтобы в дальнейшем они имели возможность применять их в своей практической деятельности. Другими словами, получив навык формирования субъект-субъектных взаимоотношений в стенах вуза и пройдя все этапы создания подобных взаимоотношений, молодой специалист сможет применять их на практике [4].

В современной науке существуют различные подходы к понятию «субъект-субъектные взаимоотношения», причем многие из них довольно сложны для понимания студента и молодого специалиста. Некоторые современные преподаватели высшей школы считают, что субъект-субъектные взаимоотношения основаны на диалоговом обучении дошкольников и

учащихся (что, по нашему мнению является весьма спорным).

М.Е. Верховкина и А.Н. Атарова [1, с.19] в своем пособии по внедрению ФГОС пишут, что проявления ребенка как субъекта определенной деятельности тесно связаны: с

самостоятельностью при выборе содержания деятельности и средств ее реализации; с процессами эмоционально-позитивной

направленности в общении и стремлении к СОтрудничеству (совместный труд) в детском сообществе».

Мы же под равноправными субъект-субъектными взаимоотношениями понимаем активные взаимоотношения между участниками общения. То есть это такое общение, когда взрослый хочет дать ребенку знания и при этом создает такие условия, чтобы ребенок захотел их получить, а главное - активно включился в сам процесс обучения. Именно про такие взаимоотношения можно сказать, что они являются равноправными, т.е. общение «на равных условиях» (общение равного с равным, независимо от возраста и жизненного опыта), где ни у кого из его участников нет полномочий указывать, контролировать или оценивать, т.к. каждый имеет права на свою собственную точку зрения.

Здесь также целесообразно акцентировать внимание на том, что при субъект-субъектном общении точка зрения ребенка может отличаться от точки зрения взрослого, но при этом он не боится ее высказать, поскольку знает, что его мнение будет услышано и принято для обсуждения в команде.

По нашему мнению, лучшей основой равноправных субъект-субъектных

взаимоотношений является социоигровая педагогика, авторы которой (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов и др.) видят основу таких подходов в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности для познания и утверждения их собственной личностной свободы. Достигаются эти задачи в процессе организации занятий, уроков или любой другой деятельности, как игры-взаимодействия между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»).

Основа социоигровой педагогики определяется словами: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять не только друг другу, но и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко) [5, с.5].

В своей практике автор уже в течение пяти лет использует социоигровую педагогику в процессе обучении студентов педагогического факультета Северо-Восточного государственного университета, что и помогает создать описанные выше взаимоотношения. Помимо этого, обучившись сам, перейдя работать в образовательное учреждение выпускник самостоятельно налаживает субъект-субъектные взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса (дети-родители-сотрудники образовательной организации). А практика показывает, что равноправные взаимоотношения позитивно влияют и на качество образования в детском саду и школе.

Вместе с тем, в учебные планы педагогических факультетов вузов и в рабочие программы учебных дисциплин, как правило, социоигровая педагогика не включается.

В данном контексте нельзя не акцентировать внимания на том, что в отличие от традиционного обучения, социоигровая педагогика предполагает отсутствие в работе педагога дискретности; то есть дидактические знания и советы в ней не расчленяются на отдельные части (принципы, методы, приемы и результаты), а переплетаются друг с другом, что и помогает лучшему усвоению материала. Причем, это происходит независимо от того, что в социоигровые отношения вступают дети 5 - 10 лет или студенты 18 - 20 лет.

Центральный принцип социоигрового подхода - это снятие с педагога оценивающей судейской роли детского (или студенческого) коллектива в целом и каждого ребенка (студента) в отдельности.

Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании обучающимися и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора, оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда в этом возникает необходимость.

Такой подход предполагает самостоятельное деление участников образовательного процесса на микрогруппы по 3 - 6 человек, т.к. именно в 6-ке каждый участник находит предельно выгодные условия для возникновения коллективного делового общения. Именно в такой команде лидеры не давят на менее активных обучающихся, а тихий (стеснительный) участник может уйти от давления, защитившись окружением таких же, как он. Но, если в стенах вуза студент не научится участвовать в работе микрогрупп - он не сможет научить этому детей, работая в детском саду или школе.

Для педагогов работа микрогрупп крайне важна, поскольку помогает взрослому самому

поставить цель своих действий в предложенной теме, искать решения, ощущая свободу в выборе знаний. Одно из главных условий социоигровой педагогики заключается в том, что в игре должно быть интересно не только ребенку, но и взрослому, в противном случае игровая деятельность не достигнет цели и, следовательно, теряет всякий смысл.

Но не все преподаватели вузов готовы организовывать игры со студентами, помогая им встать на равноправную позицию партнера, т.к. сами не умеют этого делать. Как считают многие педагоги высшей школы: не на всех учебных занятиях можно играть со студентами, т.к. студенты пришли сюда получать знания, а педагог должен дать их им в традиционной форме: статическая поза ученика и проведение занятия в форме: «вопрос преподавателя - ответ студента».

Именно поэтому целесообразно на первом этапе проводить практические семинары для преподавателей, чтобы в дальнейшем они могли использовать социоигровые приемы в работе со студентами.

При организации игр на семинарских занятиях необходимо соблюдать ряд принципов, основным из которых является то, что, несмотря на игровой подход, студент, активно участвуя в занятии, должен получить определенный запас знаний. Несомненно, что именно от преподавателя зависит качество проведения такого занятия, поскольку, если он сам переиграет или не доиграет - занятие не достигнет цели. Следовательно, от профессионального опыта преподавателя зависит, сможет ли он создать такие условия для студентов, чтобы они смогли получить необходимые знания в процессе игры.

Помимо этого, следует акцентировать внимание и на том, что игры социоигровой

направленности требуют особого подхода, а именно того, чтобы в процессе игры было интересно и обучающему, и обучающемуся.

Любую игру со студентами следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть однокурсников. Педагог должен помнить, что он и студент имеют право ошибаться. Однако практика показывает, что деятельность многих преподавателей вузов весьма декларативна: педагог всегда прав, и студент не должен с ним спорить, отстаивая свою собственную точку зрения. Довольно часто, складываются такие ситуации, когда, имея свою личную точку зрения, отличную от мнения преподавателя, студент не решается ее высказать, опасаясь получить неудовлетворительную оценку. Однако при использовании социоигровых подходов подобного не происходит, поскольку все участники образовательного процесса равны и имеют право на свое собственное мнение, высказывая его в ходе дискуссии от лица своей микрогруппы (команды).

Если же этого не происходит, выпускники высшего учебного заведения предполагают, что только авторитарный подход к общению с детьми является правильным, т.е. такой подход, когда взрослый всегда прав, а ребенок должен четко выполнять его установки.

На практических занятиях со студентами педагогического факультета СВГУ автором использовались следующие игры социоигровой направленности, см. рис. 1. Данная классификация была разработана авторами социоигровой педагогики, но многие игры были модифицированы и адаптированы именно для педагогов и студентов педагогического факультета СВГУ.

игры для рабочего настроя, главная задача которых пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела

игры-разминки. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного, несерьезного выигрыша. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха

игры творческого самоутверждения, имеющие свою специфику в том, что при их выполнении учитывается художественно -исполнительский результат действия, а не в том, что для их выполнения нужна творческая активность

игры социоигрового приобщения к делу используются в процессе усвоения или закрепления учебного материала

Рисунок 1. - Игры социоигровой направленности, использующиеся в образовательном процессе

педагогического факультета СВГУ

Следует также констатировать, что в процессе внедрения социоигровой педагогики на факультете постепенно были созданы такие условия жизнедеятельности, когда у студентов рождались новые привычки действовать в темпе общей работы, оказывать своевременную поддержку однокурснику в игре, на занятии или коллоквиуме, умение доводить дело до предполагаемого результата.

Несомненно, что все это окажется полезным студентам, когда они будут применять свои знания в практической деятельности в образовательной организации. Однако многие игры студенты использовали и в процессе педагогической практики в детских садах, школах и летних оздоровительных лагерях.

Аксиомой сегодня является тот факт, что преподаватель и студент не могут быть равны по уровню знаний, а также профессиональному и жизненному опыту, но в определенной ситуации, под которой мы понимаем специальную организацию образовательной деятельности в условиях вуза, они могут найти общий язык, на основе чего между ними и возникнет равноправное субъект-субъектное общение (т.е. создается равноправное сообщество = совместное общество). Следовательно, можно утверждать, что общение - это своего рода уравнивание, поскольку для управления другими людьми сверху необходимо превосходство по возрасту, опыту, должности, уму, силе и т.д. Вместе с тем, очевидным в современном обществе стал принцип: чем значительнее превосходство над другими, тем легче ими управлять и манипулировать. Что в корне неправильно. Но главное - данный принцип не совпадает с требованиями ФГОС дошкольного и начального общего образования.

По нашему мнению, общение обучающих и обучающихся - преподавателей и студентов -студентов (выпускников вуза) и детей требует безусловного равенства всех участников образовательного процесса. Любое неравенство, превосходство и власть, необходимые для управления-манипулирования людьми - для равноправного общения невозможны.

Как уже отмечалось выше - организация обучения студентов педагогических

специальностей на основе социоигровой педагогики предполагает организацию их работы в микрогруппах в составе 4-6 человек. Для преподавателя работа студенческих микрогрупп крайне важна, так как помогает взрослому самому поставить цель своих действий в предложенной теме, искать решения, ощущать свободу выбора знаний.

Важным в данной ситуации является и то, что практически каждый студент в течение учебного года может побыть в роли лидера той или иной микрогруппы, что, несомненно, пригодится ему не только в профессиональной деятельности, но и в жизни.

Практика показывает, что первый шаг, который должен сделать преподаватель, решивший вступить в равноправные субъект-субъектные взаимоотношения, заключается в смене его позиции. Технологическая позиция, при которой зарегламентированный педагог регламентирует поведение, действия и взаимоотношения студентов, постепенно меняется на культурологическую.

Под культурологической позицией понимается такая позиция, при которой происходит освоение студентами культурных навыков через освоение культуры человеческих взаимоотношений. А одна из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм отношений между людьми - это равноправные субъект-субъектные

взаимоотношения.

Таким образом, при правильной организации жизни студентов внутри подобных равноправных взаимоотношений, многие преподаватели отмечают, что, несмотря на то, что они перестали их обучать традиционно, в обычной инструктивно-объяснительной манере, но в процессе обучения изменили жизнедеятельность студенческой аудитории, создавая условия для становления в них качества равноправного партнера, студенты осознали себя равными с другими участниками образовательного процесса вуза.

В данном случае индивидуальное развитие каждого студента протекает ярче и намного активнее, поскольку он уверен, что его личное мнение обязательно выслушают, он найдёт заинтересованного СО-беседника, что его примут таким, какой он есть, если он может тактично и доброжелательно высказать свою оценку по поводу действий однокурсника или преподавателя и спокойно принять оценку своих собственных действий.

По мнению ряда исследователей (В.М. Букатов, Е.Л. Крутий, С.Л. Соловейчик, Т.В. Тарунтаева, Е.Е. Шулешко и др.) талант педагога заключается в умении почувствовать в обучаемом равного себе, в способности именно к душевному общению, СОпереживанию (=совместное переживание) и СОтрудничеству (=совместный труд). И если студент на семинаре или коллоквиуме не становится в позицию субъекта, а безразлично ждет окончания занятия - проблема не в студенте, а в самом преподавателе.

Анкетирование студентов педагогического факультета ФГБОУ ВО СВГУ, проведенное после применения в образовательном процессе равноправных субъект-субъектных

взаимоотношений (2012 - 2016 годы), показало,

что 81% студентов считают данный стиль общения наиболее эффективным для более

15%

качественного получения знаний, а 79% студентов полагает, что при внедрении балльно-рейтинговой системы оценивания знаний именно субъект-субъектные взаимоотношения поставят их в равные условия для получения необходимых баллов, см. рис. 2. Всего в анкетировании приняло участие 311 студентов.

| Равноправные взаимоотношения помогают более качественно усвоить знания

Равноправные взаимоотношения создают равные условия для получения баллов

' Негативно относятся к партнерским взаимоотношениям

I Студентам безразлично какой стиль взаимоотношений будет преобладать при их обучении

Рисунок 2. - Количественный анализ результатов анкетирования студентов педагогического факультета

ФГБОУ ВО СВГУ (октябрь 2016 г.)

Резюмируя изложенное в данной статье, можно констатировать, что формирование равноправных субъект-субъектных

взаимоотношений студентов и преподавателей не только повлечет за собой создание такой общности, в которой каждый студент будет чувствовать себя умелым, знающим и способным вместе с другими участниками микрогруппы (команды) справиться с любой, поставленной преподавателем задачей, но и, несомненно,

поможет преподавателю более справедливо выставить баллы, оценивая знания конкретного студента.

А полученные навыки в формировании равноправных взаимоотношений помогут бакалаврам педагогики создать субъект-субъектные взаимоотношения в детском саду и школе, что и требуют Федеральные государственные образовательные стандарты.

Литература:

1. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах; под общ. редакцией М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. - СПб: КАРО, 2014. - С. 19.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2014 №1155).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв.приказом Минобрнауки РФ от 06.09.2009.№373.

4. Прокофьева Е.Н. Интегративная игра как средство формирования профессиональных компетенций у бакалавров профиля «защита в чрезвычайных ситуациях» / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 4 (94). - С. 33-38.

5. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социоигровые подходы в педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. - Красноярск: краевой институт усовершенствования учителей, 1990. - 116 с.

Сведения об авторе:

Пастюк Ольга Владимировна (г. Магадан, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана педагогического факультета ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», e-mail: [email protected]

Data about the author:

O. Pastuyk (Magadan, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Deputy Dean of the faculty of "North-Eastern state University», e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.