УДК 378.147
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К РАБОТЕ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ О.В. Пастюк
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к проблеме подготовки студентов педагогических специальностей к работе в условиях ФГОС дошкольного образования в условиях отдельно взятого региона - Магаданской области. Предложены методы и формы работы со студентами в данном направлении, апробированные на педагогическом факультете Северо-Восточного государственного университета (г.Магадан). Проанализирован опыт использования в образовательном процессе вуза социоигровой и интерактивных технологий.
Ключевые слова: стандарт дошкольного образования, дошкольная образовательная организация, студент, преподаватель, семинар, проект, социоигровая технология.
PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES TO WORK IN THE IMPLEMENTATION THE GEF PRESCHOOL EDUCATION
O.V. Pastuyk
Abstract. In article approaches to the problem of preparation of students of pedagogical specialties to work in the GEF preschool education in the context of a single region - Magadan region. The proposed methods and forms of work with students in this area, tested at the faculty of education northeastern state University (Magadan). The experience of use in the educational process of the University sociography and interactive technologies.
Keywords: standard of preschool education, preschool educational organization, student, teacher, seminar, project, sociography technology.
C 1 января 2014 года в соответствии с приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 на территории России вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Стандарты внесли много нового в систему дошкольного образования, а именно [4]:
- построение взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса на основе субъект-субъектных взаимоотношений;
- признание ребенка дошкольного возраста полноценным участником образовательного процесса;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностями развития);
- повышение социального статуса дошкольного образования;
-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
В процессе реализации ФГОС ДО у практиков возникло много вопросов, на которые требовались ответы, однако преподаватели вузов России оказались не готовы к оказанию практической помощи. Более того, они оказались не готовы и к тому, чтобы дать студентам педагогических специальностей те необходимые знания по
ФГОС, которые требовались им для практической деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Еще большей проблемой являлось (и является сегодня) отсутствие необходимой методической литературы для студентов, которой они могли бы пользоваться при подготовке к занятиям. В наиболее трудную ситуацию попали преподаватели вузов из небольших отдаленных от центральной части России городов, у которых в силу финансовых проблем в высшем образовании нет возможности выезжать на курсы в г.Москву или Санкт-Петербург.
Получается, что преподаватель вуза, объясняя студентам особенности стандартов, может полагаться лишь на материалы сети интернет и свое (довольно часто весьма субъективное) мнение.
В данном случае, наука и практика были поставлены в равные условия одновременного изучения (а не поэтапного) ФГОС дошкольного образования. Именно поэтому на педагогическом факультете Северо-Восточного государственного университета (г.Магадан) было принято решение об организации совместной с управлением образования мэрии г.Магадана деятельности по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования, в рамках которой проводились следующие мероприятия:
- семинары-практикумы для педагогов детских садов города по проблемам реализации стандартов;
- семинары для преподавателей СВГУ и педагогов детских садов города по проблемам реа-
участие принимали студенты не только очной, но и заочной форм обучения.
Сегодня довольно часто заочное обучение в вузах осуществляется больше на теоретической, чем практической основе. Студенты-заочники посещают дошкольные организации лишь в период производственной и преддипломной прак-
лизации стандартов;
- мастер-классы преподавателей СВГУ и педагогов детских садов;
-разработка и научное руководство преподавателями СВГУ исследовательскими проектами ДОО по реализации ФГОС ДО;
- участие в муниципальном и областном конкурсах «Педагог года» (студенты участвовали в мастер-классах).
Самым главным в данных мероприятиях было то, что в них активное (а не пассивное)
тик, но, если мы готовим бакалавров, то необходимо приблизить практику к науке и давать студентам, как можно больше именно практических знаний. Особую актуальность данный вопрос приобретает в процессе внедрения ФГОС.
Одной из главных проблем ФГОС ДО, которой необходимо было уделить самое пристальное внимание при подготовке студентов -это формирование равноправных субъектсубъектных взаимоотношений (рис. 1).
Рисунок 1. Качества, характеризующие ребенка как субъекта образовательной деятельности
Равноправию взаимоотношений с детьми именно в дошкольном детстве посвящены работы многих современных исследователей: В.М. Букатов, А.П. Ершова, О.В. Пастюк, Т.В. Тарун-таева, Е.Е. Шулешко и др. Также анализ научной литературы показал, что основы равноправия детей и взрослых заложены в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Я. Корчака, Д.Б. Эльконина и др.
Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны с самостоятельностью при выборе содержания деятельности и средств ее реализации и с процессами эмоциональноположительной направленности в общении и
стремлении к сотрудничеству в детском сообществе [3, с.19].
Для того, чтобы студенты, став воспитателями детских садов, могли строить равноправные субъект-субъектные взаимоотношения с дошкольниками, они должны сами не только научиться этому, но и пройти все этапы формирования таких отношений. Именно поэтому практические занятия по таким дисциплинам, как: «Тренинг педагогического общения», «Основы менеджмента и маркетинга», «Общая психология», «Общая педагогика», «Основы педагогического мастерства» и др. целесообразно проводить с использованием интерактивных форм обучения, которые позволяют студенту и
преподавателю встать на равноправную позицию субъект-субъектных взаимоотношений.
Причем, они дают возможность преподавателю не только найти индивидуальный подход к каждому студенту, но и помогут в дальнейшем выпускнику вуза сформировать равноправный стиль взаимоотношений с дошкольниками.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельно-
Активная лекция (консультация) Групповая дискуссия
Ролевые игры Групповое проектирование
Интерактивные лекции (консультации) на основе модульного обучения
Рисунок 2. Основные методы интеракт
субъект-субъектных взаимоотношений [2,с.37].
Особо хотелось бы остановиться на таком методе, как социоигровые семинары, который весьма редко используется в образовательном процессе высших учебных заведений.
Авторы социоигровой технологии В.М. Бу-катов, А.П. Ершова и Е.Е. Шулешко видят сущность социоигровых подходов в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности, с целью познания и утверждения их собственной личности [5,с.7].
Достигаются эти задачи путем организации занятий, урока или любой другой деятельности, как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»).
С точки зрения дошкольного образования социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо.
Особенности социоигровых семинаров в рамках образовательного процесса вуза заключаются в делении группы студентов на микрогруппы по 4-6 человек (не более) и организации взаимодействия членов этих групп друг с другом, когда внутри каждой группы обсуждается конкретный вопрос, причем в ходе обсуждения могут возникнуть различные варианты решения проблемы, но преподаватель не имеет права «навязывать» студентам свою личную точку зрения.
Деятельность микрогрупп должна осуществляться в атмосфере взаимопонимания, догово-
сти, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают [1]. Основные методы интерактивного обучения студентов педагогических специальностей включают в себя следующие (рисунок 2).
Кейс-технологии Деловые игры
Тренинги и интерактивные упражения Мозговой штурм
Социоигровые семинары, когда в процессе игры и работы в командах студенты получают необходимые знания
о обучения, используемые при формировании
ренности о «правах» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Преподаватель должен помнить, что он и студент имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих преподавателей вузов весьма декларативна: преподаватель всегда прав и студент не должен с ним спорить, а уж тем более не должен отстаивать свою точку зрения.
Еще одной, весьма продуктивной формой работы при подготовке студентов к работе в условиях ФГОС ДО, является организация и проведение пресс-конференций по проблеме стандартов:
-вариант 1 - преподаватели вуза сидят в президиуме и отвечают на вопросы студентов;
-вариант 2 - преподаватели вуза и педагоги-практики дошкольного образования сидят в президиуме и отвечают на вопросы студентов;
-вариант 3 - в президиуме сидят студенты и отвечают на вопросы преподавателей.
Данная форма работы весьма эффективна и требует большой теоретической подготовки не только студентов, но и самих преподавателей.
Несомненно, что перечисленные формы и методы работы не являются инновационными, но в комплексе они оказывают позитивное влияние на качество подготовки студентов к работе по ФГОС дошкольного образования. Они учат их работать в группе, активно выражать свое собственное мнение, а в случае, если оно отлично от мнения других, аргументировано отстаивать его. Следовательно, научившись равноправному общению в стенах вуза, они смогут в дальнейшем научить этому дошкольников.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что только подготовив студента педагогической специальности к работе в условиях Федеральных государственных стандартов доЛитература:
1. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС ДО. - М.: УЦ «Перспектива», 2014. - 196 с.
2. Пастюк, О.В.Интерактивные формы обучения в работе старшего воспитателя детского са-да//Детский сад от А до Я. - 2013. № 3. - С. 33-44.
3. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. - СПб:КАРО, 2014. -112 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2014 № 1155). - 29 с.
5. Шулешко Е.Е., Ершова Е.П., Букатов В.М. Социоигровые подходы к педагогике. - Красноярск: Красноярский ИУУ, 1990. - 117 с.
школьного образования, мы можем быть уверены в их успешной реализации в детских садах России.
References:
1. Nechaev M.P., Romanova G.A. Interaktivnye tehnologii v realizacii FGOS DO. - M.: UC «Perspekti-va», 2014. - 196 c.
2. Pastjuk, O.V.Interaktivnye formy obuchenija v rabote starshego vospitatelja detskogo sada//Detskij sad ot A do Ja. - 2013. № 3. - S. 3344.
3. Putevoditel' po FGOS doshkol'nogo obrazovanija v tablicah i shemah / Pod obshh. red. M.E. Verhovki-noj, A.N. Atarovoj. - SPb:KARO, 2014. - 112 s.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija (utv. prikazom Minobrnauki RF ot 17.10.2014 № 1155). - 29 s.
5. Shuleshko E.E., Ershova E.P., Bukatov V.M. Socioigrovye podhody k pedagogike. -Krasnojarsk: Krasno-jarskij IUU, 1990. - 117 s.
Сведения об авторе:
Пастюк Ольга Владимировна (г.Магадан, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
Pastuyk O.V. (Magadan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, Deputy Dean of the faculty North-Eastern state University, e-mail: [email protected]