Communication development of children with non-native Russian language within the framework of the socioplay technology Boguslavets I. (Russian Federation)
Развитие общения детей с неродным русским языком в рамках социоигровой технологии Богуславец И. А. (Российская Федерация)
Богуславец Ирина Александровна /Boguslavets Irina - аспирант, кафедра дошкольной педагогики и психологии, педагогический факультет, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, Курганская область
Аннотация: в статье рассматривается проблема общения детей дошкольного возраста с неродным русским языком. Для успешной социализации детей предложено использовать приемы социоигровой технологии, которая предполагает развитие ребенка дошкольного возраста в игровом общении со сверстниками.
Abstract: the article deals with the problem of communication of preschool children with native Russian language. For successful socialization of children, suggested that receptions socioplay technology, which involves the development of a child of preschool age in the game communicating with peers.
Ключевые слова: дошкольный возраст, социоигровая технология, межнациональное общение.
Keywords: preschool age, socioplay technology, interethnic communication.
В современное время вопросы педагогического взаимодействия определяют сущность образовательного процесса. Востребованность знаний и технологий организации оптимальной согласованности субъектов образования обусловлена анализом сложившейся ситуации в образовании, когда накоплен большой объем педагогических знаний.
Триада «педагог - ребенок - родитель» лежит в основе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Это базис в определении целей образования, конструировании содержания и педагогических технологий, достижении и оценке результатов образования (обучения, воспитания и развития). В системе дошкольного образования данная концепция находит свое отражение в корректировке подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через адекватные формы образовательной работы с детьми [ 1].
По мнению отечественных ученых М. И. Лисиной, Н. В. Проняевой, Л. Л. Лашковой, и др., один из показателей успешного развития - способность к коммуникации человека с человеком. Коммуникация - это для ребенка не только умение говорить, разговаривать друг с другом. Это умение договариваться, умение слушать и слышать, что говорят тебе, это умение подбирать слова, которым не обидишь сверстника, взрослого, знание правил этикета, которые делают взаимоотношения приятными.
Однако в условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования очень важно принять меры по усвоению ребенком нравственных общечеловеческих ценностей.
Социоигровая технология, авторами которой являются отечественные педагоги-новаторы Е. Е. Шулешко, В. М. Букатов, А. П. Ершова, предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология, по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, дает положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы [3].
99
В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Социоигровой подход предполагает использование игр разной направленности. Игры, согласно данному подходу (технологии), подбираются для конкретных детей, с которыми ведется взаимодействие в настоящий момент.
В связи с этим, актуальной становится проблема социализации личности в условиях поликультурной образовательной среды, возрастает значимость ее многонациональной составляющей, проблем ее этнической и гражданской идентичности, толерантности, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений.
По мнению Е. Ю. Протасовой, трудность социализации в данный период состоит в налаживании отношений с ближайшим социумом, то есть со сверстниками. Особую трудность в общении со сверстниками испытывают дети, ранее не посещавшие детский сад и для которых русский язык не является родным [4].
«Вопрос о детском многоязычии не является сейчас только вопросом о чистоте родного языка ребенка, в зависимости от влияния второго языка...» - писал Л. С. Выготский.
Эмигрировав из страны, многие отказываются передавать ребенку свой родной язык, потому что считают, что он не имеет хождения в иных условиях, в то время как его можно было бы «конвертировать».
Иногда, - подчеркивает Н. М. Родина, - дети забывают язык, выученный в дошкольном возрасте, если оказываются в иноязычном окружении. Однако сам факт того, что когда-то ребенок овладел одним из видов человеческой речи - все равно каким языком - позволяет ему перейти на другой язык и выучить его в совершенстве. Если в дошкольном возрасте язык передан ущербно, не полностью, либо имела место социальная депривация, т. е. не были сформированы связи с окружением, то от такого может не произойти полноценное овладение навыками социальной коммуникации [4].
Как правило, педагоги мало знают об особенностях становления речи при двуязычии, думают, что перемещение ребенка в ситуацию, когда употребляется второй язык, автоматически заставляет его переходить на общение на втором языке. Собственный опыт подсказывает взрослым, что детям языки даются легче.
Ученые доказывают, что чем младше ребенок, тем, в принципе, у него больше шансов для совершенного овладения вторым языком, но только в том случае, когда обучение правильно организовано.
Социоигровая технология позволяет педагогу организовать жизнь детей дошкольного возраста с неродным русским языком в детском саду в максимальном эмоциональном и физическом комфорте. Данный подход к обучению ищет способы взаимодействия детей со взрослыми, которые позволяют общаться увлеченно, без утомительного принуждения. На занятии и в ходе режимных моментов используется работа малыми группами, и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий и создает социоигровую атмосферу на занятии [2].
Некоторые дети, не вполне владеющие русским языком и, соответственно, не имеющие навыка общения друг с другом и умения работать согласованно, работая сначала в парах, все равно общаются друг с другом (как вербально, так и невербально). Поэтому элементарное наблюдение за выполнением игрового задания сверстниками из своей микрогруппы не проходит для детей впустую. Педагоги подбирают задания для выполнения, согласно интересам и возможностям данного подбора детей. Соответственно, сам процесс наблюдения за процессом работы партнеров тоже важен для развития и положительного социального восприятия ребенка [2].
100
Дети проще вступают в процесс общения, находясь в тесной компании взрослого, нет боязни совершения ошибки, а это благоприятно действует на эмоциональный фон ребенка, способствует скорейшему раскрепощению и социальной адаптации в новой языковой среде.
Литература
1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Букатов В. М. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «дошкольное образование» Вып. 4 (10)).
3. Пастюк О. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка: воспитание и обучение: работаем по программе / О. Пастюк, И. Бережная, Ю. Скоромнова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 11, 2003. - 35-42 с.
4. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Методика развития речи двуязычных
дошкольников: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 253 с. — (Учебное пособие для вузов).
Self-education students using ICT via the Internet Sorochinskiy M. (Russian Federation) Самообразование студента с использованием ИКТ посредством сети Интернет Сорочинский М. А. (Российская Федерация)
Сорочинский Максим Анатольевич / Sorochinskiy Maksim - аспирант, Педагогический институт,
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматривается роль сети Интернет и ИКТ в развитии самообразования у студентов, анализируются возможности Интернет-ресурсов в рамках самостоятельного овладения различными дополнительными навыками или знаниями.
Abstract: the article discusses the role of the Internet and ICT in the development of selfeducation of students, exploring the possibilities of Internet resources in the framework of self-mastery of a variety of additional skills or knowledge.
Ключевые слова: самообразование, интернет, ИКТ.
Keywords: self-education, Internet, ICT.
В современных условиях развития образования и подготовки высококвалифицированных кадров одну из важнейших ролей играет умение студента адаптироваться к меняющимся условиям жизни, самостоятельно приобретать необходимые знания, уметь их анализировать и применять на практике для решения определенных задач, критически мыслить, грамотно работать с информацией, заниматься самообразовательной деятельностью.
С переходом к новым образовательным стандартам этот вопрос стал как никогда актуальным, потому что произошел переход от парадигмы обучения к парадигме образования. В традиционной системе образования студент накапливал знания «на
101