Научная статья на тему 'Влияние музыкально-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольников'

Влияние музыкально-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1211
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / INFORMATIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN / МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / MUSICAL AND DIDACTIC GAME / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вострякова Валентина Викторовна

В статье рассматривается проблема развития познавательной активности дошкольников. Показаны возможности музыкально-дидактических игр в развитии познавательной активности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of musical and didactic games on development of informative activity of preschool children

In article the problem of development of informative activity of preschool children is considered. Possibilities of musical and didactic games in development of informative activity of children are shown.

Текст научной работы на тему «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольников»

При этом дети проявляют определенную степень уверенности и инициативности, согласно своим личностным качествам [6].

Представленные суждения о содержании понятия коммуникативная компетенция позволяют сделать вывод: теоретическую составляющую коммуникативной компетенции образуют коммуникативно-значимые знания о системе языка, о речеведческих понятиях, о видах речевой деятельности, об особенностях функционирования единиц языка в речи; практическую составляющую - речевые умения в рецептивных (слушание и чтение) и продуктивных (говорение и письмо) видах речевой деятельности [6].

Высокий уровень развития речевого общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В процессе глобализации, формирования единого мирового пространства современное образование должно ориентироваться не только на признание ценности ребенка, но и на создание реальных условий для развития его коммуникативных способностей [5]. Развитие коммуникативных способностей помогает сформировать чувство собственного достоинства, полноценности, неповторимости и социальной принадлежности. В условиях введения ФГОС ДО, формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста, в социоигровой технологии является одной из приоритетных задач на сегодняшний день в дошкольном образовании.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 ноября 2012 г. № 273-ФЗ / Рос. Федерация // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - 10.11.2015.

2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. - 3.11.2015.

3. Богуславец, И.А. Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития воспитания Российской Федерации [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М. : Буки-Веди, 2015. - С. 31-33.

4. Пастюк, О.В. Игры социоигровой направленности для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / О.В. Пастюк // Дошшльна освгга. - 2008. - № 2 (20). - С 34-39.

5. Пономарёва, Л.И. Анализ программного содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: гендерный аспект [Текст] / Л.И. Пономарёва, И.А. Богуславец // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 195.

6. Трубайчук, Л.В. Компетентностная модель обучения в начальной школе [Текст] / Л.В. Трубайчук // Начальная школа. - 2008. - №12. - С. 39.

7. Шулешко, Е.Е. Понимание Грамотности [Текст] / Е.Е. Шулешко. - М. : Мозаика-Синтез, 2001. -384 с.

УДК 373.2

В.В. Вострякова, г. Шадринск

Влияние музыкально-дидактических игр на развитие познавательной

активности дошкольников

В статье рассматривается проблема развития познавательной активности дошкольников. Показаны возможности музыкально-дидактических игр в развитии познавательной активности детей.

Познавательная активность дошкольников, музыкально-дидактическая игра, музыкальное воспитание.

V.V. Vostryakova, Shadrinsk

Influence of musical and didactic games on development of informative activity of preschool children

In article the problem of development of informative activity of preschool children is considered. Possibilities of musical and didactic games in development of informative activity of children are shown.

Keywords: Informative activity of preschool children, musical and didactic game, musical education.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития познавательной деятельности ребенка, которая формируется и развивается на основе познавательной активности. Несомненное воздействие на формирование и развитие познавательной активности ребенка оказывает музыкальное искусство. Познавательная активность в музыкально-познавательной деятельности ребенка представляет собой стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком музыкальных знаний, развитие музыкального опыта, развития музыкального восприятия, роль которого универсальна, поскольку оно связано со всеми видами музыкальной деятельности детей.

Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой деятельности. Игровая деятельность дошкольников представлена следующими видами игр: игры с правилами, сюжетно-ролевыми, строительными, словесными и дидактическими, но именно дидактические (обучающие) игры являются средством формирования познавательный активности.

Как отмечают многие исследователи (В.М. Букатов, О.С. Газман, Д.Н. Кавтарадзе, М.В. Кларин, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков и др.), дидактическая игра позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ребенка в процессе познания, сделать познавательную деятельность личностно значимой, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, обобщению и закреплению новых знаний. В процессе игры дети усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление достаточно сложное. В ней действуют одновременно два начала - учебное (познавательное), и игровое (занимательное). Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней следующих компонентов: обучающей задачи; определенного содержания; установленных правил; собственно игровых действий. Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом музыкально-дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

В процессе музыкально-дидактической игры разнообразные познавательные процессы у дошкольников активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, ребенку нужно активно выслушать и осмыслить предложение педагога, его объяснение. Задачи, поставленные музыкально-дидактической игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности всех анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения, что, несомненно, влияет на развитие познавательной активности детей.

Использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкально-познавательной деятельности дошкольников является важным средством развития музыкальных способностей детей. Их главная задача — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Успешность реализации этой задачи в значительной степени зависят от качества музыкально-дидактических игр, моделирующих основные свойства музыки. Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельной деятельности с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

В таких музыкально-дидактических играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и тому подобное. Таким образом, педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике, что непосредственно влияет на развитие познавательной активности.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, ярко и красочно оформлены.

При подборе музыкального материала и формулировании игровой задачи, способствующей развитию познавательной активности дошкольников, необходимо соблюдать ряд условий:

- музыкально-дидактические игры должны содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыту общения со сверстниками и взрослыми;

- музыкально-дидактические игры должны развивать интерес к занятиям музыкой и изучаемому музыкальному материалу;

- музыкально-дидактические игры должны помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать;

- музыкально-дидактические игры должны создавать ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений в которых необходимо разобраться самому, принять собственное решение;

- музыкально-дидактические игры должны способствовать расширению, углублению и творческому применению результатов предшествующего обучения;

- музыкально-дидактические игры должны создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, положительный эмоциональный тонус. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности детей -важнейшее условие формирование познавательной активности.

Согласно классификации Н.А. Ветлугиной, в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры для дошкольников принято подразделять на три вида:

- спокойное музицирование;

- игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий;

- игры, построенные по типу хороводных.

Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы представляются в определенной последовательности постепенно усложняющихся музыкально-познавательных задач:

На первом этапе дошкольники знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. Все это осуществляется на музыкальных занятиях посредством музыкально-дидактических упражнений.

На втором этапе дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, ее содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идет усвоение музыкально-сенсорных умений и навыков, необходимых для игры.

На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкальных умений, навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством педагога.

На четвертом этапе дети самостоятельно используют музыкально-дидактическую игру.

Определить уровень развития познавательной активности ребенка-дошкольника в музыкально-игровой деятельности можно по следующим критериям:

- увлеченность мелодией, музыкально-ритмическим движением, высокая концентрация слухового внимания;

- ярко выраженное стремление выполнять предлагаемые задания, желание продолжать занятие по его окончанию;

- проявление самостоятельности при подборе средств, способов действий при выполнении задания музыкально-дидактической игры, достижения результата и осуществления самоконтроля;

- эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, постоянное к ней стремление.

Таким образом, имеющийся у детей старшего дошкольного возраста уровень познавательной активности помогает им с помощью музыкально-дидактических игр более осознанно и глубоко воспринимать и постигать сведения о музыкальных произведениях, инструментах, отдельных видах музыкального искусства. В игровой форме дети легче воспринимают характер и содержание музыкального произведения, становятся более активными, творческими, поскольку насыщенность игры эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а, следовательно, и познавательную активность детей ко всему, что предлагается им в ходе игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 2005. - Т. 16. - № 5. - С. 49-58.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская - М. : Академия, 2002. - 198 с.

3. Богоявленская, Д.Б. Динамика креативности в младшем возрасте [Текст] / Д.Б. Богоявленская, С.П. Осипенко // Ежегодник Российского психологического общества: спец. вып. - М., 2005. - Том 1. -С. 56-59.

4. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 2008.

5. Ковалев, В. Ассоциативные игры на уроках музыки [Текст] / В. Ковалев // Искусство в школе. -2001. - № 1. - С. 17-22.

6. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.