РАЗДЕЛ 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
УДК 37.015.4
И.А. Богуславец, г. Шадринск
Социоигровой подход в условиях введения ФГОС ДО
В статье автор затрагивает проблему социоигрового подхода при формировании одной из важнейших ключевых компетенций - коммуникативной, условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта.
Социоигровой подход, социоигровая технология, коммуникативные компетенции, ФГОС ДО.
I.A. Boguslavets, Shadrinsk
Socioplay approach in the context of the introduction to FSES PE
In this article the author touches on the problem of socioplay approach in forming one of the most important key competences-communicative, conditions imposing Federal State educational standard of preschool education.
Keywords: Socioplay approach, socioplay technology, the GEF to communicative competence.
Приоритеты современной образовательной политики Российской Федерации связаны с реализацией новых образовательных стандартов (ФГОС). Согласно закону №273-ФЗ «Об образовании в РФ», дошкольное образование стало первым уровнем общего образования [1].
Психология и педагогика оперируют достаточным количеством эмпирических данных, подчеркивающих значение коммуникативного фактора в психическом развитии. Конец дошкольного возраста охарактеризован набором индивидуальных особенностей, который следует учесть в ходе образовательного процесса. Между тем, множество элементов системы образования одинаковы для всех, и педагоги стремятся добиться одних и тех же результатов.
Одна из главных установок образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - отражена и в планируемых результатах освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ней указываются следующие коммуникативные компетенции: - «развитие свободного общения с взрослыми и детьми». Нормативно определено, что современный выпускник ДОО - это ребенок, который «адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации» [2].
В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития, в следствие чего, особую популярность приобретают идеи социоигровой направленности. Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов и др. подчеркивают сущность социоигровых подходов в
усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности [4].
По мнению ученых, выполнение требований, обозначенных в ФГОС (например, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных психологических, особенностей воспитанников и др.) достаточно сложно без учета индивидуальных потребностей детей, поэтому реализация социоигровой технологии в дошкольном образовании облегчит реализацию стандартов нового поколения всех ступеней, будет способствовать повышению качества образования [1].
Новый подход к оценке качества образования, подчеркивает Е.А. Чикунова, связан с формированием ключевых компетенций, в соответствии с основным положением, выработанным Европейским союзом. Главной задачей дошкольной образовательной организации, по мнению ученых, становится формирование у детей дошкольного возраста универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной и специальной.
Н.В. Федина, в содержании понятия качества, применительно к дошкольному образованию, одним из положений формулирует обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств личности, а не отдельных составляющих (например, к набору знаний, умений и навыков или соответствующих компетенций) Освоив данные компетенции, ребенок впоследствии сможет легко адаптироваться в современном обществе. С этой целью, согласно проводимым исследованиям последних лет, учеными разработан и предложен социоигровой подход в образовании.
Основа социоигрового подхода (технологии) заложена в словах его основателей Е.Е. Шулешко и В.М. Букатова: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» [7].
В соответствии с ФГОС, коммуникация рассматривается «как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы» [2].
В своих работах Е.Е. Шулешко отмечал: «... В традиционном подходе педагог настроен на то, чтобы дети возвращали ему его собственную речь, - что само по себе может быть неплохо, но образовательная деятельность, построенная таким образом на «возвращении сказанного» на девяносто восемь процентов состоит из социализации ребенка. И многими взрослыми эта социализация выдается или принимается за развитие. Тогда как развитие, подчеркивает Е.Е. Шулешко, возникает в ситуациях, когда взрослый и ребенок заняты импровизацией» [7].
Бесспорен тот факт, что для положительного и продуктивного взаимодействия необходимо более пристальное внимание уделить формированию коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста. Коммуникативная компетенция ребенка проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. ( Л.Л. Лашкова, Л.И. Пономарева, С.В. Проняева, Е.О. Смирнова, Л.В. Трубайчук и др.) При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность. Следует отметить, что к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми.
При этом дети проявляют определенную степень уверенности и инициативности, согласно своим личностным качествам [6].
Представленные суждения о содержании понятия коммуникативная компетенция позволяют сделать вывод: теоретическую составляющую коммуникативной компетенции образуют коммуникативно-значимые знания о системе языка, о речеведческих понятиях, о видах речевой деятельности, об особенностях функционирования единиц языка в речи; практическую составляющую - речевые умения в рецептивных (слушание и чтение) и продуктивных (говорение и письмо) видах речевой деятельности [6].
Высокий уровень развития речевого общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В процессе глобализации, формирования единого мирового пространства современное образование должно ориентироваться не только на признание ценности ребенка, но и на создание реальных условий для развития его коммуникативных способностей [5]. Развитие коммуникативных способностей помогает сформировать чувство собственного достоинства, полноценности, неповторимости и социальной принадлежности. В условиях введения ФГОС ДО, формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста, в социоигровой технологии является одной из приоритетных задач на сегодняшний день в дошкольном образовании.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 ноября 2012 г. № 273-ФЗ / Рос. Федерация // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - 10.11.2015.
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. - 3.11.2015.
3. Богуславец, И.А. Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития воспитания Российской Федерации [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М. : Буки-Веди, 2015. - С. 31-33.
4. Пастюк, О.В. Игры социоигровой направленности для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / О.В. Пастюк // Дошшльна освгга. - 2008. - № 2 (20). - С 34-39.
5. Пономарёва, Л.И. Анализ программного содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: гендерный аспект [Текст] / Л.И. Пономарёва, И.А. Богуславец // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 195.
6. Трубайчук, Л.В. Компетентностная модель обучения в начальной школе [Текст] / Л.В. Трубайчук // Начальная школа. - 2008. - №12. - С. 39.
7. Шулешко, Е.Е. Понимание Грамотности [Текст] / Е.Е. Шулешко. - М. : Мозаика-Синтез, 2001. -384 с.
УДК 373.2
В.В. Вострякова, г. Шадринск
Влияние музыкально-дидактических игр на развитие познавательной
активности дошкольников