Е. А. Касмицкая
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье дается краткая характеристика современных подходов в методике диагностирования музыкального развития дошкольников, существующих сегодня. В статье представлен авторский подход к изучению уровня музыкального развития детей. Раскрыты принципы, задачи, этапы и психолого-педагогические условия реализации инновационной методики диагностирования музыкального развития детей дошкольного возраста. Ключевые слова: музыкальное образование, диагностика, диагностический процесс, музыкальные интересы, музыкально-творческие способности, музыкальное фантазирование.
There is a simple characteristic of modern conceptions in methodic musical degree of preschool children in this article, existing today. The personal method of learning degree of children's music development in this article too. The quests, the principles, the levels, and psychological-pedagogical conditional are present here. New method of diagnostic preschool children's music development is relayed in this article also. This methodic is bused on psychological-pedagogical condition of preschool children. Keywords: musical education, diagnostical process, music interests, musical and creative activity abilities, imagination in music.
Учреждения дополнительного образования в сфере культуры в настоящее время обеспечивают возможность раннего выявления одаренности и таланта детей, создают благоприятные условия для их профессионального становления, способствуют созданию вариативных, личностно-ориентированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка. Однако при построении музыкально-образовательного пространства необходимо знать и учитывать механизмы личностного развития, особенности имеющегося психоэмоционального опыта ребенка, его интересы и желания. На эти и многие другие вопросы можно ответить, обратившись к педагогической диагностике.
Диагностика — это педагогическое средство, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации (К. Ингенкамп). Являясь научной отраслью психопедагогики, она призвана дать в руки педагога «инструменты» измерения уровня развития тех или иных параметров музыкальности ребенка, объективировать как сильные, так и слаборазвитые ее компоненты, выявить приоритетные виды музыкальной деятельности, определить потребности и эмоциональный фон личности ребенка, преобладающий во время занятий. Объективная констатация индивидуальных особенностей музыкальности и динамики музыкального развития способствует компетентному планированию, созданию и научному обоснованию условий дифференцированной и успешно-конструктивной музыкально-творческой деятельности воспитанников.
За длительный период дошкольного музыкального образования в России накоплен большой опыт исследования музыкальных способностей детей, но проявление способностей всегда индивидуально, что требует вариативности, надежности, поиска новых адекватных методов и однозначной интерпретации результатов диагностирования. Кроме того, для получения объективной информации о ребенке проверка лишь музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти не позволяет выявить всей картины.
В нашей стране широко известны авторские методики Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, Ю. Б. Алиева, А. Н. Зиминой, в которых авторы делают попытки расширения набора диагностируемых качеств.
Известный педагог-музыкант Н.А. Ветлугина любое исследование музыкальных
ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (31) 2009 г.
способностей детей предлагала проводить в игровой форме, используя музыкальные игры и упражнения. Для этой цели она разработала пособие «Музыкальный букварь», которое представляет большой интерес и в наше время (4, с. 154). Свою методику диагностирования она дополнила изучением следующих компонентов: способности оценивать красивое в музыке и движении, степени сформированности навыков игры на элементарных музыкальных инструментах и ритмической выразительности.
Профессор Ю. Б. Алиев предлагает выявлять уровень развития музыкальных способностей детей в форме тестов (с обязательным измерением гармонического восприятия музыкальной высоты и слуховых ощущений верной гармонизации), дополненных педагогическим наблюдением за музыкальной деятельностью ребёнка. Большое значение при наблюдении уделяется наличию яркого эмоционального переживания музыки, интереса к ней и желания заниматься музыкальной деятельностью. По его словам, «это является залогом того, что подобная разносторонняя проверка будет содержать в себе необходимый запас объективности» (1, с. 102).
На наш взгляд, большой интерес представляет сравнительно новая диагностическая методика определения уровня развития музыкальных способностей детей, разработанная В. П. Анисимовым. Он предлагает комплекс апробированных тестов, включающих диагностику чувства музыкальной формы, диагностику когнитивного, операционального и мотивированного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей. В. П. Анисимов рассматривает влияние типологических особенностей темперамента и тактильно-кинестетических, моторных особенностей личности как основных предпосылок развития музыкальности ребенка. Автор подчеркивает тем самым возможность прогнозировать успешность в той или иной специальной деятельности (в том числе и музыкальной). И, наоборот, подобрав тот или иной специальный вид деятельности, можно активно способствовать развитию сен-сомоторных способностей человеческого организма в целом, типологических свойств его темперамента. Данная методика позволяет получить более полное представление о личности ребенка, помогает выявить его перспективные возможности при подборе определенных видов деятельности, учитывает такие важные психические особенности, как темперамент и сенсомоторные способности (2, с. 10).
В настоящее время продолжается разработка и поиск рациональных методик диагностирования музыкальности детей, они постоянно совершенствуются. Возможно, это связано с формирующимся сегодня более широким взглядом на личность ребенка, на внутренний мир его желаний и интересов.
Учитывая многолетний опыт, накопленный в системе музыкального образования, опираясь на лучшие достижения в области арт-терапии и педагогической психологии, мы разработали методику диагностирования музыкального развития детей дошкольного возраста.
Создавая данную диагностическую методику, мы ориентировались на следующие принципы:
— содержание диагностических заданий должно соответствовать содержанию выявляемых качеств субъекта;
— диагностическая методика в целом и каждое задание должны достаточно точно и конкретно выявить искомую способность;
— диагностика должна быть простой и понятной для педагога;
— диагностические задания должны включать точные оценки, позволяющие определить уровень искомого качества или способности у детей, однако не быть объемными;
— диагностические задания и соответствующие им оценки должны позволять
дифференцировать детей по выявленным уровням и степени овладения детьми определенным содержанием.
С учетом выделенных принципов основными задачами диагностики мы считаем:
— изучение музыкального опыта детей и музыкальной субкультуры (изучение особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности);
— изучение своеобразия музыкально-творческой одаренности дошкольников определенного возраста;
— изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки;
— изучение психоэмоциональной комфортности ребенка до и после занятия.
Диагностический процесс включает в себя три этапа: выявление уровня развития
музыкальных интересов, диагностику музыкально-творческих способностей и диагностику психоэмоционального состояния детей.
Диагностические задания выявляют уровни трех степеней: высокого, среднего и низкого, которые, в свою очередь, позволяют определить уровень искомого качества.
Нами были выделены условия, которые необходимо соблюдать при диагностировании детей по данной методике. Прежде всего диагностическое исследование должно проходить в виде пробных музыкально-игровых занятий в течение двух недель. Диагностическую работу лучше проводить, когда ребенок находится в благоприятном физическом и психоэмоциональном состоянии. Длительность одного занятия не должна превосходить 30—35 минут. При быстром утомлении детей необходимо использовать психокоррекционные методы и приемы (релаксацию, активную музыкотерапию, упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обследование необходимо проводить в специализированном помещении, где имеется вся необходимая атрибутика.
Изучение детских музыкальных интересов и предпочтений мы проводим с помощью устной открытой анкеты. Варианты вопросов педагоги могут корректировать в зависимости от возраста испытуемых и примерных требований к детям данной возрастной группы. Желательно завести дневник музыкальных интересов и предпочтений детей, в котором будут фиксироваться ответы. Для изучения наиболее предпочитаемых видов музыкально-творческой деятельности мы предлагаем метод шкалирования, где за основу принята адаптированная методика изучения самооценки по Дембо-Рубинштейну. В конце учебного года графически изображается динамика изменения и расширения сферы интересов и предпочтений детей.
Изучение музыкально-творческих способностей проводится в виде игровых упражнений и заданий. Методика диагностирования музыкально-творческих способностей включает определение звуковысотного слуха, диапазона голоса, чувства ритма и темпа, выявление уровня развития координации движений, пластики, моторики, музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого воображения, эмоциональной отзывчивости.
Психоэмоциональное состояние ребенка определяется перед началом занятия и после его окончания при помощи карточек М. Люшера. Для оценивания результатов используется интерпретационная кодировка цветовой раскладки И. Соломина.
Для лучшего запоминания музыкального произведения, выявления музыкального воображения, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости на музыку применяется тест-рисунок «Цветомузыка» или музыкальное фантазирование. Оценивание работ производится по сводному списку тестовых показателей к интерпретациям рисуночных тестов по А. Л. Венгеру.
ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (31) 2009 г.
Музыкальное фантазирование - это универсальный метод самораскрытия и самовыражения ребёнка, а в сочетании с музыкой — и коррекционный метод. Л. С. Выготский говорил: «Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко, в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Изобразительная деятельность — своеобразный аналог графической речи» (3, с. 12).
Итак, в данной статье мы попытались осветить некоторые современные подходы в методике музыкального диагностирования детей. Считаем, что диагностические задания должны давать представление не только об отдельных структурных компонентах музыкальных способностей, но и, по возможности, объективно определять уровень музыкального развития ребенка в целом, что позволит разработать индивидуальную тактику развития музыкальности в контексте общего развития личности ребенка.
Примечания
1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю. Б. Алиев. — Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.
2. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. — М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1981.
4. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр Академия, 2007.
А. Ю. Хилиль
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Анализируя игровые возможности детей раннего возраста, автор приходит к выводу о том, что их музыкально-дидактическая игра обладает своими организационными особенностями и дидактическими задачами. В статье рассматриваются педагогические возможности и способы организации музыкально-дидактических игр детей раннего возраста, основанных на различных жанрах народного детского фольклора, авторской песне и инструментальной музыке. Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-дидактическая игра; ранний возраст.
Analyzing child's possibilities of playing in early childhood, the author finds that their music-didactic game has its own organizational characteristics and teaching tasks. The author considers the educational opportunities and ways of organizing musical-didactic game of children of early age, based on various genres of popular children's folklore, professional songs and instrumental music. Keywords: musical education, music-didactic game; early age.
В современной музыкальной педагогике музыкально-дидактические игры рассматриваются как деятельность ребенка, связанная с выполнением определенных заданий, направленных на развитие его музыкального восприятия и способностей, а также на совершенствование движений. Целью их применения является углубление представлений детей о средствах музыкальной выразительности.