Научная статья на тему 'Ритмическая организация жизненного пространства детей как основа музыкально-творческого развития'

Ритмическая организация жизненного пространства детей как основа музыкально-творческого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЕТОДИКА / МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА / ИНТЕГРАЦИЯ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / MODERNIZATION / PRESCHOOL EDUCATION / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / TECHNIQUE / MUSICAL AND CREATIVE DEVELOPMENT / RHYTHMIC ORGANIZATION OF VITAL SPACE / INTEGRATION / SYNTHESIS OF ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галянт Ирина Геннадьевна

В статье рассматриваются проблемы музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста в контексте модернизации системы дошкольного образования. Предложены концептуальные подходы к методике музыкально-творческого развития с точки зрения ритмической организации жизненного пространства. Представлены активные формы, ориентированные на принцип интеграции искусств и видов музыкально-творческой деятельности детей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problems of musical and creative development of children of preschool age in the context of modernization of system of preschool education are considered. Conceptual approaches to a technique of musical and creative development from the point of view of the rhythmic organization of vital space are offered. The active forms focused on the principle of integration of arts and types of musical and creative activity of children are presented.

Текст научной работы на тему «Ритмическая организация жизненного пространства детей как основа музыкально-творческого развития»

УДК 372.3 ББК 74.100.55

Галянт Ирина Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра теории и методики дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Gаlyant Irina Gennadyevna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of theory and methodology of preschool education Chelyabinsk state pedagogical University Chelyabinsk galanti@bk.ru

Ритмическая организация жизненного пространства детей как основа музыкально-творческого развития Rhythmic organization of vital space of children as basis of musical and creative

development

В статье рассматриваются проблемы музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста в контексте модернизации системы дошкольного образования. Предложены концептуальные подходы к методике музыкально-творческого развития с точки зрения ритмической организации жизненного пространства. Представлены активные формы, ориентированные на принцип интеграции искусств и видов музыкально-творческой деятельности детей.

In article problems of musical and creative development of children of preschool age in the context of modernization of system of preschool education are considered. Conceptual approaches to a technique of musical and creative development from the point of view of the rhythmic organization of vital space are offered. The active forms focused on the principle of integration of arts and types of musical and creative activity of children are presented.

Ключевые слова: модернизация, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, методика, музыкально-творческое развитие, ритмическая организация жизненного пространства, интеграция, синтез искусств.

Key words: modernization, preschool education, children of preschool age, technique, musical and creative development, rhythmic organization of vital space, integration, synthesis of arts.

Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением ценностей образования. Актуальным направлением модернизации является художественно-эстетическое развитие как одно из средств самореализации

личности, способ адаптации личности в социуме. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) целесообразно обратиться к истории становления методики музыкального воспитания дошкольников, дать оценку её современного состояния, чтобы определить перспективы её дальнейшего развития.

Основные принципы дошкольного образования - индивидуализация образования и поддержка инициативы детей направлены на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования. Степень развития этих характеристик зависит от условий жизни и индивидуальных особенностей конкретного ребенка, которые не противоречат бесконечной множественности вариантов развития детей. Такая корректная установка ФГОС соответствует мировому опыту дошкольного образования: не предъявление требований к детям, а возможные достижения детей как ориентиры для взрослых, которые они могут соотнести с реальным развитием воспитанников.

Целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка в художественно-эстетическом развитии, связаны с исследованием феномена музыкальности и сводятся к закономерным вопросам о том, можно ли прогнозировать рождение одарённых детей, Все дети от рождения музыкальны или только избранные, В каком возрасте можно диагностировать наличие музыкальности. Исследования учёных о феномене музыкальности обращены к достижениям сфер педагогической (прена-тальной, перинатальной, коррекционной, специальной, музыкальной) и психологической наук (нейропсихологии, психолингвистики, психотерапии и др.).

Вместе с тем к современным проблемам музыкально-творческого развития следует отнести культивирование образовательных задач, в приобретении которых забывается главное - сохранение физического, духовного, эмоционального благополучия и здоровья детей. Особенностью современного общества является ускорение темпа жизни, с которым сталкивается ребёнок, находя-

щийся во взаимосвязи с природой и её биоритмом. Аритмичность жизненных процессов создаёт хаотичность в отношениях ребёнка с миром и нередко носит разрушительный характер. Противоречия между природным и социальными ритмами тормозят разностороннее развитие личности.

Проблема ритмической организации Вселенной, природы, жизненных процессов и искусства вызывала интерес многих учёных: В.И. Вернадского, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Н.К. Рериха, Н.А. Амонашвили и др. Теоретические изучения чувства музыкального ритма имеются в трудах Б.В. Асафьева, А.И. Бурениной, Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова и др. Однако исследования не затрагивают проблему развития чувства ритма как свойства личности (генетика) и качества личности детей (социальный опыт). В традиционных программах музыкального воспитания не учитываются феноменологические характеристики дошкольников, которые характеризуют сензитивный период: целостное восприятие мира, чувствование биоритмов природы и дуальности мира, эмоционально-двигательное самовыражение, спонтанность проявлений.

Актуальность проблемы обусловила необходимость поиска универсального основания художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Создание условий для гармонизации отношений ребенка с миром и социумом, обеспечение ритмизации жизненного пространства детей, взаимодействие ребёнка с миром звуков, с произведениями искусства, красотой окружающего мира, отражение впечатлений от этого взаимодействия в рисунке, танце, фантазиях - это фундамент, на котором должны быть построены методики художественно-эстетического развития детей в современном обществе. В результате такого интегрированного процесса происходит перенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных видов художественного мышления и рождение нового индивидуального образа. Тем самым происходит познание, осознание, осмысление и переосмысление происходящего.

В связи с этим остановимся на рассмотрении концептуальных подходов, которые, на наш взгляд, являются методологическим основанием для разработки методики музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста. Во-первых, это обращение к принципу интеграции (синтез искусств, видов творческой деятельности, интеграция образовательных областей, качеств личности) и во-вторых, развитие ритмической организации детей как эстетического, гармонизирующего начала жизнедеятельности ребёнка.

Отечественными и зарубежными учёными разработаны теоретические и практические подходы к реализации интеграции в художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста (Р.М. Грановская, Т.С. Комарова, А.А. Мелик-Пашаев, Т.Э. Тютюнникова, Б. Хазельбах, У. Юнгмайр и др.).

Интеграция искусств способствует развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка (умение видеть, слышать, ощущать, двигаться, осязать, обонять, говорить, мыслить, воображать, представлять и т.д.). Музыка является важным средством для развития слуха. Способность цветоразличения развивает изобразительное искусство. Искусство театра учит детей общаться, даёт возможность понять поступки героя. Танец учит свободному владению телом, ориентироваться в пространстве, выражать своё состояние через импровизационное движение. Литература и поэзия развивают образную речь и обогащают язык. Интеграция - это не только деятельность, осуществляемая средствами различных искусств, но и деятельность, выходящая за пределы музыки, хореографии, изобразительного искусства, поэзии. Игровая полихудожественная деятельность, в которую дети входят с позиции творцов - это область выразительного речевого интонирования, ритмических движений, импровизации. Идеи инте-гративности и полихудожественности наблюдаются в музыкальной педагогике появлением таких понятий, как: музыкальная живопись, музыкальный театр, ритмодекламация, ритмопластика и танец.

Философское осмысление предназначения музыки не как науки, а как универсального Божественного дара, который понимают все народы мира,

может способствовать развитию свободной, разносторонней личности. Интегративный подход позволяет гармонизовать два великих начала: систему «Человек» (с её чувствами, эмоциями, ощущениями) и систему «Природа» и показать, при каких условиях система в системе может достичь подлинной целостности и аутентичности.

Обобщая взгляды учёных, определяем принцип интеграции как средство музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста и выделяем следующие педагогические условия успешности данного процесса:

- синтез искусств (выход за рамки одного искусства);

- обучение в действии: слышу — чувствую — делаю (перенос акцента с восприятия на творческое самовыражение);

- сотворчество (взаимодействие друг с другом);

- активные организационные формы (исследование, моделирование, совместные творческие проекты, эксперименты, досуги, праздники);

- связь с ближайшим окружением (природой, традициями, культурой, семьёй).

Понимание сущности и смысла музыкально-творческого развития ориентиром нашего исследования становится природная ритмичность детей. Психологи (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, С. Сишор и др.) заметили, что ритмическое чувство первично, изначально и элементарно, поэтому оно является основным свойством музыкальности. Чувство ритма формируется у детей в онтогенезе первым по отношению к другим компонентам музыкальности. Психомоторные (двигательные) особенности детей проявляются в тактильно-кинестетическом воспроизведении эмоциональной информации и рассматриваются как важнейший фактор индивидуального развития ребенка. Не одно поколение младенцев воспитывалось на «Ладушках», игрой ладонями, передающими биоритм человеческого организма. Как в природе все ритмично и гармо-

нично (смена времён года, дня и ночи, жизни и смерти, добра и зла...), так и в «Ладушках» передаётся ритм и гармония (биение сердца, вдох-выдох, шаги.).

Наше тело является первым инструментом человеческого рода, которое делает природную способность к ритму видимой и слышимой. Природный биоритм дети чувствуют и легко передают звуками своего тела (топ, хлоп, щёлк, шлёп), ударами палочек, движениями рук и тела. Игра на ксилофоне, металлофоне или маракасе должна быть такой же естественной, как дыхание, шаги, хлопки, прыжки. Сначала играем своим телом (звучащими жестами), затем переносим эту игру на клавиши, пластинки и т.д. Следовательно, развитие метроритмических способностей ребёнка должно соответствовать природе его развития.

Методологической основой музыкально-ритмического развития детей выступает метод ритмического воспитания Э.Ж. Далькроза, цель которого заключается в развитии умения чувствовать и находить связь между звуком, жестом и движением, то есть умение перевезти музыкальный ритм в движение человеческого тела. Метод спонтанной пластической импровизации воздействует не только на развитие всех чувств, компонентов психики, ритмики и импровизационных способностей, но и на воспитание творческих способностей в области движения.

В методике музыкально-творческого развития большое внимание уделяется развитию способности у детей к музицированию. Для выявления сущности данного процесса нас интересует определение понятия «элементарное музицирование». Во-первых, это средство активного художественного воспитания, способствующее выявлению и развитию природной музыкальности детей; во-вторых, это средство и форма музыкального общения между участниками при отсутствии функции публики; в-третьих, это акт элементарного самовыражения, спонтанности, потребности выражать себя в звуках, движениях, жестах. Главным лейтмотивом творческого музицирования становится не художественный результат, а сам творческий процесс переживания музыки как радости,

счастья и удовольствия. Для музыкальной педагогики важно, что музицирование - это не пассивное восприятие музыки, а практическая деятельность, в процессе которой ребёнок идентифицирует себя, учится находить способы гармонизации своего внутреннего мира.

Творческое музицирование включает в себя виды синкретической деятельности (музыка, речь, движение, игра на музыкальных инструментах, ритмопластика, двигательная импровизация, театрализация). Все виды деятельности педагог умело соединяет в процессе обучения, от этого зависит итог занятия. Варианты соединения видов деятельности зависят от конкретной группы детей, от педагога, от желания и возможностей тех и других. Чем больше видов деятельности в этом соединении, тем удачнее и быстрее будет вращаться «колесо обучения». Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощение многих идей, атмосфера незапрограммированного для ребёнка творчества составляют суть деятельности детей на музыкальных занятиях.

Смысл творческого музицирования - приобретение многообразного личностного опыта слушателя, композитора, исполнителя и актёра. Основными методами музицирования являются метод образно-игрового эмоционально-двигательного моделирования элементов музыкального языка, позволяющий в доступном для ребёнка виде познакомить с особенности интонационно-выразительных средств музыки, и метод активации творческих проявлений ребёнка, осуществляемый в формах латентного деятельного научения.

Для развития музыкальности и художественно-творческих способностей детей не меньшее значение имеет воображение. Для нас значимы выводы исследователей (Л.С.Выготский, О.М. Дьяченок, А.В. Запорожец и др.) о том, что образы всегда полимодальны, т. е. в них присутствуют визуальные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кинестетические представления. Чем больше рецепторов участвуют при восприятии ребёнком информации, тем больше возникает интегративных ассоциаций, которые делают образы более яркими и виртуальными. Фантазия и воображение необходимы для

приобретения детьми собственного музыкального опыта. Потому что опыт педагога не поможет ребёнку чувствовать музыку: чувствовать и переживать может только он сам. Чувства и переживания в процессе музыкального творчества являются критериями эмоционального развития каждого ребёнка.

Основным механизмом развития воображения у детей является формирование обобщённого художественного образа мира. Педагог знакомит детей с художественными средствами, при помощи которых можно передать воображаемый образ (слово, движение, линия, мелодия, ритм, голос, интонация, композиция, цветовое пятно, форма, мимика, поза, жест и пр.).

Например, на прогулке, глядя на осенний пейзаж, ребёнок «фотографирует» всю картинку целиком, посредством всех анализаторов получает чёткое представление о таком времени года, как осень. Ребёнок видит на небе тёмные тучи, деревья, с которых осыпаются на ветру разноцветные листья, наблюдает цвет листьев, их форму (у каждого дерева листья имеют разную форму и цвет). Ребёнок считает падающие листья: один, два листочка слетают с дерева, много листьев лежит на земле. Падающие с деревьев листья танцуют осенний танец: кружатся, медленно опускаются на землю. Ребёнок слышит, как шелестят под ногами листья, как дует сильный ветер, как идёт дождь (музыка дождя). Ребёнок ощущает всеми органами чувств изменения в природе, вызванные похолоданием, пасмурными днями. На основе ощущений у детей развивается чувство движения, пространства, цвета, формы, звука, слова. Вопреки целостному восприятию, свойственному ребёнку, находящемуся в гармонии с природой, предметный принцип построения образовательных программ делит целое на части. На одном занятии дети познают мир, на другом - считают, на третьем - рисуют, на четвёртом - танцуют, играют, чувствуют. Цели и задачи каждой образовательной области решаются в процессе реализации других образовательных областей, и принцип интеграции выступает как альтернативный способ, соединяющий части в целое.

В практике работы с детьми целесообразно использовать приём «заражения» - процесс передачи эмоционального состояния от педагога к детям. Жесты, мимику, интонации голоса дети легко копируют, перенимая настроение педагога и осваивая необходимые навыки исполнения без дополнительных объяснений, замечаний или критики. Приём «эмоционального поглаживания» в музыкальных играх-танцах реализуется как тактильный контакт для установления доброжелательных, позитивных отношений: поздороваться друг с другом частями тела, обнять друг друга, поиграть в «Ладушки». Эти и другие приёмы направлены па поощрение ребенка, концентрацию внимания на успешности его действий.

Следует отметить, что в качестве оценки музыкального развития детей Федеральные государственный образовательный стандарт предполагает не сумму знаний, умений и навыков, а интегральные характеристики возможных достижений ребёнка в художественно-эстетическом развитии (спонтанность, вариативность, игровая фантазия, творческое начало, любопытство, способность удивляться, жажда исследования). Эти качества личности необходимы ребёнку для проявления инициативы и самостоятельности, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, приобретать навыки невербального общения, умения находить в музыке, движении и слове средство гармонизации своего внутреннего мира. Именно с этим комплексом характеристик возможных достижений ребёнка связано не только общее психическое, эмоциональное, но и интеллектуальное развитие.

Таким образом, проблемы художественно-творческого развития детей дошкольного возраста развития свидетельствуют о возникшей острой необходимости в новой концепции творческого обучения, где будут учитываться интересы современной педагогики и пересмотрены устаревшие подходы в существующих программах и методиках.

Библиографический список

1. Анисимова, М.В. Музыка здоровья. Программа музыкального здоровьесберегаю-щего развития дошкольников [Текст] / М.В. Анисимова. - Изд-во: Сфера, 2014 - 128 с.

2. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Детство-Пресс, 2013 - 656 с.

3. Замуруева, О.В. Развиваем музыкальный и ритмический слух [Текст] / О.В. Замуруева. - Изд-во: Феникс, 2015. - 96 с.

4. Микляева, Н.В. Музыкальное развитие дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева, М.А. Галкина, В.А. Дёмина. - Изд-во: Сфера, 2015 - 160 с.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Bibliography

1. Anisimova, M. C. Music health. Program music zdorovesberegajushchego development of preschool children [Text] / M. C. Anisimov. - Published by: Sphere, 2014 - 128 s .

2. Gogoberidze, A., Childhood with music. Modern educational technology music education and development of children of early and preschool age / A.G. Gogoberidze, C.A. Dermansky. - M.: Childhood-Press, 2013 - 656 s.

3. Zamurueva, O. C. Develop musical and rhythmic ear [Text] / O. Century Zamurueva. -Published in: Phoenix, 2015. - 96 s.

4. Miklyaev, N. In. The musical development of children [Text] / N. In. Miklyaev, M. A. Galkin, V. A. Demina. - Published by: Sphere, 2015 - 160 s.

5. The Ministry of education and science of the Russian Federation (Ministry of education and science) from 17 October 2013 N 1155, Moscow "About the approval of the Federal state educational standard of preschool education".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.