УДК 37. 013.46
Т.И. Ланцова, А.В. Логвиненко
Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
Железноводск, Россия
Влияние музыкальных занятий на креативность детей
дошкольного возраста
Аннотация. В статье рассматриваются потенциальные возможности музыкальных занятий на развитие креативности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: креативность, музыкально-творческие способности, дошкольный возраст, психические процессы, творческое мышление, кристаллизированное воображение.
Музыкально-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обогащать, то у него обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным в других сферах: художественной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли такие ученые как А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н.Н. Подъяков, Л. А. Венгер, В. Н. Дружинина, О. М. Дьяченко, Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, Дж. Гилфорд и многие другие отечественные и зарубежные психологи [3, С.10-11]. В работах исследователей креативность рассматривается как специфическая черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов, связывается с воображением и личностными особенностями ребенка. «Способность комбинировать, ... способность генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, варьировать способы решения проблемы в воображении, что приводит к неожиданным выводам и результатам», что отличает творческое мышление от мышления стандартного. [1, С. 12].
Год от года все больше используются программы обучения и воспитания, в которых наиболее обширно проявляются идеи развития креативности детей дошкольного возраста. К таким программам относят программы: «Радуга» Т. Н. Дороновой, «Развитие» Л. А. Венгера, «Рекорд» В. Т. Кудрявцевой, «Золотой ключик» Г.Г. Кравцовой, «Детство» В. И. Логиновой Предпринимаются попытки понять, является ли креативность самостоятельной способностью или же она является составляющей частью когнитивных (познавательных) способностей. Показано, что отдельные ее составные компоненты отличаются от других элементов интеллекта, но так же есть и данные о том, что эти показатели независимы, отсюда следует, что высокая креативность может сочетаться с низким уровнем интеллекта. Большинство ученых, отвечая на вопрос: что же
является критерием творчества человека?- указывают на воображение. В концепции Л. С. Выготского доказано то, что воображение является творческой деятельностью, которая основана на «комбинирующей способности мозга». Продукты творческой деятельности выступают как «кристаллизованное воображение». В. Л. Выготский выделил четыре формы, связывающих воображение с действительностью:
1. Воображение опирается на опыт, где новое основывается из элементов действительности.
2. Воображение выступает как инструмент для расширения опыта.
3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко [7].
Воображение использует за основу эмоциональный фактор внутренней логики чувств, «чувства влияют на воображение». Это наиболее индивидуальный, более внутренний вид воображения. Воображение влияет на чувства, здесь проявляется «закон эмоциональной реальности воображения». Воображение становится действительностью, когда оно воплощается, кристаллизуется, начинает в реальном в мире существовать и взаимодействовать с другими вещами. Это «полный круг» творческой деятельности воображения, используемый также для «субъективного воображения», опирающего на исключительно эмоциях. В исследованиях О. М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: создание общей идеи и составление плана для реализации данной идеи. Автор замечает, что при создании нового образа дети трех - пяти лет пользуются в основном элементами реальности, в отличие от детей шести-семи лет, которые создают образ уже в процессе свободного использования представлениями. Развитие воображения зависит не только от опыта, но от таких факторов, как:
-Окружающая среда;
-Комбинаторная способность и упражнения в творческой деятельности;
-Потребности и интересы;
-Традиции;
-Технические умения [6].
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития креативности. Именно в этом возрасте происходят значительные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь), активно развиваются личностные качества, а на их основе-способности и предрасположенности. Накапливание опыта практических действий, определенный уровень развития восприятия, памяти, воображения создают уверенность в своих силах. Н. Н. Поддъяков подмечал, что творчество в детском возрасте следует воспринимать, как механизм развития различных деятельностей ребенка, личностного роста, накопления опыта [4, С. 95]. Ребенку в дошкольном возрасте необходимо помогать развивать ту деятельность, к которой он начинает проявлять интерес. Сам ребенок не сможет найти эти средства, он сможет только открыть самые примитивные из них, и его креативность останется на низком уровне. Комплексный подход к музыкальному воспитанию творческой личности
охватывает более широкий круг вопросов, относящихся к проблемам нравственного и общественно-эстетического воспитания.
Музыка уже давно признавалась как мощное средство развития качеств личности человека и его духовного мира. «Разрыв между темпами деградации природы и духовно-нравственном просветлением культуры возрастает. Необходим прорыв в сознании человека: мир един, и только единое человечество способно жить в гармонии с миром» [5, С. 75].
«Творчество педагога есть деятельность по созданию нового. Условием творческого отношения к педагогической деятельности опиралось на необходимость создания атмосферы тепла, искренности, построение взаимоотношений» [2, С. 92]. Современные научные исследования констатируют, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: развивается сфера эмоций, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к искусству и красоте. Если ребенок не получает полноценные музыкально-эстетические впечатления в детстве, то в более взрослом возрасте это будет с трудом восполнено. Именно на музыкальных занятиях осуществляется планомерное и систематическое развитие креативных способностей у детей всех возрастных групп, формируется субъективная музыкальная культура ребенка. Происходит это через следующие виды деятельности: -восприятие;
-музыкально-образовательная деятельность;
-исполнительность;
-творчество.
Очень важно, чтобы дети на музыкальных занятиях чувствовали себя в комфортных условиях. Отношения преподавателя к детям следует построить на основе уважения личности ребенка, сотрудничества, предоставляя ему свободу развития в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения, полученные в процессе обучения, помогают детям активно проявлять себя на праздниках, развлечениях и в самостоятельной деятельности. Соприкасаясь с драматизацией, ребенок не просто примеряет на себя профессию актера, но и формирует черты своего характера, приобретает новый чувственный опят, учится владеть собой. К материально-техническим условиям организации педагогического сопровождения музыкального занятия можно отнести, прежде всего, предметно-развивающую среду, в которой протекает воспитательный процесс. Это ксилофоны, металлофоны, дудочки, наборы шумовых инструментов: бубны, ложки, маракасы, трещотки, колокольчик, рубели, молоточки, коробочки, кастаньеты. Дети учатся соотносить выразительность тембров музыкальных инструментов с настроением той или иной части произведения. Важно привлечь внимание детей к особенностям тембра у каждого инструмента, обсудить, какой инструмент лучше передаст разный характер танца, бега, ходьбы - четкий, стучащий (барабан), звонкий (металлофон), нежный (колокольчик). Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, воображение, развивает креативность, внутренний мир, побуждает
к творчеству. Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности могут быть совершенно разными. Одна из форм организации является сюжетно-ролевая игра, в которой дети могут самостоятельно выбирать тему игры, получив различные музыкальные задания («ищем таланты», «академический концерт», «литературно-музыкальные викторины», «музыкальные задания», «детский театр» и т.д.) распределить роли и обсудить сюжет, который в процессе деятельности получает свое развитие. Другой формой являются - игры-упражнения, в процессе данной деятельности дошкольник пробует практически играть на каком-либо детском инструменте или разучивает танцевальные движения. Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает в себя пение и музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Музыкальный руководитель ненавязчиво направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей. На сегодняшний момент в педагогической практике распространены занятия интегрированного вида, распространенной становится ситуация, когда алгоритмы действий, встречающиеся в одних предметах, могут находить достойное место в других. И наоборот, применение музыки актуально на совершенно не музыкальных занятиях. Применение музыкально-эстетических ситуаций на занятиях другой направленности достаточно известна по своему терапевтическому и аксиологическому потенциалу, например по снятию усталости (психической и мышечной), повышение тонуса, переключению внимания или активизации его, чередуя пассивную и активную форму. Большое значение музыка занимает по воздействию на эмоциональный мир, психическое состояние, просто настроение дошкольника. Она успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять. Методическое модулирование одного материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песенка, игра, стихи), которую приятно повторить. Но если после повторения последует иная работа, получается сюрприз, радость. Чтобы активизировать исполнительный опыт и фантазию воспитанников необходимо постоянно учить их импровизировать в пении, танцах, играх, предлагая им разнообразные игровые и конкурсные задания, причем первые попытки следует проводить в «сотворчестве» с педагогом, а затем предложить детям собственные самостоятельные пробы. В результате такой работы у детей начнет проявляться стойкий интерес и потребность к музыкальному творчеству. Связь со специалистами:
-работа с воспитателем по формированию у них педагогической компетенции ведется через презентации, мастер-класс;
-воспитатель по изобразительной деятельности учит детей «рисовать музыку»;
-инструктор по физической культуре использует музыку на утренней гимнастике, во время спортивных развлечений;
-психолог использует музыкальное сопровождение для проведения релаксации;
-логопед ведет наблюдение и организует коррекционные игровые сеансы для детей.
Существуют различные формы взаимодействия с семьей, например, консультации, семинары, родительские собрания, проведение утренников и развлечений и др. Однако мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, важно еще обучить родителей наиболее доступным методам организации этой работы. Например, рассказать, как создать музыкально-креативную среду, как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать, как организовать музыкальный детский праздник. Музыкальному руководителю следует выстраивать свою работу так, чтобы дети на музыкально-ритмических занятиях находились в атмосфере прекрасного, так как именно это рождает и развивает у детей креативность, чувство общения с чем-то необычным и удивительным, воспитывает тонкий вкус, способность к творчеству. Креативность воспитывает у ребят внимательное отношение друг к другу, умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей.
Библиографический список
1.Ланцова Т.И Применение современных педагогических технологий в процессе диагностики и развития способности к гипотетичности будущего педагога-психолога. -"Молодой ученый» № 3.1 (137.1). - Январь 2017 г. - С. 12
2.Ланцова Т.И. Влияние игровой деятельности на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста / Электронное научно-обозревательное издание «Социально-гуманитарные знания» №12 — 2016 г. - 205 с.
3.Лейтес Н.С. О признаках одаренности // Детское творчество. - 2001 -№ 2, - С. 10-11
4.Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. / В.А.Моляко.//Вопросы психологии.№ 5- 1994.- С. 95.
5.Ситак Л.А. Развитие представлений о взаимодействии человека с природой/ Электронное научно-обозревательное издание «Социально-гуманитарные знания» №12 — 2016 г. - 205 с.
6.Теплов Б. М. Способности и одарённость. М., 1982.
7.Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. -136 с.
Lantsova T.I, Logvinenko A.V.
Effect of music lessons on the creativity of preschool children
Abstract. This article discusses the potential of musical training on the development of
creativity of children of preschool age.
Keywords: creativity, musical and creative abilities,
preschool age, mental processes, creative thinking, imagination crystallize