Научная статья на тему 'Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях'

Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1893
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SENIOR PRESCHOOL AGE / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланцова Т. И., Гамаюнова О. О.

В статье рассматриваются потенциальные возможности музыкальных занятий способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В статье уделяется внимание одному из важнейших факторов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста как создание определенных педагогических условий, способствующих развитию данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланцова Т. И., Гамаюнова О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the potential possibilities of musical classes that contribute to the development of creative abilities of children of the senior preschool age. In the article attention is paid to one of the most important factors in the development of the creative abilities of children of the senior preschool age as the creation of certain pedagogical conditions conducive to the development of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРОЛИIЩИ научный журнал

УДК 37

Т.И. Ланцова, О.О. Гамаюнова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводск г. Железноводск, Россия.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация: В статье рассматриваются потенциальные возможности музыкальных занятий способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В статье уделяется внимание одному из важнейших факторов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста как создание определенных педагогических условий, способствующих развитию данного феномена.

Ключевые слова: творческие способности, старший дошкольный возраст, творческое мышление, педагогические условия, музыкальная деятельность.

Одним из важнейших факторов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является создание определенных педагогических условий, способствующих развитию данного феномена. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются [6]. На основе анализа работ авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, О.П.Радынова, Е.А.Медведева, нами были выделены педагогические условия для успешного развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Такая точка зрения характерна некоторым отечественным психологам, изучающим процесс творческого мышления. Так, Ювеналий Николаевич Кулюткин и Галина Степановна Сухобская утверждают неотъемлемость составляющих в творческих способностях таких умений, как получение новой информации через включение объектов в новые отношения и связи Музыкальные занятия мы рассматривали в широком смысле слова: это вся музыкальная деятельность, которая может способствовать развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [5].

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового образа, фантазии, которые

научный журнал

отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная творческая позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума,

изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов:

• мотивационный,

• содержательный,

• операционный,

• эмоционально-волевой.

Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки к реализации творческих способностей, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, владение способами выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских видах деятельности, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной музыкальной деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством, музыкой в частности. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть музыкального искусства, её изобразительно-выразительные средства [1].

Следующее важное условие развития творческих способностей -учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент,

научный журнал

и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроение ребенка в тот день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это возможно, если на музыкальном занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач» [1].

Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки -обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих музыкальных произведений, теряет интерес к музыкально-творческой деятельности, что сказывается в развитии творческих способностей дошкольника в целом.

Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания - не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми [7].

Для оптимизации развития творческих способностей необходимо создание для каждого ребенка индивидуальной зоны - ситуации творческого развития. Зона творческого развития - это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выгодский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое» [3]. Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу [8].

В исследовании В.И. Тютюнника [2] показано, что потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку. Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда [9].

научный журнал

До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой развиваются творческие способности ребенка, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: 1) гармоничность - не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; 2) творческая - нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации; 3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие; 4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости» [3].

Если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это не всегда приводит к высокому уровню развитости творческих способностей у детей. Были обнаружены положительные корреляции между негармоничными эмоциональными отношения в семье, психотичностью родителей и высокой творческой активностью детей. Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе -эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию творческих способностей. Тем самым творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, творческой самостоятельности. Формирование этих личностных свойств, по мнению психологов, приходится на период в 3-5 лет.

К трем годам у ребенка, по данным Эльконина появляется потребность действовать как взрослый, «сравняться со взрослыми». У детей появляется «потребность в компенсации» - и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинают наблюдаться с конца второго и четвертого года жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание. Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений.

Первая ситуация на пути создания такой атмосферы - развитие чувств психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, - это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, воспитателю следует относится с уважением. Более того, воспитатель

должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Некоторые авторы исследований детского творчества отмечают важное значение обстановки и физической среды в развитии творческих способностей. Групповая комната, в которой проходят музыкальные занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие, не спрашивая разрешения у воспитателя. Группа должна быть снабжена всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей.

Воспитатель становится консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функции общего контроля за происходящим в группе, воспитатель дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов:

Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.

Ребенок рассматривает задачу с разных сторон.

Ребенок доводит начатую работу до завершения.

Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому воспитатель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.

Богоявленская Д.Б. В своей работе «Основные современные концепции творчества» выделяет 12 стратегий обучения творчеству (условия развития творчества и повышения творческой активности):

- Быть примером для подражания.

- Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям.

- Разрешать делать ошибки.

- Поощрять разумный риск.

- Включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли детям демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у детей была возможности применить и продемонстрировать их творческий потенциал.

- Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему.

- Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.

- Предоставлять время для творческого мышления.

- Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.

- Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности.

- Стимулировать дальнейшее развитие.

- Найти соответствие между творческой личностью и средой [4].

При проведении различных работ с детьми воспитатель должен знать об основных этапах проявления творческих способностей детей, в которой выделяют три основных этапа, последовательно взаимосвязанных между собою:

этап - возникновение замысла;

этап - процесс создания продукта творческой деятельности;

этап - анализ результатов.

Первый этап - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт музыкальной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап - процесс создания музыкальных действий (слушание, пение, музыкально-ритмические движения и т.д.) детьми. Выполнение на музыкальном занятии определенной музыкальной деятельности по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение поставленной задачи. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается лишь направление выбора темы, содержания музыкального творчества. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами музыкально-творческой деятельности, выразительными средствами, которые специфичны для каждого вида музыкального творчества.

Третий этап - анализ результатов. Он тесно связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением, просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности.

К созданию творческих произведений побуждают определенные мотивы, какие-либо чувства, впечатления, отношение к поразившему его явлению. Эти мотивы приводят к возникновению замысла, который будет возникать в процессе создания продукту творческой деятельности. Суть этого этапа - в переводе представления в конкретный образ. Отмечается взаимосвязь и взаимовлияние воображения и чувств, которые ярко проявляются в творческой деятельности.

Второй этап может быть различным по времени и более длительным, чем другие этапы, так как процесс создания продукта деятельности является сложным процессом.

Последний этап - окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость. Такова структура возникновения и проявления творческих способностей на музыкальных занятиях.

научный журнал

Давно известно, что для творчества на музыкальных занятиях необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому одно из педагогических условий успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять сочувствие его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Однако практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Мы пришли к выводу, что следующие педагогические условия, будут способствовать развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

1.Предметная музыкально-развивающая среда. Включение в повседневную деятельность детей старшего дошкольного возраста звучания (прослушивания) музыкальных произведений классической и народной музыки, пусть даже на уровне фона к той или иной деятельности. Наличие в открытом доступе детских музыкальных инструментов.

2.Музыкальные занятия. На музыкальных занятиях может применяться артикуляционная гимнастика по системе Емельянова, комплекс упражнений для постановки дыхания, разработанный Казанцевой М.Г., научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН.

3.Игровая деятельность. В основе ее деятельности лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» по выражению философа-гуманиста М. Монтень. Следует отдавать предпочтение использованию творчества с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого

плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное - через игру песня входит в быт семьи, в котором воспитываются дети. В играх дети учатся общаться, приобщаются к традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с музыкальными жанрами.

4.Музыкальные праздники и развлечения. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении музыкальных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.

5.Концертная деятельность. Совместная концертная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

6.Работа с педагогами и специалистами. Работу по успешной реализации поставленных задач трудно осуществлять без взаимодействия всех специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми: воспитателей, психолога, специалиста по музыкальному воспитанию, инструктора по физическому воспитанию, социального педагога, медицинских работников. Решать поставленные задачи позволяют следующие формы совместной деятельности:

• семинары,

• педагогические советы,

• индивидуальные и групповые консультации,

• практикумы (совместные праздники и развлечения),

• круглые столы,

• подбор тематического материала на режимные моменты.

После музыкальных занятий дети рисуют свои впечатления, что помогает выражать свои чувства и эмоции, дети лучше запоминают произведения, игры.

7.Работа с родителями. Успешное развитие детей в детском саду невозможно без помощи активного участия и помощи родителей. Привлечение родителей к решению поставленных задач осуществляется следующим образом:

• проводятся индивидуальные беседы, консультации,

• просмотр и участие в праздниках,

• школа для родителей «Музыкальная гостиная»,

• оформление информационного уголка,

• выступления на городских мероприятиях.

Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных

ценностей, приобщение детей к творчеству и культуре становится актуальной задачей.

Процесс развитие творческих способностей в ходе музыкальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста развивает и детей, и родителей, и педагогов. В дальнейшем это поможет стать воспитанникам мыслящими, неординарными творческими людьми.

Библиографический список

1. Венгер А.А. Педагогика способностей. - М: Просвещение, 1988 - 106 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М: Просвещение, 1997 - 93 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб Питер Ком, 1999.

4. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. - М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. - 160 с.

5. Ланцова Т.И. Применение современных педагогических технологий в процессе диагностики и развития способности к гипотетичности будущего педагога-психолога // Молодой ученый. 2017. №3.1 (137.1). С. 12

6. Ланцова Т.И. Влияние игровой деятельности на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста // Социально-гуманитарные знания. 2016. №12. 205 с.

7. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. - М, 1996 - 78 с.

8. Осокина В.Н. Особенности использования информационных технологий на уроках эстетического цикла в начальной школе. //сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. С. 163-166.

9. Ситак Л.А.Развитие представлений о взаимодействии человека с природой // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12-1. С. 78-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T.I. Lantsova, О.О. Gamayunova

Pedagogical conditions conducive to the development of creative abilities of children of senior preschool age in music classes

Abstract. The article considers the potential possibilities of musical classes that contribute to the development of creative abilities of children of the senior preschool age. In the article attention is paid to one of the most important factors in the development of the creative abilities of children of the senior preschool age as the creation of certain pedagogical conditions conducive to the development of this phenomenon.

Keywords: creative abilities, senior preschool age, creative thinking, pedagogical conditions, musical activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.