Научная статья на тему 'Компетенции бакалавров дошкольного образования, необходимые для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников'

Компетенции бакалавров дошкольного образования, необходимые для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / БАКАЛАВРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / OLDER PRESCHOOLERS / BACHELORS PRE-SCHOOL EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Ирина Игоревна

В статье рассматриваются особенности развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Выявлены педагогические условия развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников воспитателем ДОУ: наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса в ДОУ, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников; гуманизация образовательного процесса; учет особенностей детей старшего дошкольного возраста; систематичность проводимой работы путем активизации игр и игровых приемов; вариативность используемых программ. Подробно проанализированы основные компетенции бакалавров дошкольного образования, требуемые для развития интеллектуальной сферы дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of the development of intellectual abilities of the older preschoolers. The authors revealed pedagogical conditions of development of intellectual abilities of older preschoolers by teacher: existence of reasonable purpose and content of the educational process in preschool, aimed at intellectual development of preschool children; humanization of the educational process; account of the special characteristics of children; systematic character of ongoing work by activating games and gaming devices; variability used programs. The author analyzed in detail the basic competence of undergraduate pre-school education, which are required for the development of intellectual sphere of preschool children.

Текст научной работы на тему «Компетенции бакалавров дошкольного образования, необходимые для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников»

УДК 378. 373.29 doi: 10. 20310/1810-231X-2016-15-4-69-74

КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Петрова Ирина Игоревна

Детский сад № 12 «Звездный», Россия, г. Тамбов e-mail: ira1986petrova@mail.ru

В статье рассматриваются особенности развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Выявлены педагогические условия развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников воспитателем ДОУ: наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса в ДОУ, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников; гуманизация образовательного процесса; учет особенностей детей старшего дошкольного возраста; систематичность проводимой работы путем активизации игр и игровых приемов; вариативность используемых программ. Подробно проанализированы основные компетенции бакалавров дошкольного образования, требуемые для развития интеллектуальной сферы дошкольников.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, старшие дошкольники, бакалавры дошкольного образования, педагогические условия, общепрофессиональные компетенции

Интеллект - это важное качество психики человека, которое отвечает абсолютно за все сферы деятельности. Интеллектуальная сфера ребенка начинает формироваться с первых дней жизни, с каждым новым приобретенным опытом, увиденным явлением, услышанным словом. Интеллект дошкольника уже развит до определенной степени, но именно в этот период он нуждается в помощи извне, в дополнительных стимулах и заданиях.

Установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения [1]. Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения, им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

Следует особо подчеркнуть, что эффективное интеллектуальное развитие дошкольников возможно только в том случае, если воспитатель ДОУ будет способен реализовать в своей практический деятельности определенные педагогические условия:

- Наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников.

- Учет особенностей детей старшего дошкольного возраста. Созданная предметная среда должна соответствовать возрастным особенностям детской деятельности, способствовать интеллектуально-творческому самовыражению каждого ребенка. Единство содержания обучения и развития будут обеспечивать созданную в группах развивающую предметную среду, продуманную таким образом, что весь материал даст возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивая развитие познавательных интересов и грамотности дошкольников. Необходимо оборудовать в детском саду мини-лаборатории, дидактические уголки, направленные на развитие и обучение старших дошкольников.

- Использование наглядности и последовательности в обучении. Использование наглядности «создается» при активном участии самих детей как условие четкого решения какой-либо игровой или практической задачи. Воспитателю необходимо уметь «подать» материал, как в устной форме, так и закрепить знания с использованием наглядных примеров, на конкретных предметах. Умение действовать последовательно дети осваивают в играх:

наиболее успешно этот процесс осуществляется в логико-математических играх, последовательность действий при этом обозначается стрелкой [2].

Для успешного усвоения материала детьми старшего дошкольного возраста, воспитателю необходимо:

- совершенствовать у них умения обозначать предметы, пользуясь заместителями, моделями;

- соблюдать последовательность при выполнении игровых и учебных действий (следование за условным знаком-стрелкой);

- развивать у детей умения выявлять закономерность в последовательном расположении предметов, действий, выделять и учитывать при этом существенные свойства;

- способствовать самостоятельному закреплению материала в разных видах деятельности.

- Систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям. Игра имеет наиболее важное влияние на развитие и формирование личности будущего школьника, однако ее ведущая роль определяется не тем, сколько времени отводится ей как деятельности, а тем неоценимым значением, которое она имеет для психического развития. Именно в игре происходят важнейшие изменения в психике ребенка, закладывается основа его отношений с окружающим миром, осуществляется подготовка к переходу ребенка на новый этап, к более сложной ведущей деятельности - учению [3]. В условиях систематического обучения ребенок может выделять единичное из общего, способен познавать не только общие свойства отдельных предметов и явлений, но и простейшие связи взаимосвязи между ними. Овладение простейшими умственными операциями ведет к более высокому уровню обобщения предметов и явлений по их существенным признакам.

При соблюдении последовательности при выполнении игровых и учебных (логических заданий) действий дети с удовольствием будут принимать участие в решении задач. У них активнее станет развиваться воображение, наблюдательность, будет присутствовать дух соревновательности (кто быстрее, кто правильнее, кто больше знает). При наличии награждения появляется дополнительный стимул к игре. В результате дошкольники учатся быстро и логично рассуждать. А главное - в

процессе игры дети приобретают новые знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, что влияет на развитие личности.

- Вариативность форм и методов применения программ дошкольных образовательных учреждений, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников. Необходимо организовать развивающую среду, где воспитатель должен уделять особое внимание содержанию занятия, так как оно должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становлению его способностей. Наиболее результативным на занятиях является привлечение детей к совместному решению учебных задач, подведение к самостоятельным выводам, включение в занятия проблемных ситуаций [4; 5]. Главная задача воспитателя - добиться, чтобы ребенок понимал сущность явлений.

Важное значение для развития мыслительной активности старших дошкольников имеют ситуации, где они должны самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, опираясь на знания, приобретенные в процессе обучения. Занятия надо организовывать так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно их выполнять. Во время занятий ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать «открытия», высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться, и каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения.

- Гуманизация образовательного процесса в ДОУ. Продуктивной будет работа взрослых с детьми, если она проходит в «общем психологическом пространстве», которое следует рассматривать как непременное условие развития у детей эмоций, уверенности в своих силах, сообразительности [5].

Общение - один из источников развития познавательной деятельности. Процесс общения предполагает взаимодействие рационального, эмоционального, волевого и практического компонентов, утверждение объектно-субъектной основы общения на равных. При этом не только воспитатель может что-то открыть новое ребенку, но и ребенок - воспитателю. Задачу общения мы видим в признании и приятии личности ребенка, в развитии речевого общения, в привлечении внимания ребенка

к миру, в яркой эмоциональной насыщенности общения детей, в развитии у ребенка умения слушать другого, проявлять доброту и отзывчивость. С большим желанием дети будут ждать встреч с педагогами, которые умеют окружить своих воспитанников добротой, вниманием, создать обстановку взаимного доверия и уважения. Все это должно благоприятно отражаться на развитии интеллектуальных способностей и эмоциональной сфере старших дошкольников.

Чтобы эффективно реализовывать на практике выявленные педагогические условия, способствующие развитию интеллекта дошкольников старшего возраста, студенты -будущие бакалавры дошкольного образования, должны быть подготовлены к этому и обладать определенными общепрофессиональными и профессиональными компетенциями [6].

1. Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2). Студенты - будущие бакалавры должны знать психологические и дидактические основы воспитания и обучения дошкольников; владеть методами убеждения, аргументацией своей позиции. Они должны четко видеть цели воспитания - воспитание автономно развитой личности, социально-компетентной, всесторонне развитой, эстетически и духовно совершенной, а так же владеть способами развития самосознания личности дошкольника, помогать им в самореализации и самоутверждении. Уметь устанавливать контакты с обучающимися, воспитанниками разного возраста и их родителями (лицами их заменяющими). Взаимодействие с семьями воспитанников включает в себя: первичное знакомство, беседы, анкетирование, родительские собрания, проведение индивидуальных бесед с родителями об особенностях развития ребенка, групповые консультации, проведение совместных мероприятий, оформление наглядной информации для родителей.

Кроме этого, будущие бакалавры дошкольного образования, овладевшие данной компетентностью, должны уметь составлять индивидуальный образовательный маршрут, который определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также

существующими стандартами содержания дошкольного образования.

2. Владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5). Овладение данной компетентностью предполагает знание студентами основных принципов, норм и категорий этики, способствующих развитию нравственной культуры и социализации личности. Будущий бакалавр должен уметь: оперировать понятиями и категориями этики, определять место этики в системе культуры и ее роль в духовном становлении личности; применять полученные знания в различных сферах профессиональной деятельности; следовать этическим нормам в повседневной практике; решать проблемы в области повышения уровня нравственной культуры, делового общения, сотрудничества и взаимопонимания. Важно не только владеть основными понятиями и терминами этики, но и использовать этические нормы в процессе профессиональной деятельности; уметь работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия.

Речевая культура будущего воспитателя -это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем речевой культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения. Формирование речевой культуры предполагает освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Таким образом, речевая компетентность -это знание основных законов функционирования языка и речи и способность к их использованию для эффективного решения профессиональных задач. Следовательно, речевая культура воспитателя будет проявляться в том, что он в ходе профессиональной деятельности умеет эффективно управлять коммуникативной ситуацией в плане ее позитивного развития. А это, в свою очередь, предполагает обеспечение эмоционального комфорта для всех

участников коммуникации, и главное, достижение целей дошкольного образования.

3. Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6). Занимаясь воспитанием и обучением, мы не должны забывать о том, что самое важное -это здоровье наших обучаемых. Интеллектуально развитие дошкольников не должно негативно сказываться на их здоровье. Будущие воспитатели должны уметь: продумать всю учебную нагрузку, использовать здоровьесбе-регающие технологии в обучении, выбрать оптимальный режим дня, создать благоприятную психологическую атмосферу, условия для физической активности детей, проводить оздоровительные мероприятия, а также информировать о правилах сохранения жизни и здоровья обучающихся (стендовые консультации, плановые мероприятия, индивидуальные беседы-консультации для родителей).

4. Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1). Стандарт устанавливает обязательные требования к структуре программы и условиям ее реализации (психолого-педагогическим, кадровым, предметно-пространственным), к результатам освоения программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Будущие бакалавры должны уметь составлять вариативные образовательные программы, направленные на интеллектуальное развитие старших дошкольников, используя при этом знания возрастной психологии и педагогики дошкольного образования, создавать на занятиях соответствующую психологически-комфортную среду.

5. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2). Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед будущими бакалаврами следующие задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ. Воспитатель должен сформировать основы информационной культуры личности

дошкольника, повысить информационно-педагогической компетентности родителей, применять современные информационные технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. Ему необходимы навыки использования основных способов и средств получения, хранения, переработки информации, сформированная готовность работать с компьютером как средством управления информацией.

В процессе обучения в вузе будущий бакалавр должен овладеть различными методами обучения, способствующими эффективной работе по развитию интеллектуальных способностей дошкольников: практическими (упражнения, игровой метод, метод моделирования); наглядными (использование макетов и пособий, рассматривание картинок, прослушивание магнитофонных записей), словесными (рассказ, беседа, игры-драматизации) [7]. Кроме этого, ему необходимо также знать и уметь применять современные методики диагностики интеллектуального развития старших дошкольников, направленные на выявление их уровня готовности к обучению в школе.

6. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7). Для того, чтобы успешно организовывать сотрудничество обучающихся, студенты - будущие бакалавры дошкольного образования должны уметь создавать атмосферу доброжелательности, уважения, взаимопонимания и сотрудничества; поддерживать стремление дошкольников к творчеству во всех видах деятельности; оказывать помощь в удовлетворении основных психологических потребностей (создание ощущения безопасности, формирование чувства любви и уважения к другим, обучение регуляции самочувствия при неудачах и ошибках). Важно уметь привлекать детей к процессу сотворчества в совместной деятельности, уделять особое внимание межпредметным связям в индивидуальной работе с дошкольниками, предоставлять свободу выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, оказывать педагогическую поддержку для стимулирования ситуации успеха и уверенности.

Использование различных видов и форм творческих заданий позволит достичь определенного уровня в развитии интеллектуальных и творческих способностей, который окажется

посильным каждому ребенку. Систематическая работа по развитию интеллектуальных и творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. При этом легче решается проблема мотивации: дети сами проявляют желание творить и саморазвиваться. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.

Таким образом, сформированность данных компетенций у будущих бакалавров дошкольного образования позволит им эффективно реализовать на практике в ДОУ выявленные педагогические условия, способствующие развитию интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста.

Литература

1. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1998.

2. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1996.

3. Богусловская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дидактической игры. М., 1996.

4. Чепцова Н. А. Психолого-акмеологические условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе в поливариативном дошкольном образовании: автореф. дис. ...канд. псих. наук. Ярославль, 2006.

5. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / под ред. Л. Г. Нисканен. М., 2002.

6. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень

бакалавриата) URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos-vob/440301 (дата обращения 12.06.2016)

7. Вилькеев Д. В. Развитие у дошкольников общего умственного действия и классификация в процессе организованной самостоятельной работы. СПб., 2000.

References

1. Psihologiya detej doshkol'nogo vozrasta. Razvitie poznavatel'nyh processov [Psychology of preschool age children. The development of cognitive processes] / pod red. A. V. Zaporozhca, D. B. Elkonina. M., 1998.

2. Smolenceva A. A. Syuzhetno-didakticheskie igry s matematicheskim soderzhaniem [Educational games with mathematical content]. M., 1996.

3. Boguslovskaya Z. M. Psihologicheskie oso-bennosti poznavatel'noj deyatel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta v usloviyah didakticheskoj igry [Psychological features of informative activity of older preschool age children in the conditions of didactic games]. M., 1996.

4. Chepcova N. A. Psihologo-akmeologicheskie usloviya razvitiya startovoj gotovnosti detej k obucheniyu v shkole v polivariativnom doshkol'nom obrazovanii [Psycho-acmeological terms of starting readiness of children for studying at school]: avtoref. dis. .. .kand. psih. nauk. YAroslavl', 2006.

5. Intellektual'noe razvitie i vospitanie dosh-kol'nikov [Intellectual development and education of preschool children] /pod red. L. G. Niskanen. M., 2002.

6. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' ba-kalavriata) [GEF IN the direction of preparation 44.03.01 Teacher education (Bachelor level)] URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles-/fgosvob/440301. (data obrashcheniya 12.06.2016)

7. Vil'keev D. V. Razvitie u doshkol'nikov ob-shchego umstvennogo dejstviya i klassifikaciya v processe organizovannoj samostoyatel'noj raboty [The development of a common mental action and classification in the process of Organized Independent Work of preschoolers]. SPb., 2000.

* * *

COMPETENCIES OF BACHELORS PRESCHOOL EDUCATION, WHICH ARE NECESSARY FOR THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES OF OLDER PRESCHOOLERS

Petrova Irina Igorevna

Kindergarten № 12 «Zvezdny», Russia, Tambov e-mail: ira1986petrova@mail.ru,

The article discusses the features of the development of intellectual abilities of the older preschoolers. The authors revealed pedagogical conditions of development of intellectual abilities of older preschoolers by teacher: existence of reasonable purpose and content of the educational process in preschool, aimed at intellectual development of preschool children; humanization of the educational

process; account of the special characteristics of children; systematic character of ongoing work by activating games and gaming devices; variability used programs. The author analyzed in detail the basic competence of undergraduate pre-school education, which are required for the development of intellectual sphere of preschool children.

Key words: intellectual development, older preschoolers, Bachelors pre-school education, pedagogical conditions, general professional competence

Об авторе:

Петрова Ирина Игоревна, воспитатель детского сада № 12 «Звездный», г. Тамбов About the author:

Petrova Irina Igorevna, Teacher of Kindergarten № 12 «Zvezdny», Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.