Педагогика
*
УДК 373.24
РС! 10.21661/Г-117869
С.М. Максимова
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Аннотация
В статье рассмотрено развитие коммуникативных способностей у дошкольников в процессе театрализованной деятельности в условиях ДОО. На основании проведенного теоретического анализа результатов, ранее проведенных рядом авторов научно-исследовательских работ, осуществлено обоснование значимости представленной работы для реализации эффективной практической деятельности в ДОО, направленной на формирование столь необходимых в данной возрастной категории ребенка коммуникативных способностей. Анализ сложившихся современных условий деятельности ДОО, а также недостаточность разработанности исследуемой темы определили цель данного исследования, которая заключается в обосновании технологии формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Необходимость решения сформулированных автором задач исследования обусловила ход экспериментальной части работы, направленной на выявление педагогических условий и разработку методики проведения занятий, включающих театрализованную деятельность и способствующих эффективному развитию коммуникативных способностей. В статье разработанная методика представлена достаточно кратко, однако исследователь раскрывает основные этапы её практической реализации в условиях деятельности ДОО. В результате логически и научно обоснованного проведения экспериментальной части исследования автор подтверждает эффективность разработанной методики проведения занятий, направленных на формирование высокого уровня коммуникативных способностей у дошкольников.
I Ключевые слова: дошкольники, коммуникативные способности, театрализованная деятельность, педагогические условия, авторская методика.
S.M. Maksimova
The development of communication skills in preschoolers in the process of theatrical activities
Abstract
In the article, the author discussed the development of communication skills in preschoolers in the process of theatrical activities in terms of preschool educational establishment. On the basis of theoretical analysis results, previously performed by several authors of research works, the author justifies the importance of this work to implement good practice in preschool educational establishment, aimed at the formation of important child's communicative abilities in this age. Analysis of the current modern conditions of activity of the preschool educational establishment and the failure of elaboration of thistopic determined the purpose of this study, which is based on formation of communicative abilities in children of preschool age through theatrical activities. The need for decisions formulated by the author of the study, determined the course of the experimental part of the work aimed at the identification of pedagogical conditions and the development of methods of learning, including theatrical activities and promoting the effective development of communication skills. In this paper the technique is presented quite briefly, however, the author reveals the main stages of its implementation in the activities of the preschool educational establishment. The result of logical and scientific experimental part of the study, the author confirms the effectiveness of the developed methodology for lessons, aimed at formation of high-level communicative abilities in preschoolers.
| Keywords: preschool children, communication skills, theatrical activity, pedagogical conditions, original method.
Pedagogy
А ктуальность формирования коммуникатив-/I ных способностей дошкольников с точки
.А. А зрения педагогики обуславливается социальным заказом общества, а именно развитием социально сформированной личности ребенка. Необходимый уровень сформированности коммуникативных способностей выступает одной из важных составляющих готовности ребенка к процессу обучению, обеспечивая ему тем самым возможность успешного усвоения школьной программы в будущем. В этой связи театрализованная деятельность, посредством которой ребенок приобретает необходимый опыт общения, нравственные эталоны которой выступают частью духовной культуры общества, наилучшим образом способствует формированию коммуникативных навыков дошкольника, в процессе которой ребенок познает мир в наиболее близких ему формах деятельности.
Теоретическое обоснование исследования. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании процесса формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Перед началом исследования были выдвинуты ряд задач, последовательное решение которых способно обеспечить достижение поставленной цели. Одной из таких задач стала выявление организационно-педагогических условий, и выработки методики, способствующих эффективному формированию коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности. Для решения первой задачи, связанной с выявлением организационно-педагогических условий формирования коммуникативных способностей дошкольника, нами был осуществлен анализ различных научно-теоретических подходов к исследованию проблемы [1, с. 39-45; 2, с. 235-240; 3, с. 118-125; 4, с. 28-33], на основании чего мы смогли непосредственно сформулировать их следующим образом: формирование коммуникативных способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности происходит непосредственно при: 1) создание позитивной предметно-развивающей среды, которая способна выступать в роли стимулятора в едином процессе становления личности, что в свою очередь способствует формированию коммуникативных способностей; 2) организацию единого ценностно-смыслового сотрудничества всех участников процесса общения на основе понимания всей сущности проблемы, форм и методов оптимального формирования коммуникативных способностей дошкольников в процессе осуществления театрализованной деятельности; 3) сотворение коммуникативно-диалоговой базы взаимоотношений всех участников процесса как компонента нравственного развития личности дошкольника при включенности в театрализованную деятельность; 4) систематизация средств и методов театрализованной деятельности, с целью распределения их в соответствии с психолого-педагогическими
индивидуальными особенностями каждого ребенка. Более того, нами была выявлена специфика формирования коммуникативных способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности, заключающаяся в использовании ребенком различных символических средств, таких как мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т. п., благодаря которым происходит повышение степени социальной компетентности дошкольника в ходе реализации взаимодействия дошкольника с окружающим его людьми.
На этапе разработки методики проведения занятий, включающую театрализованную деятельность, мы выделили, на наш взгляд, основные формы проведения занятий. Среди них оказались такие формы как: индивидуальная работа, т.е. работа, осуществляемая в паре с ребенком. Значимость наличия этой формы в общем процессе воспитания дошкольников обусловлена присутствием тесного контакта между воспитателем и ребенком, что предоставляет широкие возможности педагогу понять направления и характер переживания ребенка, выявив возможные проблемы дошкольника, на ликвидацию которых впоследствии следует особо обратить внимание. Такие занятия являются по сути своей подготовительным этапом к предстоящей деятельности, в процессе которой происходит систематизация, закрепление, обобщение и дополнение имеющихся знаний, умений и навыков; театрализованные игры, которые способны оказать значимое влияние на формирование личности ребенка и в процессе которой ребенок получает значительную степень свободы, способствующая формированию навыка самостоятельных действий, отражающихся в возможностях ребенка самостоятельно продумать замысел личной деятельности в игре, найти выразительные средства с целью его воплощения, последовательно осуществляя задуманное им, осуществлять контроль своих действия при разнообразных ситуациях, складываемых в процессе театрализованной игры.
Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности детей ребенок учатся жить в окружающем его мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности, т. е. умения держать себя в обществе, приобретает умения и навыки игрового поведения, развивая свою эмоциональ-но-эстетико-чувственную сферу и осваивая навыки общения, как со своими сверстниками, так и с взрослыми. Следует использовать и вспомогательные формы деятельности, которые выступают в качестве дополнительных, способные подготовить ребенка к активному участию в театрализованной деятельности, к ним мы отнесли: ритмопластику, включающую в себя разнообразные музыкальные и пластические упражнения и игры, направленные на развитие психомоторных способностей и выразительности движений ребенка; культура и техника речи, вырабатываемая посредством разнообразных речевых упражнений, целью которых является постановка правильного
Педагогика
дыхания, формирование эффективной артикуляции, развитие дикции, орфоэпии, и игр, основной целью которых является обучение точной и выразительной передачи мысли автора, увеличивая объем словарного запаса, делая речь ребенка ярче и образнее.
Весь процесс организации, который осуществлялся с целью формирования целостной картины мира и как следствие этого социализации дошкольников, был выстроен нами на основе целенаправленного включения детей в театрализованную деятельность, состоявшую из нескольких этапов. Первый этап - этап этюдов, характеризуемый непродолжительностью занятий, носящих игровой характер, предполагал подробное ознакомление с эмоциональными состояниями людей и мимическими способами, посредством которых они могут быть выражены. На следующем этапе, так называемом этапе пробных игр, включающих в себя, как и на предыдущем этапе, достаточно короткие этюды-упражнения, нами были использованы различные куклы и полифункциональные предметы. Игры, входящие в содержательный компонент второго этапа, были сосредоточены на сложном процессе «оживления» и «очеловечивания» создаваемых в игре ситуаций. Следующим этапом стало проведение театрализованных игр, рассматриваемых с позиции функционально-игрового аспекта, которые можно характеризовать как познавательно-занимательный компонент общей театрализованной деятельности дошкольника, которая в процессе постепенного усложнения; увеличения количества используемых персонажей, требует от ребенка достаточной степени самостоятельности в участии и проработки образа персонажей, а также высокого уровня развития, как выразительных возможностей, так и фантазии в целом. Следует отметить, что в этом случае социально-воспитательный аспект, который непосредственным образом связан с процессом формирования и дальнейшего развития социального опыта, проходит через игру «красной нитью» от её начала до конца, что проявляется при выборе и распределении персонажей между дошкольниками, отборе всех задействованных при организации игровых атрибутов, ведении сюжетной линии игры, преподнесении образа персонажа и
установлении взаимоотношений между партнерами в процессе театрализованной деятельности детей.
Последним, заключительным этапом был этап, на котором мы использовали театрализованные игры с сюжетным дополнением. Отличительной особенностью этих театрализованных игр стало наличие своеобразного простора в деятельности, позволяющего ребенку в предлагаемых условиях сюжетной ситуации действовать согласно его индивидуальным особенностям фантазии уровня сформированности социального опыты. Организация такого рода игры, требует от детей, во-первых, знание игрового материала, во-вторых, свободного владения разнообразными игровыми навыками, в-третьих, умения самостоятельно осуществлять осмысление и трансформацию событий предлагаемого сюжета театрализованной игры в практическом взаимодействии с партнерами. Теоретический анализ литературных источников потребовал экспериментальной проверки сделанных выводов на практике.
Ход эксперимента. При проведении педагогического эксперимента все диагностические процедуры осуществлялись в небольших подгруппах по 2-3 ребёнка. Следует подчеркнуть, что при комплектовании таких групп экспериментатор не руководствовался дружескими отношениями и эмоциональными предпочтениями детей, проявляемые ими друг по отношению к другу. В качестве диагностического материала мы в ходе эксперимента использовали дидактические игры «Мыльные пузыри», и «Корабль». Все полученные в ходе педагогического эксперимента результаты были оценены экспериментатором по следующим критериям, при этом оценка осуществлялась достаточно просто, экспериментатором было отмечено либо их наличие, либо отсутствие: 1) сформированное умение вести беседу и договариваться с участниками команды; 2) умение осуществлять взаимный контроль; 3) проявляемое отношение к совместному результату деятельности; 4) степень оказания взаимопомощи при осуществлении совместных действий; 5) рациональность используемых ребенком игровых средств. Результаты эксперимента. Полученные в ходе эксперимента результаты, представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Распределение дошкольников по уровням сформированности коммуникативного компонента целостной картины мира (до начала педагогического эксперимента), (%)
Количество детей Уровень сформированности компонента
Высокий Средний Низкий
1 2 3 4
Удельный вес по выборке в целом 44,3 24,85 30,85
В т.ч. в возрасте 5-6 лет 40,0 24,0 36,0
В т.ч. в возрасте 6-7 лет 48,6 25,7 25,7
Pedagogy
Таблица 2
Распределение дошкольников по уровням сформированности коммуникативного компонента целостной картины мира (после педагогического эксперимента), (%)
Количество детей Уровень сформированности компонента
Высокий Средний Низкий
1 2 3 4
Удельный вес по выборке в целом 47,3 31,1 21,6
В т.ч. в возрасте 5-6 лет 43,2 31,0 25,8
В т.ч. в возрасте 6-7 лет 51,4 31,2 17,4
Выводы. Анализ результатов продемонстрировал наличие существенной диспропорциональности в сформированности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в начале эксперимента. После практической реализации разработанной нами методики, направленной на формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности, мы получили результаты, говорящие о росте показателей и существенном «выравнивании» по уровню их сформированности. Таким образом, сравнительный анализ количественных данных, полученных в результате проведения
констатирующего и формирующего экспериментов, можно сделать вывод, что проведение педагогической работы с детьми по разработанной нами педагогической методике с созданием оптимальных организационно-педагогических условий способствовало повышению уровня сформированности коммуникативных способностей. Отсюда следует, что применение на практике разработанной нами методики целесообразно, что полностью подтверждает возможности реализации потенциала средств театрализованной деятельности, выявленных организационно-педагогических условий и правильность выдвинутой нами гипотезы.
Литература
1. Киселева О.И. Развитие коммуникативного потенциала личности как основа позитивной социализации ребенка в условиях непрерывного образования (к обоснованию педагогического эксперимента) / О.И. Киселева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2003. - №2. - С. 39-45.
2. Кондрашова Н.В. Формирование у детей 6-7 лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования / Н.В. Кондрашова, А.С. Текаева // Science Time. -2015. - №1 (13). - С. 235-240.
3. Лесняк И.В. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста / И.В. Лесняк // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - №7. - Т.99. - С. 118-125.
4. Мойсюк А.А. Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников социальная готовность дошкольников к вхождению в систему школьного обучения как это можно понимать? / А.А. Мойсюк, Э.В. Иванькова, Е.А. Колесникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №2. -С. 28-33.