Научная статья на тему 'Методы активизации изобретательства в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста'

Методы активизации изобретательства в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохина Светлана Валентиновна

Статья посвящена исследованию методов развития детского изобретательства как способам активизации музыкально-творческих способностей дошкольников возрасте 3-6 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to methods of development of children's invention as a way of activization of musical-creative abilities of preschool age ( 3-6 y.o.).

Текст научной работы на тему «Методы активизации изобретательства в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

^ Образование в сфере культуры 183

8. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: [учеб. пособие для студентов и преподавателей] / В.И. Петру-шин. - М.: Владос, 1997.

9. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство / С.Е. Фейнберг. - М., 1965.

10. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г.М. Цыпин. - СПб.: Але-тейя, 2001. - 121 с.

11. Штейнхаузен, Ф. Техника игры на фортепиано / Ф. Штейнхаузен. - М.: Музыкальный сектор, 1926.

12. Шульпяков, О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О.Ф. Шульпяков. - М.: Музыка, 1986.

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С.В. Самохина

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена исследованию методов развития детского изобретательства как способам активизации музыкально-творческих способностей дошкольников возрасте 3-6 лет.

Ключевые слова: детское изобретательство, музыкально-творческие способности, дошкольный возраст.

The article is devoted to methods of development of children's invention as a way of activization of musical-creative abilities of preschool age ( 3-6 y.o.).

Эффективность педагогического взаимодействия - важнейшая цель теории и практике педагогической науки. Поиск условий, способов и факторов формирования личности в современном обществе является продолжением этих исследований. Принятая Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы ставит перед системой художественного образования актуальные вопросы, от ответа на которые зависит возможность сохранения традиций и развития образования в сфере культуры и искусства в современных условиях.

Анализ педагогических, психологических,

социологических и музыковедческих работ, отражающих различные подходы к проблеме эстетического воспитания, показал, что для решения задач, поставленных в Концепции, сформированы значительные теоретико-методологические предпосылки. В то же время не нашла последовательного отражения методология эстетического образования детей младшего возраста, тогда как видные отечественные и зарубежные исследователи данной проблемы (например, Л.С. Выготский, Б.В. Асафьев, Ю.-Р. Бьеркволл, В. Штерн) считают, что невключение детей этого возраста в процесс эстетического образования является при-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 183-189

08_Ta6agTaaiea.p65 183 1 16.05.2011, 13:43

.....

I I I ■ М I I I

чиной общего отставания культуры общества. К настоящему времени не сложилось такого направления научного знания, которое имело бы своим предметом исследование, обоснование методов изобретательства в сфере эстетического образования детей дошкольного возраста.

Как показывает практика, только немногие образовательные учреждения работают с детьми 3-6 лет, но и там, где эта практика имеет место, преподаватели не используют дидактические принципы личностно-развивающего обучения. Традиционное обучение не способно выявить активно-творческое, сущностное отношение детей к изучаемым предметам и развить индивидуально-творческий подход к произведениям искусства. И хотя существует значительное количество методов и методик, способствующих развитию, тем не менее, каждый педагог-исследователь ищет свой метод оптимизации педагогического процесса, который будет отвечать специфике именно его условий проведения обучения и, кроме того, может быть распространен на другие группы обучающихся со своими социальными, возрастными и другими характеристиками.

Сегодня общеизвестно, что важнейшие составляющие музыкального языка, такие как высота и сила звука, интонация, ритм, темп, доступны для слухового восприятия ребенка уже на эмбриональной стадии развития. Взаимодействие и синхронизация новорожденного ребенка с речью окружающих его людей и музыкальной средой также доказаны современными исследованиями (2, с. 376). Некоторые ученые считают, что новорожденный движется в ритмах языка данной культуры. Названные исследования подтверждают также положение Л.С. Выготского о том, что новорожденный является социальной единицей (3, с. 87-89). Так, современный исследователь теории и методики музыкального образования детей А.Г. Праслова полагает, что обучение ребенка родному и интонационному языку должно начинаться задолго до его рождения: «При этом для ребенка имеет значение не смысл слова, а музыка материнского голоса, ее ритм, темп,

динамика, эмоциональная окраска и, конечно, интонация, которая выступает в качестве связующего звена, благодаря которому осуществляется переход ребенка из микрокосмоса в макрокосмос» (4, с. 49). По ее мнению, в раннем возрасте ребенок воспринимает не то, что произносится, а то, как произносится.

На втором году жизни ребенок может осознанно воспроизводить музыкальные интонации и выражать эмоции по поводу услышанного. К периоду третьего-четвертого года жизни у детей формируются индивидуальные особенности слухового восприятия и слуховой чувствительности, двигательные реакции на музыку приобретают широкий диапазон. В этот период проявляется стремление к общению со сверстниками на групповой основе. Г.А. Праслова отмечает, что в этом возрастном периоде появляется «спонтанная детская песня, гармонизирующая внутренние и внешние мироощущения, вносящая равновесие между эго и внешним миром ребенка» (4, с. 51). Исследователь детского пения норвежский ученый Юн-Руар Бьеркволл (2, с. 376) отмечает, что песня в данном возрасте выполняет те же функции, что и вербальный язык.

В возрасте пяти лет восприятие ребенка достигает нового уровня: активизируется и совершенствуется вокально-слуховая и двигательная координация, формируются восприятие и сознательное отношение к различным видам музыкальной деятельности. В этом возрасте ребенок сознательно вникает в эмоционально-смысловое содержание звучащего произведения. В период старшего дошкольного возраста еще более совершенствуется музыкально-слуховая активность детей не только в процессе восприятия, но и в процессе воспроизведения музыкальной ткани. Голосовой диапазон расширяется и выравнивается. Крайне важно, что в этот период жизни у ребенка актуализируется творческий потенциал: формируется стремление к интонированию и импровизации, сочинению мелодий. Таким образом, процесс социализации и включения ребенка в возрасте 3-6 лет в «поле культуры» через освоение музыкальной интонации является

Образование в сфере культуры 185

научно доказанным положением, на основе которого можно выстраивать концепцию оптимизации педагогического процесса на основе методов изобретательства в музыкальной деятельности.

Одной из важнейших черт психики детей дошкольного возраста является неспособность длительной концентрации на одном объекте. Эта особенность знакома всем детским педагогам. Мы согласны с мнением педагогов, что целесообразно музыкальные занятия сменять танцевально-двигательными движениями, занятиями по рисованию. После них могут следовать театрализованные сценки, затем целесообразно вернуться к музыкальной деятельности. Подобный порядок занятий определяется необычайной восприимчивостью к чувственным впечатлениям, поступающим из окружающего мира, что является одной из важнейших черт детской психики. Чередование разных видов деятельности ребенка способствует быстрому обогащению его чувственного опыта, под которым понимается «специальное педагогически организованное расширение эмоциональной сферы ребенка за счет формирования у него умения распознавать эмоциональную окраску музыки и отзываться на ее воздействие» (4, с. 52).

Тем не менее, нам представляется, что в это определение следует внести некоторую корректировку: следует говорить не только об умении распознавать эмоциональную окраску музыки, но и эмоциональную окраску всех видов искусств, вовлеченных в педагогический процесс эстетического развития. Именно это способствует расширению эмоционального опыта ребенка, развивает способность сопереживать настроениям, выраженным как в музыке, так и в произведении живописи, в танце или театральном действии. Особенно эффективным, как показала наша практическая работа, оказывается включение в педагогический процесс ситуации поиска новых решений, создание таких условий, при которых ребенок «вынужден» активно включаться в деятельность, сочинять и импровизировать.

Степень активности ребенка находится

также в зависимости от скорости нервных процессов возбуждения и торможения. Исследования Б.М. Теплова и его последователей определяют в качестве значимой и такую черту психики большинства ребят младшего и старшего дошкольного возраста, как инертность нервной системы (см., например: 6). Поэтому мы считаем, что в процессе создания изобретательских музыкально-игровых ситуаций недопустимы спешка и побуждение к быстрой реакции.

Еще одна особенность психологии детского возраста - неравномерность и неодновременность развития отдельных функциональных систем. Следовательно, необходима разработка комплекса музыкально-изобретательских программ для детей, в которых учитывались бы эти особенности. Классический медицинский принцип «не навреди» актуален и для музыканта-педагога. Ошибки, допущенные педагогами в этот период становления ребенка, исправить практически невозможно. Для детей с подвижной нервной системой продуктивны занятия, направленные на активный поиск решений. Для инертных детей необходимы более «мягкие» приемы работы, исключающие возможность закрепления переживаний неуспеха, снижения положительных эмоций от занятий.

Следующей чертой психики детей является преобладание мышления в конкретных образах. Ребенок этого возраста еще не способен абстрагироваться. Он опирается на уже сложившийся у него опыт ритмических, мелодических и исполнительских действий. Именно эта жизнь в уже сложившихся образах позволяет найти ребенку соответствующие «краски» не только в живописи, но и в музыкальном или театральном действии. «От переживания к познанию» - этот тезис, неоднократно повторявшийся создателями музыкальной психологии и детской педагогики, остается основополагающим и сегодня. Именно на основе этого принципа мы создаем комплекс изобретательских задач, способных в музыке и других сферах искусства активизировать творческое мышление ребенка в максимально «мягкой» и соответствующей возрасту и характеру форме.

08_ТабадТаа1ёа.р65 185 1 16.05.2011, 13:43

Таким образом, учитывая основные качества детской психики, современный педагог при использовании принципов педагогики изобретательства уже на самом раннем этапе имеет возможность создать систему ценностных ориентаций, учитывая особенности личности каждого участника образовательного процесса. Причем установка на изобретательскую деятельность начинает действовать не только в процессе музыкального обучения, но и в реальной жизни, которая ставит в проблемные ситуации, заставляет находить решения, применять воображение, фантазию, изобретательность, опираясь на приобретенный опыт. А изобретение нового - это и есть творческая деятельность. Такой механизм формирования творческой личности может дать творческое решение изобретательских задач применительно к вопросам детского воспитания и образования не только в сфере музыки, но и искусства вообще. Мы считаем, что эта модель поможет найти методы и методики, обеспечивающие высокую результативность в обучении, научить творческому процессу. Мы адаптировали методики ТРИЗ применительно к музыкальному обучению и создали целостную концепцию, включающую в себя обучение детей, начиная с самого раннего возраста и заканчивая преподаванием основ педагогики изобретательства для будущих педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях.

Разрабатывая собственные методы и методики в рамках целостной концепции, мы опирались на мнение В. Ражникова: «творческая музыкальная одаренность» есть «у каждого нормального человека, даже если он никогда и не думал о карьере музыканта» (5, с. 40).

В построении педагогической системы мы остановились на модели личностно-ориентиро-ванного музыкального обучения, дополнив её основными творческими методами, творческими технологиями, методиками выявления противоречий и приемами их решения, на основе алгоритма решения творческих задач на основе ТРИЗ.

В основу нашей педагогической концепции и нашей экспериментальной работы были по-

ложены следующие положения.

Формирование творческой личности подрастающего музыканта на всех заявленных возрастных этапах будет целесообразным, если:

1) педагогическая система, отвечающая за ее формирование, будет построена на основе методологии изобретательства - теории, основанной на сильном творческом мышлении;

2) существует понимание каждым участником образовательного процесса того, что формирование творческой личности невозможно без активизации творческого мышления, использования заложенного в каждом учащемся и преподавателе творческого потенциала, при использовании которых возможна разработка образовательных программ нового поколения и соответствующего комплекса учебно-методического обеспечения;

3) сознательное проявление творческих возможностей у юных музыкантов, на всех этапах экспериментальной деятельности, возникает при использовании нетрадиционных подходов в ходе уроков: включения в содержание обучения проблемных ситуаций, задач творческого характера. Творческая активность при этом становится допустимой исключительно в обстановке деятельностного подхода и на основе личностного, диалогического, развивающего характера взаимоотношений; традиционная педагогическая система, основанная лишь на накоплении знаний, на репродуктивной позиции является «тормозом» для формирования творческой личности подрастающего музыканта.

Центральными педагогическими условиями формирования творческой личности подрастающего музыканта является использование алгоритма решения изобретательских задач, который базируется на принципе диалектического мышления; принципов вепольного анализа и решения изобретательских задач эвристическими методами («мозговой штурм», метод фокальных объектов, синектика и др.); разработка упражнений из курса развития творческого воображения, которые способствуют развитию образного мышления.

Педагогическая система, основанная на

Образование в сфере культуры 187

методах изобретательства, способна устранить многие психологические барьеры в музыкальном обучении и создать более благоприятные условия для эстетического воспитания, если в её арсенале применяются нетрадиционные формы организации уроков позволяющие наблюдать динамику формирования творческих качеств личности подрастающего музыканта через интеграционную ситуацию: ситуацию успеха, концертную ситуацию и рефлексивную ситуацию.

Нами было проведен ряд мер формирующего взаимодействия с двумя группами детей 3-6 лет, разделенных на контрольную и экспериментальную группы с целью выявления наличия и динамики музыкально-творческого мышления, было выделено пять уровней мышления: подсознательный, имитационный, репро-дуктивно-творческий, частично-творческий и музыкально-творческий, для каждого уровня нами была разработана система конкретных форм и методов работы, соответствующих психологическим особенностям детей. Например, для выявления репродуктивно-творческого уровня мышления разработаны задания следующего типа:

1. «Придумай мультфильм». Преподаватель рассказывает начало какой-то истории, например: «На улице наступила зима, выпал снег, стало холодно, мама не разрешила пойти гулять, и (имя ребенка) сел возле окошка, и вдруг раздался тихий стук...». Далее ребенок должен придумать продолжение истории.

2. «Дорисуй рисунок». Это групповая форма работы с детьми. Мы брали лист ватмана с нарисованными на них элементами предметов: силуэт дерева, простые геометрические фигуры и др., важно, чтобы изображение не было однозначным и давало простор для воображения. При помощи пальчиковых красок детей просили дорисовать каждую фигуру, так, чтобы получилось что-то осмысленное.

3. «Рисуем настроение ». В день исследования было предложено детям нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Были предложены акварельные краски, гуашь, пальчиковые краски, пастельные

и восковые мелки, карандаши, фломастеры. Оценивалась оригинальность, цветовая насыщенность, умение пользоваться предложенными материалами.

4. «Угадай, что это?» Методика чернильных пятен (пятна Роршаха). Надо поглядеть на предложенное чернильное пятно и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, животных, облака, ветви дерева, цветы, тени на земле, узоры и др. Нас интересовал уровень фантазии и воображения (эмоции, цвет, движение - уровень восприятия).

5. «Сказки на новый лад». Для исследования мы взяли сказку «Красная шапочка», использовали музыку С. Прокофьева («Петя и волк»), К. Сен-Санса («Карнавал животных»), детские образные песни.

6. Изменяем сюжет, оставляем прежних героев, но меняем музыкальную характеристику - оцениваем реакцию детей, как они могут интонацией передать смену музыкального образа.

7. Сохраняем сюжет, музыкальная характеристика меняется.

8. Оставляем героев, но изменяем их характер, например, положительный герой становится отрицательным, и наоборот.

Каждое из заданий сопровождается либо заранее подобранным музыкальным материалом, либо сымпровизированным педагогом. Главное - эмоционально поддержать успешность изобретенного решения и показать связь созданной ситуации, новых характеров с особенностями музыкального языка, музыкальной речи, средствами музыкальной выразительности.

На каждом уровне по всему комплексу заданий на диагностическом этапе и по завершению каждого года обучения в течение трех лет формировались обобщающие оценки. Динамика этих результатов представлена ниже.

Нами выявлены пять уровней музыкального развития дошкольников. По каждому из показателей нами выставлялись баллы, которые потом суммировались. Последний, пятый, уровень оценивает потенциальные возможно-

08_ТабадТаа[ёа.р65 187 1 16.05.2011, 13:43

сти ребенка в области музыкально-творческо- ная группы практически не отличались между го мышления, и едва ли не главным для детей собой: все дети имели среднюю оценку на уров-младшего возраста здесь является спонтанное не 3-6 баллов. По окончании первого года обу-проявление творческого начала. На диагности- чения различия оказались весьма ощутимыми ческом уровне контрольная и эксперименталь- (см. таблицу 1).

Таблица 1

Сравнение оценок первого промежуточного контроля экспериментальной и контрольной групп

(пятый уровень, в процентах к итогу) (мы умышленно приводим информацию по самому сложному уровню с тем, чтобы показать результативность мероприятий формирующего эксперимента)

Балл Экспериментальная группа Контрольная группа

до 10 43 66

10-20 39 23

21-30 12 11

31-40 6

ИТОГО 100 100

Для проверки чистоты эксперимента нами был выполнен анализ по отдельным возрастным группам, так как естественно, что уровни мышления детей трех и шести лет су-

щественно различны. Ниже (таблица 2) показано изменение уровня мышления детей дошкольного возраста за три года обучения по предлагаемой нами программе.

Таблица2

Динамика развития мышления в результате мероприятий формирующего эксперимента

(5 уровень, ЭГ, в процентах к итогу)

Балл Диагностический уровень 2 год обучения 3 год обучения

до10 100 33

10-20 42 66

21-30 25 34

ИТОГО 100 100 100

Результаты говорят сами за себя. Так что, думается, нет необходимости их комментировать. Отметим только, что дети экспериментальной группы распределились только между первыми двумя позициями этой таблицы, то есть имели в среднем оценки до 20 баллов.

В процессе экспериментально-педагогической работы нами были выделены следующие уровни: подсознательный, имитационный, репродуктивно-творческий, частично-творческий и музыкально-творческий. Для каждого из них в соответствии с особенностями возраст-

ной психики разрабатывается система конкретных форм и методов работы, направленных на активизацию творческого потенциала. Думается, что создание педагогической концепции развития детского изобретательства в сфере музыкального образования, разработка методов, направленных на активизацию изобретательских способностей, поможет преодолеть психологические барьеры в музыкальном обучении и создать более благоприятные условия для дальнейшего их формирования как ярких и творческих личностей.

08_îâôàçîâàièà.p65 188 1 16.05.2011, 13:43

^^■тш 4 i i i ■ ш i i i

^ Образование в сфере культуры 189

Примечания

1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : [учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700-Музык. Образование] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М. : ACADEMIA, 2004.

2. Бьеркволл, Ю.-Р. С музыкой в душе: ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни / Юн-Руар Бьеркволл. - СПб., 2001.

3. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в школьном возрасте / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. - М., 1956.

4. Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста : [учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений] / Г. А. Праслова. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.

5. Ражников, В. Диалоги о музыкально педагогике / В. Ражников. - М.: Классика - XXI, 2004.

6. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : [избр. психол. тр.] / Б.М. Теп-лов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т (МПСИ) ; Воронеж : МОДЭК, 2003.

7. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии ; [пер. с нем.: М.И. Шпильрейн, Т.А. Ребеко]. - М. : Наука, 1998.

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ СЦЕНИЧЕСКО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ВОКАЛИСТОВ

Н.П. Ганыш

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена определению сценическо-речевой компетентности будущего вокалиста как составляющей его профессиональной компетентности. Особое внимание уделяется обучению вокалиста сценической речи и навыкам речевой деятельности, которые лежат в основе профессионального мастерства вокалиста. Выделяются критерии сценическо-речевой компетентности: базовый, содержательный, операционный, позволяющие определить уровень ее развития.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, вокалист, сценическая речь, речевая деятельность, сценическо-речевая компетентность, речевая культура, вокальное образование.

The article is devoted to defining of stage-speaking competence of future vocalists as an integral part of their professional training. Particular attention is paid to teaching of stage speech and stage activity -the basis of professional skills. The are several criteria of stage speaking competence: basic substantial, operative that allow to define the level of its development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: professional competence, a vocalist, stage speech, stage activity, vocal education.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 189-192

08_tá6ágtááíéá.p65 189 i 16.05.2011, 13:43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.