ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
программы занятии по танцу и сценическому движению для студентов-вокалистов вузов культуры и искусств, в которой большое внимание уделяется не только содержанию образования, но и его качеству. В частности, предусмотрены механизмы реализации индивидуального подхода к обучению вокалистов хореографической культуре. Это существенно повысит качество
профессиональной подготовки вокалистов-исполнителей и позволит добиться формирования у каждого студента-вокалиста, независимо от его исходного уровня, музыкальных способностей и танцевального потенциала, всех необходимых хореографических навыков современного эстрадного исполнителя на профессиональном уровне.
Примечания
1. Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство работника культуры / Н.К. Бакланова. - М.: Московский государственный институт культуры, 1994.
2. Зорилова, Л. С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве / Л.С. Зорилова // Технологии культуры. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2008.
3. Танец, сценическое движение : [учебная программа по специальности 051300 «Музыкальное искусство эстрады», квалификации «Концертный певец, солист ансамбля. Преподаватель»] / сост. Е.В. Перлина. - М.: МГУКИ, 2007.
4. Цагарелли, Ю. А. Интегральное исследование профессионально важных качеств в структуре индивидуальности музыканта-исполнителя / Ю.А. Цагарелли, З.Х. Муштари / / Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. - Челябинск, 1989. - С. 99-116.
5. Черниченко, В. И. Педагогика высшей школы : [курс лекций по разделу «Дидактика»] / В.И. Черниченко. - М.: МГУКИ, 2002.
СИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т. М. Каргополова
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена рассмотрению психолого-педагогических особенностей формирования музыкальных способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности, представлены некоторые аспекты авторской методики. Определена специфика педагогического процесса в фольклорном коллективе, рассмотрены особенности формирования каждой музыкальной способности в пении, танце и игре на элементарных музыкальных инструментах. Ключевые слова: музыкальные способности, формирование, фольклор, музыкальная деятельность, пение, младший школьный возраст.
Article is devoted consideration of psychological and pedagogical features of formation of musical abilities of younger schoolboys in various kinds of musical activity, some aspects of an author's technique are presented. Specificity of pedagogical process in folklore collective is defined, features of formation of each musical ability in singing, dance and game on elementary musical instruments are considered. Key words: musical abilities, formation, folklore, musical activity, singing, , primary school age.
14Q 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 140-143
J
Среди теоретических и практических вопросов, связанных с формированием музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста, особое значение приобретает вопрос выбора активных видов деятельности, в которых ребенку предоставляется более широкие возможности для их развития на первоначальном этапе обучения и приобретения базовых знаний для дальнейших занятий музыкой.
Самыми популярными видами творчества в детстве являются пение, танцы и игра на музыкальных инструментах, поскольку они демократичны по своей основе и привлекают детей эмоциональной отдачей через творчество. Для исполнения народной песни или танца не нужны особые приготовления, ребенок может проявить себя без какого-либо специального приготовления. Игра на элементарных инструментах придает определенный колорит звучанию, запечатлеваясь у ребенка в памяти, благотворно стимулируя интерес к обучению.
В ходе исследования нами была разработана и внедрена авторская методика в педагогический процесс фольклорного ансамбля, основанная на сочетании комплекса различных видов искусств. Суть ее заключается в оптимизации процесса формирования музыкальных способностей в разных видах художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста с самых первых занятий: пение, движение под музыку и игра на элементарных народных музыкальных инструментах, элементы театрализации. При разработке методики мы опирались на теоретические разработки, связанные с проблемой музыкальных способностей, имеющихся в отечественной литературы, в частности Н.А. Ветлугиной, М.Т. Картавцевой, Н.Д. Орловой, Г.П. Стуловой.
Исполнение народных песен благотворно влияет на развитие ребенка и способствует эффективному формированию различных способностей - музыкальных, исполнительских, творческих, коммуникабельности, устраняет недостатки в координации пения с движением, стимулирует
^ Образование в сфере культуры
интеллектуальную деятельность.
Благотворное влияние народного музыкального творчества раскрывает потенциал будущего юного артиста, благодаря музыкальному репертуару, взятому из народной среды, который доступен и интересен детям любого возраста, что обусловлено его происхождением, идущим именно из детской среды.
Исполнение несложного музыкального материала стимулирует детей к обучению, формирует у детей положительную установку: «У меня получается!». Это понимание дает возможность полноценно ощутить себя непосредственно причастным к народному музыкальному исполнительству.
Проблема формирования музыкальных способностей учащихся в различных видах деятельности является актуальной в современной музыкальной педагогике, особенно в сфере дошкольного и младшего школьного образования, однако в научной литературе этому вопросу уделено незначительное внимание, особенно в области освоения народного ансамблевого пения.
Выявление закономерностей коллективного музицирования связано с изучением современного состояния в детской вокальной педагогике, со спецификой постановки народного голоса, поиском средств и методов, способствующих формированию музыкальных способностей младших школьников в процессе изучения фольклора.
В процессе исследования нами установлено, что интерес детей к обучению необходим не только для повышения уровня успеваемости учащихся. Психика ребенка отличается восприимчивостью ко всему яркому. Активное применение на занятиях различных видов деятельности повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, поскольку яркая подача учебного материала, тексты детских народных песен, показ народных костюмов и использование красочных музыкальных инструментов (расписные свистульки, ложки), необычность погремушек - шаркунков, бубенцов, колокольчиков и бубен, активизируют внимание воспитанников, повышают интерес к изучению фольклора.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
Музыкальные интонации народных песен заключают в себе определенный генетически заложенный код. Благодаря вовлечению учащихся в мир народного творчества с первых шагов в музыку, они осваивают историческое прошлое. Исполнение мелодий с данными кодовыми «зашифровками» помогают детям интонационно чисто и ритмически верно воспроизводить национальный характер народных песен.
Учитывая психофизические особенности учащихся младшего школьного возраста, задачи обучения детей в народном ансамбле и опираясь на собственный опыт работы с детьми, нами проведен в учебных заведениях дополнительного образования обучающий эксперимент, который показал, что эффективным методическим приемом, активизирующим формирование музыкальных способностей, является игровой метод обучения. Музыкальный фольклор содержит массу различных музыкальных игр. В процессе его исполнения дети в непринужденной форме одновременно двигаются и поют. При этом проходит активная внутренняя работа, благодаря которой стимулируется координация между исполняемым текстом и движением под музыку (зримая песня).
Кроме того, преподаватель народного ансамбля, используя определенные методические приемы, помогающие в визуальном освоении отдельных элементов вокального искусства, активизирует процесс развития национального характера музыкального мышления воспитанников, а также такие способности, как высота звука, четкость ритма, выразительность лада, преподносимые детям в игровой форме (показ движением рук, корпуса, мимикой высоты звуков, акцентов, характера исполняемого произведения и др.).
В педагогике раннего школьного возраста особенно широко используются игровые формы работы, так как в игре развиваются различные способности, активизируется интеллектуальная деятельность, коммуникабельность. Пение активно переплетается с движением рук, ног, корпуса, хлопками в ладоши или игрой на ложках.
В разработке структуры подготовки де-
тей младшего школьного возраста к музыкальной деятельности, учитывая неоднозначность компонентного состава музыкальных способностей, выявляемых в трудах ученых психологов и педагогов, в своей опытно-экспериментальной работе мы выбрали следующий комплекс компонентов музыкальных способностей: музыкальный слух; музыкальную память; чувство метроритма.
Проводя экспериментальную работу, мы рассмотрели влияние каждой выбранной деятельности на формирование каждой музыкальной способности младшего школьника по отдельности. Это было сделано для того, чтобы в процессе обучения каждый вид исполнительской деятельности, в который были вовлечены дети, был направлен на формирование музыкальных способностей с учетом того, что конкретно каждый вид деятельности имеет более эффективное воздействие на формирование конкретной способности.
При пении человек получает необходимые навыки владения певческим аппаратом, что стимулирует его слуховую деятельность и заставляет четко координировать свой голос с услышанным звуком, в результате чего успешно формируются все музыкальные способности, с преимуществом формирования музыкально-слуховых представлений, чувства лада и чувства строя.
Активность ребенка и его желание исполнять различные движения под музыку увлекают детей. Психофизиологическая особенность организма такова, что, даже находясь в грудном возрасте, дети совершают движения ручками и ножками под музыку.
В психологии, музыкальное движение характеризуется как уникальный вид деятельности, посредством которого складывается и получает развитие вся система музыкальных способностей.
Танцуя, ребенок воспринимает и вслушивается в музыкальное сопровождение, подстраивает свои движения в такт и ритм музыки, в результате у него вырабатывается чувство метроритма, устойчивые
музыкально-слуховые представления, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку.
Играя на музыкальных инструментах, дети начинают знакомиться со звучанием различных инструментов и узнавать их по тембральной окраске. Отстукивание рит-моформулы под звучание песенки активизирует формирование музыкального слуха и чувства метроритма, причем ритмичность формируется гораздо активнее.
Таким образом, комплекс художественных видов деятельности, применяемый на уроках народного ансамбля, активно раз-
^ Образование в сфере культуры
вивает детей. Пение, музыкальное движение и игра на элементарных инструментах заинтересовывает детей своей демократичностью и яркостью, красочностью. Формирование музыкальных способностей проходит не равномерно, каждый вид деятельности напрямую активизирует один из видов музыкальности и лишь музыкальная память формируется в процессе выполнения каждой деятельности. Включая в педагогический процесс комплекс видов деятельности, мы целенаправленно активизируем формирование всех музыкальных способностей младших школьников.
Примечания
1. Психологический словарь / под ред. Н.Ф. Добрынина. С.Е. Советова. - Магадан, 1965. - 293 с.
2. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. 1938. - 335 с.
ЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ А. С. ВЫГОТСКОГО КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Е. О. Матвеева
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена анализу дефектологической концепции Л.С. Выготского, которая рассматривается как научная основа коррекционной работы детской библиотеки. В статье представлены основные направления социокультурной реабилитации юных читателей, показана актуальность идей Л.С. Выготского в начале XXI века.
Ключевые слова: научная концепция Л.С. Выготского, детское чтение, детская библиотека, ребенок-инвалид, социальная реабилитация.
This article analyzes the concept of speech pathology L.S .Vygotsky, which is regarded as a scientific basis for correction of children's library. The article presents the main directions of socio-cultural rehabilitation of young readers, the urgency of the ideas L.S. Vygotsky in the early twenty-first century. Key words: scientific concept of L.S. Vygotsky, children reading, children's library, a child with a disability, and social rehabilitation.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 143-149 143