Научная статья на тему 'Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста'

Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2108
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / РАННИЙ ВОЗРАСТ / MUSIC-DIDACTIC GAME / EARLY AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилиль А.Ю.

Анализируя игровые возможности детей раннего возраста, автор приходит к выводу о том, что их музыкально-дидактическая игра обладает своими организационными особенностями и дидактическими задачами. В статье рассматриваются педагогические возможности и способы организации музыкально-дидактических игр детей раннего возраста, основанных на различных жанрах народного детского фольклора, авторской песне и инструментальной музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing child's possibilities of playing in early childhood, the author finds that their music-didactic game has its own organizational characteristics and teaching tasks. The author considers the educational opportunities and ways of organizing musical-didactic game of children of early age, based on various genres of popular children's folklore, professional songs and instrumental music.

Текст научной работы на тему «Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста»

Музыкальное фантазирование - это универсальный метод самораскрытия и самовыражения ребёнка, а в сочетании с музыкой — и коррекционный метод. Л. С. Выготский говорил: «Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко, в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Изобразительная деятельность — своеобразный аналог графической речи» (3, с. 12).

Итак, в данной статье мы попытались осветить некоторые современные подходы в методике музыкального диагностирования детей. Считаем, что диагностические задания должны давать представление не только об отдельных структурных компонентах музыкальных способностей, но и, по возможности, объективно определять уровень музыкального развития ребенка в целом, что позволит разработать индивидуальную тактику развития музыкальности в контексте общего развития личности ребенка.

Примечания

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю. Б. Алиев. — Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.

2. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. — М.: ВЛАДОС, 2004.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1981.

4. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр Академия, 2007.

А. Ю. Хилиль

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Анализируя игровые возможности детей раннего возраста, автор приходит к выводу о том, что их музыкально-дидактическая игра обладает своими организационными особенностями и дидактическими задачами. В статье рассматриваются педагогические возможности и способы организации музыкально-дидактических игр детей раннего возраста, основанных на различных жанрах народного детского фольклора, авторской песне и инструментальной музыке. Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-дидактическая игра; ранний возраст.

Analyzing child's possibilities of playing in early childhood, the author finds that their music-didactic game has its own organizational characteristics and teaching tasks. The author considers the educational opportunities and ways of organizing musical-didactic game of children of early age, based on various genres of popular children's folklore, professional songs and instrumental music. Keywords: musical education, music-didactic game; early age.

В современной музыкальной педагогике музыкально-дидактические игры рассматриваются как деятельность ребенка, связанная с выполнением определенных заданий, направленных на развитие его музыкального восприятия и способностей, а также на совершенствование движений. Целью их применения является углубление представлений детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактическая игра всегда предполагает наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. В ней должны сочетаться элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями, поскольку развитие музыкально-сенсорных способностей всегда играет важную роль.

Музыкально-дидактическая игра ребенка раннего возраста (2-3 года) имеет свои особенности. Прежде всего в ней отсутствует соревновательный элемент, поскольку маленькие дети пока еще только учатся взаимодействовать друг с другом. Другое противоречие заключается в том, что все дидактические игры требуют от ребенка сосредоточенного внимания, осмысленного, а не импульсивного поведения, а также волевых усилий, что не всегда проявляется в играх детей раннего возраста. Кроме того, такие игры требуют наличия некоторого опыта общения с музыкой, чего у ребенка до трех лет может и не быть. Поэтому первые музыкально-дидактические игры скорее напоминают задания дидактического характера, где ребенок сравнивает и различает звуки по высоте, длительности, тембру и силе. При этом самые простые из них проводятся практически без музыкального сопровождения с помощью озвученных игрушек или детских музыкальных инструментов.

В практике раннего музыкального воспитания детей используется множество разнообразных музыкальных игр, которые не называют музыкально-дидактическими. Это связано с тем, что основной целью их применения является не решение каких-либо определенных музыкальных задач, а активизация детей, вовлечение их в совместную деятельность, получение радостных эмоций от музыки и движений. При этом музыкально-дидактические задачи либо отодвигаются на второй план, либо вовсе отсутствуют. Поэтому встает вопрос о том, можно ли считать подобные музыкальные игры детей раннего возраста музыкально-дидактическими?

Мы полагаем, что прежде всего необходимо разделить понятия «игра под музыку» и «музыкальная игра». Игра под музыку подразумевает выполнение игровых действий, не связанных ни с осмыслением, ни с сопереживанием музыке, сопровождающей игру. В этом случае музыкальное восприятие ребенка остается пассивным, хотя даже такое восприятие оказывает влияние на его психическое и физическое состояние и приучает к тому, что музыка является неотъемлемой частью его жизни. В то же время пассивное восприятие музыки не дает ребенку тех средств, с помощью которых он может понять, осмыслить и прочувствовать ее образное содержание и выразительные средства. Ребенок может некоторое время не обращать внимания на музыку, но постепенно он начнет к ней прислушиваться, и тогда игра под музыку, организованная и руководимая взрослым, становится музыкальной игрой.

Музыкальная игра практически всегда подразумевает, что ее музыкальное сопровождение оказывает влияние на характер ответных игровых действий ребенка, что совершенно невозможно без активной работы его восприятия, в основе которого лежит переживание выразительного содержания звуковысотных и ритмических соотношений в музыке. Также необходимо отметить, что организуя музыкальную игру, педагог имеет возможность не только поддержать интерес ребенка к звучащей музыке, но и поставить целый ряд задач, важнейшими из которых являются привлечение слухового внимания и побуждение к непосредственным ответным действиям, направляемым не только словом педагога, но и характером музыкального сопровождения игры. При этом ребенок осваивает танцевальные движения, учится подпевать, играть на детских музыкальных инструментах. Умение правильно интонировать или точно отображать ритмический рисунок музыкального произведения не является жестким требованием, но это не говорит о том, что ребенок не будет в меру своих возможностей пытаться их воспроизвести. В основе этих попыток будет лежать его эмоциональное отношение к музыке и врожденная способ-

ность слуха воспринимать разные по высоте, силе, тембру и продолжительности звуки, а также способность подражания взрослому. Возникающие под воздействием музыки двигательные и речевые реакции ребенка ложатся в основу всей его последующей музыкальной деятельности. В свою очередь, сочетание двигательных, слуховых, зрительных и тактильных ощущений, которыми насыщена музыкально-дидактическая игра, помогает ребенку прислушаться к настроению и эмоциям, выраженным в музыке, к их смене и развитию, а сама атмосфера игры создает наиболее благоприятные условия для этого процесса.

Таким образом, в качестве главной музыкально-дидактической задачи в данном случае выступает стимулирование ребенка к овладению способами действий, связанных с музыкой, с помощью которых он может выразить свое эмоциональное отношение к ней. Динамика развития этих способов ответных действий, их соответствие образному содержанию музыки свидетельствуют о том, что у ребенка постепенно развиваются и углубляются представления о средствах музыкальной выразительности. Поэтому мы полагаем, что такие музыкальные игры детей раннего возраста можно отнести к типу музыкально-дидактических и рассматривать как одно из оптимальных средств, способствующих приобретению первых навыков осмысленной реакции на музыку.

Систематизируя музыкально-дидактические игры детей 2-3 лет, мы отталкивались от особенностей музыкальных произведений, сопровождающих игры, а также учитывали возрастные игровые и двигательные возможности детей. По этому принципу мы прежде всего выделили игры под народную музыку и игры под авторскую музыку (классическую и современную), созданную для детей. По своему содержанию эти игры могут быть сюжетными и несюжетными. По характеру игровых действий — отобразительными и тренировочными. По форме проведения их можно разделить на статические (стоя, сидя), подвижные и смешанного типа. К статическим играм относятся игры-песни, игры - ритмические аккомпанементы, пальчиковые игры; к подвижным — игры-инсценировки, игры-догонялки, игры-прятки, двигательно-ритмические игры. Все игры предполагают одновременный словесный подсказ или предварительное объяснение. В качестве музыкально-дидактической задачи, содержащейся в этих играх, мы рассматриваем обучение ребенка способам действий, связанных с выражением эмоционального отношения к музыке, а также отражению в движениях тех особенностей музыки, которые ему доступны и понятны.

На начальном этапе музыкально-дидактические игры детей раннего возраста необходимо сопровождать словесным подсказом ответных движений или действий. В этом случае нецелесообразно сопровождать музыкальную игру классическими инструментальными произведениями, которые не допускают возможности одновременного сопровождения музыки словом. В связи с этим мы полагаем, что народные песни и песни, написанные композиторами специально для детей, большей всего подходят для таких игр. Кроме того, словесный подсказ, облаченный в поэтическую форму, не только объясняет ребенку порядок его действий, но и побуждает его к эмоциональному отклику, созвучному настроению и образному содержанию музыки. Это может быть сюжетная песня, песня с подсказом каких-либо действий или танцевальных движений, песня, передающая настроение, которое можно выразить движением, песня, побуждающая к подпеванию.

Важнейшей особенностью музыкально-дидактической игры, в основе которой лежит песня, является ее способность познакомить ребенка раннего возраста с сенсорными свойствами звуков, не отделяя их от контекста музыкального произведения. На начальном этапе в таких играх слова песни могут быть специально

предназначены для того, чтобы обратить внимание ребенка на динамику звуков, их продолжительность, высоту, тембр. Главное достоинство такой музыкально-дидактической игры в том, что она позволяет ребенку не называть эти свойства, что пока ему недоступно, а прочувствовать их с помощью движений собственного тела, голоса, манипуляций со всевозможными атрибутами, детскими шумовыми музыкальными инструментами или игрушками, которые также способствуют поддержанию интереса ребенка к игре.

Среди музыкально-дидактических игр детей раннего возраста, в основе которых лежит песня, особое место занимают игры, основанные на различных жанрах народного детского фольклора. В основе таких музыкально-дидактических игр лежат пестушки, потешки, прибаутки, сказки с напевами, колыбельные и другие песни, созданные взрослыми специально для маленьких детей. Это и игры-песни, побуждающие ребенка к подпеванию; это и пальчиковые игры, когда ребенок посредством мелких движений рук и пальцев изображает персонажей игры и их действия; это и всевозможные догонялки и прятки, основанные на внимательном прослушивании песни и понимании ребенком того, когда и от кого надо убегать или прятаться; это и двигательно-ритмические игры, когда ребенок своими движениями отображает темп и ритмическую пульсацию, заключенную в напеве и тексте песни.

В педагогической практике накоплен большой опыт создания музыкально-дидактических игр, основанных на фольклоре, которые рождаются в тесном взаимодействии педагога, родителей и ребенка в ходе специально организованных занятий. Это и сочинение продолжений к заинтересовавшим ребенка коротким народным песенкам, и произвольное комбинирование известных народных мелодий как с авторскими, так и с фольклорными текстами. Музыкально-дидактическая игра на основе фольклора чаще всего проводится без музыкального сопровождения, под мелодизированный народный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодический напев. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения в соответствии с текстом в удобном для ребенка ритме и темпе, помогая овладеть выразительными движениями, а эмоционально яркое и ритмичное произношение или напевание текста активизирует слуховое внимание, способствуя заинтересованности ребенка и быстрому запоминанию.

Авторская песня и инструментальная музыка не подразумевают возможности свободного обращения ни с текстом, ни с музыкальным сопровождением, тем не менее они представляют собой целый мир образов и чувств, близких и понятных ребенку. Играя в музыкально-дидактическую игру, основанную на авторской песне, ребенок может не только изобразить ее персонажей и подпевать ей, но и отразить в своих движениях общее настроение, ритмическую структуру, форму, динамические, темповые и другие особенности.

Музыкально-дидактическая игра без одновременного словесного подсказа более сложна для ребенка раннего возраста. Она может сопровождаться авторской инструментальной музыкой, выражающей понятное ребенку настроение или имеющей яркие изобразительные особенности. Такие игры требуют в достаточной степени развитого воображения, устойчивого внимания и наличия некоторого музыкального и двигательного опыта. Поэтому они могут быть доступны и интересны ребенку раннего возраста только после предварительного объяснения и показа, в отличие от игр под пение, которые, как правило, не нуждаются в объяснениях. В качестве наиболее простых музыкально-дидактических игр, проводимых без одновременного словесного подсказа, могут выступать ритмические игры-аккомпанементы. В таких играх используется авторская инструментальная музыка с ярко выраженными жанровыми особенностями и равномерной ритмической пульсацией

(марш, тарантелла и др.), которую ребенок может отобразить посредством собственного тела (шаги, прыжки, хлопки) или с помощью детских музыкальных инструментов (бубны, погремушки).

Музыкально-дидактическая игра может быть связана и с узнаванием ранее слышанной музыки. В этом случае словесный подсказ также не нужен. Узнавание музыки без словесного подсказа является наиболее сложным для ребенка раннего возраста видом деятельности, но в то же время необходимым условием для развития его музыкальной памяти, мышления, воображения, музыкальных способностей. Узнав музыкальное произведение, ребенок может или назвать его, или изобразить с помощью знакомых движений, что свидетельствует о способности выделить наиболее яркие выразительные средства музыки, а также прочувствовать ее общее настроение.

Таким образом, музыкально-дидактическая игра ребенка раннего возраста может сопровождаться как народной, так и авторской музыкой, вокальной и инструментальной. Она близка по своим музыкальным задачам и возможностям играм детей старшего возраста, но обладает своими организационными особенностями и требует внимательного отношения к подбору сопровождающих ее музыкальных произведений. Круг этих произведений достаточно широк, что создает благоприятные условия для накопления багажа разнообразных и ярких музыкальных впечатлений. Участие в музыкально-дидактических играх заставляет ребенка вслушиваться в музыку, чувствовать ее настроение, запоминать и различать особенности ее звучания. В игре ребенок учится использовать весь арсенал доступных ему средств, помогающих выразить свое эмоциональное отношение к музыке и способствующих эмоциональному погружению в музыкальное переживание.

Примечания

1. Бабаджан Т. С. Музыкально-двигательная работа с преддошкольниками / Т. С. Ба-баджан. — М.: Музгиз, 1936.

2. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т. С. Бабаджан. — М.: Просвещение, 1967.

3. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / Н. А. Ветлугина. — М.: АПН РСФСР, 1958.

4. Зимина А. Н. Народные игры с пением / А. Н. Зимина. — М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.

5. Науменко Г. М. Русские народные детские песни и сказки с напевами / Г. М. Нау-менко. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.

6. Петрова В. А. Музыка — малышам: [методическое пособие по музыкальному воспитанию детей младенческого и раннего возраста] / В. А. Петрова. — М.: Мозайка-синтез, 2001.

7. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: [пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет. сада] / О. П. Радынова, О. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили; под ред. О. П. Радыновой. — М.: Просвещение-Владос, 1994.

8. Эстетическое воспитание в детском саду: [пособие для воспитателей дет. сада] / под ред. Н. А. Ветлугиной. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.