.....
I I I ■ M I I I I
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
А. Ю. Хилиль
Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова
Данная статья посвящена теоретическому осмыслению интеграционных возможностей дидактической игры в педагогическом процессе, направленном на формирование музыкально-эстетического интереса детей раннего возраста. В статье формулируется сущность понятия музыкально-эстетического интереса детей раннего возраста, выявляется его структура, анализируются педагогические и организационные особенности дидактической игры как средства его формирования. Дидактическая игра рассматривается как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом методов музыкального воспитания, обеспечивающих метаметодический подход к формированию музыкально-эстетического интереса ребенка раннего возраста, осуществляемого средствами разных видов искусства и разнообразных видов музыкальной деятельности в неразрывной связи с формированием его личности и познанием окружающей действительности.
Ключевые слова: ранний возраст; музыкально-эстетический интерес; дидактическая игра; метаме-тодический подход.
This article is devoted to theoretical conceptualization of the integration resources of educational games in the pedagogical process aimed at forming music and aesthetic interest of children of early age. The article reveals the essence of the concept of musical and aesthetic interest of children of early age and its structure, analyzes the pedagogical and organizational characteristics of educational games as a means to form it. Educational game is regarded as a complex of interconnected and interacting with each other methods of musical education, providing metamethodical approach to the formation of musical and aesthetic interest of a child of early age, carried out by means of different types of art and different kinds of musical activities in close connection with forming his personality and knowledge of reality.
Key words: early age; music and aesthetic interest; educational game; metamethodical approach.
Проблема формирования музыкально-эстетического интереса детей раннего возраста (2-3 года) чрезвычайно актуальна в современной личностно-ориентированной педагогике, важнейшими принципами которой являются принципы интеграции содержания образования и единства обучения, воспитания и развития. Признание самостоятельной ценности каждого периода детства, стремление к воспитанию активной, творческой личности, способной ценить, сохранять и преумножать богатства мировой музыкальной культуры - все
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
1 (39) январь-февраль 2011 186-190
это обуславливает необходимость поиска оптимальных средств, позволяющих уже в раннем детстве заложить основы музыкальной культуры как неотъемлемой составляющей духовной культуры человека.
Анализ научно-педагогической литературы, посвященной проблемам формирования интересов личности, а также эстетическому и музыкальному воспитанию детей, выявил следующее: понятие «музыкально-эстетический интерес» является близким понятию «музыкально-эстетическое сознание», однако при
11_Tä8ägTääieä.p65 186 1 23.03.2011, 9:58
.....
I I I ■ М I I I
Образование в сфере культуры 187
этом необходимо акцентировать внимание на лежащем в его основе интересе, имеющем в раннем и младшем дошкольном возрасте решающее значение. Поэтому музыкально-эстетический интерес у данной возрастной категории представляет собой выраженный интерес к музыке, основанный на эмоционально-интеллектуальных предпочтениях, возникающих в результате эмоционально-чувственного восприятия музыки в условиях приобретения ребенком жизненного и музыкального опыта.
Структура музыкально-эстетического интереса ребенка раннего возраста включает в себя мотивационно-потребностный, эмоциональный, сенсорный, коммуникативный и действенно-практический компоненты.
Мотивационно-потребностный компонент связан с потребностью ребенка в общении, эмоциональном насыщении и движении, которая обусловливает возникновение интереса к музыке, другими словами, становится мотивом к активной музыкально-эстетической деятельности.
Эмоциональный компонент подразумевает возникновение у ребенка переживаний, связанных с музыкой и аккумулирующих эстетические чувства и процессы, связанные с их осмыслением.
Сенсорный компонент представляет собой способность ребенка раннего возраста не только к восприятию общего настроения музыки, но и к выделению и осмыслению ее сенсорных особенностей.
Коммуникативный компонент отражает личностное общение ребенка и взрослого, в процессе которого музыкальный образ у ребенка соотносится с возникающими переживаниями, чем и обеспечивается возможность формирования эстетического отношения к музыке.
Действенно-практический компонент связан с осмыслением музыки в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности и создает необходимые условия для формирования музыкально-эстетического интереса.
В раннем возрасте музыкально-эстетический интерес ребенка выражается в его интересе к музыке и музыкальной деятельности, в наличии связанных с музыкой устойчивых эмоциональных реакций и переживаний, в узнавании ранее слышанной музыки, в первых музыкальных предпочтениях. Все эти показатели свидетельствуют о том, что музыка не только интересует ребенка, но и осмысливается им, что возникающие у ребенка музыкальные переживания основаны не только на эмоциональных процессах, но и на интеллектуальных.
Поиск оптимальных средств формирования музыкально-эстетического интереса детей раннего возраста привел к исследованиям, посвященным игре и ее педагогическим возможностям.
В современной дошкольной музыкальной педагогике среди игр, которые организуются взрослым и внедряются с образовательными и воспитательными целями, особое место занимают музыкальные игры, направленные на отражение характера музыки и ее сенсорных особенностей посредством движения. Такие игры относят к типу дидактических, поскольку движение рассматривается в качестве одного из средств музыкального воспитания. Однако, рассмотрев современные программы музыкального воспитания детей раннего возраста, мы выявили, что специально созданных музыкально-дидактических игр, обладающих художественными качествами и связанных с отражением в движении характера музыки и ее сенсорных особенностей, крайне мало, о чем также свидетельствуют многие практикующие педагоги. Это связано с несоответствием традиционных представлений о музыкально-дидактической игре, подразумевающей осмысленные и самостоятельные игровые действия детей и их соревновательный характер, ограниченным игровым возможностям и небольшому музыкально-двигательному опыту. В то же время авторов современных программ и методик объединяет понимание того, что в раннем возрасте ребенок полноценно усваивает только то, что ему интересно, что вплете-
.....
I I I ■ M I I I
но в контекст общения со взрослым и в его предметно-практическую деятельность. Поэтому все большее внимание уделяется музыкальному движению и игре как способам организации самого занятия и оптимальному средству подготовки ребенка раннего возраста ко всем основным видам музыкальной деятельности. Такая подготовка осуществляется с помощью музыкальных игр, направленных на освоение простейших связей между музыкой и движением. При этом в движении ребенка может найти отражение и ритм, и темп, и звуковысотное движение мелодии, и форма музыкального произведения, и его образное содержание.
Итак, значимость дидактических игр как средства музыкального воспитания и формирования музыкально-эстетического интереса основывается на их способности:
- стимулировать развитие всего комплекса психических функций ребенка, активизировать эмоциональные, познавательные, волевые процессы, удерживать внимание и вызывать живой и непосредственный интерес к музыке;
- способствовать формированию первичного запаса музыкальных впечатлений и опыта общения с музыкой;
- создавать организационные условия для возможности вовлечения детей в музыкальную деятельность, в процессе которой происходит становление мотивов и потребностей, связанных с музыкальным искусством;
- обеспечивать легкость приобретения умений и навыков, которые необходимы ребенку для осуществления различных видов музыкальной деятельности;
- создавать ребенку наиболее благоприятные условия для возможности выражения своего отношения к музыке и различения ее сенсорных особенностей доступными ему средствами;
- закладывать основы чувственного восприятия музыки и способствовать ее осмыслению при помощи движения;
- помочь ребенку пройти путь от непосредственного эмоционального восприятия
музыки к восприятию эмоционально осознанному, носящему эстетический характер.
Музыкальные занятия с детьми раннего возраста, организованные как дидактическая игра, обладают своими особенностями, которые заключаются в том, что игровое поведение взрослого и ответные игровые действия ребенка определяют сам характер занятия, превращая его в единую дидактическую игру. При этом способы игрового поведения ребенок усваивает в процессе непосредственного общения со взрослым, подражая ему или игрушке в его руках. Таким образом, характер эмоциональных реакций ребенка, его желание участвовать в игре определяются тем, насколько образ взрослого или игрушки в его руках привлекателен для него, содержание дидактической игры - интересно и понятно, музыкальное сопровождение - эмоционально и выразительно, а используемые во время занятий музыкальные игрушки и атрибуты игр - ярки и разнообразны.
Способность музыки и игры проникать во все сферы жизни ребенка и оказывать влияние на всестороннее развитие его личности сделала возможным рассмотрение их интеграционных возможностей в педагогическом процессе, организованном как дидактическая игра и направленном на формирование музыкально-эстетического интереса.
Необходимо отметить, что важнейшей особенностью дидактической игры является то, что в процессе ее проведении возможно использовать музыку, поэтическое слово, пластическое движение, драматическое действие, художественные объекты и, непосредственно, игру, осуществляя формирование музыкально-эстетического интереса средствами разных видов искусства в процессе музыкально-эстетической деятельности. В свою очередь, дидактическая игра является как средством вовлечения детей в различные виды музыкально-эстетической деятельности, так и способом их развития и совершенствования. Таким образом, дидактическая игра обеспечивает условия для интеграции разных видов искусства и разных видов музыкально-эстетической дея-
11_îâôàçîâàièà.p65 188 1 23.03.2011, 9:58
.....
I I I ■ М I I I
Образование в сфере культуры 189
тельности детей.
Возможность осуществления игровой музыкально-эстетической деятельности базируется на развитии психических процессов, необходимых для ее осуществления, - внимания, ощущений, восприятия, памяти, речи, воображения, мышления, а также эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер. В процессе осуществления музыкально-эстетической деятельности у ребенка укрепляется дыхательная, сердечно-сосудистая и двигательная системы, костно-мышечный аппарат; развивается координация движений, скорость двигательных реакций, способность ориентироваться в пространстве, моторика (общая, мелкая, артикуляционная); слуховое, зрительное, тактильное восприятие. Ребенок приобретает двигательные, речевые, певческие навыки; развиваются его музыкальные, творческие, коммуникативные способности. Кроме того, музыкально-эстетическая деятельность воспитывает не только общую музыкальную культуру, но и способствует развитию чувств и эмоций высшего порядка, обусловливающих возникновение эстетического отношения к окружающему.
Таким образом, дидактическая игра становится неотъемлемым компонентом музыкальной деятельности детей раннего возраста, обеспечивает интеграционные процессы в области физического, психического и эстетического развития.
Необходимым условием для формирования музыкально-эстетического интереса ребенка раннего возраста является процесс его непосредственного общения со взрослым, который обеспечивает ему возможность накопления коммуникативного, речевого, двига-тельно-динамического, сенсорного, эмоционального, практического и игрового опыта в непосредственной связи с музыкой. Дидактическая игра способна обеспечить наилучшие условия для интеграции вышеперечисленных опытов и опыта, связанного с восприятием музыки и ее осмыслением, поскольку в дидак-
тической игре у ребенка складывается динамически развивающийся образ мира, окрашенный чувствами и переживаниями, передаваемыми и отражаемыми средствами музыкального искусства. Кроме того, необходимо отметить, что дидактическая игра подразумевает возможность взаимодействия и сочетания игровых методов с наглядными, словесными, практическими методами, методом вовлекающего показа, некоторыми методами проблемного обучения. В реальном учебном процессе, организованном как дидактическая игра, все перечисленные методы используются в совокупности и в различных сочетаниях друг с другом, а не изолированно. Взаимодействие перечисленных методов соответствует наглядно-действенному характеру мышления детей раннего возраста и ситуативно-деловому общению со взрослым.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом методов музыкального воспитания, обеспечивающих метаметодический подход к формированию музыкально-эстетического интереса ребенка раннего возраста, осуществляемого средствами разных видов искусства в неразрывной связи с его физическим развитием, формированием его личности и воспитанием эстетического отношения к окружающей действительности. При этом дидактическая игра является и метаметодом, и стержневым содержанием музыкально-эстетической деятельности ребенка, а эмоционально-чувственное восприятие музыки и движение - механизмами, обеспечивающими интеграционные процессы в формировании его музыкально-эстетического интереса. Кроме того, в дидактической игре музыкально-эстетический интерес формируется в неразрывной связи с познавательным и нравственным интересами, образуя единую группу интересов, объединенных общей направленностью на освоение культурных ценностей, созданных в области музыкального искусства.
.....
I I I ■ M I I I I
Примечания
1. Афанасьева, А. Б. Метаметодика и ее реализация при освоении этнокультуры в начальной школе / А.Б. Афанасьева // Начальная школа. - М., 2007. - № 12.
2. Комарова, Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. - изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
3. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. / О. П. Радынова. - М.: ВЛАДОС, 1997.
4. Сауко, Т. Н. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет / Т.Н. Сауко, А.И. Буренина. - СПб., 2001.
5. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия / Т.Э. Тютюнникова. - М.: Едиториал УРСС, 2003.
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИКИ БАЛЕТА
КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
М. Е. Валукин
Российская академия театрального искусства (РАТИ-ГИТИС)
В статье рассматривается проблема становления преподавания мужского классического танца. Анализ педагогической деятельности крупнейших мастеров-практиков позволяет автору, обобщив их опыт, вывести систему преподавания мужского танца. В статье приводятся малоизвестные факты творческой жизни таких представителей классического танца, как Энрике Чекетти, Николай Легат, Михаил Фокин, Владимир Тихомиров и другие. Автор рассматривает мужской танец в контексте мировых тенденций развития искусства.
Ключевые слова: танец, педагогика, анализ.
The article is dedicated to issues of male classic dance teaching. The article analyses educational work of such famous artists as Enrico Checchetti, Nicolay Legat, Michle Fokine, Vasily Tikhomirov, etc. The author considers male dance in the context of world art development trends.
Key words: dance, pedagogy, analysis.
Ведущей фигурой среди педагогов мужского классического танца довоенного времени был В. Пономарев. Имена его учеников стоят во главе всех открытий советского балета той поры: А. Ермолаев и В. Чабукиани. А продолжили его дело А. Писарев и А. Пушкин, которые подготовили блистательное поколение танцоров 1960-70-х годов. В. Пономарев раз-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
1 (39) январь-февраль 2011 190-196
вил принципы, завещанные Иогансоном: постоянное варьирование учебных комбинаций, состоящих из разнообразных классических па.
Писарев и Пушкин воспитали поколение танцовщиков, вернувших самоценность инструментальному классическому танцу. Без безупречного владения всеми регистрами классического танца было бы невозможно вопло-
11_Tä8ägTääieä.p65 190 1 23.03.2011, 9:58