Научная статья на тему 'Музыка и движение. Интеграция образовательного пространства музыкальных студий для детей раннего и младшего дошкольного возраста'

Музыка и движение. Интеграция образовательного пространства музыкальных студий для детей раннего и младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1272
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ДВИЖЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гамбурская Е. С.

В статье рассматриваются особенности музыкального искусства, как инструмента общения детей раннего и младшего дошкольного возраста, эмоционального познания ими окружающего мира, самих себя, своих возможностей, направленные на формирование и развитие гармоничной, всесторонней личности ребенка его эстетического вкуса посредством языка музыки и через движение. Создание специальных средовых условий образовательного пространства студий, в которых ребенок свободно действует, направлены на предоставлении ему возможности пребывания в музыкальном пространстве и овладения средствами и способами для освоения внешнего мира и выражения мира внутреннего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AND MOVEMENT. THE INTEGRATION OF EDUCATIONAL SPACE MUSIC STUDIOS FOR INFANTS AND YOUNG CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article discusses the features of musical art as a tool of communication infants and preschool age, emotional cognition of the world, themselves, their capabilities, aimed at the formation and development of harmonious all-round personality of the child of his aesthetic taste through the language of music and through movement. Creation of special environmental conditions studios educational environment in which the child acts freely, aimed at allowing him to stay in the music space and mastering the means and methods for the development of the external world and the internal world of expression.

Текст научной работы на тему «Музыка и движение. Интеграция образовательного пространства музыкальных студий для детей раннего и младшего дошкольного возраста»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УДК 7.07

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МУЗЫКАЛЬНЫХ СТУДИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.С. Гамбурская

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности музыкального искусства, как инструмента общения детей раннего и младшего дошкольного возраста, эмоционального познания ими окружающего мира, самих себя, своих возможностей, направленные на формирование и развитие гармоничной, всесторонней личности ребенка его эстетического вкуса посредством языка музыки и через движение. Создание специальных средовых условий образовательного пространства студий, в которых ребенок свободно действует, направлены на предоставлении ему возможности пребывания в музыкальном пространстве и овладения средствами и способами для освоения внешнего мира и выражения мира внутреннего.

Ключевый слова: музыка, движение, музыкальное искусство, музыкальная студия, музыкальное воспитание, интеграция, образовательное пространство.

«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика».

Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог.

Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нем определены человеческие эмоции. О ней говорят: «Музыка - зеркало человеческой души». Благодаря своей уникальной особенности она становится инструментом эмоционального познания и дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы, особенно в детстве, - наиболее восприимчивом из всех возрастов. Музыка - это язык для общения, средство познания окружающего мира и самого себя, своих возможностей. Музыкальная среда необходима для гармоничного и всестороннего развития личности, а музыкальное воспитание - это

направление, ориентированное на формирование эстетического вкуса ребенка посредством этого языка.

С давних времен известно об удивительных свойствах музыки. О возможности ее благотворного влияния знали еще в древние времена. Музыкальное искусство - это лекарь, который позволяет регулировать эмоциональное и душевное состояния, способно помочь преодолеть чувство дискомфорта, неуверенности, растерянности, страха, боязни чего-либо. Музыкальная терапия во многих странах мира является эффективным методом профилактики и лечения детских неврозов. С ее помощью можно регулировать психические состояния детей с особенностями развития.

Пространство детских музыкальных студий, являясь культурной образовательной средой с совокупностью специально организованных средовых условий, в которых ребенок свободно действует, создает и поддерживает вместе с другими границы данного пространства (его нормы и правила), является открытым для каждого участника. Разнообразие форм и видов музыкальной деятельности предлагает множество возможностей для каждого ребенка: от свободных игр до овладения определенными умениями и навыками. Создание специальных условий студий направлены на предоставлении ребенку возможности пребывания в музыкальном пространстве и овладения его средствами и способами для освоения внешнего мира и выражения мира внутреннего. Это творческая лаборатория по созданию и постижению звукового пространства окружающего мира маленькими участниками студий. Это не всегда стандартные творческие занятия, а чаще -свободные от четких границ. Процесс обучения является индивидуальным, свободным, нередко спонтанным и импровизационным, как и сама суть творчества. Занятия, в которых решающая роль отводится маленьким творцам, представляют собой погружение в увлекательный мир звуков и постижение его таин.

Содержание программ студий, как правило, включает в себя слушание музыки, пение музыкальных произведений, игровое творчество, релаксацию, а также еще один важный раздел - музыкально-ритмическое движение. На нем остановимся чуть подробнее.

Пространство музыкального движения очень естественно для детей. Потому образовательная деятельность студий в контексте движения и музыки организована в тесной связи друг с другом сфер физического и художественно-эстетического развития. Задачей музыкального движения является воспитание у детей умения быть чуткими слушателями и воспринимать музыку, черпать в ней вдохновение, радость, поддержку, побуждать в них художников, развивать у них любовь к музыке и потребность в ее выражении посредством естественных и понятных ребенку движений.

С первых лет своей жизни дети осваивают движение, совершенствуют, экспериментируют, сочиняют. В этом возрасте не бывает неправильных движений. Все они совершенны, потому, что естественны и безыскусны. Дети двигаются, как дышат, не задумываясь, как это выглядит. Движения ребенок осваивает так же, как и слова. В этот период он учится ходить, говорить, совершать поступки, находясь рядом с нами - взрослыми, глядя на нас.

Музыкальные студии создают творческое танцевальное пространство, в котором ребенок, находясь рядом с танцующим взрослым, осваивает свои движения, являющиеся результатом формирования его личного эмоционального отклика на яркое музыкальное сопровождение. Конечно ввиду специфики работы с самыми маленькими представителями рода человеческого в контексте музыкального движения, вряд ли, придется говорить о хореографии (классической, народной,

бальной и т.п.). Занятия музыкальным движением предполагает более свободные его формы. Скорее это формы игровых движений и их проявления в жанре «детских сказок», скорее относящихся к театру. Эта работа рассчитана на всех детей, независимо от их способностей. Ведь очень важно пребывание в творческой танцевальной среде, которая раскрепощает от стеснения детей с разными возможностями. Каждый ребенок находит свой интерес в таких игровых музыкальных занятиях. Каждый меняется в своем темпе и происходит это по-разному, но неизменно одно: важны их внутренние состояния, состояния и жизнь души в музыкальном пространстве, которые проявляются через тело и пластику малышей.

Известно, что классический танец, любимый многими, предполагает определенные постановочные моменты: позиции рук, ног, головы, корпуса, но как показывает практика занятий по музыкальному движению с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, противоестественен их природе. Чрезмерная увлеченность постановкой техники уводит детей от их природной танцевальной выразительности. Вот почему это не только не целесообразно, но и вредно.

Естественность взаимодействия движения с музыкой является индивидуальное, личное для каждого участника студии восприятие музыки. Ребенок двигается так или иначе потому, что так его направляет и ведет музыка. Только через определенное прочувствывание, душевное переживание музыкального языка формируется и выражается язык тела. Только такой подход способен приблизить маленьких участников студий к пониманию музыки и движения, к их интеграции в единое для обеих форм образовательное пространство.

Музыкальное воспитание - это процесс развития музыкальности не только как способности понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении. Только при таком восприятии музыка раскрывает свою художественно-эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи, хорошо сформулированные Л.С. Выготским в его работе «Психология искусства».

Устремленность к такому развитию музыкальности позволяет смотреть на музыкальное воспитание как на процесс глубоко важный и нужный для детей. Движение под музыку является одним из самых важных и эффективных методов развития музыкальности, по выражению Л.В. Кулаковского - «методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку».

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем целенаправленной организации восприятия музыки и самих движений детей. Музыке свойственно вызывать моторную реакцию у любого человека, даже самого маленького. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Создание необходимых условий для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела воспитывает у детей творческую активность и воображение.

На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекают из содержания и формы музыки. У детей, по словам К.С. Станиславского, развивается «умение слушать музыку, как логическое и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки. Творческая активность участников студии проявляется по-разному: и когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие

движением, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнения с заданным движением, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

В процессе этой работы дети знакомятся с музыкой, содержащей разнохарактерные образы - от веселых, беззаботных, лиричных, нежных до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.

Интерес детей к такому удивительному пространству движения и музыки во многом зависит от того, насколько выразителен и художественен представленный музыкальный материал, насколько он интересен и понятен по своему содержанию. Яркая фразировка, музыкальные оттенки, динамические контрасты помогают детям глубже понять музыку и отобразить ее в движениях.

Успех работы таких музыкальных студий для самых маленьких ее участников достигается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умений детей переживать их содержание. Что может быть более важным, чем лица занимающихся детей, выражающие чувства восторга и удивления от познания и открытия чего-то нового, интересного, удивительного.

Список литературы

1. Барабанова О.А. Пространство детского сада: музыка, движение / под ред. Т. Лапкиной, А. Русакова, М. Ганькиной. - М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. - С. 3-17.

2. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В.В. Иванова, 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. -573 с.

3. Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. -Ростов н/Д: Феникс, 2008. - С. 3-11.

4. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002, С. 3-10.

5. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Академический проект, 2006. - С. 153-155.

MUSIC AND MOVEMENT. THE INTEGRATION OF EDUCATIONAL SPACE MUSIC STUDIOS FOR INFANTS AND YOUNG CHILDREN

OF PRESCHOOL AGE

E.S. Gamburskaya Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]

The article discusses the features of musical art as a tool of communication infants and preschool age, emotional cognition of the world, themselves, their capabilities, aimed at the formation and development of harmonious all-round personality of the child of his aesthetic taste through the language of music and through movement. Creation of special environmental conditions studios educational environment in which the child acts freely, aimed at allowing him to stay in the music space and mastering the means and methods for the development of the external world and the internal world of expression.

Keywords: music, movement, art of music, music studio, musical education, integration, educational space._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.