Научная статья на тему 'Музыкотерапия как средство развития музыкально-эстетической культуры детей и подростков в контексте социального здоровья'

Музыкотерапия как средство развития музыкально-эстетической культуры детей и подростков в контексте социального здоровья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1140
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКОТЕРАПИЯ / MUSICAL THERAPY / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL-AESTHETIC EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / MUSICAL THEATRE / ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / PSYCHONEUROLOGIC DISEASES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Камалова Г.Р.

В статье определяется роль музыки в жизни ребенка, заостряется внимание на оздоровительной функции музыки (музыкотерапия), выявляются и рассматриваются проблемы системы музыкально-эстетического образования в России. Предлагаются новые пути решения указанных проблем на примере организации музыкального театра в начальной школе, модернизации работы в классе фортепиано (обязательного предмета в ДМШ, ДШИ) как средства развития музыкально-эстетической культуры и оздоровления детей с психоневрологическими проблемами. Эти материалы могут быть широко использованы педагогическими работниками, методистами, студентами образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC THERAPY AS A MEANS OF DEVELOPING THE MUSICAL AND AESTHETIC CUL-TURE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF SOCIAL HEALTH

In the article, the author defines the role of music in a child’s life, highlighting the health-improving function of music (musical therapy), reveals and discusses the problems of musical-aesthetic education in Russia. The author suggests new ways of solving the above problems through creating a musical theatre at primary school, modernizing the work in a piano class (compulsory subject in children’s music schools and schools of arts) as a means for developing musical-aesthetic culture and improving the health of children with psychoneurologic problems. The materials of the article can be used by educationalists, methodologists and students of educational establishments in the sphere of musical art.

Текст научной работы на тему «Музыкотерапия как средство развития музыкально-эстетической культуры детей и подростков в контексте социального здоровья»

Искусствоведен не

УДК 37.02:78:159.9:7.01

Г.Р.Камалова

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

В статье определяется роль музыки в жизни ребенка, заостряется внимание на оздоровительной функции музыки (музыкотерапия), выявляются и рассматриваются проблемы системы музыкально-эстетического образования в России. Предлагаются новые пути решения указанных проблем на примере организации музыкального театра в начальной школе, модернизации работы в классе фортепиано (обязательного предмета в ДМШ, ДШИ] как средства развития музыкально-эстетической культуры и оздоровления детей с психоневрологическими проблемами. Эти материалы могут быть широко использованы педагогическими работниками, методистами, студентами образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства.

Ключевые слова: музыкотерапия, музыкально-эстетическое образование, музыкальный театр, психоневрологические заболевания.

Gulnur R. Kamalova MUSIC THERAPY AS A MEANS OF DEVELOPING THE MUSICAL AND AESTHETIC CULTURE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF SOCIAL HEALTH

In the article, the author defines the role of music in a child's life, highlighting the health-improving function of music (musical therapy), reveals and discusses the problems of musical-aesthetic education in Russia. The author suggests new ways of solving the above problems through creating a musical theatre at primary school, modernizing the work in a piano class (compulsory subject in children's music schools and schools of arts) as a means for developing musical-aesthetic culture and improving the health of children with psychoneurologic problems. The materials of the article can be used by educationalists, methodologists and students of educational establishments in the sphere of musical art

Key words: musical therapy, musical-aesthetic education, musical theatre, psychoneurologic diseases.

Музыка - это вид искусства, в котором художественные образы воплощаются через звуки. Звуки - это вибрации, колебания, волны определенной частоты, энергия определенного вида. Мы, нынешнее поколение, не можем себе представить, что болезни можно лечить звуками, но об этом знали древние. Пифагор использовал песни для лечения телесных недугов, поднятия настроения, усмирения гнева и обуздания страсти. Для Платона музыка и гимнастика являются главными средствами воспитания, которые, действуя совместно, способны привести к гармоническому развитию личности. В Древнем Китае музыка считалась одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения обычаев [9].

Последние достижения в сфере музыкотерапии подтверждают гипотезу о влиянии музыки на человеческую психику и воздействии звуков на живую клетку [10].

Следует различать два основных направления в музыкальной терапии: первое, когда пациент слушает музыку, - импрессивная форма; второе, когда больной участвует в ее исполнении, - экспрессивная [5]. Эти два подхода основываются на различных точках зрения. Представители первой делают упор исключительно на духовную силу музыки. Представители второй группы исходят из того, что ошибочно говорить о магическом воздействии музыки и что одно лишь яркое музыкальное переживание не может излечить ни психическое, ни умственное заболевание.

С самого рождения ребенок попадает в мир звуков, а из всего их многообразия особенно привлекают музыкальные звуки. Физиолог В.М.Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с самых первых дней жизни. Выбор произведения определялся эмоциями, вызываемыми у ребенка в ответ на ту или иную музыку (плач, раздражение, радость, успокоение). Л.Мадорский считает, что музыка, предлагаемая самому юному слушателю, должна быть высокохудожественной. Не стоит искусственно ограждать детей от шедевров мировой классики: Баха, Бетховена, Чайковского, но в тоже время музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, четкую форму. Проведем параллель с литературными произведениями: сначала сказки АС.

Пушкина и только значительно позже «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского [4].

Многие авторы методик по раннему музыкальному воспитанию, а именно: ШСузуки, Никитины, П.Тюленев, первый год жизни определяют как «год запуска всех возможностей ребенка». Главным источником музыкальных звуков в первые годы жизни ребенка являются: магнитофон, телевизор, радио, музыкальный центр, а также музыкальные игрушки. Музыка должна восприниматься ребенком как радость и удовольствие, поэтому нужно следить, чтобы звуковоспроизводящие устройства не издавали резких и громких звуков, а также не наступил момент звукового пресыщения, и музыка не стала неким звуковым фоном [4].

К 3-4 годам у ребенка проявляется интерес к самостоятельному воспроизведению музыки, при помощи музыкальных инструментов, на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях, занятиях с профессиональным педагогом.

В России музыкальному искусству всегда уделялось большое внимание. Наверное, главное достижение профессионального музыкального образования - это создание уникальной трехступенчатой системы: начальное профессиональное музыкальное образование (ДМШ, ДШИ), среднее профессиональное музыкальное образование (ССУЗ) и высшее профессиональное музыкальное образование (ВУЗ). Этим российская система музыкального образования значительно отличается от европейской системы.

Кроме профессионального музыкального образования, в России существует система дополнительного образования детей, основная цель которого - музыкально-эстетическое воспитание детей, воспитание музыкального вкуса.

Дети в РФ получают музыкально-эстетическое образование с самого раннего возраста: на музыкальных занятиях в детских садах, на уроках музыки в общеобразовательных школах, в кружках, а также в ДМШ. С 2013 года в ДМШ и ДШИ действуют несколько образовательных программ: дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, а также дополнительные общеразвивающие программы в области искусства.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях обучается большое количество детей, у которых есть отклонения по здоровью, но не настолько существенные, чтобы ребенок учился в заведениях, в которых обучают детей с тяжелыми заболеваниями. Если ребенок не проходит комиссию в коррекционную школу, его направляют в общеобразовательную школу на условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [3]. В связи со сложившейся ситуацией, большую роль играет работа педагога-психолога, который не только диагностирует заболевание (так как многие родители скрывают проблемы своего ребенка из страха, что тот будет чувствовать себя неполноценным среди сверстников), но также принимает ряд мер по адаптации ребенка в социуме, в классе.

В последние годы в практике школьных педагогов-психологов вырос интерес к использованию различных видов искусства как важному средству коррекционной работы; широко используются приемы арт-терапии. В данной статье мы подробно остановимся на таком виде арт-терапии как музыкотерапия. Говоря о данном виде арт-терапии, нам кажется необходимым отразить мнение не только педагогов-психологов, но педагогов музыки, так как только музыкант может знать и владеть приемами влияния музыкального искусства на ребенка. Мы считаем необходимым организовать совместную работу педагога-психолога и учителя музыки (музыкального руководителя) в общеобразовательных учреждениях с проблемными детьми.

Одна из самых распространённых проблем в обучении - это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ - это психомоторное расстройство, которое затрагивает миллионы детей во всем мире. Признаки этого заболевания включают:

1. Нарушение внимания - проявляется частыми переключениями с одного занятия на другое, отвлекаемостью. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей.

2. Гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики, вызванные несформированно-стью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. У девочек наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности. Вместе с тем гиперактивные

дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.

3. Импульсивность выражается в отсутствии самоконтроля, в резкой смене настроения. Ребенок может без разрешения встать и выйти из класса, перебивать старших, часто повышает голос [7].

Одна из главных задач педагогов образовательных учреждений - своевременно выявить и начать коррекционную работу, так как многие родители не догадываются о существовании подобной проблемы, объясняя специфическое поведение ребенка невозможностью адаптироваться к новым (завышенным) требованиям со стороны воспитателя или педагога. Непринятие мер по адаптации таких детей может привести к серьезной социальной проблеме. В подростковом возрасте у гиперактивных детей может развиваться тяга к алкоголю и наркотическим веществам.

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна состоять из физических упражнений, (растяжки), дыхательной гимнастики, глазодвигательных упражнений, упражнений для языка и мышц челюсти, упражнений для развития мелкой моторики рук, упражнений для релаксации и визуализации, функциональных упражнений, упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнений с правилами. Все эти упражнения можно объединить в единое целое при помощи музыкотерапии, а именно, в рамках общеобразовательной школы на занятиях музыкальным театром, игре на музыкальном инструменте (фортепиано), помимо обязательного предмета «музыка» [7].

К сожалению, состояние музыкального образования, особенно начального (общего, специального) в нашей стране можно охарактеризовать как кризисное. Предмет «музыка» постепенно покидает общеобразовательную школу, «все реже слышны из классов...музыкальные звуки, уходят и не возвращаются учителя, некогда «священное» место в расписании уроков замещают теперь чем-нибудь современным, например, информатикой» [8, с. 14].

Начальному музыкальному образованию, а именно, преподаванию музыки в школе, требуется модернизация. Т.Э.Тютюнникова считает утопичной идею массового музыкального образования на основе слушания музыки высокой традиции. Решение проблемы она видит не в исключении высокой музыки из музыкального обучения детей, а в правильном подборе музыкального материала, соответствующего возрасту детей, а также способностям восприятия [8].

Музыкальный театр, как один из вариантов музыкотерапии необходим в начальной общеобразовательной школе, так как не у всех детей есть возможность посещать учреждения дополнительного образования: ДМШ, ДШИ, кружки, секции.

Музыкальный театр в начальной школе необходим по следующим причинам:

1. Обучение происходит в форме игры; 2. Содержание спектакля (сказка) очень близка и любима для данного возраста; 3. Развивает вокальные, слуховые способности, музыкальную интонацию (интонирование мелодий); 4. Развивает координацию движений; 5. Учит двигаться под музыку, передавать музыкальный пульс, ритмический рисунок; 6. Разучиваются танцевальные движения: шаг польки, подскоки, переменный шаг и т.д.; 7. Учит передавать музыкальные образы героя, движение, речь, звукоподражание; 8. Развивает художественный вкус; 9. Прививает общечеловеческие ценности; 10. Учит общаться в коллективе с детьми разного возраста; 11. Воспитывает волевые качества личности.

Музыкальный театр подразумевает синтез:

1 музыки,

2 сценической речи,

3 сценического движения (танец),

4 сценического действия.

В музыкальный театр Л.Т. Камаловой «Петушок» принимаются все желающие дети. Прежде желание обговаривается с родителями, согласовывается расписание занятий, связанное с режимными моментами младшего школьника.

На первом занятии у ребенка проверяется слух, ритм, память, голосовые данные, интонация, диапазон, дикция, речь, умение двигаться под музыку, умение импровизировать.

У многих детей обнаруживается:

• нечистая интонация;

• дефекты дикции (шипящие звуки);

• не проговариваются окончания слов;

• неправильное дыхание;

• отсутствие музыкального ритма;

• неумение импровизировать;

• отсутствие вокальной культуры;

• неразвитость певческого дыхания;

• неумение общаться в коллективе;

• стеснительность, замкнутость.

Занятия в музыкальном театре строятся так, чтобы ребенок чувствовал себя свободно, уверен-но, чувствовал доброжелательную обстановку, чтобы ребенку было комфортно и уютно. Занятия в театре проходят в групповой форме, в то же время с каждым ребенком проводится индивидуальная работа

В музыкальном театре ежегодно занимаются около 20 человек; занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме с сопровождением живой музыки (с концертмейстером): три групповых занятия по 40 минут и 1 индивидуальное занятие по вокалу в неделю. Как уже было сказано, в театр принимаются все желающие на бесплатной основе. Главный принцип руководителя театра -чтобы все дети, независимо от уровня развития их способностей, участвовали в спектакле, так как это результат их деятельности. В большинстве случаев вновь пришедшие дети, первого года, выступают в групповых танцевальных, хоровых, ансамблевых сценах. Каждому ребенку подбирается роль исходя из его природных данных, его возможностей, способностей. Поющим детям предлагаются роли с вокальными партиями. Детям с нечистой вокальной интонацией даются роли без пения, которые подчеркивают их актерские данные. Работая над текстом, вокальной партией, движениями, сценическим мастерством, ребенок развивает музыкальные способности (вокальные, артистические и т.д.).

Каждый ребенок, независимо от его роли в спектакле, знакомится и с другими ролями, учится импровизировать, говорить.

Большинство детей, занимающихся в музыкальном театре, продолжают свое обучение в ДМШ, ДШИ, а также в средних специальных и высших музыкальных учреждениях.

Итак, занятия в музыкальном театре - это синтез всех упражнений, необходимых не только детям, имеющим психоневрологические проблемы, но и здоровым детям. Кроме того, занятия в театре способствуют развитию музыкально-эстетической культуры всех участвующих, так как главной целью создания музыкального театра в начальной общеобразовательной школе является эстетическое воспитание и специальное образование младших школьников, развитие их творческих способностей средствами театрального, музыкального искусства.

Хотелось бы отметить, что музыкальный театр объединяет различные аспекты арт-терапии: музыкотерапия, вокалотерапия, изотерапия, сказкотерапия, ритмотерапия и т.д.

Кроме общеобразовательных учреждений, многие дети посещают учреждения дополнительного образования, ДМШ, ДШИ. Независимо от выбранного детьми и родителями инструмента по специальности, все дети проходят курс фортепиано.

С давних времен люди ощущали связь между мозгом и руками. На Востоке существует привычка перебирать четки, в Китае - вертеть в руках грецкие орехи. На Востоке считали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Игра на музыкальном инструменте, особенно на фортепиано или арфе, в которых участвуют все десять пальцев, всегда создают предпосылки для формирования и оздоровления организма ребенка. По мнению известного педагога, диагноста Т.Юдовиной-Гальпериной, пассивное восприятие музыкального произведения не оказывает столь эффективного воздействия на развитие мозга ребенка, как фортепианная игра, «ритмопальцевая гимнастика» [10].

Сеймур Бернстайн сравнивает игру на рояле с хореографией. По его мнению, при игре на рояле жесты, позиции рук создают свою особенную хореографию [1]. Во время игры задействован не только игровой аппарат. При чтении нотного текста с одновременным осязанием нервными окончаниями пальцев рук, работой мышц, у детей происходит смещение глаз на некотором отдаленном расстоянии, что включает боковое периферическое зрение. Также во время данного процесса присутствует слуховой контроль, сосредоточение, мыслительный процесс, эмоциональные переживания, связанные с данным произведением. Игра на фортепиано - материализация работы всех наших органов движения.

Одна из самых главных задач в обучении на фортепиано - воспитание чувства ритма у ученика. Жак-Далькроз считает, что все музыкальное образование необходимо начинать с этого.

Дети очень любят движение, ритм, но встречаются такие случаи, когда весьма музыкальные дети, умеющие хорошо двигаться, играют на инструменте очень не ритмично. Причина в отсутствии знаний законов движения. Многие приравнивают музыкальный ритм с ритмом пластическим, который есть только средство для достижения цели. В работе с детьми Жак-Далькроз предлагает новую схему преподавания, уделяя пристальное внимание доинструментальному периоду, в который вхо-

дят физические упражнения для развития пластического ритма. По его мнению, «ребенку с нервными движениями противопоказаны занятия на инструменте; прежде всего, его нужно научить соразмерять свои движения» [2, с.36]. Ритмическая гимнастика учит воспринимать, ощущать те чувства, которые выражаются музыкой, вводя движения в строго определенные рамки пространства и времени, излечивает нервы. Нервы в свою очередь, служат проводниками между мозгом и мышцами. Систематические занятия ритмической гимнастикой полезны для здоровья ребенка, они развивают силу воли, раскрывают тесную связь между телом и духом, дают правильное направление воображению, ставя ему определенные задачи для выполнения. За основу всех упражнений Жак-Далькроз берет марш, так как «....ни в осанке, ни в жесте, ни во взгляде, ни в выражении лица - не заключено столько элементов ритма, сколько имеется их в маршировке. Стопа в момент прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма, это полностью совпадает с музыкальным делением времени» [2, с.105], обозначением сильной (первой) доли и относительно сильной (слабой).

К сожалению, многие дети начинают заниматься музыкой в более позднем возрасте, и доинст-рументальный период существенно сокращается, а в некоторых случаях педагогам, в связи с нехваткой времени и необходимостью выполнения программы, приходится с первых уроков начинать работу за инструментом. Наша задача - адаптировать рекомендации Жак-Далькроза к детям разного возраста, использовать элементы ритмической гимнастики на уроке, в качестве дополнительного способа по развитию чувства ритма, а также в качестве необходимого приема в работе с детьми с СДВГ, заиканием.

Исходя из нашей практики, мы можем сказать, что самым не любимым занятием детей при игре на фортепиано является одновременно играть и считать вслух К сожалению, не все педагоги уделяют данному упражнению должного внимания; его заменяют работой метронома, собственным счетом или отстукиванием ритма дополнительными предметами. Во время выполнения данного упражнения задействованы все органы чувств; ученику приходится выполнять несколько задач: расположить правильно руки на клавиатуре, подобрать необходимую аппликатуру; для того, чтобы исполнение было непрерывным, зрение должно одним взглядом охватывать целую группу нот. Все эти движения выполняются под определенный ритм, который задает сам ученик, считая вслух Благодаря этому, он точно знает, где сильная (первая) доля, а где слабая. Во время исполнения ученик не просто считает вслух, а пропевает ритм вместе с мелодией. В настоящее время многие дети при исполнении танцевальной музыки не имеют понятия, как эти произведения танцевали, например: менуэт, вальс, полька, мазурка, где сильная и слабая доли являются стержнем всего танца, произведения.

Данное упражнение особенно полезно детям, имеющим проблемы неврологического характера. Для более эффективного действия мы предлагаем усовершенствовать упражнение, добавив движение телом. На первую долю ученик садится, на слабую встает, одновременно играя на инструменте: «отмечая первую долю, то есть, осознавая ее и определяя чувством, вы вырываете ее из хаоса и наделяете значением» [6, с.23]. Упражнение «вставая-садясь» полезно не только подчеркиванием долей, но и нахождением опоры пальцев на инструменте. При игре стоя ученик чувствует хорошую опору на ноги и на кончики пальцев, появляется тактильный контакт с клавиатурой.

Во время выполнения упражнений или проигрывания произведений большое внимание необходимо уделять дыханию. Очень часто неудачные выступления на сцене юных музыкантов, срывы, происходят от неправильного дыхания. Самым важным условием регулирования дыхания является контроль ритма дыхания. Нужно всегда помнить, что для того, чтобы дышать правильно, нужно точно отсчитывать предписанный ритм; для отсчета времени индийские йоги берут частоту ударов пульса перед занятиями, и этот ритм является основой счета при нашем дыхании. Например, во время исполнения произведения на 4/4, в умеренном темпе, на первую и вторую долю делаем вдох, на третью и четвертую - выдох. Благодаря данному контролю дыхания, исполнение становится естественным, ребенок чувствует себя комфортно.

Главная задача педагога, с первых занятий понять ученика, выработать тактику общения. Детей, имеющих психоневрологические проблемы, можно определить по их поведению, концентрации внимания. Описанные упражнения, методы, были разработаны и применяются в работе с учащимися в классе фортепиано.

В классе Г.Р.Камаловой обучается трое учащихся с психоневрологическими проблемами: 1) мальчик, 4 класс, СДВГ (2 год обучения в классе Г.Р.Камаловой), 2) девочка, 4 класс, СДВГ (4 год обучения), 3) мальчик, 6 класс, дефект речи (3 год обучения в классе Г.Р. Камаловой).

1. Мальчик, 4 класс, СДВГ, имеющий хорошие музыкальные данные (2 год обучения в классе Г.Р.Камаловой): трудность организации рабочего процесса на уроке, желание уйти с урока, занимать-

ся другими действиями (играть, разговаривать на отвлеченные темы], невозможность «усидеть на стуле», плохая концентрация внимания. Методы: работа в течение урока (45 минут) выстроена циклами, 10 минут работа, 5 минут отдых (обязательно активный, например, физические, ритмические упражнения). К середине второго года концентрация внимания улучшилась, время интенсивной работы составляет примерно 15-20 минут. Важное условие продуктивности интенсивного занятия: учащемуся нужно давать одну задачу для выполнения, например, игра в умеренном темпе и счет вслух с пропеванием.

2. Девочка, 4 класс, (4 год обучения). Как уже было сказано, у девочек СДВГ в большинстве случаев протекает без гиперактивности. С первых уроков была обнаружена проблема с восприятием нотного текста, трудностью чтения нот и нахождения их на клавиатуре, большие трудности с выучиванием музыкального текста наизусть, при этом девочка имеет чистую интонацию, музыкальность и желание заниматься музыкой. Девочка медлительна, трудно осваиваются подвижные пьесы, были трудности с постановкой игрового аппарата (отсутствие физического тонуса, не могла держать осанку), для этого применялись физические подготовительные упражнений, рекомендовалось заняться лечебной физкультурой (фитнес, танцы). Результаты: благодаря методу тренировки зрения (смотреть вперед и запоминать ноты) улучшилась техника чтения с листа. Для улучшения мелкой моторики и тактильного контакта с клавиатурой применяется метод игры вслепую: когда произведение выучено наизусть, ребенок закрывает глаза и играет произведение, при этом тактильные ощущение и слух обостряются, ребенок опирается только на свой слух и кончики пальцев. К четвертому году обучения в работу добавили метод «вставая-садясь». В процессе обучения девочка стала более активной, эмоциональной. Программу выполняет в положенные установленные сроки.

3. Мальчик, 6 класс, дефект речи, заикание. Имеет прекрасные музыкальные данные, постоянный участник конкурсов, концертов. Основной метод - пропевание голосом, а также дублирование на инструменте всех элементов музыкальной ткани при детальной работе над произведением.

Одно из самых главных предназначений занятий музыкой - это научить ученика выражать свои чувства, мысли, переживания с помощью звуков. К сожалению, обучение на фортепиано очень часто становится однобоким. Не каждый педагог может вести обучение комплексно, уделять внимание не только вопросам постановки игрового аппарата, но и вопросам музыкального искусства, развитию воображения, музыкального мышления, фантазии; «ученику, особенно малоспособному, механический способ преподавания даст очень мало, не поможет понять исполняемые вещи, а так как от природы его музыкальное внимание и чутье развиты плохо, то он будет играть эти вещи, не понимая их» [2,с.24].

В работе с учениками младших классов, для того чтобы понять, какие эмоции, какие образы, ассоциации вызывает данная пьеса, мы предлагаем нарисовать, изобразить их на бумаге. Иногда дети сочиняют целый сюжет, рассказ с иллюстрациями, к мелодической линии придумывают слова; данная работа проводится совместно с учителем или с родителями. Подобный метод используют психотерапевты при лечении заикания: профессор Ганс Карл Лейнер предлагал своим пациентам при прослушивании музыки зарисовать представляемые образы. В нашем случае наиболее ценно то, что ребенок сам исполняет и изображает произведение, вкладывая свои эмоции и переживания [9].

При первом знакомстве с музыкой, с инструментом одну из самых главных ролей играет первый педагог. Данную профессию можно сравнить с профессией врача. Первый педагог музыки - это не просто преподаватель по инструменту, который обучает музыкальной грамоте, это человек, который владеет знаниями детской психологии, физиологии.

Таким образом:

1. Музыка обладает многими функциями: воспитательная, практическая (походные песни, марши, танцы) и т.д. Музыка оказывает и определенное оздоровительное воздействие на человека (муз ы котерап ия).

2. Музыкальный театр - синтетический вид искусства, объединяющий разные виды искусства: музыку, литературу, драматургию, живопись, архитектуру. С точки зрения оздоровительного эффекта, спектакль - это конечный результат деятельности в театре учеников, педагога, родителей, объединяющий в себе все разновидности арт-терапии: музыкотерапия, вокалотерапия, изотерапия, сказ-котерапия, ритмотерапия.

3. Индивидуальные занятия на музыкальном инструменте не только являются средством развития музыкально-эстетической культуры, но и дают прекрасную возможность дополнительной коррекции для детей, имеющих психоневрологические заболевания.

4. Музыкальное образование должно отвечать современным требованиям, необходимы уни-

версальные специалисты. Музыкант - это человек, который может передать слушателю все то, что хотел сказать композитор. Соответственно, специалисты арт-терапии, имеющие музыкальное образование, смогут проявить себя в новой специальности, используя весь свой музыкальный, творческий багаж, и стать востребованными специалистами в своей сфере.

Литература

1. Бернстайн С. 20 уроков клавирной хореографии. - СПб.: «Композитор», 2001. -152 с.

2. Жак-Далькроз Э. Ритм. - М.: «Классика-ХХ1», 2017. - 248 с.

3. Инклюзивное_образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //https://news_enc.academic. ги/6863/(дата обращения: 05.01.2018].

4. Мадорский Л.Р., Зак А. Музыкальное воспитание ребенка. - М.: Айрис-пресс, 2011. -128 с.

5. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг/Под.ред.А.И.Копытина. - М.: «Когито-Центр», 2017. - 288 с.

6. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: «Классика-ХХ1», 2017. -184 с.

7. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2002. -128 с.

8. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи...: Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Издстереотип. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. - 264 с.

9. Хаммель П.М. Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку. - М.: «Классика-ХХ1», 2017.-248 с.

10. Юдовина-Гальперина Т. Музыка и здоровье. Ранняя диагностика функциональных заболеваний. -СПб.: Изд-во «Союзхудожников», 2002 - 40 с.

References

1. Bernstayn S. 20 urokovklavirnoy khoreografii. - SPb.: «Kompozitor», 2001. -152 s.

2. Zhak-Dal'kroz E. Ritm. - M.: «Klassika-XXI», 2017. - 248 s.

3. Inklyuzivnoye_obrazovaniye [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: //https://news_enc.academic. ru/6863 /(dataobrashcheniya: 05.01.2018).

4. Madorskiy L.R., Zak A. Muzykal'noye vospitaniye rebenka. - M.: Ayris-press, 2011. -128 s.

5. Prakticheskaya art-terapiya: Lecheniye, reabilitatsiya, trening/PodredAI.Kopytina. - M.: «Kogito-Tsentr», 2017.-288 s.

6. Razhnikov V.G. Dialogi о muzykal'noy pedagogike. - M.: «Klassika-XXI», 2017. -184 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Sirotyuk A.L. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost'yu. Diagnostika, korrektsiya i prakticheskiye reko-mendatsii roditelyam i pedagogam. - M.: TTS Sfera, 2002. -128 s.

8. Tyutyunnikova Т.Е. Videt' muzyku i tantsevat' stikhi...: Tvorcheskoye muzitsirovaniye, improvizatsiya i zakony bytiya. Izdstereotip. - M.: Knizhnyy dom «LIBROKOM», 2014. - 264 s.

9. Khammel' P.M. Cherez muzykuksebe. Kakmy poznayemi vosprinimayemmuzyku - M.: «Klassika-XXI», 2017.-248 s.

10. Yudovma-Gal'perina T. Muzyka i zdorov'ye. Rannyaya diagnostika funktsional'nykh zabolevaniy. - SPb.: Izd-vo «Soyuz khudozhnikov», 2002 - 40 s.

УДК 7(4/9)

ЛюЯн

ВЛИЯНИЕ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ НА КИТАЙСКУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ЖИВОПИСЬ

В статье рассматриваются особенности воздействия философии конфуцианства, даосизма, буддизма на китайскую живопись. Акцентируется внимание на том, что именно таким образом отражается национальная культура и философское мировоззрение в творческом наследии китайских художников.

Ключевые слова: китайская живопись, китайская культура, конфуцианство, даосизм, буддизм, философия.

Liu Yang THE INFLUENCE OF EASTERN PHILOSOPHY ON CHINESE NATIONAL PAITING

The article examines the peculiarities of Chinese painting in the context of the influence of the philosophy of Confucianism, Taoism, Buddhism. Attention is focused on the fact that the national culture and philosophical worldview are reflected in the creative heritage of Chinese artists.

Key words: Chinese painting Chinese culture, Confucianism, Taoism, Buddhism, philosophy.

Искусство всегда создается в определённой национальной культуре и отражает культурные ценности. Актуальность исследования темы настоящей статьи заключается в том, что в ней китайская живопись рассматривается в контексте поиска истины или Дао живописцами разных периодов. Кроме этого, центральной задачей стала необходимость доказать, что китайская живопись является одновременно кристаллизацией китайских национальных гуманистических идей в ключе национальной философии. Поэтому трудно разделить религиозные или философские тенденции в живописи Китая. Но сегодня многие ценители восточного искусства не перестают отдавать предпочтение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.