УДК 78+37
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
©2013 И.В.Исаева
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 14.05.2013
В данной статье рассматриваются педагогические задачи и опыт педагога-музыканта, работающего в системе дополнительного образования, учитывающего возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, занимающихся в классе специального инструмента (домра). Это задачи, связанные с развитием музыкальных способностей детей, их интереса и любви к музыке, воспитанием воли и характера учащихся, эстетического вкуса, первоначальных исполнительских навыков. Пути решения этих задач требуют от учителя обширных знаний, профессионального мастерства, личностных качеств.
Ключевые слова: Музыкальное образование, система дополнительного образования детей, музыкальная педагогика и психология, возрастные особенности младших школьников, первоначальный исполнительский навык домриста.
«Педагогическая работа - всегда сложный процесс, а в сфере искусства, возможно, в еще большей мере, чем в других областях, так как круг задач, стоящих здесь перед педагогом, особенно широк», - справедливо пишет педагог-музыкант Н.Любомудрова1. Дополнительное образование детей - значимое звено в современной образовательной системе, обладающее высоким воспитательным потенциалом и выполняющее социокультурные, образовательные, социально-педагогические, профориентационные функции. Выступая в многообразии организационных форм, дополнительное образование является важным фактором личностного развития детей, подростков и юношества, фактором реализации и развития их творческого потенциала, социальной адаптации. Важным компонентом учебно-воспитательного процесса в детской школе искусств (ДШИ) является обучение в классе специального инструмента. Сегодня обучение в классе специального инструмента ДШИ решает целый ряд задач: пробудить у ребенка интерес и любовь к музыке, желание научиться музицировать (в кругу близких или для себя), раскрыть творческий потенциал ученика, дать ему предпрофессиональ-ную подготовку, если он решит в дальнейшем выбрать путь музыканта.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу, границы младшего школьного возраста устанавливаются в настоящее время с 6 - 7 до 9 - 10 лет2. Этот период оказывает решающее влияние
Исаева Ирина Викторовна, ст. преп. кафедры инструментального исполнительства. E-mail: acvira&ya. ru
1 Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: 1982. - С.4.
2 Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М.
Психология. - М.: 1999. - С. 187.
на все последующее формирование физических, интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивное физическое развитие ребенка, укрепление его мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает координацией движений рук во время игры на музыкальном инструменте. Поэтому вопросы постановки исполнительского аппарата начинающего музыканта должны находиться в центре внимания преподавателя на начальном этапе обучения. Работа в этом направлении должна вестись систематично, последовательно, постепенно усложняясь. В методических рекомендациях педагоги-музыканты специально акцентируют на этом внимание. Так, В.П.Изместьева пишет: прежде, чем приступить к освоению приемов игры на инструменте, необходимо отработать «правильное взаимодействие всех элементов исполнительского аппарата», включающего в себя посадку, расположение инструмента, постановку и движения рук»3. Лишь после этого можно заниматься игрой по слуху несложных мелодий и разучиванием пьес по нотам. Но вместе с тем, играя новые упражнения и пьесы, следует в то же время, подчеркивает В.Чунин, «как можно чаще повторять общие правила, касающиеся посадки музыканта, положения инструмента, постановки рук, извлечения звука»4.
3 Изместьева В.П. Основные методические направления по совершенствованию техники домриста // Активизация самостоятельности студентов в учебном процессе: Метод. разработка. - Куйбышев: 1987. - С.58.
4 Чунин В.С. Школа игры на трехструнной домре. - М.: 1986. - С.23.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №в2(2), 2013
С поступлением ребенка в школу ведущей деятельностью становится учение. Оно выдвигается наряду с общением и игрой. Именно внутри учебной деятельности возникают свойственные младшему школьнику основные психологические новообразования. Учебная деятельность определяет и характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Именно в игре дети учатся терпению, кооперативности, умению считаться с мнением другого человека - тем качествам, которые делают их способными взаимно открыть друг другу свои мысли и чувства в интересах общего дела. В собственном педагогическом опыте вопросы, связанные с посадкой, постановкой исполнительского аппарата, мы с учениками решаем в игровой форме, используем различные виды упражнений, например: «Кошка и мышка» - упражнение для выработки цепкого держания медиатора, «Часики» - отработка вне инструмента правильной постановки кисти правой руки, «Карусель» - тренировка работы кисти с предплечьем, затем и плечевой части правой руки с медиатором сначала вне инструмента, затем на инструменте. Данные упражнения способствуют выработке рациональных игровых движений, а также совершенствованию навыков игры на инструменте. К тому же совместные игровые «веселые минутки» помогают ученикам раскрепощаться, стирают границы психологического сопротивления. Учение только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни. Но если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения5. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются в различиях формы, цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию цвета и формы. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов.
Музыкально-слуховые представления младшего школьника отличаются исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью, реакция на вокальное звучание мелодий, активностью восприятия ритмики (особенно в произведениях подвижного характера), сосредоточением слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре музы-
5 Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: 2000. -
С. 451.
кальных произведениях. Поэтому в процессе занятий музыкой необходимо обучать детей анализу средств музыкальной выразительности тех произведений, которые они разучивают и воспринимают. Для этого целесообразно использовать методы наблюдения, сравнения, аналогии и др. Постепенно на уроках ребенок получает, а затем и сам учится формулировать задачи восприятия тех или иных произведений. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным, ученик начинает самостоятельно планировать работу восприятия, отделяя главное от второстепенного и т.д.6. Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они склонны обращать свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Однако условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент могут его и не особенно интересовать. Важно, грамотно ставить задачи, способствующие концентрации внимания ученика на нужных деталях, аспектах работы над произведением, если ребенок устал -вовремя переключать его внимание на другие виды деятельности и задания. Постепенно ребенок научится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.
Для того чтобы ребенок не уставал, чтобы не снижался его интерес к занятиям, педагоги-музыканты советуют комбинировать на уроке самые разнообразные виды музыкальной деятельности. Нельзя, пишет Т.И.Вольская, чтобы урок по специальности превращался в некую «долбежку» - многократное, безынициативное повторение одного предложения, пьесы, или отработку конкретного исполнительского движения. «Нужно построить занятие на уроке так, чтобы ученик был разнообразно занят. Ему будет легко, переключая внимание, сосредотачивать его на разных видах работы»7. Хорошо помогают понять требования к приемам игры педагога наглядные средства - рисунки, собственный показ педагога. Например, работая над приемами звукоизвлечения с начинающими учениками в своей педагогической деятельности, мы используем игру в «музыкальные дразнилки, повторялки» (повторить за педагогом звук в том же характере - смело, грациозно, ярко, нежно и т.д.), в «музыкальный разговор». Этот метод помогает добиться решения следующих задач: научить обучающихся смелее экспериментиро-
6 Занков Л.В. Обучение и развитие. - М.: 1975.
1 Вольская Т.И., Трофимов А.Я. Методические рекомендации в помощь педагогам ДМШ по классу домры и баяна-аккордеона. - Свердловск: 1982. - С.11.
вать, осваивать новые приемы игры, развивать слуховой контроль. Ведь в конечном итоге от этого зависит качество извлекаемого звука.
Значительное место в музыкальном обучении занимает требование, связанное с его опорой на такое психическое свойство детей, как воображение. Воображение у детей младшего школьного возраста очень развито, оно имеет большое значение для различных видов деятельности, в том числе для музыкальной. В процессе создания музыки, ее исполнения и восприятия обязательно присутствуют образы воображения. При изучении музыкального произведения ученик чувствует и постигает целостный образ произведения - от этого зависит успех исполнения. Воображение в музыкальной деятельности опирается на музыкально-слуховые представления, но не ограничивается лишь работой внутреннего слуха. Говоря об этом, Б.М.Теплов указывал на необходимость зрительных, двигательных и других моментов8. Включенность в творческую ситуацию на уроке ускоряет появление и закрепление продуктивного воображения. Вовлечение же в художественно-творческую деятельность делает этот процесс личностно значимым и устойчивым, так как опирается на эмоциональную сферу ученика. Из личного опыта работы с учениками, можно смело утверждать, что совместная игра с педагогом приносит не только огромное удовольствие обучающимся, но и первый исполнительский опыт, развивая воображение, слуховые представления, помогая юному музыканту «окунуться» в процесс создания музыкального образа. Такое музицирование позволяет снять барьер «боязни инструмента», способствует развитию чувства ритма, делает игру увлекательной и интересной. Например: педагог исполняет мелодию, а ученику отводится партия несложного
аккомпанемента, используя уже изученные звуки. Итак, на первоначальном этапе обучения важно вовлечь, заинтересовать ученика, погрузить его в музыкальную и творческую атмосферу, тогда работа над всеми педагогическими задачами в классе основного музыкального инструмента станет эффективной и приносящей пользу ученику и преподавателю. Об этом также пишет Т.И.Вольская: «Ребенок должен пережить радость от общения с прекрасным. Если же он не прикоснулся к этой «волшебной палочке» - радости музицирования и понимания музыки - все усилия педагога будут напрасны. «Бациллой» сильного эмоционального впечатления от музыки нужно «заразить» учащегося»9. Желание и стремление воспитанника заниматься музыкой - определяющий критерий в профессиональной деятельности педагога-музыканта. А достижения обучающегося вселяет оптимизм и желание работать дальше.
Действительно, задачи педагога-музыканта в классе специального инструмента чрезвычайно многообразны. Очень важно на начальном этапе обучения привить любовь и интерес к музыке у учащихся, бережно воспитывать волю и характер юных музыкантов, терпеливо развивать музыкальные способности и первоначальный исполнительский навык игры на инструменте, прививать эстетический вкус и развивать музыкальные представления и многое другое. Эти задачи требуют от учителя обширных знаний, терпения, профессионального мастерства, личностных качеств, а также умения разбираться в возрастных психологических особенностях детей и учитывать их в учебной деятельности.
8 Теплое Б.М. Избр. труды. В 2-х т. - Т.1. - М.: 1985. -С. 245.
9 Вольская Т.И., Трофимов А.Я. Методические.... - С.8.
THE TASKS OF THE TEACHER-MUSICIAN IN SPECIAL INSTRUMENT CLASS AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING
©2013 I.V.Isaeva
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
This article discusses the pedagogical challenges and experience of a teacher-musician, who is working in the further education system and taking into account the age and psychological traits of children of primary school age, enrolled in the class of a special musical instrument (domra). These tasks are related to the development of children's musical abilities, their interest and love for music, training their will and personality, aesthetic taste, original performing skills. Solutions to these problems require extensive teacher's knowledge, professional skills and personal qualities.
Keywords: music education, the system of supplementary education for children, music pedagogy and psychology, age-specific features of primary school children, the elementary performance skill of a domra player.
Irina Victorovna Isaeva, senior lecturer, department of musical performance. E-mail: acvira@ya. ru