Научная статья на тему 'Современное образование и Актуальные проблемы подготовки исполнителей на народных инструментах'

Современное образование и Актуальные проблемы подготовки исполнителей на народных инструментах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / VOCATIONAL TRAINING / THE COMPETENCE / MUSICAL PEDAGOGICS / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарабидзе К. Б.

Статья посвящена актуальным проблемам обучения исполнителей на народных инструментах в современных условиях. В ней рассматриваются особенности подготовки специалистов в контексте реформирования российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern education and important problems of folk instruments musicians training

The article is devoted to the essential problems of folk instruments musicians education nowadays. The peculiarities of specialists training in the context of the Russian education reforming are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Современное образование и Актуальные проблемы подготовки исполнителей на народных инструментах»

№ 8 (16) ОКТЯБРЬ 2011

дискуссия

журнал научных публикаций

К. Б. Шарабидзе, аспирант, кафедра народных инструментов, Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке, г. Москва, Россия, kristachka@yandex.ru

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

В соответствии с современной концепцией содержания музыкального образования и исполнительского творчества перед педагогом поставлена сложнейшая задача подготовки музыканта новой формации - высоко компетентного специалиста, творческой личности, способной к самореализации в новых условиях российского общества.

Именно поэтому на данном этапе реформирования российского образования одна из задач подготовки будущих музыкантов - исполнителей и педагогов - это задача формирования у них компетенций, необходимых в их дальнейшей профессиональной деятельности.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Искусство концертного исполнительства»1 определены следующие группы компетенций: общекультурные и профессиональные, которые в свою очередь подразделяются на общепрофессиональные и профессионально-специализированные.

Направление обучения по данной специальности ориентировано на концертно-испол-нительскую и педагогическую деятельность выпускников. Совокупность профессиональных компетенций для каждого вида деятельности и определяет готовность выпускника выполнять в них практические задачи разного уровня сложности.

В новом образовательном стандарте предлагаются следующие профессионально-специализированные компетенции:

• способность демонстрировать интонационную чистоту, свободное владение игровым аппаратом и разнообразными техническими приемами звукоизвлечения;

• способность демонстрировать навыки владения игрой на фортепиано;

• способность создавать переложения музыкальных произведений для своего инструмента;

• способность демонстрировать свободное чтение с листа партий различной сложности.

Наличие столь широкого круга компетенций требует пересмотра существующих учебных программ и узкоспециальных методик, качественного обновления содержания образования в исполнительстве на народных инструментах.

Кажется очевидным, что успешное формирование у обучающихся полного объема необходимых профессиональных компетенций во многом зависит от создания условий для непрерывности и преемственности* в музыкальном обучении и воспитании на каждом уровне образовательного процесса. Однако на практике в сфере обучения игре на народных инструментах можно говорить скорее лишь о последовательном расположении звеньев не-

* В рамках настоящей статьи понятие «преемственность» употребляется в соответствии с его определением, данным Ю. К. Бабанским: «в процессе обучения преемственность может рассматриваться в качестве дидактического принципа, согласно которому процесс формирования знаний, умений и навыков строится в логической последовательности и взаимосвязи, когда последующее усвоение знаний опирается на предыдущее, в свою очередь, подготавливая усвоение новых знаний. Преемственность носит системный и процессуальный характер» [Цит. по Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 2004. С. 33 - 37.].

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

прерывного образования. Как результат, педагоги вынуждены в начале очередной ступени обучения восполнять пробелы предшествующего образовательного этапа. В полной мере эта ситуация характерна для домровой педагогики.

В этой связи особенно остро встают проблемы, препятствующие успешному решению обозначенных задач.

1. Одна из причин существующего положения дел в домровой педагогике обусловлена разрозненностью учебных программ по специальному инструменту, применяющихся на разных этапах обучения.

Анализ учебных программ для детских музыкальных школ, детских школ искусств, музыкальных колледжей, училищ искусств, вузов показывает, что по содержанию они не согласованы друг с другом.

В первую очередь, эта несогласованность проявляется в отношении репертуара. Ряд пьес, рекомендованных к исполнению в школе, присутствует в репертуарном перечне для вузов. Еще большее дублирование учебного репертуара характерно для колледжа - многие

произведения входят в списки предыдущего и, особенно, последующего этапа2.

Несоответствие наблюдается и в порядке изучения инструктивного материала*. Технические нормативы в колледже несколько меньше по объему, чем в школе. В них практически не намечено усложнение материала, которое, однако, отчетливо заметно, если посмотреть произведения, предложенные к исполнению в рамках этой образовательной ступени. Предписанные программами технические минимумы нередко по уровню сложности несколько ниже, чем этого требует предусмотренный для изучения на данном этапе репертуар, не содержат тех технических элементов, которые присутствуют в нем.

Разумеется, подобная несогласованность программ, предназначенных для использо-

Совершенствование учебных программ на всех образовательных уровнях позволит создать условия для планомерности и ритмичности всего образовательного процесса.

вания в обучении, негативно отражается на уровне профессиональной подготовки исполнителей-домристов.

Совершенствование учебных программ на всех образовательных уровнях позволит создать условия для планомерности и ритмичности всего образовательного процесса.

2. Не менее важная проблема связана с домровым репертуаром.

Общеизвестно, что определяющую роль в формировании творческой индивидуальности музыканта и совершенствовании его мастерства играет репертуар.

В современном домровом исполнительстве можно выделить два направления: народное и академическое.

Народное направление охватывает произведения, написанные на народном материале (используя мелодии песен и танцев народов мира), или с применением интонаций, образ-_ ного строя народной музыки, т. е. произведения в народном и псевдонародном стиле (стилизации под народную музыку). Это всевозможные обработки (народных и популярных мелодий, а также обработки, написанные = в эстрадной манере), вариации, рапсодии, фантазии и т. п.

Народный репертуар и до настоящего времени является неотъемлемой частью концертных программ домристов, но интенсивное развитие исполнительства приводит к определенному отходу от него.

Другое направление - академическое, включает в себя два репертуарных пласта: это переложения и концертные транскрипции произведений, написанных для других инструментов, инструментальных составов, и оригинальные произведения, сочиненные в классических, в том числе современных, музыкальных формах.

Следует подчеркнуть, что переложения произведений, написанных для других инструментов, являются неиссякаемым источником пополнения репертуара домристов.

* Ситуация усугубляется встречающимся у ряда преподавателей формальным подходом к изучению инструктивного материала. Даже предписанные нормативы по техническому обучению домристов в учебной практике зачастую не выполняются или осваиваются не в установленные сроки.

№ 8 (16) ОКТЯБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций Ж

В современном исполнительстве отчетливо просматривается тенденция создания именно концертных транскрипций, поскольку этот жанр позволяет в более выгодном свете представить виртуозные и концертные возможности инструмента.

И академическое, и народное направление обладает определенными характеристиками, выполняет особую функцию в домровой педагогике, поэтому наполнение учебной программы произведениями, входящими в них, зависит от поставленных методических задач.

Репертуар домриста необходимо формировать из профессионально адаптированных переложений музыкальных произведений, принадлежащих разным эпохам, стилям и жанрам, представляющих ценность с художественно-эстетических позиций, отражающих тенденции современного исполнительства, с обязательным изучением музыки старинных композиторов, в особенности кла-весинистов, современной оригинальной музыки и народно-жанровых произведений.

В обучении игре на домре принципиальное значение имеет использование высокохудожественного учебно-педагогического репертуара, в основе которого - высокие образцы академической музыки. Произведения данного направления содействуют развитию технического мастерства и общемузыкальной культуры, формируют музыкальное мышление и исполнительскую культуру, тем самым интенсифицируя исполнительское развитие домриста и инициируя проекцию полученных знаний и умений на произведения традиционного репертуара.

Несмотря на характерное для домрового исполнительства сегодня активное расширение репертуарного списка за счет различных переложений произведений, написанных для других музыкальных инструментов, привлечения композиторов к написанию произведений специально для инструмента, домристами пока не накоплен необходимый высококачественный репертуар, отвечающий современным запросам домровой педагогики.

На фоне концертного репертуара особенно заметна ограниченность материала, на

котором воспитываются домристы на этапе начального обучения. Если у представителей классических инструментальных специальностей (скрипачей, пианистов) накоплен обширный, богатейший в стилистическом отношении художественно-педагогический репертуар, написанный специально для детей, позволяющий решать в его рамках все основные исполнительские задачи, то в репертуарном же плане начинающего домриста можно подобрать лишь несколько десятков пьес, отвечающих подобным требованиям*.

Подобная ограниченность репертуара не только препятствует формированию более высокой культуры музыкального мышления домриста, успешному исполнительскому развитию, но и не позволяет благополучно перейти на следующую образовательную ступень.

3. Обеспечение реализации компетент-ностного подхода и принципа преемственности в образовании, во многом зависит также от решения проблемы, которая лежит в специфике домровой методики.

Анализ существующего положения дел в учебных заведениях показывает, что оказались утерянными многие плодотворные традиции, выработанные в прошлом. Ряд методических разработок педагогов-домристов** по вопросам организации исполнительского аппарата и игровых движений, формирования исполнительского мастерства, подбора репертуара, техники создания переложений, так и не получили широкого распространения в педагогической практике. А между тем, будучи актуализированными, они могут в значительной мере усовершенствовать технику обучения.

Безусловно, в домровой педагогике существуют методические работы, вбирающие традиции и отражающие современные тенденции домрового исполнительства. Однако на данном этапе в них разработан отнюдь не весь спектр вопросов воспитания современного домриста. Вне внимания остаются важные аспекты исполнительской техники -формирование аппликатурного мышления, принципы артикуляции на домре, эргономика игровых движений домриста, а также пробле-

* На последующих ступенях обучения этот недостаток проявляется уже в несколько меньшей степени.

** Часть из них не была оформлена авторами в виде четких методических рекомендаций и поэтому не могла быть введена в практический оборот.

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ма создания переложений и интерпретации популярных музыкальных произведений, входящих в репертуар домриста.

Кроме того, особо надо отметить, что тактика опоры на скрипичные и мандолинные школы игры, применявшаяся на заре домрового исполнительства ввиду отсутствия собственного методического опыта, на современном этапе уже не приносит положительных результатов.

Для подготовки высокопрофессионального исполнителя необходимы интегративные методики, учитывающие:

• специфические - акустические и конструктивные - особенности инструмента;

• эстетические критерии оценки качества звука, звучания инструмента;

• современные требования исполнительства как в отношении репертуара (уровень сложности, темпы исполнения), так и в отношении профессионального мастерства музыкантов (владение широким спектром исполнительских приемов и игровых движений, штриховой и тембральной палитрой инструмента).

В то же время, с целью интенсификации исполнительского развития современного домриста, успешного приобретения профессиональных компетенций требуется развивать междисциплинарные связи курса, необходимые для:

• формирования необходимых личностно-профессиональных качеств и совершенствования узкоспециальных навыков необходимо усиление роли ансамблевого музицирования в обучении домриста;

• получения более разнообразного музыкального опыта (тезауруса), более широкого спектра слуховых навыков, развития художественно-творческой рефлексии - повышение роли иных специальных дисциплин (оркестр, дирижирование, инструментовка, фортепиано);

• расширения музыкального кругозора, эрудиции, общемузыкального развития - необходимо усиление роли музыкально-теоретических дисциплин (гармония, анализ, музыкальная литература ит. п.).

Анализ методической литературы показывает, что вопросы постановки и формирования базовых игровых навыков получили

достаточно полное освещение. Значительно меньше пособий рассматривает процесс совершенствования полученных навыков, резервы и способы интенсификации исполнительского развития домриста. Совсем мало методических работ, содержащих примерные модели технического воспитания, способные оказать практическую помощь преподавателям в планомерном техническом воспитании учащихся.

Данные модели должны отражать комплекс задач, включающий в себя: постановку исполнительского аппарата домриста, последовательное овладение, закрепление и развитие игровых навыков - освоение штрихов, приемов игры, способов звукоизвлечения.

Проблемы профессиональной подготовки исполнителей на народных инструментах приобретают особую актуальность на современном этапе.

Поиск путей для создания условий формирования у исполнителей профессиональных компетенций, для успешной реализации принципа преемственности является стратегической задачей музыкальной педагогики, от решения которой зависит дальнейшее развитие народно-инструментального исполнительского искусства.

Достижение нового уровня подготовки исполнителей на народных инструментах возможно только при условии пересмотра содержания учебных программ с учетом запросов современного исполнительства, интегрирования методик, аккумулирования передового опыта, накопленного как в других исполнительских классах, так и в области обучения исполнителей на народных инструментах, преобразования и усовершенствования на его основе методики преподавания. I

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073201 «Искусство концертного исполнительства». Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 2049.

2. Пересада А. И. Справочник домриста. Краснодар, 1993. С.4 — 40, 98 - 306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.