Логинова Ирина Валерьевна, Платонова Светлана Михайловна ДОМРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В УФЕ В 1930-1950-Е ГОДЫ
Статья посвящена первым десятилетиям становления домрового исполнительства в Уфе. 1930-1950-е годы -один из наиболее сложных, но вместе с тем плодотворных этапов в истории искусства игры на домре. Речь идёт о наиболее значимых самодеятельных и профессиональных коллективах с участием домры. Рост качественного уровня самодеятельности авторы связывают с появлением в Уфе оркестра русских народных инструментов Рыбинского моторостроительного завода. Высокий исполнительский уровень коллектива повлиял на профессионализацию данной области музицирования в Уфе. Обозначается вклад Г. В. Шилова - преподавателя, участника Квартета четырёхструнных домр Башкирского радиокомитета - в создание первого учебного оркестра русских народных инструментов в Башкирии. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/8/36.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 8(70) C. 134-136. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/8/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 7.071 Искусствоведение
Статья посвящена первым десятилетиям становления домрового исполнительства в Уфе. 1930-1950-е годы - один из наиболее сложных, но вместе с тем плодотворных этапов в истории искусства игры на домре. Речь идёт о наиболее значимых самодеятельных и профессиональных коллективах с участием домры. Рост качественного уровня самодеятельности авторы связывают с появлением в Уфе оркестра русских народных инструментов Рыбинского моторостроительного завода. Высокий исполнительский уровень коллектива повлиял на профессионализацию данной области музицирования в Уфе. Обозначается вклад Г. В. Шилова - преподавателя, участника Квартета четырёхструнных домр Башкирского радиокомитета -в создание первого учебного оркестра русских народных инструментов в Башкирии.
Ключевые слова и фразы: домровое исполнительство в Уфе; четырёхструнная домра; любительские коллективы; Г. В. Шилов; башкирские композиторы.
Логинова Ирина Валерьевна
Платонова Светлана Михайловна, к. искусствоведения
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова [email protected]; [email protected]
ДОМРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В УФЕ В 1930-1950-Е ГОДЫ
История становления домрового исполнительства в Башкирии на сегодняшний день представляет безусловный научный интерес. Оно заняло значительное место в культуре республики. Это побуждает к исследованию этапов его становления. В данной статье обратимся к периоду 1930-1950-х годов.
К концу 1930-х годов процесс становления профессионального исполнительства на народных инструментах в советской стране достиг заметных результатов. К этому времени стала активно развиваться и область профессиональной игры на домре. Массовый характер оркестровой самодеятельности (1920-е годы), открытие класса домры в системе музыкальных учебных заведений (1930-е годы) стали факторами, определившими дальнейшее движение. Важным показателем роста профессионального уровня явились призовые места домристов на Первом всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах, состоявшемся в 1939 году в Москве. Столичный смотр показал, что исполнители, которые проходили обучение в музыкальных учебных заведениях, имели преимущество над теми, кто ограничивался любительским музицированием. Участники самодеятельности, обнаружившие яркие способности, после смотра стали продвигаться в ряды профессиональных исполнителей.
Примечательно, что большинство исполнителей выступали на четырёхструнном инструменте. Из 13 участников-домристов исполнителей на трёхструнной домре было всего три [5]. В рассматриваемый период времени четырёхструнная (квинтовая) домра как сольный инструмент имела значительное преимущество. Четырёхструнники-домристы располагали большими возможностями при выборе репертуара. Музыки, написанной профессиональными композиторами специально для домры, ещё не существовало. Основу репертуара домристов составляли переложения классических сочинений. По сравнению с домрой трёхструнной, квинтовая имеет более широкий звуковой диапазон: её строй соответствует скрипичному. Это позволяло исполнять на четырёхструнной домре многочисленные произведения, написанные для скрипки, без изменения тесситуры. Закономерность, выявившаяся на московском смотре, наблюдалась и в Башкирии. Здесь для широкого распространения квинтовой разновидности домры обнаружились собственные причины. Они были связаны с региональными особенностями. Дело в том, что на рубеже Х1Х-ХХ веков в Башкирии широко бытовала итальянская мандолина. В 20-30-е годы XX века она находила широкое применение в художественной самодеятельности. Поскольку мандолина имеет аналогичный четырёхструнной домре строй, то многие мандолинисты относительно легко могли освоить игру на новом инструменте. Как известно, ладовое строение башкирских песен - пентатоника. При исполнении фольклорных мелодий на домре основное преимущество - большее исполнительское удобство - обеспечивал именно четырёхструнный инструмент.
В начале 1930-х годов четырёхструнная домра стала появляться в первых любительских кружках и небольших струнных оркестрах. Можно назвать оркестр народных инструментов Уфимской детской трудовой колонии (руководитель Г. В. Шилов), домровый оркестр Уфимского детского дома № 5 (сведений о руководителе нет), домровый оркестр при местном Доме пионеров (руководитель П. Ф. Петухов). О двух последних коллективах имеются заметки в прессе тех лет. Газета «Красная Башкирия» за 1936 год сообщала, что в «Концерте-бале» школьников Уфы примут участие домровый оркестр и хор детского дома № 5 [2]. Из периодической печати мы узнаём дату создания ещё одного коллектива: «...при Доме пионеров организован хоровой <.> кружок и домровый оркестр» (1936) [3].
Первым профессиональным домровым ансамблем стал Квартет четырёхструнных домр при музыкальном отделе Республиканского радио. В его состав входили Ю. Шмидт, Г. Шилов, П. Петухов, В. Самойлов [1, с. 91]. Дата возникновения коллектива разнится: называются 1931 (А. Е. Галимзянова) и 1932 (анкета Г. В. Шилова)
ISSN 1997-292X
№ 8 (70) 2016
135
годы [9]. Руководителем выступил выпускник Московского музыкального училища Ю. Шмидт. О высоком исполнительском уровне участников Квартета авторам в личной беседе сообщали А. А. Латыпов и Н. М. Кадоркин - домристы, ученики Г. В. Шилова. Алмаз Латыпов подчеркнул большой объём работы и востребованность музыкантов: «деятельность ансамбля была неоценимой. Им были произведены сотни записей, даны многочисленные концерты, исполнены аккомпанементы вокалистам и хору Радиокомитета».
В библиотеке Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова авторы данной статьи обнаружили неучтённые архивные бумаги Башкирского радиокомитета. Среди хоровых партитур и вокальных произведений были найдены и ноты для Квартета. Сохранились рукописи башкирских народных песен, аранжированных Ю. Шмидтом, а также изданное в Москве переложение для квартета четырёхструнных домр танца из балета «Раймонда» А. К. Глазунова. Помимо аранжировок и переложений, репертуар Квартета включал и музыку, специально написанную для ансамбля. Об этом свидетельствует сочинение башкирского композитора К. Ю. Рахимова «Фантазия на башкирские народные темы» (1935). Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод о наличии разнопланового репертуара, что подтверждает профессионализм Квартета.
Особой областью исполнительства для Квартета стала аккомпаниаторская работа. В 1935 году была создана Вокальная студия Башкирского совета профсоюзов, с которой сотрудничал Квартет. Туда входили два отделения: башкирское и русское. Художественным руководителем стал А. Г. Тихомиров.
В связи с тем, что на сегодняшний день документальных источников о домровом исполнительстве сохранилось немного, особую ценность представляет официальный документ - Постановление президиума Башпрофсо-вета, в котором упоминается ансамбль. Этот документ приводит в своей книге М. П. Фоменков: «...за сравнительно короткий срок вокальная студия добилась серьёзных успехов, что... показало отчётное выступление студии, постановка оперы "Алеко"... Рахманинова, произведений крупной музыкальной формы. Этих успехов студия добилась благодаря интенсивной деятельности руководителей студии: тт. Тихомирова, <...> Фере, Травиной и домровому ансамблю - т. Шмидта...» (выделено нами - И. Л. и С. П.) [7, с. 41]. Примечательно, что столь высокой оценки коллектив удостоился уже спустя год с момента создания - в 1936 году.
С началом Великой Отечественной войны деятельность Квартета прерывается. Один из участников ансамбля - П. Ф. Петухов - трансформирует его: собирает новых участников и берёт на себя руководство расширенным составом - Секстетом четырёхструнных домр. Основным видом функционирования ансамбля становится инструментальное сопровождение созданному в 1944 году хору Башкирского радиокомитета (руководитель А. Г. Тихомиров, прежде возглавлявший Вокальную студию Башпрофсовета). Творчество ансамбля привлекало внимание местных композиторов. Для коллектива писали музыку такие авторы, как К. Ю. Рахимов, Т. Ш. Каримов и др. Известны даты создания следующих сочинений К. Ю. Рахимова: «Лирическая песня» - 1945, «Танец девушек» - 1950. По имеющимся на сегодняшний день данным, ансамбль четырёхструнных домр (Квартет, затем Секстет) в течение двадцати лет (с начала 1930-х по 1951 год) оставался единственным профессиональным коллективом домристов в Уфе.
В рассматриваемый период одной из самых значимых фигур домрового исполнительства выступает Г. В. Шилов - участник Квартета и Секстета четырёхструнных домр. Поэтому представляется важным подробнее осветить его деятельность. Григорий Васильевич Шилов (1915-1976) был не только исполнителем на домре, но и преподавателем, руководителем самодеятельных и первого учебного коллективов народных инструментов. Практически всё первое поколение домристов, окончивших Уфимское училище искусств, составляют его ученики. Г. В. Шилов родился 21 февраля 1915 года в Уфе. В 1931 году окончил школу-семилетку и в этом же году завершил обучение в школе фабрично-заводского ученичества по специальности электросварщик. С детских лет занимался в кружках художественной самодеятельности. В 1932 году его пригласили на профессиональную работу в Квартет домр Башкирского радиокомитета. В 1936 году Григорий поступил в Уфимский музыкальный техникум по классу виолончели. Там же с 1937 года он обучал молодых музыкантов в классе народных инструментов игре на домре, явившись, таким образом, первым преподавателем на инструменте в республике [8].
В 1939 году Григорий Васильевич был призван в ряды Красной армии. Прошёл всю Великую Отечественную войну: сначала как солдат, затем - сержант, командир-капельмейстер музыкального взвода. Он воевал в Польше, Германии (в частности, участвовал в боях за немецкий город Бреслау, ныне польский Вроцлав). Был награждён медалями «За оборону Москвы» (1944), «За победу над Германией» (1945).
После демобилизации в декабре 1946 года Г. В. Шилов возвратился в Уфу [10]. Вновь поступил на работу в Башкирский радиокомитет (уже в Секстет). Его пригласили работать на недавно (в 1944 году) открывшееся в Уфимском музыкальном училище отделение народных инструментов. Там он преподавал игру на струнных народных инструментах - домре и балалайке [6, с. 29]. Особой заслугой Григория Васильевича, которую отмечают и коллеги, и ученики, стало создание учебного оркестра народных инструментов. Работа по постепенному формированию коллектива, начатая в непростые послевоенные годы, получила дальнейшее развитие и вылилась в более чем тридцатилетнее руководство оркестром.
Большое значение для развития самодеятельного оркестрового музицирования на народных инструментах в Уфе имела эвакуация в конце 1941 года Рыбинского моторостроительного завода. При предприятии существовал (с 1928 года) самодеятельный оркестр народных инструментов. К началу войны коллектив под руководством Александра Васильевича Дорожкина был уже известен в советской стране. О высоком исполнительском уровне оркестра свидетельствовали многочисленные достижения: почётные награды, выступления
с концертами в студии Центрального радиовещания (Москва) и др. Репертуар охватывал различные жанры, в том числе симфонические и оперные произведения. Исполнялись увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена, I часть Неоконченной симфонии Ф. Шуберта, фантазия на мотивы из оперы «Кармен» Ж. Бизе, вступление к опере «Травиата» Д. Верди, пляска из оперы «Рогнеда» А. Серова. Несмотря на то, что большинство музыкантов ушли на фронт, эвакуированные в Уфу оркестранты продолжили творчество, объединившись с другими самодеятельными коллективами завода.
Ценным источником сведений о названном оркестре является неопубликованный дипломный реферат С. П. Павлова. Важным представляется привести в настоящей статье зафиксированные автором реферата сведения о количестве участников и дате первого концерта, состоявшегося в Уфе: «В 1942 году оркестр в составе 22 человек выступил с первым концертом в клубе "Ударник" на торжественном заседании, посвя-щённом 25-й годовщине Октября» [4, с. 21].
О значительных творческих успехах оркестра свидетельствуют полученные награды. Несмотря на трудное время, оркестр сохранял хорошую исполнительскую форму. Он дважды (в 1943 и 1944 годах) завоёвывал первые места в Башкирском республиканском смотре художественной самодеятельности. В 1945 году коллектив участвовал во Всесоюзном смотре художественной самодеятельности в Москве. Выступления проходили в прославленных залах столицы: в Колонном зале Дома Союзов, Большом зале государственной консерватории им. Чайковского. Высокого звания лауреата оркестр удостоился на Всесоюзном смотре музыкальной и хореографической самодеятельности, проходившем в Москве в 1946 году. Исполнительское мастерство участников смотра оценивала специальная комиссия, в которую входили авторитетные деятели искусства - народный артист СССР Н. С. Голованов, балерина О. В. Лепешинская, дирижёр Государственного русского народного оркестра Д. П. Осипов. Игра оркестра произвела на комиссию положительное впечатление, что позволило включить его в число участников заключительного гала-концерта, проходившего на сцене Большого театра Союза ССР. Новый этап в истории оркестра начался в 1947 году. Тогда, в связи с отъездом многих участников оркестра (по разным причинам), произошли значительные изменения его состава. Возникла необходимость подготовки новых кадров.
Стремление к повышению профессионального уровня домристов найдёт свою реализацию: в Уфимском музыкальном училище будет создан учебный оркестр народных инструментов (1946), там же будет открыт класс домры (1956). Однако это - уже новый этап в развитии домрового исполнительства в Уфе.
Список литературы
1. Галимзянова А. Е. Пути развития домрового исполнительства и творчества в культурных центрах Урала // Вопросы искусства игры на домре (теория и практика): сб. ст. / ред.-сост. Е. Г. Скрябина; общ. ред. М. И. Имханицкого. Тольятти: ТИИ, 2010. С. 71-97.
2. Красная Башкирия. Уфа, 1936. 15 января.
3. Красная Башкирия. Уфа, 1936. 20 октября.
4. Павлов С. П. История развития народного оркестра РНИ ДК УМПО: дипломный реферат / рук. А. К. Савицкий. Уфа: УГИИ, 1986. 42 с.
5. Пересада А. С. Справочник домриста. Краснодар, 1993. 400 с.
6. Троицкая Л. Н., Ахмадиева Р. Р. Уфимское училище искусств (1922-1992). Уфа: Китап, 1992. 64 с.
7. Фоменков М. П. Очерки истории развития хорового искусства Башкортостана. Уфа: Китап, 2001. 192 с.
8. Шилов Г. В. Автобиография от 16 сентября 1956. Уфа, 1956 // Музей Уфимского училища искусств.
9. Шилов Г. В. Анкета, 1975. Уфа, 1975 // Музей Уфимского училища искусств.
10. Шилов Г. В. Личный листок по учёту кадров. Уфа, 1975 // Музей Уфимского училища искусств.
DOMRA PERFORMANCE IN UFA IN THE 1930-1950S
Loginova Irina Valer'evna Platonova Svetlana Mikhailovna, Ph. D. in Art Criticism Ufa State Institute of Arts named after Z. Ismagilov lokaust@rambler. ru; svetplatona@yandex. ru
The article describes the first decades of domra performance formation in Ufa. The 1930-1950s is one of the most complicated but at the same time productive periods in the history of domra playing. The paper mentions the most significant amateur and professional groups playing domra. According to the authors, the growth of amateur performance quality is associated with the appearance of the Russian folk instruments orchestra of Rybinsk engine plant in Ufa. The orchestra's high-level performance promoted the professionalization of this sphere of musical performance in Ufa. The authors describe the contribution of G. V. Shilov - the teacher, member of the four-stringed domra quartet of the Bashkir Radio Committee - in the formation of the first Russian folk instruments academic orchestra in Bashkiria.
Key words and phrases: domra performance in Ufa; four-stringed domra; amateur groups; G. V. Shilov; Bashkir composers.