УДК 379.8:001.8+78.07
Г.Р. Камалова
ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В данной статье, на основе краткого обзора исследований уровня музыкально-эстетической культуры общества, определяется роль культурно-досуговой деятельности в развитии музыкально-эстетической культуры детей и подростков. Используя возможности досуговой сферы, автор предлагает наиболее эффективные методы развития творческого потенциала подрастающего поколения: музейный музыкально-образовательный лекторий, музыкальный театр, музицирование. Материалы данной статьи могут быть широко использованы педагогическими работниками, методистами, студентами образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области социально -культурной деятельности, досуговой сферы, музыкального искусства.
Ключевые слова: музыкально-эстетическая культура, культурно-досуговая деятельность, музыкальный театр, музыкально-образовательный лекторий, музицирование, музыкотерапия.
Gulnur R. Kamalova POTENTIAL OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY IN THE PROCESS OF MUSICAL AND AESTHETICAL CULTURE DEVELOPMENT OF CHILDREN AND GROWN-UPS.
Abstract: The article, on the basis of a brief review of studies of the level of musical-aesthetic culture in the society, defines the role of cultural-leisure activities in the development of musical-aesthetic culture of children and adolescents. Using the opportunities of leisure sphere, the author offers the most effective methods for developing the creative potential of the younger generation: cycles of musical-educational lectures in museums, a musical theater, and playing music. The materials of the article can be widely used by teachers, methodologists, students of educational institutions that implement educational programs in the field of socio-cultural activities, leisure activities, and musical art.
Key words: musical-aesthetic culture, cultural-leisure activities, musical theater, musical-educational lectures, playing music, musical therapy.
В современной России социально-культурная политика находится в стадии становления, а ее ключевым понятием постепенно становится человеческий капитал (или человеческие ресурсы]. Таким образом, сохранение духовных ценностей и культурного наследия является одной из главных задач современного общества. Развитие и благосостояние государства зависит не только от экономических факторов, природных ресурсов, но и от интеллектуального потенциала общества. К сожалению, «культура пока не осознается государством как нечто принципиально важное и ключевое» [6, с.206]. В настоящее время сектор творческих индустрий в России развивается в несоответствии со своим творческим потенциалом, который необходимо учитывать в стратегиях развития на государственном уровне [6]. Через творчество каждого, особенно детей и молодежи, необходимо поддерживать не только культуру высших достижений, но и массовую, т.к. в настоящее время для подрастающего поколения массовая культура является «единственным и самым желанным источником духовных переживаний» [7, с.15].
С увеличением роста доступности музыкального материала, техническим прогрессом, музыкальное искусство во многом превратилось в привычный звуковой фон жизни. Музыкальные вкусы основной массы населения формируются под воздействия теле-видеоаудио трансляций, требующих детального отбора, в связи с чем К.З. Акопян вводит понятие «омузыкаленное» общество [10, с.205], подчеркивая присутствие музыки, в различных формах, практически во всех сферах жизни человека. Изменения коснулись также понятия уровня музыкальной культуры. Так, Н.А. Сосновская считает, что в прошлом высокий уровень музыкальной культуры характеризовался приверженностью слушателя к классической (академической] музыке. Это объясняется развитием музыкального искусства в рамках данного направления, в которое входили церковная и светская музыка. Таким образом, чем чаще человек посещал концерты классической музыки, тем значительнее повышался уровень его культуры. В настоящее время, в связи с «омузыкаленностью» общества необходимо говорить о разделении между элитарной (классической] и массовой (поп-музыка и
производные от нее] культурой. Кроме того, наблюдается тенденция взаимопроникновения жанров данных культур: исполнение современных шлягеров оперными певцами, дуэты классических и современных исполнителей, исполнение популярных современных композиций, относящихся к массовой культуре, классическим симфоническим оркестром и т.д. Тем самым осложняется процесс определения уровня культуры [10]. Рассматривая особенности массовой культуры, необходимо отметить, что в данном контексте нельзя говорить о творчестве. Его заменяют понятия «культурное производство», «культурное потребление», т.к. массовая культура - это, в первую очередь, продукт, созданный на предприятии с целью продажи на рынке, как и любой другой продукт для потребления. В связи со сложившейся ситуацией, в данной статье подобраны методы для развития у детей и подростков способности различать произведения, относящиеся к конкретной культуре, и методы приобщения к творчеству, являющемуся прерогативой высокой элитарной культуры. Вовлечение человека в процесс музыкального творчества является важным «пусковым механизмом» в реализации образовательных программ для интеллектуального и социального развития населения. Для данной цели в России существует сеть досуговых учреждений, служащая для вовлечения граждан в процесс музыкального творчества в свободное от учебы/работы время и развития музыкально-эстетической культуры общества.
По мнению многих западных ученых, для построения современного, развитого общества, необходимо уделять большое внимание развитию культуры свободного времени у подрастающего поколения и направлять их энергию на интересы общества [3]. Также ученые считают, что именно в свободное время ребенок проявляет самостоятельность, учится принимать собственные решения.
В свободное от учебы/работы время молодые люди видят себя «хозяевами своей судьбы». В данный период времени они могут делать то, что им действительно хочется: проводить время с семьей или друзьями, заниматься любимым хобби, отдыхать так, как им нравится больше всего. Решения, которые они принимают, они воспринимают как свои, выстраивая иерархию личных интересов: «что бы я хотел сделать, какую задачу выполнить сейчас, а какую оставить на потом», так дети и подростки учатся лучше узнавать себя, открывают для себя новые обязанности и способы их исполнения. В конечном счете, свободное время помогает подрастающему поколению более осознанно осуществлять свою свободную деятельность, именно поэтому родителям совместно с педагогами необходимо уделять большое внимание данному отрезку времени в жизни ребенка.
Этот образовательно-воспитательный потенциал может быть потерян, если родители либо остаются равнодушными к досугу своих детей, либо видят в этом только возможность «расширить академическое образование». В первом случае дети проводят свободное время так, чтобы это не требовало больших усилий со стороны родителей (например, просмотр ТВ, видеоигры]. Во втором случае теряется специфическая воспитательная ценность свободного времени, поскольку оно становится в основном продолжением школьного времени, организованного почти исключительно по инициативе родителей.
К сожалению, это может в конечном итоге дать детям представление о жизни, разделенной строго между обязательствами и развлечениями. В подростковом возрасте, в большинстве случаев, свободное время тратится на развлекательную деятельность (поход по магазинам, вечеринки, пользование социальными сетями, игры, просмотр ТВ, игры, общение с сверстниками]. Как отмечают западные ученые, в настоящее время наблюдается тенденция потребности подростков тратить свое свободное время на структурированные внеучебные мероприятия, такие как искусство и спорт, и им часто бывает скучно во время неструктурированного свободного времени. Таким образом, необходимо усовершенствовать или разработать различные программы досуговой деятельности [3].
Подростковый возраст, по мнению Р.М. Лернера и Л. Штейнберга, авторов «Справочника по подростковой психологии» - это период плавного перехода от детства к взрослости, в течение которого происходит переплетение между самоопределенностью (и предрасположенностью] личности и ее изменяющейся (или стабильной] социальной средой.
Музыка играет одну из главных ролей в жизни подростков. По мнению психологов, она оказывает большое влияние на психоэмоциональную сферу человека, способствуя
эстетическому развитию, социализации, регулированию эмоций и преодолению трудностей в жизни, развитию идентичности подростков [3].
Рассматривая потенциал досуговой деятельности в процессе развития музыкально-эстетической культуры, становится очевидным, что одна из главных педагогических, воспитательных задач - это вовлечение в сферу «серьезного досуга» (Р. Стеббинс], который характеризуется (в отличие от других видов досуга, например, «случайного, несерьезного»] устойчивыми занятиями любителя, участника деятельности, которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью. Также, в отличие от «несерьезного» досуга, который в большинстве случаев не дает таких комплексных знаний, «серьезный» досуг дает целый ряд долгосрочных преимуществ: самосовершенствование, духовный рост, поднятие самооценки, чувство достижения и т.д., а также, как результат деятельности, совершенство исполнения [10, с.46].
Опираясь на основные функции культурно-досуговой деятельности: рекреационную (снятие напряжения, восстановление утраченных сил, отдых], гедонистическую (наслаждение, удовлетворение], а также познавательную и образовательную функции, необходимо рассмотреть формы, методы, приемы развития музыкально-эстетической культуры в рамках культурно-досуговой деятельности.
Согласно результатам экспертных оценок специалистов Белоруссии, в сфере культуры, визуальное искусство (галереи, музеи], как сегмент культуры, среди других видов имеет наиболее благоприятную основу для создания и развития творческих кластеров (объединение общим пространством частных и государственных организаций для создания общего продукта]. Мировая практика свидетельствует об экономичности и эффективности данного содружества, а также, в связи с повышением качества предлагаемых товаров и услуг, увеличивается их востребованность, расширяется аудитория [10, с. 70]. Используя основные принципы данной теории, мы предлагаем, в качестве наиболее комплексного метода по развитию музыкально-эстетической культуры, рассматривать музыкально-образовательный лекторий, в основе которого лежит синтез искусств, «кластер искусств» (литература, музыка, живопись, а также интеграция научно-образовательных учреждений].
На протяжении долгого времени музей как структура, входящая в более крупную систему - культуру в целом, рассматривается учеными с позиции разных концепций и подходов (институционального, предметного, культурологического и т.д.] как выполняющий необходимые для общества функции: это научно-исследовательские, образовательные, досуговые функции, что подчеркивает ценность данного социокультурного феномена. В своем исследовании мы придерживались концепции М.С. Кагана, основанной на совокупности вышеизложенных подходов. В его понимании, музей - это специфическая информационная система, включенная в рамки функционирующей культурной системы более высокого порядка, или другими словами, метасистемы, т.е. «сложноорганизованная система информационных процессов производства, кодирования, сохранения социальной информации» [10]. Данный подход дает комплексное представление о роли музея в системе культуры.
На протяжении долгого времени форма «лекция-концерт» использовалась в качестве просвещенческо-образовательной деятельности. К данному жанру обращались А. Серов, А.Г. Рубинштейн, Н.Ф. Финдейзен и многие другие. В настоящее время большую популярность имеют музыкально-образовательные лектории, организованные на площадках филармоний, концертных залов, образовательных учреждений и т.д. В отличие от обычного концерта, в котором присутствует «аннотирование» программы, задача лектора при проведении лекции-концерта - сформировать у аудитории комплексное представление о тематике мероприятия, а также заинтересовать в дальнейшем посещении.
Выбор музейного пространства обусловлен уникальной возможностью использовать атмосферу музея - погружение в прошлое. Благодаря синтезу искусств (музыка, литература, живопись], современным техническим средствам данное действие будет наиболее эффективно. По мнению П.Калугиной, для трансляции информации необходимо вовлечение человека в определенный «контекст», например, исторический; также этот автор считает, что
«произведения искусства вне стен музея для культуры, в качестве художественного феномена, как бы «не существуют» [10, с.152].
Музыкально-образовательный лекторий, в рамках главной цели - развития эстетического сознания (входящего в музыкально-эстетическую культуру] - выполняет следующие задачи: приобщение подрастающего поколения к образцам элитарной культуры, развитие эстетических качеств личности (сознание, идеалы, ценности]; образовательную, культурно-просветительскую задачи; побуждение к активной творческой деятельности.
Развитие эстетического сознания - это не только отражение существующих эстетических качеств человека и его отношения к миру, но оно также определяет их содержание и проявление. Без формирования представлений о совершенном, идеальном, невозможно как гармоничное взаимодействие с миром, так и творческая самореализация. Эстетическое развитие человека объединяет все сущностные качества человека, без него невозможна реализация интеллектуальных способностей, а также формирование нравственных начал. По мнению П.А. Флоренского, человек приобретает способность видеть, понимать создавать красоту только на основе глубокого постижения жизни через искусство [2]. Музыкальное искусство - это тернистый путь к красоте затрагивающий саму суть человека, его дух, дающий возможность создать самое главное в его жизни - культуру, существование которого невозможно без красоты (Л.В. Шапошникова] [2].
Используя модель формирования эстетических ценностей личности [2], разработка содержания мероприятий была направлена на попытку проведения личности через несколько этапов, результатом которых должно стать побуждение к самостоятельной деятельности. Эти этапы следующие:
Эмоционально-мотивационный этап. На данном этапе эмоциональный отклик рассматривается как предпосылка к формированию личностных эстетических ценностей. Основная цель - вызвать у аудитории желание «сопереживать», а также формирование познавательного интереса, который способствует появлению и постоянному усилению мотивации к действию. Для данного этапа важна роль лектора, функция которого -привлечение внимания публики. Для достижения данного эффекта необходимо обладать артистическими качествами, свободно владеть словом. Так, в работе Н.Л.Савельевой, выявлено сходство в манере проведения службы священнослужителем и лекции-концерта лектором; их также объединяет цель деятельности, направленной на нравственное формирование личности [11].
Социокультурная адаптация. Это этап вхождения в мир эстетических ценностей; формируется личное отношение к ним, дается личное толкование, максимальное раскрываются личные аксиологические способности. На данном этапе человек ищет свой собственный путь в пространстве культуры, подчеркивает те смыслы и ценности, которые отвечают его внутренним потребностям, помогают осмыслить свое место в формирующихся представлениях о мире. На данном этапе необходимо активное вовлечение публики в деятельность в форме общения («вопрос-ответ»], использования игровых элементов (с вознаграждением], игры на простых музыкальных инструментах; также важна обратная связь с публикой при использовании творческих заданий (зарисовка образов, впечатлений].
Самоопределение - это этап максимального развития творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности, что позволяет человеку уверенно встать на путь творческой реализации своих взглядов, идей и навыков для реализация зрелых эстетических и этических идеалов. Это свидетельство духовной зрелости человека, наступления четвертого и завершающего этапа, который является началом самостоятельного творческого пути человека как объекта социокультурного сознания. Предполагаемый результат деятельности лектория -вовлечение детей и подростков в активную творческую деятельность (участие в творческой самодеятельности, вокально-инструментальных коллективах, театральном искусстве, регулярное посещение учреждений дополнительного образования (ДМШ, ДШИ, дома творчества и т.д.], так как в результате первичного анкетирования было выявлено, что большинство публики лектория не участвует в активной, творческой деятельности.
Рассматривая рекреационную форму культурно-досуговой деятельности, необходимо определиться с возможностями музыкального искусства в процессе оздоровления общества,
т.к. в настоящее время формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья детей и подростков, увеличение физической и познавательной активности, реактивно-оздоровительное времяпрепровождение детей в их свободное время являются задачами государственной важности для всех социальных институтов. В подтверждение данного тезиса необходимо обратить внимание на разработанный план мероприятий в рамках Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации «Десятилетия детства», в котором одними из ключевых позиций являются: «Создание условий для получения детьми дополнительного образования, технического и художественного творчества, занятия спортом, разработка интерактивной «Карты объектов для детей», содержащей информацию о детских медицинских и образовательных организациях, реабилитационных центрах, секциях, кружках, студиях и иных детских объединениях, центрах детского творчества, спортивных и культурных объектах, детских оздоровительных лагерях и т.д., а также внедрение механизмов поддержки проектов государственно-частного партнерства в сфере организации отдыха и оздоровления детей и многое другое» [1].
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях обучается большое количество детей, у которых есть отклонения по здоровью, но не настолько существенные, чтобы ребенок учился в образовательных учреждениях для детей с тяжелыми заболеваниями. Если ребенок не проходит комиссию в коррекционную школу, его направляют в общеобразовательную школу на условиях инклюзивного образования. В этих условиях общеобразовательная организация выполняет, с одной стороны, роль коррекционного учреждения, а с другой стороны, решает задачи по формированию, развитию и воспитанию ребенка в соответствии с ФГОС [8]. Опираясь на мнение Д.В. Шамсутдиновой, «художественная деятельность обладает не только социально-интеграционным, но и реабилитационным потенциалом; данный потенциал возможно реализовать в рамках арт-терапии» [13, с.127]. Особое значение как один из вариантов музыкотерапии, а также как метод развития музыкально-эстетической культуры, может иметь музыкальный театр. Согласно традиционной типизации активных форм досуга, музыкальный театр содержит все его виды, а именно индивидуальные (занятия вокалом, отработка сольных, дуэтных номеров]; коллективные действия (массовые сцены в спектаклях]; вид любительской деятельности (музыкальный театр - это кружок, в который дети приходят по собственному желанию]; общение с другими людьми (в театре дети и подростки имеют возможность общаться со своими сверстниками, с детьми старшего и младшего возраста]; благодаря активной концертной деятельности, участию в мастер-классах, участники коллектива общаются с деятелями культуры и искусства [10].
На занятиях в музыкальном театре учащиеся знакомятся с сущностью исполнительского театрального творчества - с выразительностью и содержательностью языка действий, с возможностями его использования - и, овладевая им, выявляют свой творческий потенциал, являющийся одной из главных задач культурно-досуговой деятельности. Вместе с тем, музыкальный театр, благодаря синтезу практически всех направлений арт-терапии, а именно музыкотерапии, вокалотерапии, изотерапии, сказкотерапии, ритмотерапии и т.д., оказывает оздоровительный эффект на детей и подростков [8]. Необходимо отметить, что музыкальный театр способствует взаимопониманию не только между сверстниками, внутри коллектива, но и с родителями, что особенно ценно в подростковом возрасте. Дети совместно с родителя принимают активное участие в подборе, разработке, пошиве костюма, создании сценического образа.
В качестве активного творческого метода в процессе развития музыкально-эстетической культуры используется музицирование.
В последнее время среди детей и подростков наблюдается потеря интереса к классической музыке, что подтверждается дефицитом учащихся на инструментальных отделениях в ДМШ, ДШИ. На вопрос, нравится ли тебе классическая, серьезная музыка, многие дети отвечают: «Классическая музыка нужна, но только тем, кто ее понимает, кто любит ее слушать». К сожалению, массовая культура постепенно вытесняет классическую музыку: «Гораздо легче слушать поп-звезд, потому что процесс восприятия этой музыки не требует никаких усилий, ни умственных, ни духовных. Да и эмоции она затрагивает самые
примитивные» [9, с.19]. При первом знакомстве с музыкой, с инструментом одну из самых главных ролей играет первый педагог. Соответственно, современный педагог, работающий в досуговой сфере, должен владеть целым арсеналом методов, приемов, не ограничиваясь музыкальным искусством, а использовать приемы из других областей: психологии, педагогики, медицины. По мнению Г.М. Цыпина, многие педагоги-практики считают, что ученик, занимаясь на инструменте, продвинется в своем развитии ровно настолько, насколько он обучится. Автор считает данную позицию ошибочной, так как нельзя отожествлять понятия обучения и развития в музыкально-исполнительской деятельности. Главной целью в педагогике досугового учреждения является формирование, развитие способностей, профессионально-интеллектуальных качеств и свойств учащегося. «Достижение этой цели должно быть для преподающего делом не менее важным, нежели выработка у ученика необходимого комплекса игровых, двигательно-технических умений и навыков» [12, с.6]. Один из самых эффективных видов музицирования в условиях культурно-досуговой деятельности - это совместное музицирование, игра в ансамбле. Данный прием хорошо себя зарекомендовал в качестве средства социализации личности. Известный педагог М.Н. Баринова утверждала: «Когда ученик почувствует себя членом коллектива, для которого его работа, например, пианиста является реально необходимой, он совершенно иначе подойдет к занятиям по специальности» [4]. Также Мария Николаевна отмечала, что в условиях клуба (культурно-досугового учреждения] совместное музицирование не должно являться показом достижений педагога. Благодаря свободной обстановке, творческая инициатива участвующих может свободно проявиться и раскрыться; в процессе совместного творчества развиваются способности к импровизации, композиции.
В классе фортепиано мы делаем акцент на то, что игра на инструменте это, в первую очередь, «игровой процесс». Карл Орф разграничивает эти понятия: под игрой он подразумевает некий вид деятельности, определяемый четким набором правил. Игровой процесс - это отношение, настроение, характер действий; «данный процесс воплощает собой свободный дух исследования, стремящийся всем своим существом к одной только чистой, истинной радости» [5, с.29]. Мы считаем, что игра на музыкальном инструменте совмещает оба этих понятий, т.к. чтобы научиться играть на инструменте, необходимо знать определенные правила, приобрести навыки, а задача педагога - преподнести учащимся процесс приобретения новых знаний и умений в игровой форме.
Учитывая изменение положения, трактовок уровней музыкально-эстетической культуры в обществе, а также особенности реализации разработанного плана мероприятий в рамках Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации «Десятилетия детства», цель которого - комплексное развитие и оздоровление подрастающего поколения, досуговая сфера является благоприятной средой для развития и реализации данных целей. Используя возможности культурно-досуговой деятельности, нами были предложены и опробованы следующие методы для развития музыкально-эстетической культуры детей и подростков, доказавшие свою эффективность:
Музыкально-образовательный лекторий, организованный в музейном пространстве, способствует вовлечению аудитории в мир высокой (элитарной] музыкальной культуры, вхождению в мир эстетических ценностей, стимулированию к активной творческой деятельности. Организация лектория в музеях города, не имеющих большой популярности у горожан, способствует привлечению новой аудитории. Кроме того, лекторий способствует созданию современного социокультурного пространства на основе синтеза искусств, а также творческих кластеров, для знакомства жителей с творчеством выдающихся деятелей своей местности.
Музыкальный театр, цель которого - развитие творческого потенциала детей и подростков, являющегося привилегией высокой культуры. Уникальность заключается в использовании всех традиционных активных форм досуга. Кроме того, деятельность музыкального театра, содержащую все виды арт-терапии, можно рассматривать с позиции корректирующего вспомогательного приема в рамках социального здоровья детей и подростков.
При работе с детьми и подростками автор активно использует метод музицирования (сольного, совместного], трактуя его в рамках «игрового процесса». Данная позиция вызвана спецификой данного действия, которое всегда привлекательно для людей любого возраста, а также задействует весь творческий и интеллектуальный потенциал личности.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации «Десятилетия детства» [Электронный ресурс] https://rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html (Дата обращения 10.11.2018]
2. Anufrieva N., AnufTiev E. Korsakova I., Slutskaya I., Shcherbakova A. Personal Aesthetic Values Development as the Basis for a Modern Musician's Spiritual Formation. Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy Vol 6 No 5 S1 September 2015.
3. Dave M. «The role of music in adolescent development: much more than the same old song» [Электронный ресурс] https://www.tandfonline.com (Дата обращения 10.11.2018)
4. Баринова М.Н. «О развитии творческих способностей ученика» сборник статей под редакцией В. Михелис
- Ленинград, 1961. - 60 с
5. Гудкин Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. - М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2013.
- 256 с
6. Зеленцова Е., Гладких Н., Творческие индустрии: теория и практика. - М.: Издательский дом «Классика-XXI»,2010. - 240 с.
7. Ивлиев Г.П. Культурная политика и развитие законодательства о культуре в РФ: статьи и выступления / Г.П. Ивлиев. - М.:Норма:ИНФА-М,2012. - 208 с.
8. Камалова Г.Р. Музыкотерапия как средство развития музыкально-эстетической культуры детей и подростков в контексте социального здоровья / Вестник КазГУКИ-2018-№1. - С.77-83.
9. Микушина Т.Н. Секреты музыки: сб.статей / сост.: Т.Н. Микушина, Е.Ю. Ильина. - Омск: Изд.дом «СириуС»,2017. - 112 с.
10. Поведенческие стратегии потребителей культурной продукции: ценности, интересы, типология / И.В. Лашук [и др.] под науч. ред. И.В. Котлярова; Ин-т социологии; Нацакад.наук Беларуси. - Минск: Белорусская навука, 2017. - 299 с.
11. Савельева Н. Л. Музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармонических организаций Автореф. дис ... кандидата искусствоведения. - Саратов, 2013. - 28 с.
12. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
13. Шамсутдинова ДВ. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности. Дис. ... док-ра пед.наук. - Казань, 2003.
References
1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2017 goda № 240 «Ob ob"yavlenii v Rossij-skoj Federacii «Desyatiletiya detstva» [Electronic resource] https://rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html (Date of access 10.11.2018)
2. Anufrieva N., Anufriev E. Korsakova I., Slutskaya I., Shcherbakova A. Personal Aesthetic Values Development as the Basis for a Modern Musician's Spiritual Formation. Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy Vol 6 No 5 S1 September 2015.
3. Dave M. «The role of music in adolescent development: much more than the same old song» [Electronic resource] https://www.tandfonline.com (Date of access 10.11.2018)
4. Barinova M.N. «0 razvitii tvorcheskih sposobnostej uchenika» sbornik statej pod redakciej V. Mihelis. - Leningrad, 1961. - 60 s.
5. Gudkin D. Poj, igraj, tancuj! Vvedenie v Orf-pedagogiku - M.: Izdatel'skij dom «Klassika - XXI», 2013. - 256 s.
6. Zelencova E., Gladkih N., Tvorcheskie industrii: teoriya i praktika. - M.: Izdatel'skij dom «Klassika-XXI»,2010. - 240
s.
7. Ivliev G.P. Kul'turnaya politika i razvitie zakonodatel'stva o kul'ture v RF: stat'i i vy-stupleniya / G.P. Ivliev. -M.:Norma:INFA-M,2012. - 208 s.
8. Kamalova G.R. Muzykoterapiya kak sredstvo razvitiya muzykal'no-ehsteticheskoj kul'tury detej i podrostkov v kontekste social'nogo zdorov'ya / Vestnik KazGUKI-2018-№1. - S.77-83.
9. Mikushina T.N. Sekrety muzyki: sb.statej / sost.: T.N. Mikushina, E.YU. Il'ina. - Omsk: Izddom «SiriuS»,2017. - 112
s.
10. Povedencheskie strategii potrebitelej kuTturnoj produkcii: cennosti, interesy, tipolo-giya / I.V. Lashuk [i dr.] pod nauch. red. I. V. Kotlyarova; In-t sociologii; Nac.akad.nauk Belarusi. - Minsk: Beloruskaya navuka, 2017. - 299 s.
11. Savel'eva N. L. Muzykal'noe prosvetitel'stvo v deyatel'nosti koncertno-filarmonicheskih organizacij Avtoref dis. ... kandidata iskusstvovedeniya. - Saratov, 2013. - 28 s.
12. Cypin G. M. Obuchenie igre na fortepiano: Ucheb. posobie dlya studentov ped in-tov po spec. № 2119 «Muzyka i penie». - M.: Prosveshchenie, 1984. - 176 s.
13. Shamsutdinova D.V. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor social'no-kul'turnoj integracii lichnosti. Dis. ... dok-ra ped.nauk. - Kazan', 2 003.
УДК 78.04
Г. Р. Маликов
СОВРЕМЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ФАГОТОВАЯ КУЛЬТУРА В КАЗАНИ.
ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ.
В данной статье рассматриваются проблемы и тенденции современной исполнительской фаготовой культуры в Казани, затрагиваются вопросы становления фаготовой исполнительской культуры за рубежом и в Республике Татарстан, даётся обоснование проблем и тенденций в исполнительстве на фаготе в Казани в настоящее время.
Ключевые слова: фагот, духовая исполнительская культура, духовые музыкальные инструменты, сольное исполнительство, репертуар, современные тенденции, проблемы исполнительства, государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Казань.
Gaisa R. Malikov MODERN PERFORMING CULTURE FOR THE BASSOON IN KAZAN. PROBLEMS AND TRENDS.
In this article the problems and trends of modern performing culture for the bassoon in Kazan are analyzed. Also the questions of bassoon development culture in the Republic of Tatarstan and abroad are researched. This piece also generalizes and deepens nowadays bassoon performing culture in Kazan.
Key words: bassoon, brass performing culture, wind instrumente, solo performance, repertoire, modern trends, performance problems, State Symphony Orchectra of the Republic of Tatarstan, Kazan
Современные процессы в социальной, культурной и экономической жизни России и регионов, обусловливают огромной интерес к духовой исполнительской культуре. Республика Татарстан, в частности Казань, не является исключением. Высокой популярностью среди населения в настоящее время пользуются массовые праздники на открытом воздухе, фестивали, театрализованные постановки, так называемые «ландшафтные спектакли», концерты на станциях метро и другие формы зрелищного искусства. Такого рода мероприятия несут в себе общедоступность культурных ценностей, что способствует повышению общекультурного уровня населения. На этой волне исполнительство на духовых инструментах, в частности на фаготе, начинает пользоваться большой популярностью.
Фагот в мировой исполнительской культурной практике, известный ещё с XVI века, широко применяется на протяжении уже многих веков в разного рода оркестровой, сольной и ансамблевой музыке. Фагот обладает совершенно уникальным и узнаваемым тембром и прекрасно сочетается со многими музыкальными инструментами других групп [10].
Активное становление фаготового исполнительства было связано с развитием западноевропейского профессионального искусства, с усовершенствованием устаревшей бомбарды и заменой её на фагот. Возникла острая необходимость создания инструмента с низким звучанием и с большими техническими характеристиками.
В результате непрерывной эволюции фагот прочно вошёл в композиторскую и исполнительскую практику. Многие известные композиторы очень любили использовать фагот как в своём сольном, так и в симфоническом творчестве:Л. Бетховен, Г. Берлиоз, М. Равель, П. Чайковский, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Губайдулина, Ю. Каспаров, Е. Подгайц, П. Булез, Д. Уильямс и многие другие.
Появление профессионального исполнительства на фаготе в Республике Татарстан было тесно связано с мировыми и российскими тенденциями в отношении исполнительства на фаготе. Основное влияние оказывали иностранные профессиональные фаготисты, зарубежные духовые «школы», а также музыканты из России.
Развитие фаготового исполнительства в нашей республике, прежде всего, стало возможным вследствии развития профессионального образования в Республике Татарстан. Первая частная музыкальная школа Казани, под руководством Р.А. Гумерта, где впервые в Казани были открыты музыкальные классы для обучения духовиков, музыкальное училище и