УДК 111.85.7.01
DOI 10.25513/1812-3996.2018.23(4).198-203
ЭСТЕТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО СОТВОРЧЕСТВА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ: РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИЧНОСТИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
О. М. Мазаненко
Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, Луганск
Информация о статье
Дата поступления 03.04.2018
Дата принятия в печать 17.10.2018
Дата онлайн-размещения 14.12.2018
Аннотация. В статье прослеживается закономерность формирования творческой личности и эстетического воспитания музыкальными средствами в раннем детском возрасте. Рассматривается специфика формирования эстетических и творческих проявлений с привязкой к психофизиологическим особенностям развития ребенка одного-трех лет. Подчеркиваются важность и характер общения, сотворчества взрослых и ребенка, а также даются рекомендации по организации среды, использования музыкальных произведений и средств музыкальной выразительности.
Ключевые слова
Принцип развития, эпигенетическая теория, модус эго, сотворчество, эмоциональность, волевые качества, самоконтроль, музыка, звуковая среда, музыкальная эстетика, воспитание
AESTHETICS OF MUSICAL CO-CREATION IN EARLY CHILDHOOD: THE DEVELOPMENT OF THE PHILOSOPHY OF IDENTITY (PSYCHOLOGICAL ASPECT)
O. M. Mazanenko
Lugansk State Academy of Culture and Arts after M. Matusovsky, Lugansk
Article info
Received 03.04.2018
Accepted 17.10.2018
Available online 14.12.2018
Abstract. The article traces the pattern of creative personality forming and aesthetic education by musical means in early childhood. The peculiarities aesthetic and creative manifestations are considered with reference to the psycho-physiological features of 1-3 year olds development. The importance of communication and its patterns, co-creation of adults and children are emphasized, besides, the recommendations are given on the organization of the environment, the use of music and means of musical expressiveness.
Keywords
Principle of development, epigenetic theory, mode of ego, co-creation, emotions, volitional qualities, self-control, music, sound environment, musical aesthetics, upbringing
Творчество - одна из центральных проблем философской науки, обусловленная рядом основных, извечных как онтологических, так и гносеологиче-
ских вопросов: бытия, мироздания, сущности сознания, познания объективной реальности, субъективности нового и т. д. Современные философские сту-
дии фокусируют внимание на понимании того, в чем состоит онтологический смысл творческой деятельности и благодаря чему вообще становится возможным рождение нового в творчестве [1, с. 84].
Одной из центральных проблем творчества выступает его эстетическая составляющая, механизмом которой служит освоение родовой всеобщности сущего, трансформирующегося через субъективные переживания творческой личностью бытийных смыслов.
Современные ученые, занимающиеся вопросами эстетики, обращают внимание на то, что для понимания искусства становится важным осмысление природы творчества как эстетически значимого феномена культуры, а не просто предмета художественного постижения. Эстетические проблемы, связанные с пониманием творчества, очерчивают новую проблемную направленность всей эстетической науки, а именно - зарождение и становление личности творца. На наш взгляд, перспектива продвижения эстетической мысли в обозначенном направлении предполагает, в первую очередь, глубокое понимание онтогенетических закономерностей развития личности. Следовательно, ключевым теоретико-методологическим объяснительным механизмом формирования, воспитания эстетических чувств, вкусов, предпочтений, раскрытия творческого потенциала и становления творческой личности может выступать принцип развития [1, с. 112].
Зарождение принципа развития связано с диалектикой Гераклита (учение о текучести вещей), философией Августина (понятие необратимости времени и изменений), идеями Аристотеля (принцип поступательности и возрастающей сложности организации живых тел), взглядами Плотина и Прокла (временные корреляты развития), учением Платона (воплощение природных процессов развития как целевое воплощение идеи в косной материи) [2, с. 18-34].
Особо значимыми для раскрытия проблематики данной статьи считаем положения Г. Лейбница о заданности, фиксированности тех стадий, которые должен пройти организм, А. Бергсона о многовариантности и отсутствии закрепленных траекторий развития, Ф. Шеллинга о превращении в процессе развития в иные сущности через дуалистичность возникновения и уничтожения, прерывности и непрерывности, наступления и ухода, появления и гибели.
Наиболее обобщенно учение о всеобщем развитии прописано в трудах Г. Гегеля. Философ представляет весь мир с его природным, духовным, историческим началом как беспрерывное движение, из-
менение, с присущими ему источниками развития, механизмами, законами [2].
Закономерный характер развития, подчиненность его определенным законам, а также преемственность и поступательность указывают на то, что понимание зарождения творчества, первых шагов на пути музыкального творчества, в частности, возможно благодаря обращению к онтогенетическому анализу развития творческой индивидуальности. Здесь особо значимым становится взаимодействие достижений двух научных областей - эстетики и психологии.
Проводя линию эстетико-психологического анализа формирования творческой личности музыканта, обращаясь к принципу развития, мы фокусируем наше внимание на проблеме закономерностей развития качеств, свойств, проявлений, определяющих творческое начало личности на различных жизненных этапах.
Приступая к детальному изучению обозначенной проблемы, считаем целесообразным остановиться более подробно на таком периоде развития, который в психологии получил название «раннее детство» (1-3 годы жизни). Этот период - особая фаза психического развития, во всех направлениях происходит становление качественно новых образований психики. Как утверждают исследователи (Л. Выготский, Г. Ревеш, Б. Теплов), именно музыкальные способности проявляются раньше других. Кроме того, дети этого возраста не ощущают себя отдельно от внешнего окружения, от других людей, от мира в целом. Они эмоционально реагируют на всё, что познается с помощью чувств. В процессе познания окружающего мира ребенок постепенно осваивает весь спектр эмоциональных переживаний - от кратковременных до стойких, которые оставляют свой отпечаток на формировании творческой личности маленького исследователя. Одним из наиболее влиятельных инструментов развития эмоционально-чувственной сферы личности является искусство, прежде всего музыка.
Анализ закономерностей формирования творческой личности в музыкальном искусстве в первые три года жизни базируется на общих закономерностях развития человека.
Первая стадия развития личности, по Э. Эрик-сону (орально-сенсорная), охватывает первый год жизни. Центральная задача, решаемая на этом этапе, - проработка необходимого баланса между базисным доверием и недоверием к миру. Модус эго - модус впитывания (вбирания) в себя. Сначала
ребенок психологически смотрит и впечатывает всё, что видит вокруг себя, но это пока пассивное вбирание. Затем - активное вбирание (хватает разные предметы, исследует их). Ценные качества, приобретаемые на данном этапе, - это энергия и надежда. В результате удачного прохождения этой стадии закладывается фундамент для раскрытия творческого потенциала. Мир во всех его проявлениях выступает как непостижимый, притягательный, многогранный. В этом мире творец находит вдохновение для самореализации, его влечет бесконечный интересный процесс познания, постижения. Человек, не прошедший удачно эту стадию в любой деятельности, предполагающей творчество, будет проявлять тревожность, излишнюю осторожность, страх открытий, нежелание перемен [3, с. 29].
Ведущим видом деятельности ребенка первого года жизни является непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми. Главное для младенца -эмоциональная связь со взрослым и удовлетворение через нее и с помощью нее своих потребностей. Эмоции младенца длятся ровно столько, сколько в поле восприятия находится соответствующий им раздражитель. Наблюдения М. Лисиной показали, что попытки организовать общение с младенцем трех месяцев на основе чисто словесных воздействий взрослого бесплодны - ребенок «берет» лишь экспрессивную сторону обращения [4, с. 35]. Это может указывать на то, что именно восприятие музыки является той природной эмоционально-выразительной основой и естественной средой, к которой тяготеет ребенок с первых дней жизни.
Учитывая закономерности развития ребенка первого года жизни, мы понимаем, насколько значимой в этот период может стать музыка. Многогранный, разнообразный мир звуков окружает и сопровождает ребенка постоянно. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе. Резкий звук, например хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 34-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника [5].
Использование успокаивающих мелодий, по-певок-забавок, разнообразных интонаций в обращениях к ребенку значительно обогащает мир восприятия малыша. С целью установления общения со взрослыми дети также используют паралингвистику. В исследовании Р. Тонковой-Ямпольской (1968) с помощью акустического анализа выявлено различие
звуков недовольства и спокойного гуления (повествовательная интонация). С третьего месяца у ребенка появляются звуки радости и смеха, с шестого -интонация радости дифференцируется: возникает радость с восклицанием и более спокойные веселые звуки. С семи месяцев выделяется интонация, сходная по своей структуре с эмоциональной просьбой, и выразительное спокойное гуление, похожее на интонацию утверждения у взрослого. С десяти месяцев выявляется настойчивая интонация, близкая к убеждению и требовательному повелению у взрослого. И, наконец, на втором году жизни добавляется интонация вопроса [6].
Одной из главных забот любящей матери является уравновешивание эмоциональных реагирований ребенка. Это выражается в стремлении оградить ребенка от резких пугающих звуков, применении звуко-интонационных включений, успокаивающего, убаюкивающего характера в сочетании с укачивающими движениями. С первых месяцев жизни малыши с удовольствием слушают музыку, предпочитая красивые мелодии и звуки колокольчиков. Даже очень маленькие дети демонстрируют «комплекс оживления», услышав знакомые мелодии, и плачут при грубых, неприятных звуках [5].
В. Романец отмечает, что после первого года жизни у ребенка постепенно появляются предпочтения в предметном мире, первый интерес к определенным вещам, игрушкам, стойкое увлечение, первое эмоциональное оценивание качеств предметов [7].
Значительно обогатить предметную деятельность как предпосылку развития творчества могут вещи, предметы, игрушки с различными звучаниями. Так, ребенок уже может ориентироваться в разнообразных звуках, которые передают разные погремушки. Причем ребенок останавливает чаще свой выбор именно на музыкальных игрушках, чем на «молчаливых». Ребенку может нравиться или не нравиться предмет из-за определенного издаваемого звука. Малыш может определять и затем заранее ожидает те звуки, которые он уже слышал при соприкосновении различных поверхностей. Мелодия знакомой колыбельной включает рефлекс успокоения и означает для ребенка переход ко сну.
Таким образом, на протяжении 1-го года жизни для раскрытия творческого потенциала ребенка его исследования простых и наиболее общих физических качеств предметов целесообразно сопровождать музыкальными включениями.
В свою очередь обращение к музыке и вовлечение ребенка в сотворчество способствует закладке
базового доверия к миру через приобщение к ценностям прекрасного, вечного.
С самого начала своего существования задачей музыки было устранение разлада между человеком и природой. За видимой простотой форм на первый взгляд примитивной музыки скрыто сложнейшее ядро человеческого мировоззрения и его духовность как врожденный потенциал, с одной стороны, и как акме - с другой [8, с. 18].
Чуткое внимание к ближайшей звуковой среде соединялось в этой музыке с космическим порядком природных явлений. В этом пространстве - от элементарного подражания голосам природы, присущим вещам, растениям, животным, до выражения многогранности своего внутреннего мира. В первый год жизни целесообразно включать в жизнедеятельность ребенка звуки природные, элементарно-подражательные, характерно-образные. Чуткое, внимательное отношение к интонационным звуко-голосо-вым проявлениям ребенка также поможет понять характер его отношения к миру, степень сформиро-ванности базового доверия к нему [9, с. 58].
Таким образом, для ребенка этого периода развития ситуация «пра-мы», непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности и тесные симбиотические отношения с матерью позволяют рассматривать как сотворчество интонационно-музыкальные проявления матери, а также включение в предметный мир как можно большего количества музыкально-звуковых проявлений.
Следующая стадия развития личности (мы-шечно-анальная) охватывает второй и третий годы жизни. Возможно формирование автономии как прогрессивного развития этапа или стыда и сомнения как отрицательной эго-модальности. Модус эго на психологическом уровне сосредоточен на поиске ответа на вопрос «могу ли я быть автономным, самостоятельно управлять собой?» [3, с. 84].
Воля, самоконтроль - те ценные качества, которые приобретаются на данном этапе жизненного пути. Ближайшее социальное окружение, предоставляя ребенку делать самостоятельно то, что ему доступно, дает ощущение владения собой, своим телом, побуждениями, а значит и в определенной мере средой, миром. Успешность прохождения этой стадии зависит от соотношения сотворчества и свободы самовыражения. Дозированность такого соотношения формирует чувство собственного достоинства, доброжелательность, готовность действовать и гордость своими достижениями.
По утверждению многих исследователей, среди качеств творческой личности особое место занимают волевые характеристики, самоконтроль. Совершенно естественно, что в процессе самораскрытия в музыкальном творчестве у человека может возникнуть и сомнение, и нерешительность, и неуверенность в себе и в том, что он делает. Такие ситуативные состояния и проявления в творчестве не редкость. Если же такие состояния появляются в данном возрасте и закрепляются, то в дальнейшем это может привести к блокированию творчества.
На втором году жизни, подчеркивает В. Рома-нец, значима детская фантазия в раскрытии творческого потенциала [7, с. 71].
От 1 до 3 лет в фантазии дети полностью опираются на реальные предметы, но если нет предмета, то им сложно воспроизвести знакомые движения. Учитывая то, что музыка не «опредмечена», естественным путем познания музыки ребенком в этом возрасте становится движение. В это время нужно начинать вместе петь детские песенки, а потом и танцевать под них [9].
Раскрывающийся мир звуков, интонаций, музыкальных форм и ритмов в восприятии ребенка связан с непостижимым, безмерным, космическим. Но постепенно ладовый окрас, темп, ритм музыки всё более дифференцируется в связи с привязкой к определенной ситуации, эмоции.
Ребенок, усваивая в сотворчестве с родителями схему определенных игровых действий (хлопки, притопы, приседания, повороты, наклоны, движения рук и т. д.) сопровождает их фиксированными музыкальными проявлениями, тем самым приближаясь к неким ритуальным, привычным действиям. Двигательные ритуалы в музыкально-песенном сопровождении позволяют впервые познать прототип системности мироздания, ощущения структурности, последовательности и завершенности.
Наблюдения показывают, что в том случае, когда взрослые предпринимают попытки незначительного изменения порядка действий или музыкального сопровождения даже на интонационном уровне, дети испытывают разочарование, переживают негативные эмоции, отказываются принимать модифицированную двигательно-музыкальную игру.
В связи с выше сказанным следует отметить важнейшую роль музыки в рациональном познании мира и развитии когнитивной сферы ребенка [8, с. 44].
Вместе с тем, учитывая огромные возможности влияния музыки на эмоциональные состояния,
важно использовать накопленный на сегодня материал о характере влияния различных стилей музыки и конкретных музыкальных произведений для развития ребенка в целом и закладки его творческих качеств в частности.
В программы по музыкально-эстетическому воспитанию для детей до трех лет рекомендуется включать мелодичную и неагрессивную классическую музыку Моцарта, Шопена, Бетховена, Чайковского, Вивальди; звуки природы и голоса животных, детские песни и музыкальные спектакли с ярко выраженной образностью [6].
Безусловно, следует отметить особую роль классической музыки в эстетическом воспитании и творческом становлении ребенка. Так, А. Томатис пришел к выводу, что музыка В.А. Моцарта по темб-ральному окрасу близка к голосовым характеристикам, а также совпадает с биоритмами головного мозга. Описывая позитивное влияние музыки на мышление детей в раннем возрасте, исследователь вводит понятие «Эффект Моцарта».
О значимости классической музыки на ранних стадиях развития ребенка утверждали также невролог Фран Роше, педагог Карл Орф. В современной практике широко используют музыкальную терапию. Основная идея ее использования для детей раннего возраста - нормализация эмоционально-чувственной сферы, сопереживание, эстетическое обогащение образами, музыкально-сенсорное развитие [6, с. 14].
Но, пожалуй, наибольшее влияние классическая музыка в раннем детстве может оказать на формирование эстетического вкуса. Безусловно, эстетический вкус связан со способностью судить, отдавать предпочтения, иметь собственные мнения. У ребенка 1-3-го года жизни нет таких возможностей в связи с отсутствием критичности мышления, жизненного опыта и вообще самостоятельной эго-позиции. Но как раз включение в домашнюю среду классической музыки и приводит к заинтересованности и чувствительности к прекрасному, к профилактике неразборчивости и всеядности.
Освоение классической музыки целесообразно организовать как естественную среду жизнедеятельности ребенка, сочетая с занятиями художественным творчеством - рисованием, лепкой и аппликацией, что расширяет опыт творчества, развивает и уточняет восприятие мира не только на когнитивном уровне, но и учит чувствовать и любить прекрасное.
Кроме того, это позволяет формировать уникальную способность использования в восприятии
сразу нескольких чувственных каналов. Такая особенность восприятия получила название синестезии, и по утверждению ученых и практиков (Б. Теплов, Т. Радынова, К. Орф и др.), к синестезии есть способность у всех людей, но постепенно она атрофируется в связи с ограничением взаимодействия с окружающим миром только с помощью «дежурного» чувства определенной модальности и не более. В раннем детстве такая способность еще не утрачена и для ее раскрытия и поддержания существуют некоторые рекомендации, как то: слушание классической музыки в исполнении разных музыкантов, на различных инструментах.
Вместе с тем, особенности развития детей первых трех лет жизни позволяют утверждать, что приобщение ребенка к музыке в этот период нужно рассматривать как игровой вид творчества. К пению и знакомству с музыкальными инструментами целесообразно относиться как к модификации игры.
Таким образом, содержание общения с музыкой - это игра, а его форма - эстетическое освоение действительности. Причем игровое и эстетическое практически полностью сливаются. Истинный смысл эстетического воспитания детей раннего возраста заключается в том, чтобы научить детей видеть прекрасное, жить по законам гармонии, создавать прекрасное вокруг себя [1, с. 132]. Наряду с эстетическим воспитанием сотворчество с детьми первых трех лет жизни с помощью музыки закладывает такие важнейшие качества творческой личности, как базовое доверие к миру, надежда, энергия, чувство собственного достоинства, доброжелательность, готовность действовать и гордость своими достижениями, а также волевые качества и самоконтроль. Собственно, значимость этих качеств возводит их в ранг аксиологической составляющей музыкального творчества.
Эстетическое воспитание нельзя полностью подчинить законам дидактики. Оно, как и детское творчество не несет функции пользы в социальном плане, оно наивно, бескорыстно и естественно встроено в отношения взрослых и детей. Обращение к объяснительному принципу развития, дающее возможность понимания закономерностей психического развития ребенка первых трех лет жизни позволит верно расставить приоритеты в организации домашней среды и сотворчества родителей с детьми, что в свою очередь выступает главным фа-силитативным условием раскрытия творческого потенциала, в том числе и в музыкальном искусстве, в раннем детстве.
Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 4. С. 198-203
ISSN 1812-3996-
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества : научно-метод. пособие для аспирантов и молодых преподавателей. URL: philosophy.allru.net/perv265.html (дата обращения: 04.02.2018).
2. Миронов В. В. Философия : учебник для вузов. Диалектика бытия: принцип развития. URL: http://www.philosophica.ru/mironov2/12.htm (дата обращения: 04.02.2018).
3. Эриксон Э. Г. Детство и общество. 2-е изд., перераб. и доп. / пер. с англ. СПб. : Ленато : ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009. 410 с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : Союз, 1997. С. 22-36.
6. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений : монография. СПб. : ДНК, 2001. С. 18-34.
7. Романец В. А. Психология творчества. Киев : Либщь, 2004. С. 12-68.
8. Клюев А. С. Музыка. Философия. Синергетика. СПб. : Астерион, 2012. 200 с.
9. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. М. : Влада, 1997. 186 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Мазаненко Оксана Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры рекламы и PR-технологий, Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского, 91000, Украина, г. Луганск, Красная площадь, д. 7; e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Mazanenko Oksana Mikhailovna - Candidate of Psychology Sciences, Docent of the Department of Advertising and PR-Technologies, Lugansk State Academy of Culture and Arts M. Matusovsky, 7, Krasnaya ploshchad, Lugansk, 91000, Ukrain; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Мазаненко О. М. Эстетика музыкального сотворчества в раннем детстве: развитие философской личности (психологический аспект) // Вестн. Ом. унта. 2018. Т. 23, № 4. С. 198-203. ЭО! : 10.25513/1812-3996.2018.23(4).198-203.
FOR CITATIONS
Mazanenko O.M. Aesthetics of musical co-creation in early childhood: the development of the philosophy of identity (psychological aspect). Vestnik Omskogo uni-versiteta = Herald of Omsk University, 2018, vol. 23, no. 4, pp. 198-203. DOI: 10.25513/1812-3996.2018. 23(4).198-203. (in Russ.).