Научная статья на тему 'Специфика музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма младших школьников'

Специфика музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2645
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА / СПЕЦИФИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР / THE NATURE OF MUSICAL RHYTHM AND MUSICAL-RHYTHMIC FEEL / SPECIFICITY / CLASSIFICATION / FUNCTIONS OF MUSICAL AND DIDACTIC GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белевцова Алла Михайловна

В статье исследуются специфика и классификация музыкально-дидактических игр, осуществлен анализ педагогического опыта по использованию музыкально-дидактических игр в педагогической общеобразовательной практике как эффективного средства развития чувства ритма младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of musical and didactic games in the development of sense of rhythm younger students

The article examines the specificity and classification of musical and didactic games, the analysis of pedagogical experience in the use of musical-didactic games in teaching of General practice as an effective means of developing a sense of rhythm to younger children.

Текст научной работы на тему «Специфика музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма младших школьников»

SPECIFICS OF MUSICAL AND DIDACTIC GAMES IN THE DEVELOPMENT OF SENSE OF RHYTHM YOUNGER STUDENTS Belevtseva Alia Mihailovna, Senior Professor, Chair of Theory and Methodology Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

The article examines the specificity and classification of musical and didactic games, the analysis of pedagogical experience in the use of musical-didactic games in teaching of General practice as an effective means of developing a sense of rhythm to younger children.

Keywords: the nature of musical rhythm and musical-rhythmic feei; specificity, classification and functions of musical and didactic games.

СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР УДК 398.221 В РАЗВИТИИ ЧУВСТВА РИТМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье исследуются специфика и классификация музыкально-дидактических © Белевцова A.M., 2015 игр, осуществлен анализ педагогического опыта по использованию музыкально-дидактических игр в педагогической общеобразовательной практике как эффективного средства развития чувства ритма младших школьников. Ключевые слова: сущность музыкального ритма и музыкально-ритмического чувства; специфика, классификация и функции музыкально-дидактических игр.

В современной практике музыкального образования значительный опыт активизации интереса к различным видам деятельности, направленных на развитие музыкальных способностей, музыкально-эстетического развития, музыкальной культуры и т.д. [4] В частности, проблема развития чувства ритма посредством дидактической игры исследована в трудах В.К. Белобородовой, H.A. Ветлугиной, Л.Г. Дмитриевой, Т.А. Ждановой, Т.В. Нагорной, О.П. Радыновой, Н.М. Черноиваненко и других. В исследованиях данной проблематики отмечается эффективность использования музыкально-дидактических игр на уроках музыки как средства развития чувства ритма младших школьников. Накопленный опыт находит свою реализацию в педагогической практике уроков музыки в системе общеобразовательной школы. Однако данная проблематика сохраняет свою актуальность и практическую значимость.

Предваряя исследование специфики музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма младших школьников, представляется целесообразным определить сущность музыкального ритма и музыкально-ритмического чувства. Очевидно, что музыкальный ритм как один из элементов музыки реализуется в определенном действии человека и выражается чувством ритма, который всегда носит эмоциональный характер и имеет определённую выразительность. O.A. Апраксина в исследовании сущности ритма определяет ритм как один из первоисточников, первоэлементов музыки и как особенно важнейший компонент для музыкального искусства. По мысли автора, развитие ритмической стороны музыкального искусства проходило параллельно с развитием гармонии, мелодики и других элементов [2]. Суммируя все многообразие определений сущности музыкального ритма важно подчеркнуть его прикладное значение, понимаемое как закономерное распределение во времени ритмических единиц и подчинение регулярному чередованию опорных переходных долей времени, которое совершается с определенной скоростью [1]. Это определение выявляет метроритмическую сущность музыкального ритма, которая совершается в определенном темпе.

В определении сущности музыкального ритма ученые характеризуют музыкально-ритмическое чувство как способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность

БЕЛЕВЦОВА Алла Михайловна, старший преподаватель, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

музыкального ритма и точно его воспроизводить. Специфичность музыкально-ритмического чувства отмечается особенностью проявления в том, что процесс слушания, восприятия музыки непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. H.A. Ветлугина под чувством ритма понимает способность, лежащую в основетрёх проявлений музыкальности, а именно, ладового чувства, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства, которые связаны с восприятием, воспроизведением и изобретением временных отношений в музыке.

В исследовании проблемы развития чувства ритма младших школьников ученые подчеркивают эффективность использования музыкально-дидактических игр как технологических средств развития. Проблема соотношения обучения и игровой деятельности, в том числе и музыкально-дидактической, отражена в трудах педагогов и психологов Е.А. Аркина, Л.С. Выготского, З.М. Истоминой, А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Л.С. Славиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина.

А.Ф. Лобова, в частности, отмечает особую роль и значимость музыкально-дидактических игр в музыкальной деятельности младших школьников, основное отличие которых заключается в том, что игры содержат в себе обучающую и воспитывающую задачу, игровые действия участников и обязательные правила игры. Автор выделила следующие функции музыкальных игр:

- устойчивый интерес к музыке;

- снятие напряжения в процессе музыкальной деятельности;

- психические новообразования;

- освоение витальных, социальных и идеальных ритмов;

- создание художественно-музыкального образа;

- самовыражение в процессе активной деятельности;

- нахождение адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей [7].

В соответствии с результатами опытно-экспериментальных исследований развитие у учащегося навыков ритмической деятельности в процессе игры протекает в три этапа: ознакомительный, изобразительно-выразительный, сюжетно-ролевой.

H.A. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий школьников.

А.Ф. Лобова предлагает дальнейший подбор эффективного комплекса музыкальных игр и их классификацию по задействованию психических процессов учащихся [7]. Она выделяет:

1. Функциональные игры, направленные на соматическое развитие учащихся, которое предполагает снятие физического напряжения, ритмизация движений тела, конечностей. В эту группу входят музыкально-ритмические игры, пластические игры, ритмическое фантазирование.

2. Рецептивные игры, опирающиеся на восприятие внешних импульсов ритма. Активную роль в освоении ритмов окружающего мира играют органы чувств: зрение, слух, осязание и так далее. Ритмическая организация картинок, пространства, различных шумов, звуков является содержанием данных игр. Также к данной группе относят игры на развитие образно-ассоциативного мышления, игры на развитие музыкального ритма, музыкально-дидактические игры, музыкальные игры импровизации.

3. Ролевые игры, в которых учащимся предлагается вжиться в различные роли. Они осваивают определённые типажи, образы, характеры героев, могут выступать в качестве исполнителей (скрипач, пианист), композиторов, критиков. Сюда относят коллективные игры, этюды, музыкальные сценки, сюжетные и театрализованные игры. Они требуют от детей более самостоятельных и зрелых действий. В эту группу кроме театрализованных игр, входят игры, направленных на развитие фантазирования, игры-импровизации.

4. Конструктивные игры направлены на создание чего-либо нового, причём основное внимание уделяется результату. В этих играх необходимо обеспечить ребёнка конструктивным материалом. В эту группу могут быть включены музыкально-дидактические игры, игры на музыкальных инструментах, вербальная ритмизация, пространственная ритмизация [8].

Музыкально-дидактические игры различаются по выдвижению инициативы при их организации на те, что создают сами школьники и организует учитель. По степени двигательной активности выделяют настольные, подвижные и хороводные. Различные игры могут быть направлены на развитие как личностных черт учащегося, так и психических процессов, творческих музыкальных способностей и развитие чувства ритма.

Активизация музыкально-ритмического чувства учащихся, по мнению ученых, осуществляется в игровых ситуациях с помощью привлечения ассоциативных связей между элементарными ритмическими представлениями и

наблюдаемыми жизненными явлениями [6]. В методических пособиях рекомендуется начинать развивать музыкально-ритмическое чувство с заданий, выполняя которые школьники должны передать на ритмических инструментах равномерную пульсацию метрических долей маршевой музыки во время ее исполнения педагогом. Выполнению такого задания способствуют движения под музыку, проведение аналогий между пульсацией сильных и слабых долей в музыке и биением человеческого сердца [7].

П.О. Вейс большое внимание уделяет разработке взаимосвязи ритмического чувства и музыкальной импровизации. Автор подчеркивает, что основой музыкальной импровизации является предварительная эмоциональная и образная настройка [3]. Умение настроиться в определённом темпе, размере, характере движения, представить себе заранее технические детали ритма П.О. Вейс считает необходимым условием в развитии выразительности и музыкальности импровизаций [3].

Методисты А.Ф. Лобова и O.E. Дрень выделили необходимыеусловия организации игровой деятельности для развития чувства ритма у младших школьников.

1. Учёт принципов систематизации, ритмизации и интеграции в организации игровой деятельности.

2. Введение планов-сценариев работы с классом. Это позволяет осуществлять ритмизацию учебно-учительного процесса.

3. Включение детей в пластическое самовыражение.

4. Развитие чувства ритма возможно лишь при условии сочетания различных видов ритмически организованной деятельности, к которым относятся эвритмия, ритмопластика, ритмизация слова, ритмографика, простран-створитмия.

5. Проведение пластического самовыражения возможно лишь при определённых педагогических условиях, которые включают разнообразные формы и этапы самовыражения в процессе движения. Детьми последовательно осваивается образное самовыражение [7].

Те же авторы отмечают, что эмоциональный фон, эмоциональное состояние детей становится определяющим в формировании у них чувства ритма, а уроки музыки приобретают комплексный характер: ритм становится главным связующим компонентом всего материала, музыка представляет собой средство выражения ритмов, окружающая жизнь и внутренний мир ребёнка являются содержанием занятий... Состояние эмоций определя-

ется по экспрессивности, динамике, выразительности детей [7].

М.С. Осеннева и Л.А. Безбородова рекомендуют проводить на занятиях комплекс музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма, который состоит из трех блоков.

В первый блок методисты помещают игры, направленные на развитие образно-ассоциативного мышления учащихся в процессе ритмизации. Школьники учились соотносить характер ритма в музыкальных произведениях с образом героя, животного.

Во втором блоке методистами выделяются игры, которые развивают у младших школьников ритмическое фантазирование средствами музыкальных игр в процессе ритмически организованной деятельности.

Третий блок направлен на ритмическое самовыражение каждого ребёнка в процессе музыкально-ритмических игр [8].

Таким образом, анализ педагогического опыта позволяет заключить, что развитие чувства ритма на уроках музыки осуществляется в различных формах: слушание музыкальных произведений, беседы, связанные с ними; пение песен, в том числе разучивание новых и повторение старых; использование музыкально-дидактических пособий, вокальных, ритмических, ладовых упражнений; пение по нотам, запись нот; игра на простейших музыкальных инструментах.

Литература:

1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей : учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. - М.: Гуманит. Центр Вла-дос, 2004. - 61 с.

2. Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 2 - М., 1963. - 110 с.

3. Вейс П. О методике ритмического воспитания в первом классе общеобразовательной школы // Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М.: Музыка, 1975. - С. 3-49.

4. Григорьев А.Ф. Сохранить или искоренить духовность и нравственность в системе школьного образования? // KANT. - 2013. - №1 (7). - С. 124-127.

5. Григорьев А.Ф., Белевцова A.M. Оптимизация учебного процесса средствами развития творческой активности и профессиональной самореализации студентов факультета искусств // KANT. -2013.-№2(8).-С. 97-99.

6. Запорожец A.B. Изменение моторики ребёнка-дошкольника в зависимости от мотивов и условий его деятельности // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2. - 297 с.

7. Лобова А.Ф., Дрень O.E. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности. -Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 163 с.

8. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. -М.: Академия, 2001. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.