УДК 378.147
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ДИЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
О.В. Пастюк
Аннотация. В статье рассмотрены интерактивные формы обучения, которые целесообразно применять при изучении бакалаврами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: квесты, web-квесты, кейсы, социоигровые технологии (групповые формы работы), групповое проектирование и т.д. Все формы работы были апробированы автором на базе Северо-Восточного государственного университета, в связи с чем материалы данной статьи приобретают практическую значимость в свете реализации ФГОС ВО 3++.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, квест, web-квест, кейс, социогировая технология, бакалавр, компетенции, групповое проектирование, интерактив, интерактивная лекция ФГОС ВО 3++.
THE USE OF INTERACTIVE FORMS OF TRAINING BACHELORS IN THE STUDY
OF DISCIPLINE «LIFE SAFETY»
O. Pastuyk
Abstract. The article deals with interactive forms of learning, which are advisable to be used in the study of the discipline "safety of life" by bachelors: quests, web-quests, cases, social game technologies (group forms of work), group design, etc.All forms of work have been tested by the author on the basis of the North-Eastern state University, in connection with which the materials of this article acquire special practical significance, especially in the light of the implementation of GEF in 3++.
Keywords: safety, quest, web quest, case, sotsioigrovy technology, bachelor, competence, group design, interactive, interactive lecture GEF IN the 3++.
В связи с вступлением в силу в 2017 году ФГОС ВО (3++) изменились и подходы к организации образовательного процесса в высших учебных заведениях России. Несомненно, что каждый преподаватель должен организовать образовательный процесс таким образом, чтобы обучающиеся в полной мере овладели универсальными,
общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, установленными программами бакалавриата. Так, например, бакалавры направления «Педагогическое образование» должны овладеть компетенциями, отраженными в рисунке 1.
В данном контексте целесообразно отметить такую проблему, с которой сталкиваются большинство преподавателей вузов при обучении студентов различных направлений: довольно часто лекции проводятся сразу для нескольких профилей подготовки, т.е. одновременно в аудитории находятся будущие психологи, социологи, педагоги, юристы, менеджеры и т.д. У всех направлений подготовки бакалавров различные компетенции, следовательно, преподаватель должен организовать
образовательный процесс таким образом, чтобы были усвоены все компетенции, даже, если они различны.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) относится именно к
таким дисциплинам, которые изучаются всеми бакалаврами, но при этом усваиваться ими должны различные компетенции. Причем, нередки и такие случаи, когда у будущих бакалавров различных профилей различное количество часов для изучения дисциплины в учебном плане.
Опыт организации занятий со студентами Северо-Восточного государственного
университета (г. Магадан) дает автору статьи основание утверждать, что решить проблемы в данном направлении могут именно интерактивные формы обучения. С одной стороны данные формы обучения уже давно не являются инновацией и используются в российском образовании всех уровней: от детского сада до высшей школы. Но, вместе с тем, именно при изучении рассматриваемой в данной статье учебной дисциплины они применяются довольно редко.
Самое главное и самое важное в данном случае: это формирование субъект-субъектных взаимоотношений между участниками образовательного процесса, когда преподаватель создает на занятии такие условия, чтобы студент стал активным участником обучения. Он должен самостоятельно выбирать содержание учебной деятельности и средств ее реализации, быть активным в общении не только с однокурсниками, но и с самим преподавателем, а
главное - должен сам стремиться к Сотрудничеству с окружающими. Под Сотрудничеством в данном контексте понимается совместный труд = труд вместе. Таким образом, через коллективный труд студент
имеет возможность решить поставленную преподавателем проблему, предложить пути реализации коллективно разработанного проекта и т.д.
Научные основы педагогической деятельности
Рисунок 1.- Компетенции, которыми должны овладеть бакалавры направления «Педагогическое
образование» в соответствии с ФГОС ВО 3+ +
Итак, рассмотрим те формы интерактивного обучения, которые целесообразно применять именно при изучении БЖД (см. рис.2).
Интерактивная форма обучения в вузе - это специальная форма организации познавательной деятельности студентов, когда образовательный процесс организуется преподавателем таким образом, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания и изучения нового материала, когда они учатся коллективно или самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. По мнению ряда авторов, интерактивные формы обучения в вузе
позволяют обнаружить положительную динамику в критичности, гибкости, самостоятельности и глубине мышления, в речевой компетентности, в сформированное™ общеучебных навыков студентов [4].
Большой популярностью в среде современной молодежи пользуются квесты, которые могут быть не только различной тематики, но и различного уровня сложности. С большим интересом студентами воспринимаются квесты и по такой дисциплине как «Безопасность жизнедеятельности».
Рисунок 2.- Интерактивные формы обучения при изучении дисциплины БЖД
Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки, логические задачи и т. д. Вместе с тем, квсеты в образовательное пространство России пришли из компьютерных игр, которые основаны на интерактивной истории с главным героем, управляемым игроком [2]. При организации квестов по БЖД преподаватель заранее объявляет студентам темы лекций и практических занятий, по которым будут составляться задания. Непосредственно перед началом игры студенты делятся на команды (целесообразно формировать 3-4 команды по 7-8 человек в каждой); каждая команда выбирает капитана и определяется с названием.
В ходе решения квеста участники должны найти ту аудиторию, где находится конверт с заданием, решить задание, показать ответ и получить букву от того слова, которое их команда должна собрать (например, слова: «безопасность» или «жизнедеятельность»). Только после этого они получают следующее задание. Для определения номера аудитории предлагаются такие задания:
- ВГ0Ж - здесь зашифрован номер кабинета, где находится задание №1 для вашей команды;
- задание №2 находится в самом большом кабинете 4 этажа педагогического факультета;
- задание №3 находится в кабинете, номер которого равен 14.
Задания могут быть совершенно различными, главная особенность: при подготовке заданий преподаватель не должен выходить за пределы тех тем, которые рассматривались на учебных занятиях. Каждый участник победившей команды (т.е. выполнившей все задания первой и
собравшей зашифрованное слово), получает наибольшее количество баллов для рейтинга.
Весьма успешно на усвоение студентами дисциплины БЖД влияет применение м>вЪ-квестов (форма работы, когда обучающиеся используют интернет-ресурсы при выполнении поставленной преподавателем задачей). Как правило, это интернет-сайт, где размещаются задания в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В данном случае студенты коллективно решают определенную задачу, результатом чего является размещение готовых материалов на сайте или создание здесь же отдельной страницы [1].
Как правило, используются следующие виды заданий для веб-квестов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
- создание мультимедийной презентации или видеоролика по теме, предложенной преподавателем в рамках БЖД;
- разработка плана или проекта на основе заданных преподавателем условий;
- поиск и систематизация информации по конкретной теме дисциплины БЖД;
- решение головоломки или логической задачи, когда студентами делаются выводы на основе противоречивых и отрывочных фактов;
- проведение научного исследования на основе онлайн-источников (информация об извержении вулканов, землетрясений и т.д.).
Не менее продуктивно для качественного усвоения материала студентами вуза использование кейс-технологии. Некоторые ученые определяют этот термин как «метод конкретных ситуаций» или «деловая игра». По нашему мнению, эту технологию можно назвать «метод проблемных ситуаций», т.к. в основе кейса любой сложности всегда лежит проблема, которую необходимо решить различными способами. В ходе решения кейса студентам
необходимо проанализировать конкретную (заранее разработанную педагогом) ситуацию, разобраться в сути возникших проблем, предложить все возможные пути их решения и выбрать лучшие из них.
Здесь важно акцентировать внимание на том, что кейсы базируются на реальном фактическом материале. Они должны строиться преподавателем таким образом, чтобы у обучающихся имелась возможность осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний (в нашем случае - это БЖД), который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом целесообразно подчеркнуть, что сама проблема не должна иметь однозначных решений.
В процессе подготовки различных кейсов у преподавателя постепенно формируется банк кейсовых заданий, которые он может применять при подготовке бакалавров различных профилей. Темы кейсов в рамках дисциплины БЖД могут быть следующими:
- проблемы чрезвычайных ситуаций;
- поведение человека в конкретных чрезвычайных ситуациях;
Ситуация должна быть приближена к действительности и оформлена таким образом, чтобы можно было использовать накопленный жизненный опыт студента
Ситуация должна быть решаемой в условиях временных рамок, знаний, навыков и способностей студентов
Рисунок 3. -
На рисунке 4 представлены основные формы проектирования. Темы проектов по БЖД могут быть следующими (с учетом региональной специфики Магаданской области):
- доступная среда в г. Магадане;
- влияние компьютера на здоровье человека;
- экология Магаданской области: проблемы и пути решения;
- оценка защищенности образовательных организаций города, где расположен вуз;
- определение алгоритма действий для снижения риска бедствий муниципального образования, где расположен вуз;
- решение конкретной чрезвычайной ситуации в образовательной организации или медицинском учреждении муниципального образования, где расположен вуз.
На рисунке 3 представлены основные требования к ситуациям, которые должны быть заложены в основу кейса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Метод группового проектирования при его использовании на учебных занятиях по БЖД позволяет формировать у будущих бакалавров умение самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном
пространстве, организовывать самостоятельную деятельность, интегрировать знания из различных областей науки. Все это, несомненно, позволяет студентам более качественно усваивать те компетенции, о которых говорилось выше и, следовательно, позитивно влияет на весь образовательный процесс.
Ситуация должна содержать конкретную проблему, касающуюся БЖД
Ситуация должна допускать различные варианты решений
- экологические проблемы Охотского моря;
- природа Магаданской области, как отражение мирового экологического кризиса;
- здоровье современного человека, проживающего в условиях Магаданской области.
В рисунке 5 представлен алгоритм организации семинарского занятия по БЖД в форме группового проектирования.
Ситуация должна предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников
Основные требования к ситуациям, которые должны быть заложены в основу кейса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Групповое и индивидуальное проектирование
Исследовательские проекты
Творческие проекты
Информационные проекты
Рисунок 4.- Основные формы проектирования в рамках изучения учебной дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности»
Распределение участников в рабочие группы. Представление темы и алгоритма проектирования
Групповая работа по созданию проекта в рамках дисциплины БЖД
Экспертиза всех проектов экспертной группой (преподаватель + 2
студента)
Подготовка микрогруппами обоснования сильных и слабых сторон проекта; блиц-опрос участников микрогрупп
Рисунок 5. - Алгоритм семинарского занятия по дисциплине БЖД в форме группового
проектирования
Социогровые семинары - это также одна из интерактивных форм обучения, применяемая в практике не только вузов, но и российских школ.
Социоигровая технология при обучении студентов высших учебных заведений - это усвоение обучающимися активных форм жизнедеятельности для познания и утверждения их собственной личности. Достигаются эти задачи путем организации любого учебного взаимодействия, как игры-жизни между микрогруппами. Основа социоигровой технологии заложена в словах: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда
их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» [3, с.137].
В рисунке 6 представлена схема взаимодействия участников образовательного процесса при использовании социоигровой технологии.
Таким образом, при организации социоигрового семинара студенты
распределяются на команды (микрогруппы), и каждая команда коллективно решает задачу в рамках дисциплины БЖД, поставленную преподавателем.
Рисунок 6. - Схема взаимодействия участников образовательного процесса при использовании
социоигровой технологии
Одно из главных условий для продуктивной работы заключается в том, что преподаватель не навязывает свое мнение студентам, уважает мнение команды, даже, если оно не совпадает с его собственным, предоставляет возможность обучающимся аргументировано доказать свою точку зрения.
Формы интерактивных лекций довольно подробно описаны в методической литературе. В целом, интерактивная лекция в рамках дисциплины БЖД моет представлять следующую структуру. Выступление преподавателя БЖД перед аудиторией студентов в течение 1,5-3 часов (т.е.1-2 пары) с применением следующих активных форм обучения:
- фасилитация, т.е. профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных преподавателем целей;
- управляющая дискуссия или беседа;
- модерация (приведение участников лекции в равновесие, а также управление и регулирование их деятельностью);
демонстрация мультимедийной
презентации или видеоролика по рассматриваемой теме БЖД; мозговой штурм; мотивационная речь.
Резюмируя изложенное, можно
констатировать, что действующие ФГОС ВО 3++, требуют от преподавателя вуза активизации учебного процесса и построения его таким образом, чтобы студенты разных профилей могли усвоить все необходимые компетенции. Нельзя не отметить и то, что сегодня в России, как и во всем мире, большое внимание уделяется обеспечению
безопасности жизненного пространства человека, и именно поэтому особую значимость при подготовке бакалавров приобретает такая учебная дисциплина как «Безопасность жизнедеятельности». По нашему мнению, рассмотренные в статье интерактивные формы обучения могут повысить качество образовательного процесса в соответствии с требованиями новых стандартов.
Литература:
1. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
2. Глизбург В.И. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования к интегрированному обучению школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». -2015. - № 1 (31). - С. 27-32.
3. Пастюк О.В. Педагогика и психология.-М.: ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
4. Прошина А.Н. Использование интерактивных технологий в высшей школе как условие интенсификации образовательного процесса//Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2013. -Т. 215. - С. 287-296.
5. Рабинович П.Д., Баграмян Э.Р. Практикум по интерактивным технологиям на уроках. - М.: Педагогическая академия, 2010. - 156 с.
Сведения об авторе:
Пастюк Ольга Владимировна (г. Магадан, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, декан педагогического факультета ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
O. Pastuk (Magadan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, Dean of the pedagogical faculty of North-Eastern state University, e-mail: [email protected]