УДК 378. 147
РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-4-149-157
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «ВЕБ-КВЕСТ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ
Т. В. Сапух
Оренбургский государственный университет, Оренбург
Рассматриваются возможности образовательной технологии «веб-квест» для развития иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров. Иноязычная коммуникативная компетенция определяется как способность и готовность студента выступать в роли вторичной языковой личности в разнообразных ситуациях общения, т. е. участвовать в межкультурной коммуникации. Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя целый набор компонентов. Российский вариант включает такие компоненты, как языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции. В свою очередь, общеевропейский вариант состоит из таких компонентов, как лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, дискурсивная, стратегическая и социальная компетенции. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают студенты, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные дисциплины на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебную дисциплину, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной и длительной работы. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучаемых с ним находится на различных веб-сайтах. Эффективное использование веб-квестов в процессе обучения иностранным языкам возможно, когда веб-квест является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы; сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Представленная поэтапная работа с веб-квестом позволила констатировать успешность использования данной образовательной технологии для развития иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, компоненты иноязычной коммуникативной компетенции, веб-квест, образовательная технология «веб-квест», филологическая подготовка бакалавров.
В настоящее время в Российской Федерации продолжают происходить изменения в целях и содержании образования. Процесс глобализации и экономической интеграции государств Европы, вступление РФ в Болонский процесс повлекли за собой переход к новейшей образовательной модели компетентностного подхода к образованию, который имеет обоснование как в зарубежной, так и в отечественной педагогической науке.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус дисциплины «Иностранный язык» в процессе подготовки бакалавров. Основным назначением дисциплины «Иностранный язык» является формирование коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [1].
Прежде всего необходимо отметить, что понятие «компетенция» широко используется в различных сферах научной и практической деятельности. Оно символично, поэтому имеет множество жизнеспособных дефиниций в зависимости от вовлеченных людей, преследуемых ими целей и контекста, в котором компетенции будут использоваться.
Исследователи, работавшие в области иноязычной коммуникативной компетенции, предлагают различные трактовки данного понятия. М. К. Кабардов представляет коммуникативную компетенцию как усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения [2]. Похожее представление о коммуникативной компетенции можно найти в исследованиях И. А. Зимней. Автор характеризует данное явление как «овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии» [3]. Д. Хаймз, И. С. Андерсен, М. Олинак, Д. Сэнкофф представляют концепт коммуникативной компетенции в качестве способности использования языка. Е. И. Калмыкова трактует ее как уровень относительно свободного общения на иностранном языке.
Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей показывает, что их позиции в целом близки. Опираясь на приведенные выше определения, иноязычная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность студента выступать в роли вторичной языковой личности в разнообразных ситуациях общения, т. е. участвовать в межкультурной коммуникации.
Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя целый набор компонентов. Различные исследователи в данной области определяли компонентный состав по-разному. Основной классификацией компонентов, которая является главной при обучении иностранным языкам, при составлении учебных программ, методик обучения, различных пособий, является классификация Д. Хаймза. Он включил в коммуникативную компетенцию следующие компоненты: грамматическая компетенция, которая включает в себя знание правил языка; социально-лингвистическая компетенция, которая включает в себя знание правил диалектной речи; дискурсивная компетенция, состоящая из правил построения смысла высказанного; стратегическая, которая подразумевает правила поддержания контакта с собеседником [4].
Данная классификация компонентов не единственная. Например, С. В. Козак, исследуя иноязычную коммуникативную компетенцию, трактует ее как совокупность четырех компетенций - лингвистической, социокультурной, стратегической и профессиональной. Важной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, по мнению ученого, является лингвистическая компетенция - комплекс знаний, умений и навыков, которые обеспечивают овладение языковыми средствами, определение коммуникативного содержания понимания отдельных языковых единиц, их значений, формы и структуры, связей между ними [5].
Н. И. Гез считает, что сначала использовался термин «лингвистическая компетенция», а затем, несмотря на узкое понимание этого понятия, было предложено более широкое понятие - «коммуникативная компетенция» [6].
В ее структуре выделяют следующие составляющие:
- вербально-коммуникативная компетенция (способность обрабатывать, группировать, запоминать и при необходимости вспоминать знания, фактические данные, применяя языковые обозначения);
- лингвистическая компетенция (способность понимать, продуцировать неограниченное количество культурно правильных предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их сочетания);
- вербально-когнитивная компетенция (способность принимать во внимание предрече-вого общения контекстуальную уместность и употребления языковых единиц для реализации когнитивной и коммуникативной функций);
- метакоммуникативная компетенция (способность владеть понятийным аппаратом, который необходим для анализа и оценки средств речевого общения) [7].
Иноязычная коммуникативная компетенция является сложным явлением, включающим разные компоненты, однако в некоторых исследованиях различия относятся только к вопросам терминологии и интерпретации содержания выделяемых элементов. В ряде работ пересекаются понятия «речевая компетенция», «прагматическая компетенция», «дискурсивная компетенция». Языковая компетенция не всегда выделяется в качестве самостоятельного компонента коммуникативной компетенции. Наряду с термином «языковая компетенция» (Л. Бахман, В. В. Сафонова) встречается синонимичное использование термина «лингвистическая компетенция» (Д. Хаймс, ван Эк) и «грамматическая компетенция» (М. Кэналь, М. Свейн). В Общеевропейской компетенции социолингвистическая компетенция содержит элементы социокультурной, а В. В. Сафонова, наоборот, включает социолингвистическую в состав социокультурной компетенции. Содержание стратегической компетенции (Д. Хаймз, ван Эк, М. Кэналь, М. Свейн, Л. Бахман) И. Л. Бим передает термином «компенсаторная компетенция».
В России одна из первых классификаций компонентного состава коммуникативной компетенции была представлена И. Л. Бим. В своем варианте Инесса Львовна выделяет такие составляющие компоненты, как речевая, тематическая, языковая и социокультурная компетенции [8].
Рассмотрим два разных варианта компонентного состава. Российский вариант включает такие компоненты, как языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции. В свою очередь общеевропейский вариант состоит из таких компонентов, как лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция, социокультурная компетенция, дискурсивная компетенция, стратегическая компетенция и социальная компетенция.
Подробно рассмотрев компонентный состав, можно сделать вывод, что:
- лингвистическая (языковая) компетентность включает в себя знание о языке, его системе, функционально-речевых разновидностях, закономерностях функционирования языковых единиц в речи. Кроме того, сюда включаются умение грамматически и синтаксически правильно строить высказывания, понимать смысл речевых высказываний, учитывая особенности употребления носителями языка. Лингвистическая компетентность является самой главной, так как без основных знаний слов, грамматических построений речи вербальное общение невозможно;
- дискурсивная (речевая) компетенция связана с наличием способности использовать языковой и речевой материал при коммуникации;
- социокультурная компетенция включает в себя такие компетенции, как тематическая, страноведческая, социолингвистическая и общекультурная. Все эти компетенции подразумевают умение учащихся представлять свою культуру и культуру изучаемого языка средствами изучаемого языка. Необходимо обеспечить культуроведческую направленность обучения;
- социальная компетенция проявляется в умении и желании личности вступать в коммуникативный контакт с носителем языка. Для этого необходимо ориентироваться в социальной ситуации и уметь управлять ею;
- стратегическая (компенсаторная) компетенция подразумевает умение выходить из трудного положения при недостатке языковых средств;
- учебная компетенция включает в себя общие умения, а также специальные умения при работе с книгой, учебным материалом или при переводе.
Целью обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Для результативного достижения цели обучения иностранному языку необходимо включать в процесс обучения работу над всеми компонентами иноязычной коммуникативной компетенции.
Цель данной статьи - показать возможности технологии «веб-квест» для развития иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров.
В настоящее время педагоги стремятся активно использовать новые технические достижения в учебных целях. Одной из таких попыток стало изобретение веб-квеста, особого типа поисковой деятельности, которую обучаемые смогли бы осуществлять с помощью Интернета.
Данная технология была введена в образовательный процесс в 1995 г. Берни Доджем. «Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные дисциплины на разных уровнях обучения в образовательном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебную дисциплину, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно - три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний студентов, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ студентов в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» [9].
Работа студентов с технологией «веб-квест» делает процесс обучения более интересным и разнообразным. При работе с этим видом проектной деятельности развиваются такие компетенции, как:
- умение работать в команде (при планировании деятельности, распределении ролей и функций, при взаимопомощи);
- умение находить подходящие пути решения различных поставленных задач;
- использование компьютерных технологий для решения различных задач (поиск информации, выведения результатов, оформление сайтов и презентаций);
- умение выступать на публике (при проведении выступлений, которые могут включать в себя дискуссии, вопросы).
Существуют следующие виды веб-квестов, описанные Доджем:
- пересказ, включает в себя демонстрацию понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате, таких как создание презентации, плаката или рассказа;
- планирование или проектирование, это разработка плана или проекта на основе заданных определенных условий;
- компиляция, это трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;
- творческое задание. Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;
- аналитическая задача. Поиск и систематизация информации;
- убеждение. Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
- журналистское расследование. Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
- научные исследования. Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн-источников;
- достижение консенсуса. Выработка решения по острой проблеме;
- детектив, головоломка. Выводы на основе противоречивых фактов;
- самопознание. Любые аспекты исследования личности [10].
Специфика веб-квеста убеждает в его широких возможностях применительно к обучению иностранному языку. Данная технология предоставляет две основные составляющие продуктивного языкового обучения: проблемность и аутентичность. К преимуществам использования веб-квеста необходимо также отнести интерактивность. Интерактивность является ведущим фактором в обучении иностранному языку. Веб-квесты позволяют студентам получать информацию в устной и письменной формах (чтение веб-страниц или участие в дискуссии на изучаемом языке). В интерактивности знание языка проходит немедленную проверку, обогащаясь и новым содержанием. Все это способствует развитию беглости, точности в использовании языка и одновременно обогащению словарного запаса.
Структура веб-квеста, предложенная Доджем, состоит из следующих компонентов: введение, задание, выполнение, оценивание, заключение, использованные материалы, комментарии для преподавателя. Рассмотрим их более подробно.
Введение. На первом этапе формулируется тема веб-квеста, описываются главные роли студентов, предлагается сценарий, возможно представление всего квеста в целом. Целью введения является подготовка и мотивирование учащихся к определенному виду деятельности.
Задание. Оно состоит из описания задачи, которая стоит перед учащимися, и формы представления итогового результата. Данные задачи и формы могут быть разнообразны. Это может быть задача или загадка, которую нужно решить; реферат, который должен быть представлен по окончании квеста; доклад или отчет журналиста; творческая работа, презентация, плакат и т. д. Задание для веб-квеста должно иметь четко сформулированную цель, иметь познавательную и развивающую ценность.
Выполнение. В графе выполнения должны быть представлены описания этапов работы, рекомендации по сбору информации в Интернете, вопросы для анализа, полученной информации, советы по выполнению задания. Материал должен быть познавательным, развивающим, интересным. Необходимо включать в процесс выполнения ссылки на интернет-ресурсы, которые могут помочь учащимся выполнять определенные задания.
Оценивание. Представляется в виде бланка или таблицы с подробным описанием критериев оценки. Критерии могут быть различными, они зависят от типа задач, поставленных перед учащимися. При оценке работы студенты сами могут подсчитать баллы, возможна оценка других учащихся либо оценка преподавателем самостоятельно. Б. Додж предлагает следующие критерии оценки: критерий исследовательской и творческой работы, качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в микрогруппе, устного выступления, мультимедийной презентации, письменного текста и т. п.
Заключение. Оно должно иметь связь с введением. В заключении описывается то, чему учащиеся смогут научиться при выполнении заданий.
Использованные материалы. Ссылки на ресурсы, которые могут быть использованы для выполнения веб-квеста. Данный раздел включать не обязательно, достаточно лишь объединить его с разделом выполнения.
Комментарии для преподавателя. Данные комментарии включают в себя методические рекомендации и советы для преподавателей, желающих использовать данный веб-квест. Этот раздел содержит следующее: задачи и цели веб-квеста, его происхождение, краткое описание квеста; возраст учащихся, а также возможно ли его использование другими учащимися при наличии корректировки и дополнений; планируемые результаты; организация квеста; ресурсы для использования данного веб-квеста; достоинство данного веб-квеста [11].
Технология веб-квеста прошла апробацию со студентами направления подготовки «Журналистика» Оренбургского государственного университета. Тематика веб-квеста была подобрана в соответствии с изучаемой темой и включала большой объем информации о достопримечательностях Лондона. Задания выполнялись в аудитории под руководством преподавателя. Работа с веб-квестом осуществлялась в несколько этапов.
Студенты после подключения компьютеров к сети Интернет, зашли на сайт, где располагается веб-квест. В поисковой строке они ввели электронный адрес - webangel15.jimdo. com. Первое, что они увидели, была главная страница сайта.
Затем они перешли в раздел Introduction, где были представлены две фотографии для наглядности и краткая информация о веб-квесте. Информация содержала следующее: Britain is rich in its historic places which link the present with the past. London is the capital of Great Britain. It is one of the most visited cities of the world because of its great amount of sightseeing. You will have an opportunity to get to know new information about amazing places. Welcome to London!!!
To begin your journey, press the button TASK.
В разделе «TASK» расписано задание, которое необходимо выполнить студентам. В данном веб-квесте задание звучит следующим образом: You can work in groups or individually. Your task is: 1) to make an Internet research and find images of London places of interest: London Eye, Tower of London, Trafalgar Square, Buckingham Palace, The Houses of Parliament, Hyde Park, Big Ben. 2) Look through the information about them to answer the questions. 3) Do some extra activities. 4) To illustrate the results of your research create a Power Point presentation «My trip to London». Студенты предпочли работать в группах по два человека. Задание было понятно для них, вопросов в ходе выполнения заданий не возникло.
Для начала выполнения заданий студенты перешли в раздел «PROCESS». Первое задание заключалось в поиске информации о достопримечательностях Лондона. Затем студентам было необходимо ответить на ряд вопросов. Для облегчения поиска информации учащимся были предложены ссылки на сайты с нужной информацией.
Второе задание было ориентировано на поиск изображений данных достопримечательностей. С этим заданием студенты справились очень быстро.
Следующее задание было рассчитано на такой вид речевой деятельности, как аудирование. Студентам было представлено видео, после просмотра которого им было необходимо ответить на ряд вопросов. Студенты смотрели видео 2 раза. В первый раз студенты получили общее представление о содержании видеоматериала, второй раз просмотрели видео с целью выполнения задания.
После просмотра видео и ответов на вопросы студенты перешли на следующий уровень, где им предстояло прочитать текст и выполнить два упражнения. Первое упражнение было направлено на поисковую деятельность, поскольку студентам нужно было подчеркнуть все названия достопримечательностей, которые встречались в тексте. Второе упражнение направлено на проверку понимания содержания текста. Задание к тексту состояло в том, чтобы ответить, верно или неверно звучат высказывания.
После прочтения текста студенты должны были выполнить упражнения в режиме онлайн. Суть данного упражнения состояла в том, что необходимо было из смешанных букв составить слова. На выполнение данного упражнения было дано 5 минут. Упражнение включало 25 слов для составления. Результат обучаемые получали сразу после выполнения данного упражнения.
Последнее задание было также направлено на выполнение в режиме онлайн. Студентам была дана ссылка на сайт с веб-камерами Лондона. С помощью этого сайта можно пройтись по многим местам этого удивительного города. Задание заключалось в том, чтобы после просмотра рассказать о самых незабываемых местах, которые они увидели. Для выполнения данного задания студентам был предложен в помощь сайт http://www. goandroam.com.
Завершающим этапом веб-квеста было представление презентации на тему Holidays in London. Студенты самостоятельно выполнили задание дома. В своих работах обучаемые использовали материал, который они узнали благодаря выполнению веб-квеста. Задание с просмотром веб-камер Лондона заинтересовало нескольких студентов, и их работы были представлены под названием «Прогулка по улицам Лондона».
После выполнения заданий веб-квеста студенты приобрели опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи; научились вести «диалог культур»; повысили интерес к социокультурным особенностям Великобритании, выражая его через осознанное желание учиться. Все это относится к личностным результатам. Что же касается предметных результатов, то к ним следует отнести усвоение первоначальных сведений; использование базового понятийного аппарата на уровне, доступном для понимания студентов; умение описывать и характеризовать факты и события в изучаемой области. Также необходимо добавить, что работа с образовательной технологией веб-квеста поможет студентам выражать свое мнение по проблеме; аргументировать свою точку зрения; составлять планы письменных и устных сообщений; приводить примеры, иллюстрирующие изучаемую проблему; анализировать, сопоставлять факты и делать выводы; обрабатывать полученную информацию; употреблять в речи изученную лексику по учебной теме; сотрудничать с другими обучаемыми, продуктивно работать в команде для решения поставленной проблемы; находить нужные информационные ресурсы; применять творчески свои идеи.
При работе с веб-квестом было отмечено формирование социокультурной, речевой, языковой и компенсаторной компетенций, что подтверждает эффективность использования технологии веб-квеста на занятиях по иностранному языку для развития иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров.
Список литературы
1. Пассов Е . И . Портрет коммуникативности // Коммуникативная методика . 2002 . № 1. С . 50-51
2 . Кабардов М . К. Языковые и коммуникативные способности // Высшее образование сегодня . 2001. № 3 . С . 15-19 .
3 . Зимняя И . А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос . 2006 . 5 мая .
URL: http://www. eidos . ru/journal/2006/0505. htm (дата обращения: 31.05. 2017) .
4 . Hymes D . On Communicative Competence / eds . by J . B . Pride, J . Holmes // Sociolinguistics . Harmondsworth Penguin . 1972 .
Р. 269-293.
5 . Козак С . В . Формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов морского флота: авто-
реф . дис .. . . канд . пед . наук. Одесса, 2001. 20 с .
6 . Гез Н . И . Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Ино-
странные языки в школе . 1985. № 2 . С . 17-24 .
7 . Гром Е . Н Содержание и формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции уча-
щихся 10-11-х классов школ с углубленным изучением иностранного языка: дис .... канд . пед . наук. М . , 1999 . 315 с .
8 . Бим И . Л . , Гальскова Н . Д . Аттестационные требования к владению иностранным языком учащимися к концу базового
курса обучения // Иностранные языки в школе . 1995. № 5 . С . 2-8
9 . Быховский Я . С . Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные техно-
логии в образовании . ИТО-99» . URL: http://ito . bitpro . ru/1999 (дата обращения: 22 . 05.2017) .
10 . Dodge B . Creating Web-Quests . 1999 . URL: http://webquest. org/ (дата обращения: 22 .05. 2017) .
11. Dodge B . Some Thoughts About Web-Quests . 1995-1997 . URL: http://webquest . sdsu . edu/about_webquests (дата обращения: 14.06 . 2017) .
Сапух Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет (пр. Победы, 13, Оренбург, Россия, 460018). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.08.2017
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-149-157
POSSIBILITIES OF WEB-QUEST TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF UNDERGRADUATE STUDENTS
T. V. Sapukh
Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation
The article deals with possibilities of the web quest educational technology for the development of foreign language communicative competence of undergraduate students. The author defines foreign language communicative competence as the ability and willingness of the student to act as the secondary language personality in various situations, i.e. to participate in intercultural communication. Foreign language communicative competence includes a set of components. The Russian version includes such components as: language, speech, socio-cultural, compensatory and educational-cognitive competence. In its turn, the all-European variant consists of such components as: linguistic competence, sociolinguistic competence, socio-cultural competence, discursive competence, strategic competence and social competence. Educational Web Quest is a website on the Internet, with which students work, performing this or that educational task. Such web quests are being developed for maximum integration of the Internet into various academic disciplines at different levels of learning in the learning process. They cover a particular problem, academic discipline, topic, and can be interdisciplinary. There are two types of web quests: for short-term and long-term work. A feature of educational web quests is that some or all of the information for independent or group work of trainees with it is on various websites. Effective use of web quests in the process of teaching foreign languages is possible when the web quest is a creative task that completes the study of a topic and is accompanied by training lexical and grammatical exercises based on the language material used in the web-quest of authentic resources. The step-by-step work with the web quests presented in the article made it possible to state the success of using this educational technology for the development of the bachelor's communicative competence in another language.
Key words: foreign language communicative competence, components of foreign language communicative competence, web-quest, web-quest educational technology, philological training of bachelors.
References
1. Passov E . I. Portret kommunikativnosti [Portrait of communicativeness] . Kommunikativnaya metodika - Communicative Methods, 2002, no . 1, pp . 50-51 (in Russian) .
2 . Kabardov M . K . Yazykovyye i kommunikativnyye sposobnosti [Language and communication skills] . Vyssheye obrazovaniye
segodnya - Higher Education Today, 2001, no . 3, pp . 15-19 (in Russian) .
3 . Zimnyaya I. A . Klyuchevyye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya [Key competences -
a new paradigm of the result of modern education] . Internet-zhurnal "Eydos"- Internet magazine "Eidos", 2006, 5 maya (in Russian) . URL: http://www. eidos . ru/journal/2006/0505. htm (accessed 31 May 2017) .
4 . Hymes D . On Communicative Competence . J . B . Pride and J . Holmes (eds . ) . Sociolinguistics. Harmondsworth Penguin.
1972 . Pp .269-293 .
5 . Kozak S . V. Formirovaniye inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii budushchikh spetsialistov morskogo flota. Avtoref .
dis . kand . ped . nauk [Formation of foreign language communicative competence of future specialists of the Navy. Abstract . dis cand ped sci ] Odessa, 2001 20 p (in Russian)
6 . Gez N . I . Formirovaniye kommunikativnoy kompetentsii kak ob'ekt zarubezhnykh metodicheskikh issledovaniy [Formation
of communicative competence as an object of foreign methodical research] . Inostrannye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 1985, no . 2, pp . 17-24 (in Russian) .
7 . Grom E . N . Soderzhaniye i formy kontrolya urovnya sformirovannosti inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii ucha-
shchikhsya 10-11-kh klassov shkol s uglublennym izucheniyem inostrannogo yazyka. Dis . kand . ped . nauk [Content and forms of control of the level of formation of foreign language communicative competence of pupils of 10-11 classes of schools with in-depth study of a foreign language . Diss . cand . ped . sci . ] . Moscow, 1999 . 315 p . (in Russian) .
8 . Bim I. L . , Gal'skova N . D . Attestatsionnyye trebovaniya k vladeniyu inostrannym yazykom uchashchimisya k kontsu bazo-
vogo kursa obucheniya [Certification requirements for foreign language proficiency by students at the end of the basic course of study] . Inostrannyye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 1995, no . 5, pp . 2-8 (in Russian) .
9 . Bykhovskiy Ya . S . Obrazovatel'nyye veb-kvesty [Educational Web Quests] . Materialy mezhdunarodnoy konferentsii "Infor-
matsionnyye tekhnologii v obrazovanii. ITO-99" [Proceedings of the International Conference "Information Technologies in Education ITO-99"] (in Russian) . URL: http://ito . bitpro . ru/1999 (accessed 22 May 2017) .
10 . Dodge B . Creating Web-Quests. 1999 . URL: http://webquest. org/ (accessed 22 May 2017) .
11. Dodge B . Some Thoughts About Web-Quests. 1995-1997 . URL: http://webquest. sdsu . edu/about_webquests (accessed 14 June 2017) .
Sapukh T. V., Orenburg State University (pr. Pobedy, 13, Orenburg, Russian Federation, 460018). E-mail: [email protected]