УДК 373.3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЁРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
О.В. Пастюк
Рассмотрены основные принципы формирования партнерских взаимоотношений в условиях детского сада и начальной школы в период модернизации образования. Предложены пути формирования у детей 5-10 лет таких личностных качеств, как СО-дружество, СО-творчество, СО-трудничество, СО-страдание, СОпереживание.
Ключевые слова: партнерские взаимоотношения, СО-трудничество, социоигровая педагогика, партнер, СО-творчество, СО-переживание.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (в ред.2012 г.) основными направлениями совершенствования работы начальной ступени образования (дошкольные образовательные организации и начальные школы образовательных организаций) в XXI веке являются модернизация педагогического процесса, раскрепощение условий жизни детей и создание для них эмоционального благополучия через построение нового типа взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
Изменение образовательной парадигмы в современных социокультурных условиях предполагает право на множественность и уникальность проявлений участников педагогического процесса, что обусловливает необходимость и возможность осмысления педагогической наукой процессов, происходящих в образовании, на методологическом уровне и, следовательно, научного обоснования явлений, происходящих в системе н образования.
Эмоциональное благополучие старшего дошкольника и младшего школьника, его уверенность в себе, чувство защищённости, настроение и жизненные успехи во многом зависят от того, как складываются его взаимоотношения не только с окружающими его сверстниками, но и со взрослыми.
Российская педагогическая практика согласовывает между собой в условиях образовательного учреждения четыре модели отношений: детей - друг с другом; педагогов с детьми; педагогов друг с другом и педагогов с системой образования и родителями. Норма, которая может объединить эти отношения - равноправие или партнерство, которые могут быть построены только на основе диалога [1, с.28].
Одна из главных задач взрослых при построении равноправных положительных взаимоотношений - это развитие дружеских связей детей, под которыми мы понимаем их склонность действовать СО-вместно, проявление желаний и умений СО-трудничать, длительное сохранение дружественно-делового стиля общения. Вместе с тем, в Словаре русского языка С.И. Ожегова даётся следующее определение: “Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов” [ 2, с.135].
Для нашего исследования интересна точка зрения С.Соловейчика: «Общение - это уравнивание. Для управления необходимо превосходство по возрасту или опыту, или по должности, или по уму, или по силе, или по авторитету. Чем значительнее превосходство, тем легче управлять. Общение же наоборот требует абсолютного равенства. Всякое неравенство, превосходство, власть, необходимые для управления, для общения губительны и делают его невозможным [3, с.34]».
Для формирования партнерских взаимоотношений наиболее удобная форма работы педагога с коллективом детей группы детского сада или класса начальной школы (где, как правило, 20-25 детей) это деление их на микрогруппы по 4-6 человек. В шестёрке лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребёнок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей. Помимо этого, шестёрки часто делятся на две тройки или три пары, а такая вариативность помогает детям обнаруживать и сравнивать большее число мнений, не концентрируясь только на точке зрения лидера. Важным в данной ситуации является и то, что практически каждый ребёнок в течение учебного года может побыть лидером в той или иной микрогруппе, что, несомненно, пригодится ему в жизни.
В пять лет ребёнок уже начинает смотреть на себя со стороны, сталкиваясь со сверстниками и с необходимостью как-то выстраивать отношения с ними. Одновременно с этим он начинает ощущать потребность в освоении многих общекультурных навыков, а его самооценка попадает в зависимость от оценки окружающих его детей и взрослых.
Семилетний ребёнок с эмоциональной стороны уже вступил в тот период, когда он стара-
ется скрывать свои чувства и хоть немного управлять ими. Детям этого возраста не нравится, когда их хвалят в присутствии других за выполнение привычных норм поведения. Этот возраст крайне важен для совершенствования органов чувств
При построении равноправных партнёрских взаимоотношений признание успеха передаётся из рук взрослого в руки детского коллектива, превратившись в организующую силу стихии детской жизни.
Первый шаг, который делает педагог, решивший построить партнёрские взаимоотношения, заключается в смене его позиции. Технологическая позиция, при которой зарегламентированный взрослый регламентирует поведение и взаимоотношения детей, меняется на культурологическую, при которой происходит освоение детьми культурных навыков через освоение культуры человеческих отношений. Под регламентацией мы понимаем жёсткие правила, регулирующие порядок учебной деятельности, то есть ребёнок полностью подчинён воле взрослого и строго выполняет его установки.
Именно в этом случае начинается изменение жизнедеятельности детей в образовательном процессе. Взрослый отказывается от формального отчёта за всё и всех, стремится наладить содержательные взаимоотношения между детьми, он не подменяет собой, своими действиями и объяснениями то, что дети смогут сделать самостоятельно. Однако, проведенные нами исследования, показывают, что около 60 % педагогов г.Магадана считают, что ребёнок, которого взрослый не будет опекать и учить, как ему сделать то-то и то-то, стремясь закрепить определённое умение, чтобы превратить его в навык, может отстать в развитии от своих сверстников, воспитывающихся по традиционной методике.
Вместе с тем, при правильной организации жизни детей на основе партнёрских взаимоотношений, многие педагоги отмечают, что, несмотря на то, что они перестали учить детей традиционно, в обычной инструктивно-объяснительной манере, но изменили их жизнедеятельность в процессе обучения, создавая условия для становления в них качества учащихся, то есть учащих друг друга, а тем самым и себя, дети осознали себя равными с другими детьми в возможностях.
В данном случае индивидуальное развитие каждого ребёнка протекает ярче и активнее, если он уверен, что его мнение обязательно выслушают, он найдёт заинтересованного СОбеседника, что его примут в его рассуждениях таким, какой он есть, если он может спокойно и доброжелательно высказать свою оценку по поводу действий другого и принять спокойно оценку своих действий. Именно в такой обстановке и рождается личная культура, внутренняя САМОдисциплина, а главное - создаётся почва для САМОразвития.
Педагог не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ребёнку во время занятия или урока. Но при работе в микрогруппах, при построении партнёрских взаимоотношений дети имеют возможность взять эту роль на себя, но только в том случае, если они будут работать в небольших группах
и отвечать за успехи каждого, а главное - научатся помогать друг другу.
В традиционном обучении ребёнок учится в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный воспитанник или ученик всегда быстрее усваивает новый материал, и педагог опирается именно на него. Слабый же в своих знаниях ребёнок становится ещё слабее, так как ему не хватает времени, чтобы всё чётко понять, характера, чтобы задать педагогу вопросы, следовательно, он не может правильно отвечать и мешает общему продвижению к всеобщему успеху. Именно в этом случае ребёнок замыкается в своих неудачах, его уже не интересуют проблемы соседа, он понимает одно: если новый материал ему не даётся, то это его личные проблемы.
При партнёрских взаимоотношениях дети знают, что рядом с ними сверстники, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить с ними решение очередной задачи. А в случае, если от успеха одного члена микрогруппы зависит успех всех 6 человек, то ребёнок начинает ощущать ответственность не только за свои успехи, но и за успехи товарищей.
В каждой группе детского сада и классе школы есть дети, которые быстро усваивают материал, и дети, которым на это необходимо гораздо больше времени. Есть и такие дети, которые настолько не уверены в себе, что, даже зная правильный ответ, просто боятся отвечать.
По нашему мнению, в своей работе по формированию партнёрских взаимоотношений педагог должен придерживаться следующих принципов:
- организация работы в микрогруппах (4-6 человек) для поиска в своём окружении, определённого каждым для себя, числа собеседников (только в этом случае появляется основа для удачных, СО-дружественных выборов).
-систематическое наблюдение за происходящим с детьми со сторо-ны педагога; -организация игровой групповой деятельности детей, что является лучшей формой (способом) их обучения в возрасте 5-10 лет;
-налаживание партнёрских взаимоотношений через: обращённость детей друг к другу в ходе учебной и игровой деятельности и возможность демонстрировать свои умения перед ровесниками; выбор партнёров по симпатиям и сближение всех детей через перемены состава пар, троек, четвёрок играющих; реализация общего замысла и понимание не случайности действий каждого в этом замысле; желание действовать вместе, а не разрозненно;
оказание помощи и поддержки друг другу; признание мастерства и удачливости тех, кто рискнул публично продемонстрировать свои способности;
-организация общегрупповых действий в едином темпе и ритме (возникает не ранее в 7-8
лет);
-создание условий, в которых дети общаются, то есть говорят, слышат, смотрят, действуют одновременно;
-формирование у детей способности наблюдать за образами дейст-
вующих лиц: выговаривающего, всматривающегося, вслушивающегося;
-развитие деловых взаимоотношений между детьми, которые со временем становятся главным условием воспитания самостоятельности в чтении, письме и рассказывании (деловые взаимоотношения позволяют сформировать адекватную оценку усилий каждого и сменить обсуждение техники упражнений на обсуждение общего впечатления о реализации замысла);
-оценивание педагогом того, чему научился каждый из его воспитанников, через три формы взаимоотношений - рисунок 1.
^обип 1е цгеговоры - беседа всехЛ детей вокруг темы в свободной форме, опирающаяся на интересы п приводящая к уяснению того, что лежит за плоскостью общих воспоминаний (кто что ^ видел, где бывал и т.п.)
^индивидуальные разговоры -личная внутренняя подготовка ребёнка к самостоятельной деятельности, активизация своих возможностей, проговаривание себе своих ^__________желании_________.
деловые разговоры -уясняется предмет общего интереса (в результате возникают новые знания, уточняются существующие знания и опыт)
Рис.1.Формы взаимоотношения детей 5-10 лет
-учёт педагогом подсознательного желания 5-10-летнего ребёнка быть неповторимым, отличным от других, поэтому любое повторение и должно становиться “неповторимым”;
-сопровождение любого дела рассказом о том, как его выполняют другие дети; -приобретение знаний и умений через содержание детской деятельности;
-умение педагога различать, что является содержанием жизни детей на протяжении определённого срока (именно детей, а не отдельно взятого ребёнка), а что формой, материалом. А главное - привыкнуть, что учебный “программный” материал - не цель, а средство педагогической работы;
-признание педагогом того, что взрослый и ребёнок имеют одинаковое право на ошибку; -признание педагогом способностей, которые есть
у каждого (без исключения).
В процессе организации работы по формированию партнёрских взаимоотношений в образовательных учреждениях г.Магадана нами были выделены и структурированы следующие этапы становления партнёрских взаимоотношений, которых и следует придерживаться педагогу образовательного учреждения (рисунок 2).
Этапы формирования партнёрских взаимоотношений
1 этап. Парное партнёрство (сближение через перемены состава пар, троек, четвёрок детей), складывающееся через представления как активное средство работы по всемсферам деятельности
2 этап. Формирование способности действовать организованно в меру требований жизни (сближение в деловом общении, в разговорах и играх детей, стремление быть удачливыми в разных сферах деятельности)
3 этап. Самоутверждение детей через определённые формы активности (сближение детей из разных групп/классов по разным интересам, равноправие в использовании текстов устного, печатного и письменного)
4 этап. Формирование форм публичного поведения детей 5-10 лет (сближение детей вне зависимости от официального статуса, умение увидеть в определённом человеке профессионала, проявление интереса к разным отраслям
знания и практики)
Рис. 2. Этапы формирования партнёрских взаимоотношений
Результатом работы педагогического коллектива по формированию партнёрских взаимоотношений в условиях образовательного учреждения становится то, что в группе/классе образуется такая детская общность, в которой каждый ребёнок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей и привыкающим к тому, что разногласия между людьми не должны перерастать в конфликт.
Только в этом случае дети могут самостоятельно СО-организоваться и решить любую (адекватную их возрасту) проблему так, чтобы не было тех, у кого “не получилось”, и тех, кто уже давно всё сделал.
Практика подтверждает, что с первых же недель обучения первоклассники, воспитывавшиеся в детском саду на основе партнёрских взаимоотношениях, доказывают делом свою работоспособность, устойчивый интерес к работе и заинтересованность в новых совместных делах.
Дети знают свои интеллектуальные силы и, накопив достаточный опыт общественной жизни, сознают себя активными участниками уроков-занятий. Эти ребята легко адаптируются в любом коллективе, а коллектив таких детей сам создаёт атмосферу, когда взрослые передают свои знания не только радостно, но и довольно быстро. Хотя учителя в этом случае должны отойти от позиции авторитарного взаимодействия в пользу сотрудничества и партнёрства и готовности считаться с инициативой учеников.
The main principles of forming partnerships in kindergarten and elementary school in the period of modernization of education. Suggested ways of formation in children 5-10 years of such personal qualities as a company, creativity, cooperation, the suffering, the experience.
The key words: partnership, collaboration, education co-operation, peer, socio-cultural pedagogy, a partner.
Список литература:
1. Шулешко Е.Е.Понимание грамотности : о педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до один-надцати лет. Книга первая. Условия успеха/под ред.А.Русакова. СПб: Образовательные проекты, Участие, Агенство образовательного сотрудничества, 2011.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М. : Рус. яз.,1987.
3. Соловейчик С.Л.Педагогика для всех. М.:Первое сентября, 1998.
Об авторе
Пастюк О. В.- кандидат педагогических наук, доцент Северо-Восточный государственный
университет
ФИО Пастюк Ольга Владимировна - Olga Pastuk
Ученая степень, звание Кандидат педагогических наук, доцент
Место работы Северо-Восточный государственный университет Northeastern State University
Должность Доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания
Дом.адрес 685030, г.Магадан, ул.Кольцевая,д.36-а, кв.24
e-mail [email protected]
Телефоны 8-914-0390-210 8-413-260-58-29
Название статьи Psychological and pedagogical approaches to the process of formation of partner relationships in kindergarten and elementary school
Северо-Восточный государственный университет, г.Магадан, ул.Портовая,13 e-mail:[email protected]