Научная статья на тему 'Равноправные взаимоотношения между участниками образовательного процесса – основа модернизации образования России'

Равноправные взаимоотношения между участниками образовательного процесса – основа модернизации образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1222
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / ДОСТИЖЕНИЕ / УСПЕХ / МОТИВАЦИЯ / ПАРТНЕРСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СО-ТРУДНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / РОВЕСНИК / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПАРТНЕР / DEMAND / ACHIEVEMENT / SUCCESS / MOTIVATION / PARTNERSHIP / COLLABORATION / EDUCATION CO-OPERATION / PEER / SOCIO-CULTURAL PEDAGOGY / A PARTNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастюк О. В.

Рассмотрены основы формирования равноправных взаимоотношений между взрослыми и детьми в период модернизации Российского образования. Предложены пути построения позитивных коммуникаций между всеми участниками образовательного процесса в условиях современного образовательного учреждения, основанные на равноправном партнерстве, через введение в жизнь детского сада и начальной школы основ педагогики СО-трудничества и социоигровых подходов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the assertion as the form of early prophilaxis of the deviant behavior of children of the younger school age

The basics of equal relationships between adults and children in the period of modernization of the Russian education are considered in this article. The ways of building positive communication among all participants in the educational process in a modern educational institution based on equal partnership, through the introduction of kindergarten and primary school pedagogy of cooperation and social game approaches are suggested by the author.

Текст научной работы на тему «Равноправные взаимоотношения между участниками образовательного процесса – основа модернизации образования России»

Список литературы

1 Курдюкова, Н.А.Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис...канд. наук. СПб., 1997.

2 Кикнадзе, Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание/ Под. ред. и при участии В.Г. Афанасьева. М., «Мысль», 1968. 148 с.

3 Орлов, Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Автореф. дис...д. наук. М., 525 с.

4 Догонадзе, М.Р. Потребность врастания в общественные ценности в переходном возрасте/ В кн.: Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей/ Под ред. Ш.Н. Чхар-тишвили. Тбилиси, 1974, с.163-170

5 Мак-Клелланд, Д. Мотивация человека./Д.Мак-Клелланд. Изд-во: Питер, СПб, 2007, 667 с.

6 Семенова, О. Л. Педагогические идеи С. Френе и их влияние на теорию и практику современного школьного образования: Дис. ... канд. пед. наук: Волгоград, 2005, 210 с.

Об авторе

Непша М.А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, mariene@yandex.ru.

УДК 373.3

РАВНОПРАВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

О.В. Пастюк

Рассмотрены основы формирования равноправных взаимоотношений между взрослыми и детьми в период модернизации Российского образования. Предложены пути построения позитивных коммуникаций между всеми участниками образовательного процесса в условиях современного образовательного учреждения, основанные на равноправном партнерстве, через введение в жизнь детского сада и начальной школы основ педагогики СОтрудничества и социоигровых подходов.

Ключевые слова: партнерские взаимоотношения, СО-трудничество, педагогика сотрудничества, ровесник, социокультурная педагогика, партнер.

На современном этапе развития мирового сообщества совершенствование работы начальной ступени школы заключается в модернизации образователь-ного процесса, раскрепощении условий жизни детей и создании для них эмоционального благополучия через построение нового типа взаимоотношений - партнерских, которые позволят им смело выражать свое собственное мнение, даже, если оно отлично от точки зрения педагога, аргументировано отстаивать его, научат ценить и понимать дружбу, а главное ими будут приняты такие слова, как СО-дружество (совместная дружба), СО-трудничество (труд вместе), СОстрадание (страдание вместе), СО-переживание (переживание вместе) и т.п.

Необходимо отметить, что взаимоотношения играют основополагающую роль во всех аспектах повседневной жизни современного человека. Изучение влияния взаимоотношений на психическое развитие ребенка позволило раскрыть его важные механизмы и представить как определяющий фактор психического развития (Р.С.Буре, А.В.Запорожец, М.И.Лисина и др).

По нашему мнению, проблему построения равноправных (партнерских) взаимоотношений необходимо рассматривать с позиции педагогики СО-трудничества, основоположники которой И.Г.Песталоцци, М.Монтессори, Л.Н.Толстой и др. показали пример практической реализации идеи образо-вания посредством равноправного СО-трудничества взрослого и ребенка.

Однако в 1986 году в отечественной науке появилось уже новое поколение педагогов-новаторов (Ш.Амонашвили, В.М.Букатов, Е.Е.Шулешко и др.), стремившихся не формировать ребенка и непосредственно «воздействовать» на него, а СО-трудничать с ним на равных.

Ш.Амонашвили, А.М.Лобок, С.Г.Якобсон и др. считают, что традици-онная педагогика, ставя конкретные цели и, определяя средства в от-ношении ребенка (т.е. изначально предполагая манипулировать им), совер-шенно не согласуется с СО-трудничеством, которое никогда не содержит манипуляции.

Естественно, что у каждого в работе возникают определенные трудности: дети что-то не понимают, что-то не усваивают. И тогда педагогу важно найти коллег-единомышленников для обмена опытом с ними, ведь решая подобные проблемы, каждый подбирает к ним свои методические приемы, которые могут использовать и другие. И если в результате у них возникает такой же образовательный эффект, то можно говорить о методических находках.

Такой взгляд на педагогику называется социокультурным (В.М.Букатов [1], Е.Е.Шулешко [2]), что подразумевает полноценное освоение культурных навыков через освоение культуры человеческих отношений, основанных на равноправии. А одна из наиболее доверительных и плодотворных форм отношений между людьми - это отношения между равноправными партнерами.

Резюмируя изложенное, мы имеем возможность сделать вывод о том, что суть социокультурного подхода заключается в самостоятельном развитии детского СО-общества, в организации такой жизни детей, при которой формирующееся поколение партнеров-ровесников осваивает и сохраняет старые культурные традиции и, незаметно для себя, создает традиции новые. А сама социокультурная норма «быть партнером и учащимся» является воспроизводимой и предсказуемой в педагогическом процессе тогда, когда ее началом и основой становится родная культура народа.

Однако нельзя не отметить, что большинство педагогов России без предварительной подготовки не умеют общаться по педагогическим пробле-мам вне стен образовательного учреждения. Конечно, существует такая орга-низация как методические объединения педагогов, работа которых заранее спланирована методическими службами на целый учебный год и деятельность которых осуществляется под их же руководством. Как правило, на заседаниях методического объединения обсуждаются проведенные педагогами занятия или уроки, получившие название «открытые просмотры». В данном случае не обсуждаются проблемы детей, идет обсуждение личных качеств педагога -смог или не смог справиться с поставленными задачами, как вел себя во время занятия, какие новые методы и формы использовал в работе с детьми и т.п.

По нашему мнению, педагогам России на современном этапе необходимо такое педагогическое СО-общество, где бы обсуждались достоинства и проб-лемы детей и оценивались бы не образцы поведения взрослого, а характер проявления себя детьми. Это возможно лишь при условии, если сами педаго-ги будут чувствовать себя партнерами, равноправными членами педагогиче-ского СОобщества в деле воспитания подрастающего поколения россиян, а главное - будут иметь возможность обмениваться опытом своей практики организации жизни детей.

Несомненно, что в процессе формирования равноправных партнерских взаимоотношений меняется внутренний образ ребенка. Образ партнера-ровесника - это обозначение реальности первого общественного признания де-тей равными по своим личным и культурным возможностям. Поступок парт-нера-ровесника -вызов к солидарности с теми, кто определяет свои возмож-ности равными с возможностями другого, кто притязает на признание общественным мнением практической полезности сделанного сообща.

Индивидуальное развитие каждого ребенка протекает ярче и активнее, если он уверен, что его выслушают, что он найдет заинтересованного собесед-ника в лице взрослого или ребенка, что его примут в рассуждениях таким, каков он есть, если он может спокойно и доброжелательно высказать свою оценку по поводу своих или чужих действий. Именно в такой обстановке и за-рождается внутренняя самодисциплина и создается почва для САМОразвития.

Практика показывает, что при построении партнерских взаимоотношений предметом целенаправленного воспитания и обучения детей 6-10 лет являются их дружеские связи, обращенность друг к другу, умение и стремление играть, учиться и действовать вместе, развитие активного интереса ко всему происхо-дящему в группе детского сада и классе, создание особого микроклимата доброжелательного отношения, взаимного уважения и доверия, уступчивости и, вместе с тем, инициативности не только друг к другу, но и к взрослым участникам образовательного процесса.

Вместе с тем, традиционная педагогика главным положительным качеством детей любого возраста считает послушание и исполнительность, бесконфликтность и аккуратность. Основная культивируемая в обычной педагогике форма совместного поведения - это поведение в диаде ребенок - педагог, а именно:

- педагог дал четкую инструкцию - ребенок ее выполнил, не задумываясь, не включая мыслительные процессы, т.е. выполнил механически;

- у ребенка не получается выполнить задание педагога - педагог помог, а в случае крайней необходимости выполнил задание за ребенка.

Нельзя не отметить и то, что дружеские связи детей, их склонность учиться и действовать вместе, тоже оцениваются положительно, но они не являются предметом целенаправленного воспитания. Именно поэтому возникает разобщенность детей. Каждый из них смотрит на педагога как на источник поощрения и порицания и приспосабливается к его требованиям в меру своих (и его, педагога) особенностей, а дружеские взаимоотношения со сверстниками воспринимает как нечто неважное, как второстепенное обстоятельство школьной жизни.

У педагогов-лидеров не хватает терпения (а порой и времени) дать детям сыграться, вдуматься, вслушаться, получить удовольствие от процесса освоения нового дела (например, новой темы урока). Взрослый, как правило, прерывает детей в случае неправильного или неполного ответа, и сам

объясняет и показывает то, до чего ребенок должен был дойти самостоятельно путем проб и ошибок.

А.Юшков [3,с.12] считает, что удачное вступление взрослого в дела детской группы происходит тогда, когда его действия дополняют замысел действия группы, а его инициативы не отменяют собственных инициатив детской группы, а дополняют их.

Внутренняя установка взрослого на построение равноправных взаимоотношений как на цель своих усилий позволяет ему успешно регулиро-вать ход жизни группы детей. А в качестве способа, формы достижения такого результата он использует возможность ненасильственно, ненавязчиво, нере-гламентированно вводить в оборот жизни детей знания, умения и навыки (ЗУН). Действуя в качестве партнера и пытаясь сделать свой выбор, каждый ребенок вписывает свои действия в обозначенные нами условия и обнаруживает, каким образом его нынешний партнер, несмотря на сходство правил, становится его оппонентом.

Следовательно, для построения равноправных взаимоотношений в условиях образовательного пространства детского сада и начальной школы дети должны быть активны в своей деятельности. Активность ребенка и уверенность в успехе, по нашему мнению, обеспечиваются разговорами и беседами, в которых ребенок может спокойно и смело принимать участие.

Прямая инструкция-установка в этом возрасте не дает желаемых резуль-татов, поскольку она не соответствует закономерностями механизмам физического и психического развития детей 6-10 лет. Чем больше взрослый создает благоприятных условий для обмена мнениями между детьми, чем активнее их общение (дать возможность высказаться не только себе, но и товарищу), тем выше развивающее влияние совместных действий, так как в этом случае речь и действия тесно увязаны в поисковой работе.

Для того чтобы педагог мог ежедневно оценивать то, чему учится каждый из его учеников, ему необходимо различать три формы взаимоотношений, которые находят свое отражение в речи собеседников.

По мнению Т.В.Тарунтаевой [2, с.260] первоначально обсуждается проблема - дети говорят о том, что они знают (общий разговор). Затем следует уточнение знаний - дети ставят перед собой конкретные цели, ищут пути и способы их решения, взвешивают возможность и необходимость выполнения решения (деловой разговор). И впоследствии дело доходит до умения видеть самого себя в этой деятельности, находить для себя подходящий план и стиль действий (индивидуальный разговор).

Немаловажным для нашего исследования является и то, что при построении равноправных партнерских взаимоотношений в группе детского сада и классе начальной школы возникает такое СО-общество, в котором каждый чувствует себя умелым, знающим, и вместе с другими выполняет все то, что ему предложили - любое дело.

Если такая детская общность образуется в классе именно как целостность, то учитель имеет дело не с отдельными школьниками во всем многообразии их индивидуальных проявлений доверчивости, энтузиазма и беспомощности, а с хорошо организованным, приспособленным субъектом любой предстоящей (в том числе и учебной) деятельности. Этот групповой субъект организован по типу детского симбиоза, отношения внутри которого еще предстоит построить.

Результаты экспериментального исследования, проведенного автором в образовательных учреждениях г.Магадана в период с 2005 по 2012 гг., дают основание полагать, что при переходе из детского сада в школу такая детская общность обладает способностью к внешней определяющей рефлексии, позволяющей группе партнеров определить свое место в возрастной иерархии: отличить свой образ жизни от образа жизни ближайших взрослых (настоящих школьников) и ближайших младших (играющих дошкольников).

По нашему мнению, образование группы партнеров-ровесников можно считать культурным оформлением кризиса 7 лет. И поэтому, когда взрослый предлагает группе равных какое-либо дело, дети умеют СО-организоваться так, чтобы не было тех, у кого «не получилось», и тех, кто уже давно все сде-лал. Такая симбиотическая группа дает каждому ребенку чувство защищен-ности, уверенности в успехе, а отсюда и готовности действовать даже в самых рискованных, ненормированных условиях, требующих позиционного самооп-ределения. В данном случае мы имеем возможность говорить о сформирован-ности такой детской общности, которая способна к образованию позиции: «МЫ, способные действовать вместе».

Самым главным для построения равноправных взаимоотношений педа-гога с детьми является создание условий для возникновения дружбы между партнерами. Лишь в случае возникновения дружеских связей могут быть построены равноправные взаимоотношения между участниками образова-тель-ного процесса. Создание условий для общения - это уход педагога от лидерства и предоставление возможности ребенку названного возраста реализовывать свой собственный жизненный опыт, утвердившись при этом в своих силах среди сверстников.

Для решения данной проблемы Е.Е.Шулешко [2, с.39-43] предлагает работу детей в группах по 4-6 человек, так как именно работа в малых группах способствует сближению детей и нормализует их общение, которое совершенствуется в совместной деятельности, в разговорах и играх.

Общение в таких группах сокращает дистанцию между детьми, они стараются найти подходы друг к другу, укрепляют в себе терпимость и чувствуют ее пользу для общего (коллективного) дела. Именно в процессе внутригруппового общения создаются благоприятные условия для развития адекватной самооценки, особенно у детей со сниженным уровнем познавательного развития.

Самое главное и необходимое для развития личности ребенка 6-10 лет - это возможность высказать свое мнение и быть выслушанным не просто соседями по группе или классу, а друзьями (партнерами!). Только в этом случае у ребенка возникает уверенность, что он не один, а с друзьями, в таком случае и помощь сверстников он будет воспринимать гораздо естественнее, чем помощь взрослого. Развертывающаяся вокруг него деятельность других детей притягивает его.

Быть слышащим, действующим и говорящим зрителем - вполне естест-венное состояние для ученика начальной школы. Только в этом случае, вклю-чаясь в общее действие, он не остается наблюдателем, а действуя, он может перестать говорить, если ситуация этого требует, если без этого трудно координировать свои усилия с усилиями других. В этом случае действующим и говорящим лицом станет его партнер, напарник.

Несомненно, что в возрасте 6-10 лет у детей еще сравнительно мал багаж для оценки своих возможностей, поэтому большое число решений им надо попробовать на практике, но об их целесообразности они смогут судить лишь при возможности сравнивать себя с другими, а результаты своих действий - с успехами и неуспехами других детей. Такая оценка - выработанная собственными усилиями - намного точнее, чем оценка взрослого. Для детей привлекательными выступают те ситуации, где пробующими действиями, возможно, реализовать совместный поиск. Достаточно изменить эту мотивацию, то же самое дело становится непосильным для них.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что под равноправными (партнерскими) взаимоотношениями мы понимаем такие отношения, когда взрослый и ребенок стоят на позиции равноправных участников образователь-ного процесса, когда педагог не давит на ребенка своим авторитетом и своими знаниями, а создает такие условия, в процессе которых ребенок самостоя-тельно или вместе с другими учащимися приходит к нужному решению, что, несомненно, помогает ему не только овладевать знаниями, но и окажет помощь в дальнейшей жизни.

The basics of equal relationships between adults and children in the period of modernization of the Russian éducation are considered in this article. The ways of building positive communication among all participants in the educational process in a modern educational institution based on equal partnership, through the introduction of kindergarten and primary school pedagogy of cooperation and social game approaches are suggested by the author. The key words: partnership, collaboration, éducation co-operation, peer, socio-cultural pedagogy, a partner.

Список литературы

1. Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников / В.М. Букатов. СПб.: Образовательные проекты ; М. : НИИ школьных технологий, 2008.

2. Шулешко Е.Е.Понимание грамотности : о педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до одиннадцати лет. Книга первая. Условия успеха/под ред.А.Русакова.СПб: Образовательные проекты, Участие, Агентство образовательного сотрудничества, 2011.

3. Юшков А.Н.Психологические особенности становления детской вопросительности на уроках-диалогах в начальной школе. Автореф. дисс. канд. психол.наук.Иркутск, 1997.

Об авторе

Пастюк О. В.- кандидат педагогических наук, доцент Магаданского института экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики

УДК-373.3

ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ КАК ФОРМА РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИМ. Пацека

В статье раскрывается сущность и значение тренинга ассертивности как формы ранней профилактики девиант-ного поведения у детей младшего школьного возраста. Статья написана для учителей начальных классов в качестве методического пособия по повышению эффективности воспитания и социализации учащихся. Ключевые слова: ассертивность, тренинг резистентности, тренинг аффективно - ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.