ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 3
ГОЛОСА МОЛОДЫХ
особенности ученического восприятия интерактивного стиля ведения уроков
А.о. Арчагов
(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: in-
Исследование посвящено особенностям ученического восприятия интерактивного стиля ведения уроков в столичной и поселковой школах. В процессе работы был проведен ряд уроков по географии в социоигровом стиле, создан и опробован список вопросов для получения обратной связи от учеников после урока.
ключевые слова: урок, социоигровой стиль, ученическое восприятие.
Особое значение в современном мире имеют инновации. Сегодня инновации — это не просто улучшение, а качественно новое преобразование. Интерактивность социоигровой режиссуры урока является одной из инновационных видов образования, которая сегодня становится все более популярной. Социоигровой стиль обучения появился в 1988 г. на стыке гуманистических направлений в театральной педагогике и педагогике сотрудничества, которая уходит корнями в народную педагогику.
Насущная необходимость социальных изменений в обществе подвигла многих педагогов на поиски нового уровня демократизации и гуманизации педагогического процесса. Так, усилиями известного психолога Е.Е. Шулешко, педагога-новатора Л.К. Филякиной и театральных педагогов А.П. Ершовой и В.М. Букатова возникло новое направление в педагогике, которое сначала было названо "социоигровым стилем обучения" (Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов), а потом стало наименоваться и "режиссурой урока" (В.М. Букатов, А.П. Ершова), тогда как ее квинтэссенция получила наименование драмогерменевтика (В.М. Букатов).
Социоигровая режиссура урока строится на интерактивности. К сожалению, традиционный урок практически не предусматривает интерактивность, которая столь актуальна для нового поколения, обучающегося как в городских, так и в сельских (поселковых) школах. Целью данной работы является сравнительный анализ интерактивного и классического уроков для выявления особенностей ученического восприятия интерактивного стиля ведения уроков географии в сто-
личной и поселковой школах. Сравнение реакции учеников проводилось на разных уровнях: первый уровень — сравнение инновационного урока с классическим, второй уровень — сравнение уроков в московской и поселковой школах. Опытно-экспериментальной базой исследований были 8-й класс московской школы № 1450 и 8-й класс средней общеобразовательной школы поселка городского типа (ПГТ) г. Обо-ленска.
В основу социоигровой педагогики положены три "золотых правила", сформулированных В.М. Букатовым: 1) смена мизансцены, 2) двигательная активность обучаемых и 3) работа в малых группах. Основная функция этих правил в том, что они создают инновационные рамки урока, давая, с одной стороны, интерактивную свободу действий ученикам, а с другой — позволяя учителю вести и направлять деятельность детей.
Смена мизансцены. В процессе социоигрового урока с определенной периодичностью должна происходить смена мизансцены. Прежде всего ученики неоднократно меняют свое местоположение в классе. В процессе социоигрового урока несколько раз меняется вид, форма и задачи деятельности учеников. Например, в начале урока ученики могут делать упражнения для настройки на совместную работу. Примером такого упражнения является упражнение "Эхо". Некоторые задания, которые дает учитель, должны быть выполнены у доски, другие с места, третьи в движении. Например, задание "Блуждание", при котором ученики всей командой пытаются найти заданные элементы в каком-либо тексте или картинке, выполняется на рабочих местах команды, а правильные ответы пишутся командой на доске. После выполнения этого задания ученики могут проводить проверку друг друга.
Движение. В процессе социоигрового урока ученики неоднократно меняют свое местоположение. Сначала они сидят на своих местах, далее выстраиваются у доски для того, чтобы разбиться на команды, двигают парты, чтобы оформить рабочее место ("гнездо") своей команды, потом выбегают к доске по одному, чтобы записать ответ на вопрос, в конце перемещаются в "гнездо" соседней команды. Подобная деятельность обеспечивает активное движение детей на уроке, переключает их внимание. После очередной смены местоположения ученик становится внимательнее и начинает лучше воспринимать материал урока.
Работа в микрогруппах. Большая часть работы в социоигровом стиле проводится в микрогруппах (командах по 3—6 человек). Как в сложившихся микрогруппах, так и в заново возникающих при игровом делении детей (с помощью, например, считалочек) внутренние взаимоотношения являются спокойно-деловыми. Это является плодотворной почвой для передачи знаний, помощи однокласснику. Внутри такой группы возникают благоприятные условия для сравнения своих знаний, уме-
ний, возможностей с возможностями, умениями и знаниями своего друга.
Проведенное нами исследование показало, что инновационный стиль ведения урока вписывается в субъективное пространство столичных и сельских учеников. Об этом свидетельствует схожесть ответов о повторении пройденного материала дома как после классического, так и интерактивного урока. В целом можно сделать вывод, что интерактивный стиль благоприятно сказывается на личностной активности школьников в ходе учебной деятельности. В процессе интерактивного урока дети значительно больше, чем в процессе классического урока, проявляют инициативу, более высока мотивация к учебной деятельности. Можно выделить ряд различий между реакциями на интерактивный урок московских и оболенских детей. Московские ученики отличаются большими знаниями по предмету (географии) и соответственно лучше отвечают на конкретно-игровые вопросы, что позволяет им эпизодически "блеснуть" при ответе. Они отличаются высокой самостоятельностью и активностью. Но у москвичей наблюдается дефицит ученического внимания к предмету и к учителю. В частности, удерживать внимание класса в Москве было значительно труднее, нежели в школе Оболенска. Кроме того, московские дети отличаются более высоким уровнем агрессии. Это проявляется в отвержении того или иного задания, попытках "саботировать" урок, проявить неуважение к преподавателю. В таких ситуациях очень помогают рамки и форма урока. Во время интерактивного урока (при грамотном его проведении) дети настолько заняты заданиями и взаимодействием между собой, что отвержение задания и агрессия к учителю случаются значительно реже.
Ученики Оболенска гораздо больше заинтересованы в получении знаний и гораздо лучше воспринимают интерактивную форму работы на уроке. Можно выделить реакцию на интерактивный урок детей из неблагополучных семей. Первая реакция таких детей на интерактивный урок — отвержение и замкнутость. Ярлык "двоечника" и "неудачника" обычно крепко "прилипает" к подобным детям и может подкрепляться как сверстниками, так и учителями. В процессе работы на интерактивном уроке перемена в таких детях особенно заметна. Дети начинают втягиваться в работу, предлагать новые, часто оригинальные идеи. Они как бы вылезают из того "аквариума неудачника", в котором сидели уже давно.
К общим реакциям московских и оболенских детей относятся попытки разделиться на команды в соответствии с дружескими предпочтениями. С одной стороны, это затрудняет работу с детьми, но с другой — является прекрасным средством диагностики того, кто с кем и как общается в классе. Проведение урока в интерактивном стиле по-
казало, что данный стиль эффективен в выявлении существующего уровня коммуникативных умений учеников по отношению друг к другу.
Как к самому интерактивному уроку, так и к заполнению опросника дети в Оболенске относятся значительно более серьезно, чем в Москве. Это выражается в аккуратном заполнении опросника, в уточняющих вопросах к учителю относительно того или иного пункта. Проведение урока и анализ ответов учеников при заполнении опросника показали, что самооценка после традиционного урока, во-первых, скрывается, а во-вторых, постоянна и связана с существующей иерархией в классе, навязываемой успеваемостью. После интерактивного урока рамки формализации ломаются и самооценка в основном повышается.
С педагогической точки зрения тенденция к завышенной самооценке лучше, чем к заниженной. Так как опыт показывает, что интерактивный стиль ведет к укреплению веры ученика в свои собственные силы, то мы считаем, что уроки по любым предметам нужно как можно чаще проводить в этом стиле.
Список литературы
1. БукатовВ.М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина СПб.: Речь, 2010. 203 с.
2. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социоигровых технологий обучения школьников: Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии. Петрозаводск: VERSO, 2008. 187 с.
3. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общение и поведение учителя: пособие для учителя. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. 344 с.
the habits of student's perception of interactive style geography classes
A.o. Archagov
This research covers the habits of student's perception of interactive style geography classes. During the research, we give some classes of geography in interactive style. We create and test "inquirer of classes" (feet back list).
Key words: education, direction, class, student's perception.
сведения об авторе
Арчагов Александр Олегович — выпускник географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел.: +7-916-350-12-70; е-mail: [email protected]