УДК 008:316.42
Н. В. Киселева
Культурологический контекст творчества учителя
Образование XXI в. меняет свои приоритеты и расставляет новые акценты. Оно становится направленным на формирование и развитие личности школьника. Сделать это с помощью средств, которыми обладает только образование, невозможно, потому что сегодня образование рассматривается как часть других мегасистем, в первую очередь, культуры. Поэтому культура становится тем контекстом, из которого в педагогическую деятельность творчески работающего учителя приходят технологии, методы, стиль, а также содержание и идеи. На конкретном учебном предмете - мировая художественная культура - в статье рассматриваются варианты такого заимствования.
Ключевые слова: творчество, педагогическое творчество, образование, учитель, изобразительное искусство, музыка, сотворчество, контекст, культура, кинематограф, педагогика, социоигровой стиль обучения, метод художественно-педагогической драматургии.
N. V. Kiseliova
Culturological Context of the Teacher's Creativity
Education changes its priorities and sets new accents in the XXI century. It becomes aimed at the formation and development of the individual student. To do this by means of what education possesses is impossible, because today education is seen as a part of another megasystem in the first place and culture. Therefore, culture becomes the context from which pedagogical activity of creatively working teachers coming technology, methods, style, content and ideas. On a specific academic subject - world culture -the article discusses options for such borrowing.
Keywords: creativity, pedagogical creativity, education, teacher, visual art, music, co-creation, context, culture, film, pedagogy, socio-playing style of a teaching method and the pedagogical drama.
«Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач», - так начинается глава в учебнике «Педагогика: Конспект лекций» М. Б. Кановской [6], посвященная творческой составляющей педагогического труда.
В педагогике творчество учителя рассматривается по-разному: как компонент профессионально-педагогической культуры (В. А. Сластенин [13]), как компонент профессионального потенциала педагога (И. П. Подласый [10]), как характер педагогической деятельности (Е. Ф. Сивашинская [12]). Более подробно рассматриваются подходы разных ученых к определению сущности педагогического творчества в статье Н. А. Воитлевой [2].
В терминологических словарях существует такое понятие, как «творчество педагогическое». Г. М. Коджаспирова [7] под этим термином подразумевает выработку и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно -воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений. Приводятся составляющие педагогического творчества: глубокие и всесторонние знания, умение критически перерабатывать эти знания, способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть «веер вариантов».
В словаре «Современный образовательный процесс: основные понятия и термины» дается определение и такому понятию, как «творчески работающий педагог». Под ним подразумевается такой педагог, который постоянно стремится к совершенствованию старых и разработке новых, прогрессивных форм, методов и приемов учебно-воспитательной работы; человек, умеющий видеть новую проблему даже в обычном задании, сформулировать творческую задачу для учащихся, активно включить их в самостоятельную поиско-
© Киселева Н. В., 2017
во-исследовательскую деятельность по решению и анализу хода решения этой задачи; педагог, который видит свою роль не только в максимальном обогащении своих питомцев системой знаний, умений и навыков, но и в их психическом, умственном развитии, в подготовке их к творческой деятельности [14].
Анализируя понятия «творчество педагогическое», «творчество учителя», мы приходим к выводу, что педагогическая деятельность - это процесс постоянного творчества. Но, в отличие от творчества в других сферах, таких как наука, техника, искусство, творчество педагога не ставит своей целью создать что-то новое, оригинальное, такое, чего еще не было. Это связано с тем, что педагогическая деятельность, в первую очередь, направлена на развитие личности. Как отмечал А. Г. Асмолов, «образование - уникальная сфера производства личности» [1]. Даже та педагогическая система, которую создает учитель-новатор, может рассматриваться лишь как средство для достижения главной цели - развития личности ребенка. Этому мы находим подтверждение у М. Б. Кановской.
Исходя из всего вышесказанного, напрашивается вопрос: что является источником (контекстом) творчески работающего педагога?
Для нас ответ очевиден - культура. Здесь стоит сделать одну ремарку, которая связана с общеизвестным фактом: культура может выступать в разных ипостасях. Она может являться специальным объектом изучения, но она также может выступать в интегрирующем, педагогически значимом качестве: как источник и модель общечеловеческого опыта; как участник диалога (межличностного диалога и диалога культур); как сфера реализации духовной свободы личности. Сегодня и образование рассматривается как часть такой мегасистемы, как культура, поэтому развитие сферы образования осуществляется за счет заимствования инструментария, характерного для других сфер человеческой деятельности: науки, искусства, экономики и т. п. Мы попытались определить, какие виды искусства (остановимся только на этом) обогащают образование технологически, какие - содержательно, а какие - идейно.
Для того чтобы определить контекст творчества учителя, необходимо акцентировать внимание на цели преподавания учебного предмета. Возьмем, к примеру, учебный предмет «Мировая художественная культура». Цель этого предмета в школе - «развитие в процессе преподавания художественной культуры духовного мира, нравствен-
ности и творческого начала у учеников» [9, с. 13]. Исходя из этого, главным на уроке становится развитие духовной сферы школьника: организация эмоционально-личностного и эмоционально-художественного восприятия произведений культуры; задачи воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства, а не управления его познавательной деятельностью. Чтобы достичь поставленной цели, нужен и специальный инструментарий, который позволил бы организовать, в первую очередь, диалог с искусством, а во вторую - получение знаний. И здесь контекстом творчества учителя выступает сама сфера искусства, потому что именно она способствует формированию и развитию духовных ценностей (тем более, что сам предмет, интегрированный по своей сути, включает изучение изобразительного искусства, музыки, скульптуры, архитектуры, театра, кинематографа и др.). Именно на это и ссылалась Л. М. Предтеченская [11], когда ответ на ряд вопросов («Как на уроке организовать переживания? Как включить ученика, органически, деликатно и ненавязчиво, в решение жизненных проблем, предложенных произведением искусства? Как организовать урок, на котором будет «господствовать» искусство и на котором в то же время учащиеся будут получать знания, необходимые им для его восприятия?») был получен в области искусства театра. Ею был предложен метод художественно-педагогической драматургии как разработанная на основе проблемного обучения и законов театральной драматургии система целенаправленных действий учителя, организующих на уроке общение учащихся с произведением искусства и обеспечивающих целостное восприятие произведения, использование силы его эмоционального воздействия для развития духовного мира школьника, а также получение знаний, необходимых для восприятия различных видов искусства (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
К театру как контексту творчества учителя обращаются А. П. Ершова и В. М. Букатов - авторы социоигрового стиля обучения [3]. Свою концепцию они строили, исходя из центральных положений театральной сферы. Во-первых, общение. Театр дает три типа общения: нелегальное общение зрителей друг с другом во время спектакля; фиксированно-ритуальное общение актеров на сцене; подлинное общение, импровизационное, зрительного зала с персонажами. Эти же типы общения авторы находят и на уроке: нелегальное обще-
ние - за партами во время объяснения или во время опроса учителем; фиксированно-ритуальное -при объяснении у доски; подлинное - общение друг с другом, когда ученики становятся «учениками-импровизаторами» («социо», в понимание авторов, - это «малый социум», то есть группа).
Во-вторых, действенная выраженность. Считается, что если человек чего-то хочет, то это должно как-то практически выражаться. Актер во время репетиций совершает множество попутных действий, в том время как зрители ограничены в этом. В школе происходит точно так же: учитель решает, будут ученики совершать эти попутные действия или нет. «На уроке учителю, по сути дела, дается право выбирать - сажать ли учеников в "зрительный зал", тем самым провоцируя их "хлопать ушами", или же устроить сорокапятиминутный репетиционный поиск каждым присутствующим своего, выраженного в действиях образа, "зерна"» [3].
В-третьих, мизансцена. Любая ситуация имеет пространственное решение, то есть занимает какую-то мизансцену. Меняя ее, мы меняем и ситуацию. Точно так же и на уроке. Стоит обратить внимание, что Л. Г. Емохонова, один из авторов учебно-методического комплекса по мировой художественной культуре, в методических рекомендациях указывает именно мизансцену урока: как учеников надо рассадить, как должна стоять мебель, где необходимо разместить дидактический материал и т. п.
Основываясь на «теории действий», которая была разработана теоретиком театрального искусства Петром Михайловичем Ершовым, и на режиссерском разделе учения о действии - «теория взаимодействия», А. П. Ершова и В. М. Букатов описали всевозможные точки соприкосновения педагогической техники с техникой актерского искусства и режиссуры, создали упражнения для работы на уроке, описали игры, которые можно использовать на разных уроках и с детьми любого возраста [4].
В образовании всегда были очень популярны вариативные формы уроков, источниками которых могли стать разные сферы человеческой деятельности:
— уроки по аналогии с телевизионными передачами («Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», КВН, «К барьеру»);
— эмоционально-образные уроки: урок-композиция, урок-концерт, урок-монолог;
— уроки по аналогии с организованными событиями: аукционы, конференции, пресс-
конференции, урок-суд, урок - защита диссертации.
Контекстом творчества учителя может выступить живопись. Если обратить внимание на сюжет как на художественное воплощение события, явления, то этот вид искусства может стать для учителя непосредственным источником содержания урока, а произведение искусства - источником познания окружающего мира. Например, картина ярославского художника Геннадия Александровича Дарьина «Лен», написанная в 1968 г., стала содержанием урока «Родины чудесные приметы». Анализируя сюжет, героев, композицию произведения, школьники открывали для себя мир льна: изучали сорта культурного растения, узнавали, в каких районах Ярославской области его выращивали, а в каких была развита льняная промышленность, какие этапы обработки лен проходит. С учетом одного из принципов личностного подхода к изучению в гуманистической парадигме, когда учение становится эмоциональным, а не только умственным процессом, необходимости целостного развития детей на уроке были задействованы и другие виды искусства: музыка и литература.
Обратимся к другому виду искусства - кинематографу. Здесь кино может выступить в качестве контекста, из которого творческий учитель может найти идею урока. В фильме «В бой идут одни «старики», снятом актером и режиссером Леонидом Быковым в 1973 г., есть такой монолог Тита-ренко-Маэстро: «У второй-поющей другой профиль. Мы считаем, что песня, как география... Вот Зоечка из Сибири. Край суровый, могучий, и песни такие же. Ревела буря, гром гре-ме-ел! Вано - Грузия! Горы, и ритм такой - кавказский. А я из Таврии - Юг Украины. Степь, ровная, как стол. Колысь тут чумакы по силь ходылы, на Чу-мацькый шлях поглядаючы. Млечный путь - по-русски. И песни такие же бесконечные, как степь. "Ой у лузи, лу-узи-и, чэрвон Калына"...». Сравнение, которое проводит герой - «песня, как география» - стало концептуальной идеей интегрированного урока (география + музыка + литература), которое так и называлось - «Музыка души». Сама музыка как вид искусства стала содержанием урока, так как ученики выявляли влияние географического ландшафта на эмоциональное состояние человека. Было предложено в качестве предметов изучения четыре природных ландшафта и с учетом этого подобраны четыре музыкальных фрагмента. Людям, живущим на просторной равнине, присущи чувство дали и шири, коллективизм, вольность, стремительность. Видеокомпо-
зиция Дмитрия Маликова «Алтай» - однозначно, степь, даже в графическом (визуальном) варианте: широта диапазона, горизонтальная (арпеджиро-ванная) гармония. Для эмоционального погружения в музыку гор выбор был остановлен на Аргентинской песне. Здесь главный акцент делался на сопоставлении эмоциональных характеристик музыки и темперамента жителей Анд. Равнина как один из природных ландшафтов была представлена Мещерой. Кроме сосновых лесов, есть здесь леса еловые, березовые (их пока еще можно найти). «Вир-вир» Инны Желанной - это явное озвучение «завивания» хороводов, которые водились в березовых рощах. Пустыня - географический ландшафт, который живет своей, особой жизнью. Скудный растительный и животный мир, сухой, жаркий климат, песчаные дюны - все это накладывают отпечаток и на музыку: однообразие, монотонность. Передать такое состояние смогла композиция «Африканские барабаны».
Контекстом творчества учителя может стать реклама. Но поскольку о рекламе на уроках речь практически не ведется, внесем небольшое уточнение - контекстом сотворчества учителя и ученика, например, в области исследовательской деятельности. Объект исследования - современная отечественная массовая культура в аспекте интерпретации и эксплуатации семейной образности, а предмет исследования - семейный дискурс, моделируемый и продвигаемый современной отечественной телевизионной рекламой. Результаты исследования по теме «Семейный дискурс современной отечественной рекламы» были опубликованы в Ярославском педагогическом вестнике [8]. Сделанная здесь ремарка - «со-творчество» - относится и ко всему вышесказанному. Как говорил В. И. Загвязинский, «учитель занят педагогическим творчеством (хотя его педагогические идеи и замыслы часто реализуются в иных областях деятельности - литературной, технической, научной), ученик - предметным (изобразительным, литературно-художественным, техническим и т. д.). Важно, что совпадение характера (при неполном совпадении предмета) деятельности и рождает сотрудничество, сотворчество, духовную близость, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между учителем и учеником» [5, с. 37].
Таким образом, творчески работающий педагог может сделать контекстом своего творчества любую сферу человеческой деятельности, но именно культура способна с технологической точки зрения обогатить образование разными методами и
технологиями (метод художественно-
педагогической драматургии, социоигровой стиль обучения и т. п.); использовать свои сюжеты и идеи для проектирования урока, на котором органично будет происходить обогащение знаниями и развитие личность школьника, формирование духовно-нравственной сферы.
Библиографический список
1. Асмолов, А. о ключевых проблемах российского образования и педагогики [Электронный ресурс] / А. Асмолов. - Режим доступа:
eurekanet.ru/ewww/promo/13934.html
2. Воитлева, Н. А. Ученые - о сущности педагогического творчества [Текст] / Н. А. Воитлева // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 3(9). -С. 49-52.
3. Ершова, А. П., Букатов, В. М. Театральные подмостки школьной дидактики, история социоигровой педагогики, драмогерменевтика [Электронный ресурс] / А. П. Ершова, В. М. Букатов. - Режим доступа: http://www.klass-teatr.ru/6/9.html?PAGEN_1=146
4. Ершова, А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя [Текст] : пособие для учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатова. - 4-е изд., перераб и доп. - М. : Флинта : НОУ ВПО «МСПИ», 2010. - 334 с.: ил.
5. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В. И. Загвязинский. - М., 1987. - 159 с. - (Библиотека учителя и воспитателя)
6. Кановская, М. Б. Педагогика : конспект лекций [Электронный ресурс] / М. Б. Кановская. - Режим доступа: https://knigogid.ru/books/790024-pedagogika-konspekt-lekciy/toread
7. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова. - М., 2005. - С. 145.
8. Летина, Н. Н., Киселева, Н. В., Горева, А. А. Семейный дискурс современной отечественной рекламы [Текст] / Н. Н. Летина, Н. В. Киселева, А. А. Горева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 3. - С. 331-336.
9. Пешикова, Л. В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе [Текст] : пособие для учителя / Л. В. Пешикова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 93 с. (Б-ка учителя мировой художественной культуры).
10. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс [Текст] : в 2-х кн. - Кн. 1. / И. П. Подласый. - М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. -576 с.
11. Предтеченская, Л. М. Метод художественно-педагогической драматургии [Электронный ресурс] / Л. М. Предтеченская. - Режим доступа: http://fski.biz/publikacii14.html
12. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы [Текст] : курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова ; под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. -
Минск : Экоперспектива, 2009. - 212 с.
13. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
14. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Текст] / авторы-составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. - М. : Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Asmolov, A. o kljuchevyh problemah rossijskogo obrazovanija i pedagogiki [Jelektronnyj resurs] / A. Asmolov. - Rezhim dostupa: http://www. eurekanet.ru/ewww/promo/13934.html
2. Voitleva, N. A. Uchenye - o sushhnosti pedagogicheskogo tvorchestva [Tekst] / N. A. Voitleva // Perspektivy nauki i obrazovanija. - 2014. - № 3(9). -S. 49-52.
3. Ershova, A. P., Bukatov, V M. Teatral'nye podmostki shkol'noj didaktiki, istorija socioigrovoj pedagogiki, dramogermenevtika [Jelektronnyj resurs] / A. P. Ershova, V. M. Bukatov. - Rezhim dostupa: http://www.klass-teatr.ru/6/9.html?PAGEN_1=146
4. Ershova, A. P. Rezhissura uroka, obshhenija i povedenija uchitelja [Tekst] : posobie dlja uchitelja / A. P. Ershova, V. M. Bukatova. - 4-e izd., pererab i dop. -M. : Flinta : NOU VPO «MSPI», 2010. - 334 s.: il.
5. Zagvjazinskij, V. I. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelja [Tekst] / V I. Zagvjazinskij. - M., 1987. - 159 S. - (Biblioteka uchitelja i vospitatelja)
6. Kanovskaja, M. B. Pedagogika : konspekt lekcij [Jelektronnyj resurs] / M. B. Kanovskaja. - Rezhim
dostupa: https://knigogid.ru/books/790024-pedagogika-konspekt-lekciy/toread
7. Kodzhaspirova, G. M. Pedagogicheskij slovar' [Tekst] / G. M. Kodzhaspirova. - M., 2005. - S. 145.
8. Letina, N. N., Kiseleva, N. V., Goreva, A. A. Semejnyj diskurs sovremennoj otechestvennoj reklamy [Tekst] / N. N. Letina, N. V. Kiseleva, A. A. Goreva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2015. - № 3. - S. 331-336.
9. Peshikova, L. V Metodika prepodavanija mirovoj hudozhestvennoj kul'tury v shkole [Tekst] : posobie dlja uchitelja / L. V. Peshikova. - M. : Gumanit. izd. centr VLADOS, 2005. - 93 S. (B-ka uchitelja mirovoj hudozhestvennoj kul'tury).
10. Podlasyj, I. P. Pedagogika. Novyj kurs [Tekst] : v 2-h kn. - Kn. 1. / I. P. Podlasyj. - M. : Gumanitarnyj iz-datel'skij centr «VLADOS», 1999. - 576 S.
11. Predtechenskaja, L. M. Metod hudozhestvenno-pedagogicheskoj dramaturgii [Jelektronnyj resurs] / L. M. Predtechenskaja. - Rezhim dostupa: http://fski.biz/publikacii14.html
12. Sivashinskaja, E. F. Pedagogika sovremennoj shkoly [Tekst] : kurs lekcij dlja studentov ped. spe-cial'nostej vuzov / E. F. Sivashinskaja, I. V. Zhurlova ; pod obshh. red. E. F. Sivashinskoj. - Minsk : Jekoper-spektiva, 2009. - 212 S.
13. Slastenin, V A. Pedagogika : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Tekst] /
V A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shijanov ; pod red.
V A. Slastenina. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 576 s.
14. Sovremennyj obrazovatel'nyj process: osnovnye ponjatija i terminy [Tekst] / avtory-sostaviteli M. Ju. Oleshkov i V M. Uvarov. - M. : Kompanija Sputnik+, 2006. - 191 s.