Научная статья на тему 'Содержание понятия «Театрализация» в школьном образовательном процессе'

Содержание понятия «Театрализация» в школьном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
997
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия «Театрализация» в школьном образовательном процессе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

УДК37

Б.В.Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Кубанский

государственный университет» (г. Краснодар) Е.В.Ермак, магистрант

1 курса кафедры педагогики и методики начального образования, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», ФГБОУ ВПО «Кубанский

государственный университет» (г. Краснодар)

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ» В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Многие современные программы и методики обучения включают в себя разнообразные приемы, ситуации, упражнения, эксперименты и творческие задания. Именно практические задания, построенные на игровом моделировании, дают возможность школьникам перейти от пассивного потребления информации к активному участию в процессе познания. Основываясь на высказывании великого мыслителя Конфуция: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю. То, что я делаю сам, я понимаю» [1, c.37], -осмелимся предложить, что театрализация в образовательном процессе является одним из средств особого постижения мира, других людей и, наконец, самих себя.

Театрализация использовалась как метод передачи знаний еще в первобытной архаической культуре, гуманисты Возрождения применяли этот метод в своих школах для изучения античного наследия. Советские педагоги и психологи 1920-х годов пытались научно осмыслить и распространить его в преподавании. А.С. Макаренко,

А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий считали необходимым разработать особую методику театрализации ряда школьных дисциплин. Педагоги Н.Ф. Бунаков, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский выделяли театральную игру как неотъемлемый элемент и важнейший принцип организации школьного образовательного процесса. Позднее Л.С. Выготский подчеркивал существенную роль игры в психическом развитии ребенка, а также в образовательном процессе («Воображение и творчество») [2].

Понятие театрализации активно разрабатывается в 70-80 гг. XX века как возможность преподнесения идеи в художественной форме театральными средствами; как метод; «явление, принадлежащее области искусства, связанное с образным решением, <...> обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия» [3, с.6].

Театрализация изначально носит эстетический характер и связана со стремлением к совершенству. А.П. Ершова определяет понятие «театрализация» как «вид искусства, явление особое, выходящее за рамки привычного быта» [4,с.48]. Благодаря использованию театрализации в школьном образовательном процессе закладываются основы художественно-эстетического воспитания учащихся.

Исследование понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе непосредственно связано с театральной технологией. Театральная технология - это особая техника действия, основанная на системе К.С. Станиславского, на «теории действий» и «параметрах взаимодействий» П.М. Ершова; это социоигровые, интерактивные методики, которые интерпретируются и «приспосабливаются» к изучению любого предмета, способствуют как детскому, так и педагогическому творчеству [4]. Примечательно, что «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала» [5, с.5]. Причем, в образо—вании в полном объеме можно технологизировать только обучение, а развитие и воспита—ние - только частично.

Согласно исследованию Н.В. Борисовой, применение в образовании театральной технологии предполагает изменение:

- статуса преподавателя (от передатчика информации на менеджера учебного процесса);

- содержания образования (от информации о деятельности плюс немного деятельности на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

деятельность, основанную на информации). В качестве содержания образования выступает социокультурный контекст, в котором осуществляется жизнедеятельность человека;

- организационных форм обучения (от традиционных на формы активного, инновационного обучения: игра, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей и т д.);

- характера общения (учителя и обучаемого, обучаемых между собой);

- атмосферы взаимодействия (партнерство, равенство, ответственность, положи-тельный эмоциональный фон) [5, с.17].

Интересен в аспекте статьи действенный анализ этюда, предложенный М.О. Кнебель [6], состоящий из трех этапов: литературный текст автора; собственный, импровизированный текст актера в этюдах; освоенный актером литературный текст автора.

Итак, театральная технология трактуется как научное проектирование и воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех, направлена на повы-шение качества образовательного процесса.

Таким образом, анализ различных подходов к интерпретации понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе, описаний театрализации как педагогического и культурного феномена, выявил множественность трактовок.

С позиций заявленной темы статьи уточним понятие театрализации: 1) театрализовать событие или текст - значит, «интерпретировать его сценически, с ис-пользованием сцены и актеров для того, чтобы поставить ситуацию. Визуальный элемент сцены и постановка дискурсов (сценической речи) - суть признаков театрализации» [7]; 2) действие по значению глагола театрализовать - т.е. приспособлять для театра; для представления в театре; сцены; связанный с театром, с его деятельностью; посвященный театру; приспособление для сцены (литературного, недраматического произведения); внесе—ние элементов драматического действия; 3) театрализацией называют игры-драматизации, если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища.

Следовательно, понятие «театрализация» может применяться широко: 1) для интерпретации события (текста) сценически, с внесением элементов драматического действия; 2) как игра-драматизация в театральной форме; 3) как форма массового сюжет-ного зрелища.

Подробнее остановимся на некоторых приемах театрализации художественных произведений на уроке литературы: персонификация -литературный персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.); «кто я?» - ученик в костюме персонажа рассказывает о нем, учащиеся угадывают, кто он; «вымышленная встреча» -выступление критика или оппозиции критиков (речь, программа, основные моменты и др.); сценка - небольшое представление посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов и др.

Наиболее интересными могут быть задания, связанные с актерской и режиссерской интерпретацией. Учащиеся в этом случае выступают как актеры или как режиссеры. Работа в качестве актеров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чем автор порой прямо не заявляет. «Актеру» нужно ответить на один-единственный такой простой и такой сложный вопрос: «Что я должен передать зрителю?». Режиссерская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех героев и постигать авторскую позицию. «Режиссер» должен четко представлять, зачем и почему он что-то делает.

Не менее захватывающей является оформительская работа: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев; музыкальное оформление произведений;афиши к спектаклям. Выполненные учениками работы не остаются незамеченными, проводятся защиты творческих заданий учащихся. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, обложки, ученик обязательно заново анализирует произведение и создает свою художественную интерпретацию, таким образом, анализ, целью которого является личностное интерпретирование текста, становится результативнее и глубже.

И, наконец, одно из самых эффективных заданий - инсценирование текста (перевод текста в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

сценический вариант). «Прежде всего, инсценирование побуждает учеников к творческому претворению литературных образов и, как все приемы активизации читательского восприятия, возбуждает воображение и сопереживание. Во-вторых, инсценирование позволяет усилить динамизм конфликтов произведения, острее прочертить сюжетные линии в сознании учеников. В-третьих, инсценирование обостряет внимание к художественному тексту. Однако, для того, чтобы эта работа не превратилась в пародию, необходимо предлагать школьникам посильные задания» [8, с.196].

Таким образом, дидактические средства театрализации в школьном образовательном процессе можно оформить в виде следующей таблицы:

Таблица 1

Цель Структура Результат Признаки

Намеренное интерпретационное воспроизведение определенного сюжета (в соответствие со сценарием) средствами театрального искусства

1.Восприятие

2.Осмысление

3.Анализ

4.Понимание

5.Интерпретация

6.Рефлексия

Создание в процессе взаимодействия участников; строит—ся по принципу «если бы» Развитие

личностных качеств (внимание, воображение, фантазия, мышление, воля, память); возможность испытать поведение, чувства, эмоции литературного героя; качественное усвоение содержания обучения Важны все участники события; важен собственно процесс подготовки спек-такля; ведущую роль играет художественно-образное начало; реализация в моделируемых формах

Театрализация - это использование средств театра в школьном процессе. В нашем случае театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с интерпретацией художественного произведения (повествовательность, сюжет, образы-характеры, конфликт, автор), а также с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, коммуникативность, индивидуальность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой.

Таким образом, общими признаками интерпретируемого понятия являются игровая ситуация, действие, проблематизация обучения (конфликт рассматривается как постановка проблемы), творческое принятие личностью позиций и отношений, которые ей были раньше не свойственны и для нее не характерны. Использование театрализации обеспечивает гуманизацию всего школьного образовательного процесса, выраженную в формировании чувства личной и социальной ответственности, в появлении высокого уровня предметной и личностной рефлексии, знаний, опыта, гуманистически направленной системы ценностных ориентаций.

Список использованной литературы:

1. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 93с.

3. Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. / Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы / Сб. науч. трудов. Л.: ЛГИК 1982. -141с.

4. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока общения и поведения учителя. Пособие для учителя.

© Сергеева Б.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.