Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ И ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ И ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
банковская тайна / коммерческая тайна / объекты интеллектуальной деятельности / средства индивидуализации / созданные в результате / таможенные органы.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников Д.А., Яковец Е.Н.

В статье рассматриваются некоторые виды конфиденциальной информации, а также ряд объектов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации и иных объектов, созданных в результате деятельности, приравненной к интеллектуальной деятельности, которые имеют отношение к деятельности российских таможенных органов. Особое внимание уделяется сведениям, содержащим банковскую и коммерческую тайны, а также объектам авторского права и смежных прав, товарным знакам, географическим указаниям и наименованиям мест происхождения товаров, включаемым в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов Союза или в таможенный реестр ФТС России. Делается вывод о том, что правовая защита сведений, имеющих отношение к таможенной деятельности, имеет достаточно прочную нормативную основу, тем не менее, имеются резервы повышения её эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бражников Д.А., Яковец Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ И ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ»

С&

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-11-207-214 NIION: 2018-0076-11/22-1136 MOSURED: 77/27-023-2022-11-1334

БРАЖНИКОВ Дмитрий Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права Российской таможенной академии, e-mail: Dbrazh@yandex.ru

ЯКОВЕЦ Евгений Николаевич,

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры административного и финансового права

Российской таможенной академии e-mail: koshka997@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ И ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые виды конфиденциальной информации, а также ряд объектов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации и иных объектов, созданных в результате деятельности, приравненной к интеллектуальной деятельности, которые имеют отношение к деятельности российских таможенных органов. Особое внимание уделяется сведениям, содержащим банковскую и коммерческую тайны, а также объектам авторского права и смежных прав, товарным знакам, географическим указаниям и наименованиям мест происхождения товаров, включаемым в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов Союза или в таможенный реестр ФТС России. Делается вывод о том, что правовая защита сведений, имеющих отношение к таможенной деятельности, имеет достаточно прочную нормативную основу, тем не менее, имеются резервы повышения её эффективности.

Ключевые слова: банковская тайна, коммерческая тайна, объекты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации, созданные в результате, таможенные органы.

USE AND PROTECTION OF CERTAIN TYPES INFORMATION AND INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS ACTIVITIES BY CUSTOMS

Annotation. The article discusses some types of confidential information, as well as a number of objects of intellectual activity, means of individualization and other objects created as a result of activities equated to intellectual activity, which are related to the activities of the Russian customs

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

BRAZHNIKOV Dmitry Anatolyevich,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law,

Russian Customs Academy

YAKOVETS Evgeny Nikolaevich,

Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor of the Department of Administrative and Financial Law,

Russian Customs Academy

AUTHORITIES

authorities. Particular attention is paid to information containing banking and commercial secrets, as well as objects of copyright and related rights, trademarks, geographical indications and appellations of origin of goods included in the unified customs register of intellectual property objects of the Member States of the Union or in the customs register of the Federal Customs Service of Russia. It is concluded that the legal protection of information related to customs activities has a fairly strong regulatory framework, however, there are reserves to increase its effectiveness.

Key words: banking secrecy, commercial secrecy, objects of intellectual activity, means of individualization and other objects created as a result of activities equated to intellectual activity, customs authorities.

Таможенная сфера является важной составляющей государственной политики. Т.к. объем таможенных поступлений остается в числе ключевых факторов формирования доходной части государственного бюджета [17, с. 205]. При этом, в целях своей эффективной работы таможенные органы задействуют широкий комплекс мер, в т.ч. для использования и защиты отдельных видов информации и объектов интеллектуальной деятельности.

В ст. 273 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8] говорится о необходимости защиты информации, касающейся специфики их деятельности. Особое место в этой связи занимают сведения, которые связаны с экономической деятельностью, содержащие банковскую и коммерческую тайны, а также некоторые категории результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации и иных объектов, созданных в результате деятельности, приравненной к интеллектуальной деятельности.

Чёткого и однозначного понятия банковской тайны в действующем российском законодательстве не содержится. В нём перечислены лишь определённые категории информации, которая к ней относится. Причём перечень этот не является исчерпывающим. Банковская тайна упоминается в ст. 857 ГК РФ [3] и Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» [5]. Однако перечни объектов (категорий информации), относящихся к ней, в этих законодательных источниках несколько различаются.

В целом под понятие «банковская тайна» подпадают сведения, касающиеся состояния банковского счёта и банковского вклада клиента кредитной организации, операций по счёту, а также информация о владельце счёта. Более подробно характеристика банковской тайны раскрывается через определение понятий её объектов и субъектов, права доверителей, обязанности держателей и пользователей, а также через способы защиты субъектами банковской тайны своих прав. Из анализа ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» следует, что таможенный

орган фигурирует в ней в качестве пользователя банковской тайны в трёх качествах:

1) как оперативно-розыскной орган, который вправе получать в кредитной организации справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по операциям, счетам и вкладам физических лиц в срок, установленный ст. 9 Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [10], на основании судебного решения при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, согласно действующему законодательству РФ [5].

2) в роли агента валютного контроля, - в случаях, порядке и объёме, которые предусмотрены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» [5], - в части доступа к документам и информации, отражающим проведение валютных операций, открытие и ведение счетов, ст. 26, ч. 20 [5];

3) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в случаях, порядке и объёме, которые предусмотрены ТК ЕАЭС [1] и российским законодательством функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и являющийся в этой связи пользователем банковской тайны, принадлежащей юридическим лицам и гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ст. 26, чч. 25, 26 [5].

Следует напомнить, что в любом из этих случаев защита банковской тайны либо другой информации ограниченного доступа в таможенных органах обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством доступ к такой информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

ленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также законодательством Российской Федерации, п. 19 [14]. В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 335 (Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки) ТК ЕАЭС, при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, государств-членов ЕАЭС и получать от них документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей государств-членов, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств-членов;

Согласно ч. 2 ст. 356 (Отношение к информации, полученной таможенными органами) ТК ЕАЭС, таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать иным лицам, в том числе государственным органам государств-членов, информацию, составляющую государственную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законодательством государств-членов тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) устанавливаемых законодательством государств-членов [1].

Анализ содержания сведений, составляющих коммерческую тайну, представляет особый интерес, поскольку они существенным образом отличаются от всех прочих видов информации ограниченного доступа. Оригинальность их заключается в том, что, с одной стороны, эти сведения представляют собой самостоятельный вид конфиденциальной информации, правовой статус которой определен ч. 4 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [9], и п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера [11]. С другой стороны, под своим вторым наименованием - секрет производства (ноу-хау) - они фигурируют в п. 12 ч.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

1 ст. 1225 части IV ГК РФ [4], как результат интеллектуальной деятельности.

Следует отметить, что определение информации, составляющей коммерческую тайну (секрета производства), содержащееся в п. 2 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» [7], и определение секрета производства (ноу-хау), фигурирующее в ст. 1465 ГК РФ, практически идентичные. Тем не менее по своему содержанию они существенным образом различаются. Информация, составляющая коммерческую тайну, содержит в своём составе два элемента - конфиденциальный и интеллектуальный.

Конфиденциальная составляющая коммерческой тайны - это сведения, отражающие экономические, организационные, нормативные и некоторые другие стороны коммерческой деятельности, а ноу-хау - это результат интеллектуальной деятельности, который включает в себя не обнародованные в официальном порядке изобретения, полезные модели и промышленные образцы, оригинальные технологии, знания, умения, а также определённый набор технологических подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дел в какой-либо области или профессии и т.п. [19, с. 260-262].

Коммерческая тайна, характеризующаяся в деятельности таможенных органов определённым своеобразием, и её защита играют весьма важную роль. Как известно, основным источником сведений, данных, передаваемых от участников ВЭД, физических лиц таможенным органам, в таможенной деятельности является таможенная декларация - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров, ст. 2., ч. 1, п. 32 [1].

Перечень сведений, которые следует указывать в таможенной декларации, имеет соответствующую специфику. В неё вносятся только те данные, которые необходимы для правильного расчёта таможенных платежей и проверки соблюдения законодательства по иным аспектам.

Согласно существующей в России правоприменительной практике декларантом является лицо, декларирующее товары самостоятельно или прибегнув к услугам посредника. Во втором случае помощь участнику ВЭД в этом вопросе оказывает таможенный представитель на договорной основе. Он осуществляет таможенное декларирование перевозимых товаров в соответствии с регламентом, утверждённым законодательством. Таможенный представитель производит уплату требуемых таможенных платежей и предъявляет должностному лицу таможенного органа запрашиваемые им сведения и данные дополнительно к основной информации, указан-

ной в декларации. В его компетенцию также входят действия, связанные с предъявлением таможенным органам декларируемых товаров.

Как известно, при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: 1) декларация на товары; 2) транзитная декларация; 3) пассажирская таможенная декларация; 4) декларация на транспортное средство, ст. 105 [1]. Наибольшего внимания с коммерческой, конкурентной точки зрения заслуживают реквизиты, в которых указываются сведения, характеризующие товар, его стоимость, страну происхождения и торгового контрагента. Эти данные, как правило, составляют коммерческую тайну.

Участники ВЭД на своём уровне самостоятельно обеспечивают реализацию правового режима коммерческой тайны, а при их взаимодействии с таможенными представителями и иными юридическими лицами соблюдение данного режима обеспечивается на договорной основе.

Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, представляет собой ознакомление определённых лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия её обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. Участник ВЭД, передавая соответствующие сведения таможенным органам или таможенным представителям, обеспечивает доступ указанных категорий лиц к коммерческой тайне.

Если подобные сведения попадают в распоряжение таможенных органов, - они должны обретать статус служебной тайны, и в этом случае вопрос их защиты решается автоматически, п. 1.2 [12].

В ходе взаимодействия участников ВЭД с юридическими лицами, представляющими их перед таможенными органами, вопрос безопасности коммерческой тайны до конца не урегулирован. В частности, ввиду отсутствия уголовной ответственности юридических лиц, привлечь к ответственности организацию, выполняющую функции таможенного представителя, перевозчика и др., в принципе невозможно. Меры гражданско-правовой защиты в отношении коммерческой тайны, если её разгласил таможенный представитель (его сотрудник), сложно реализуемы, так как в условиях презумпции виновности бремя доказывания ложится на плечи участника ВЭД, который не обладает возможностью осуществления оперативно-розыскных и следственных действий, что крайне сужает возможности по сбору доказательств. В России такие дела, как правило, не доходят до судебного разбирательства [16, с. 91-95]. В этой связи весьма существенное значе-

ние приобретают возможности оперативных подразделений таможенных органов, связанные с выявлением и документированием противоправных деяний работников указанных организаций, непосредственно виновных в разглашении коммерческой тайны добросовестных участников ВЭД.

Полная кодификация законодательных норм в сфере охраны интеллектуальной собственности была реализована в части IV ГК РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 г., которая пришла на смену целому ряду ранее действовавших законодательных актов, регулировавших права на различные объекты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации [4].

В часть IV ГК РФ были включены и новые правовые институты в сфере интеллектуальной собственности - права на секреты производства (ноу-хау) и права на фирменное наименование, которые до этого не имели законодательного регулирования. Относительно недавно к числу средств индивидуализации товаров было отнесено и право на географическое указание.

Защита прав интеллектуальной собственности - одна из важнейших задач ФТС России, поскольку на таможенные органы возложена ответственная миссия - противостоять незаконному обороту контрафактной продукции при перемещении товаров через таможенную территорию ЕАЭС. В Управлении торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России функционирует, в частности, Отдел обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, который формирует унифицированные подходы к обеспечению защиты прав на неё.

Подходы международного сотрудничества в рассматриваемой области координирует Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). К числу важнейших международных актов, действующих в этой области, относится Соглашение ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), где содержатся правила и принципы защиты прав интеллектуальной собственности, а также процедур и средств их обеспечения в сфере торговли.

Помимо этого, при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС защита прав интеллектуальной собственности регулируются на уровне данного Союза. К актам союзного значения относятся соглашения и договоры государств-членов Евразийского экономического союза:

- Договор о Евразийском экономическом союзе;

- Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

- Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, которые носят комплексный, многоуровневый характер [2].

Согласно данным документам, договаривающиеся стороны осуществляют совместную деятельность по совершенствованию механизмов управления интеллектуальной собственностью, противодействию правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности путём:

- осуществления совместных действий по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности и противодействию таким правонарушениям;

- принятия эффективных мер для предупреждения и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности;

- взаимной защиты хозяйствующих субъектов государств-участников настоящего Соглашения от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности.

Контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности при совершении таможенных операций производится не только при реализации товаров через торговую сеть, но и в процессе декларирования, когда они пересекают таможенную границу ЕАЭС. При совершении таможенных операций активно используется система управления рисками, которая способна выявить вероятность подделки товаров в зависимости от их категории.

Согласно законодательству ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры в декларации на товары указываются сведения о товарных знаках, размещённых на декларируемом товаре, а также представляются сведения и (или) документы, подтверждающие соблюдение исключительных прав правообладателя на использование товарного знака.

Вместе с тем, наиболее действенной мерой, практикуемой таможенными органами по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, является приостановление срока выпуска товаров, в соответствии со ст. 124 и главой 52 ТК ЕАЭС, а также ст.ст. 112 и 113 и главой 57 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1; 8].

В этом случае практикуется проверка помещаемых под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки (знаки обслуживания), географические указания и наименования мест про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

исхождения товара, включаемых по заявлению правообладателя в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов Союза или в таможенный реестр ФТС России.

Наряду с этим таможенные органы могут принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и без заявления правообладателя в соответствии с положениями, регламентирующими выпуск товаров и таможенные операции, связанные с выпуском товаров, гл. 16 [8].

Согласно сведениям ФТС России, по состоянию на 31 декабря 2020 г. в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) был зарегистрирован 5 401 объект интеллектуальной собственности, принадлежащий как зарубежным, так и российским компаниям, в том числе 5 360 товарных знаков, 33 объекта авторского права, 8 наименований мест происхождения товаров. В 2021 г. в ТРОИС было включено 347 новых объектов, в 2022 г. - ещё 109, и на сегодняшний день общее количество объектов, зарегистрированных в Реестре, составляет 5 857.

В 2021 г. российские таможенники предотвратили ущерб, который мог быть причинён правообладателям в связи с введением контрафактных товаров в гражданский оборот, на сумму 7,2 млрд руб. против 4,7 млрд руб. годом ранее. В результате таможенного контроля задержано более 7 млн единиц контрафактных товаров, возбуждено 888 дел об административных правонарушениях, 801 из которых - по ст. 14.10 КоАП РФ (Незаконное использование товарного знака). Оставшиеся 87 дел об АП возбуждены по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ (Нарушение авторских и смежных прав).

По данным ФТС России, чаще всего контрафактными товарами в этот период являлись одежда и обувь, детские игрушки и игры, парфюмерия и косметика, автозапчасти и автоаксессуары, сумки, рюкзаки, посуда, велосипеды.

Признаки нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности выявляются таможенными органами с использованием информации, представляемой правообладателем (его представителем) при получении государственной услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (сведения о лицах, уполномоченных на оборот оригинальной продукции, характеристики оригинальной и контрафактной продукции и другое) [13], а также на основании аналитической работы, межведомственного взаимодействия и международного таможенного сотрудничества, результаты которых применяются в системе управления рисками [18].

ТРОИС, формируемый ФТС России, представляет собой важнейший элемент таможенного контроля в сфере борьбы с ввозом нелегальных товаров и обеспечения защиты интересов правообладателей интеллектуальной собственности. Он не только обеспечивает защиту прав на объекты интеллектуальной собственности, но и способствует предотвращению правонарушений в рассматриваемой сфере, поскольку содержит сведения о многих правообладателях объектов интеллектуальных прав, за нарушение которых наступает административная или уголовная ответственность. Регистрация торгового знака в ТРОИС предусматривает ограничения для ввоза нелегальных и контрафактных товаров, оказывает помощь правообладателям и повышает уровень продаж лицензий. Легальные товары, зарегистрированные в Реестре, легко можно отличить от тех, на которые нанесены сомнительные символы и знаки. Они надёжно защищены от недобросовестной конкуренции, что способствует увеличению объёмов продаж.

ТРОИС защищает не только законных обладателей товарных знаков, но и потребителей товара - от подделок ненадлежащего качества, на которые зачастую наносятся сходные до степени смешения средства индивидуализации. В конечном итоге контрафактная продукция, являющаяся товаром-имитатором и вводящая потребителя в заблуждение, способна нанести ему не только материальный ущерб, но и причинить вред здоровью. Поэтому умелое использование ТРОИС способствует распознанию и идентификации нарушителей, предоставляя доказательства для привлечения последних к юридической ответственности. Это - важнейший инструмент обеспечения защиты прав потребителей и правообладателей, способствующий повышению социальной ответственности последних и успешной реализации товара. Товар, в свою очередь, всегда будет обеспечен дополнительной защитой от недобросовестной конкуренции. Он становится легкоузнаваемым потребителем и завоёвывает популярность на внешних рынках [15, с. 125-144].

Совершенствование организационно-правового обеспечения безопасности информационных ресурсов таможенных органов является важным условием повышения эффективности их оперативно-служебной деятельности. На основе результатов проведённого анализа можно сделать вывод, что правовая защита сведений, имеющих отношение к таможенной деятельности, имеет достаточно прочную нормативную основу. Вместе с тем, для дальнейшей оптимизации деятельности в сфере обеспечения защиты подобной информации, таможенным органам необходимо:

- совершенствовать правовые, научные, организационно-методические и иные основы обеспечения информационной безопасности таможенных органов и формирование системы её мониторинга;

- реализовывать комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение защиты информации, информационных ресурсов и информационных систем таможенных органов;

- оптимизировать профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников таможенных органов в области обеспечения информационной безопасности.

Для повышения эффективности работы в сфере обеспечения информационной безопасности следует также активнее изучать и использовать соответствующий зарубежный опыт организации деятельности таможенных органов и правового регулирования вопросов защиты информации, образующейся в ходе осуществления их оперативно-служебной деятельности.

Список литературы:

[1] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www. pravo.gov.ru (дата обращения: 12.09.2022).

[2] Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/902341958 (дата обращения: 12.09.2022).

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп.). Часть II // Собрание законодательства Рос. Федерации от 29 января 1996 г. № 5. - Ст. 410.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. и доп.). Часть IV // Российская газета. 2006. 22 декабря.

[5] Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.) // Ведомости съезда нар. депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27. - Ст. 357.

[6] Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп.) // Российская газета. 2003. 17 декабря.

[7] Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изм. и доп.) // Российская газета. 2004. 5 августа.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

[8] Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2018. № 32 (ч. I). -Ст. 5082.

[9] Федеральный закон от 27 июля 2007 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп.) // Российская газета. 2007. 29 июля.

[10] Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп.) // Российская газета. 1995. 18 августа.

[11] Перечень сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Рос. Федерации от 10 марта 1997 г. № 10. - Ст. 1127.

[12] Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности: утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30. -Ст. 3165.

[13] Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности: утв. приказом ФТС России от 28.01.2019. № 131 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_326464/ (дата обращения: 12.09.2022).

[14] Порядок ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации: утв. приказом ФТС России от 11.09.2017 № 1447 (ред. от 18.03.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_281505/ (дата обращения: 12.09.2022).

[15] Джабиев А.П. Таможенные органы России в борьбе с теневой экономикой: текущее состояние и перспективы противодействия // Теневая экономика. 2021. Т. 5. № 2. - С. 125-144.

[16] Кожуханов Н.М. Коммерческая тайна в таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 4. - С. 91-95.

[17] Рыжов В.Б., Лопатин Д.Н. Теоретические основы модернизации концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федерации // Образование и право. 2019. № 5. -С. 204-213.

[18] Штыка Р.В. ФТС отвечает на вопросы: защита таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности // Альта-Софт. 2020. 26 августа // URL: https://www.alta.ru/expert_ opinion/76127/ (дата обращения: 04.12.2022).

[19] Яковец Е.Н. Основы правовой защиты информации и интеллектуальной собственности: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 440 с.

Spisok literatury:

[1] Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ekonom-icheskogo soyuza (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo ekonomich-eskogo so-yuza ot 11 aprelya 2017 g.) (s izm. i dop.) [Elektronnyj resurs]. Oficial'-nyj internet-portal pravo-voj informacii. - URL: www.pravo.gov.ru (data obrash-cheniya: 12.09.2022).

[2] Soglashenie o sotrudnichestve v oblasti pra-vovoj ohrany i zashchity intellektual'noj sobstvennosti i sozdanii Mezhgosudarstvennogo soveta po voprosam pravovoj ohrany i zashchity intellektual'noj sobstvennosti [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// docs.cntd.ru/document/902341958 (data obrash-cheniya: 12.09.2022).

[3] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 26 yanvarya 1996 g. № 14-FZ (s izm. i dop.). Chast' II // Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federacii ot 29 yanvarya 1996 g. № 5. - St. 410.

[4] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 18 dekabrya 2006 g. № 230-FZ (s izm. i dop.). Chast' IV // Rossijskaya gazeta. 2006. 22 dekabrya.

[5] Federal'nyj zakon ot 2 dekabrya 1990 g. № 395-I «O bankah i bankov-skoj deyatel'nosti» (s izm. i dop.) // Vedomosti s"ezda nar. deputatov RSFSR ot 6 dekabrya 1990 g. № 27. - St. 357.

[6] Federal'nyj zakon ot 10 dekabrya 2003 g. № 173-FZ «O valyutnom re-gulirovanii i valyutnom kon-trole» (s izm. i dop.) // Rossijskaya gazeta. 2003. 17 dekabrya.

[7] Federal'nyj zakon ot 29 iyulya 2004 g. № 98-FZ «O kommercheskoj tajne» (s izm. i dop.) // Rossijskaya gazeta. 2004. 5 avgusta.

[8] Federal'nyj zakon ot 3 avgusta 2018 g. № 289-FZ «O tamozhennom re-gulirovanii v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonod-atel'nye akty Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop.) // Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2018. № 32 (ch. I). - St. 5082.

[9] Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2007 g. № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologi-yah i o zashchite informacii» (s izm. i dop.) // Rossi-jskaya gazeta. 2007. 29 iyulya.

[10] Federal'nyj zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» (s izm. i dop.) // Rossijskaya gazeta. 1995. 18 av-gusta.

[11] Perechen' svedenij konfidencial'nogo har-aktera, utv. Ukazom Prezidenta RF ot 6 marta 1997 g. № 188 (s izm. i dop.) // Sobranie zakonoda-tel'stva Ros. Federacii ot 10 marta 1997 g. № 10. - St. 1127.

[12] Polozhenie o poryadke obrashcheniya so sluzhebnoj informaciej ogranichennogo raspros-traneniya v federal'nyh organah ispolnitel'noj vlasti, upolnomochennom organe upravleniya ispol'zovaniem atomnoj energii i upolnomochennom organe po kosmicheskoj deyatel'nosti: utv. postanov-leni-em Pravitel'stva RF ot 3 noyabrya 1994 g. № 1233 (s izm. i dop.) // Sobra-nie zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2005. № 30. - St. 3165.

[13] Administrativnyj reglament Federal'noj tamozhennoj sluzhby po predostavleniyu gosudarst-vennoj uslugi po vedeniyu tamozhennogo reestra ob"ektov intellektual'noj sobstvennosti: utv. prikazom FTS Rossii ot 28.01.2019. № 131 (s izm. i dop.) [Ele-ktronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_326464/ (data obrashche-niya: 12.09.2022).

[14] Poryadok vedeniya tamozhennoj statistiki vneshnej torgovli Rossij-skoj Federacii po sub"ektam Rossijskoj Federacii: utv. prikazom FTS Rossii ot 11.09.2017 № 1447 (red. ot 18.03.2019) [Elektronnyj

resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_281505/ (data obrash-che-niya: 12.09.2022).

[15] Dzhabiev A.P. Tamozhennye organy Rossii v bor'be s tenevoj ekono-mikoj: tekushchee sostoy-anie i perspektivy protivodejstviya // Tenevaya eko-nomika. 2021. T. 5. № 2. - S. 125-144.

[16] Kozhuhanov N.M. Kommercheskaya tajna v tamozhennoj deyatel'nosti // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2015. № 4. - S. 91-95.

[17] Ryzhov V.B., Lopatin D.N. Teoreticheskie osnovy modernizacii kon-cepcii tamozhennogo oformleniya i kontrolya v mestah, priblizhennyh k gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii // Obra-zovanie i pravo. 2019. № 5. - S. 204-213.

[18] Shtyka R.V. FTS otvechaet na voprosy: zashchita tamozhennymi organa-mi prav na ob"ekty intellektual'noj sobstvennosti // Al'ta-Soft. 2020. 26 avgusta // URL: https://www.alta.ru/expert_opin-ion/76127/ (data obrashche-niya: 04.12.2022).

[19] Yakovec E.N. Osnovy pravovoj zashchity informacii i intellektual'-noj sobstvennosti: ucheb. posobie. 2-e izd., dop. i pererab. - M.: YUrli-tinform, 2013. - 440 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.