< DOI 10.22394/1726-1139-2020-2-42-50
X
| Развитие государственных услуг,
° предоставляемых таможенными органами —
х участникам внешнеэкономической деятельности
^ в сфере защиты прав интеллектуальной
I собственности на пространстве ЕАЭС
Гетман А. Г.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация; agetman@mail.ru
РЕФЕРАТ
В статье затронуты проблемы предоставления государственной услуги таможенными органами по ведению единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности в электронном виде.
Цель: выделить особенности таможенных услуг, предоставляемых участникам внешнеэкономической деятельности, и рассмотреть основные возможности по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности в электронном виде.
Материалы и методы: действующее таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство в отношении включения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр, системный анализ.
Результаты: отмечены имеющиеся нерешенные вопросы, в части предоставления таможенных услуг по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности в электронном виде.
Заключение: обоснованы основные направления совершенствования в процедуре ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности в электронном виде.
Ключевые слова: электронные государственные услуги, таможенные услуги, таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, ЕАЭС
Для цитирования: Гетман А. Г. Развитие государственных услуг, предоставляемых таможенными органами — участникам внешнеэкономической деятельности в сфере защиты прав интеллектуальной собственности на пространстве ЕАЭС // Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 42-50.
Development of State Services Provided by Customs Authorities — Participants of Foreign Economic Activity in the Field of Intellectual Property Rights Protection in the EAEU
Anastasia G. Getman
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation; agetman@mail.ru
ABSTRACT
This article is about problems of providing state services by customs authorities for maintaining a unified customs register of intellectual property in electronic form.
The purpose: to highlight the features of customs services provided to participants in foreign economic activity and to consider the main opportunities for maintaining a customs register of intellectual property in electronic form.
Materials and methods: theoretical foundations of public services provided by customs authorities, the current customs legislation of the EAEU and national legislation regarding the inclusion of intellectual property in the customs registry, system analysis.
The results: Using the synthesis method, outstanding unresolved issues are noted in terms <
of the provision of customs services for maintaining the customs register of intellectual prop- s
erty in electronic form. q
Conclusion: substantiated the main areas of improvement in the procedure for maintaining ^
the customs register of intellectual property in electronic form. 2
CD
Keywords: e-government service, customs service, customs register of intellectual property, s unified customs register of intellectual property, EAEU ^
o
For citing: Getman A. G. Development of State Services Provided by Customs Authorities — < Participants of Foreign Economic Activity in the Field of Intellectual Property Rights Protec- m tion in the EAEU // Administrative consulting. 2020. N 2. P. 42-50.
Введение
Тенденции развития современного мирового сообщества создают новые условия функционирования государства, ориентируясь по-прежнему на повышение качества жизни общества в целом и каждого гражданина в частности, прежде всего, за счет цифровизации многих процессов. Так, оказание государственных услуг и их эффективность в полной мере может послужить главным инструментом осуществления вышеупомянутой цели [12].
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.02.2010 № 210-ФЗ1 (далее — Закон), под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий. Эта функция осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Среди государственных услуг отдельную нишу занимают государственные услуги в сфере таможенного дела. Это государственные таможенные услуги, оказываемые непосредственно таможенными органами. На данный момент понятие «государственная таможенная услуга» нормативно не закреплено. Отсюда представляется возможным проанализировать наиболее полные и корректные варианты трактовки данного термина.
Рассмотреть определение «государственной таможенной услуги» необходимо в широком и в узком контекстах. Под государственной таможенной услугой в широком контексте можно понимать общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности. В узком контексте — это действия или последовательность действий, реализуемые специальными таможенными инструментами (включая таможенные процедуры, технологии, операции и т. п.) с целью повышения потребительской полезности сферы внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) для государства и участников внешнеторговой деятельности [8].
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России). В рамках своей деятельности ФТС России оказывает государственные таможенные услуги. Одной из особенностей таможенных услуг является предоставление их на безвозмездной основе, то есть бесплатно.
Однако, если говорить о главной идее введения Закона, то речь идет исключительно о разработке перечня государственных функций, которые могут предоставляться для граждан нашей страны. В настоящее время важным моментом являет-
1 Федеральный закон от 27.02.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
2 ся качество информации и качество систем, используемых при предоставлении ^ государственных функций, которые напрямую влияют на степень доверия со сто-о роны общества [14].
о Актуальность рассматриваемых вопросов подтверждается положениями Стратегии со развития ФТС России до 2020 г., обязывающими таможенные органы при исполнении х своих полномочий использовать цифровые технологии. Постановлением Правитель-н- ства Российской Федерации1 утвержден порядок предоставления государственных < услуг в электронном виде. Участники внешнеэкономической деятельности могут пот дать заявление на оказание таможенной услуги посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг либо через Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности, предварительно пройдя процедуру регистрации.
Электронные государственные услуги являются частью федеральной целевой программы «Электронная Россия», принятой еще в 2002 г. Реализация системы электронного управления связана со структурными реформами государственного управления, в частности с изменениями количества и характера функций государственных органов, внедрением административных электронных регламентов деятельности [1; 11].
В связи с созданием Таможенного союза, а позднее — ЕАЭС, многие процессы таможенного администрирования необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимодействии государств — членов ЕАЭС. Учеными отмечается, что среди государств — членов ЕАЭС в настоящее время лидером цифровизации в таможенной сфере является Российская Федерация. Рассмотрим ключевые перспективные технологии в цифровой сфере, внедренные Федеральной таможенной службой.
Интересен факт, что в настоящее время эксперты и ученые начали исследовать вопросы взаимосвязи использования информационно-коммуникационных технологий и доверия к электронному правительству, а также поддержки электронного правительства, инвестиций и развития. И в ряде случаев такая взаимосвязь не установлена, то есть доверие к правительству не коррелирует с доверием к различным аспектам предоставления услуг электронного правительства [13]. Вместе с тем одна из целей электронного правительства — предоставление гражданам РФ доступных способов пользования государственными услугами, «не выходя из дома», минуя очереди, в том числе. Государственные услуги, предоставляемые таможенными органами в электронном виде, направлены на сокращение времени и затрат заинтересованных лиц.
Методы
Исследованию таможенных услуг и их влиянию на макропроцессы (развитие внешней торговли, обеспечение экономической безопасности), с одной стороны, и на микропроцессы (деятельность участников ВЭД), с другой стороны, посвящены многие работы (Е. Комиссарова, Е. В. Шишмарева, О. В. Ковальчук, М. Б. Батурина, В. А. Ени-ватова, Е. М. Ксенофонтова).
Помимо адресности, которой обладают все государственные услуги, таможенная услуга имеет ряд особенностей [2, с. 20]:
• это единственный орган, который может предоставлять такую услугу — ФТС России (центральный аппарат), то есть выступать субъектом услуги может только таможенный орган;
• таможенные услуги предоставляются исходя из положений стандартов и в соответствии с порядком, который закреплен в административном регламенте.
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг».
Для каждой отдельной категории государственных услуг, предоставляемых 2 таможенными органами, ФТС России своим приказом устанавливает админи- ^ стративный регламент. Административный регламент — нормативный правовой о акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муници- о пальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципаль- т ной услуги; х
• государственная таможенная услуга предоставляется на добровольной основе, н в отличие от таможенных операций, которые носят обязательный характер. «с
Большое внимание в настоящее время уделяется исследованию качества услуг, т предоставляемых таможенными органами [3-7; 9; 10]. Если ранжировать долю предоставляемых таможенных услуг1 по убыванию, то самыми востребованными услугами в области таможенного дела из предоставленных ФТС России за 2018 г. (12 видов услуг), можно назвать консультирование (73%), принятие предварительных классификационных решений (9,5%) и ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее — ТРОИС) (6,8%). На последней услуге остановимся более подробно.
Отдельными авторами исследуется вопрос повышения качества таможенной услуги по ведению ТРОИС (Ворона А. А., Агамагомедова С. А.). Вместе с тем, в условиях постоянно меняющейся нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела, в связи с развитием интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, с 1 июля 2019 г. принят новый Административный регламент по ведению таможенного реестра2. Данный документ закрепляет электронную форму подачи и рассмотрения документов, в том числе, используя портал www.gosuslugi.ru. Однако вопросы предоставления услуг на пространстве ЕАЭС в настоящее время являются дискуссионными по многим направлениям.
В структуре административного аппарата ФТС России обязанность предоставления рассматриваемой услуги входит в полномочия Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (далее — УТОВиЭК). Различные эксперты выделяют несколько отличительных признаков ТРОИС. Во-первых, это инструмент таможенного контроля, то есть он предназначен для осуществления таможенного контроля за соблюдением прав правообладателей интеллектуальной собственности. Во-вторых, это электронная, постоянно обновляемая база зарегистрированных товарных знаков, авторских и смежных прав, наименований места происхождения товаров, которая формируется на основании заявлений правообладателей о включении в нее объектов интеллектуальной собственности (далее — ОИС). И в-третьих, применение ТРОИС таможенными органами несет правовое последствие в виде принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров.
Если рассматривать таможенное регулирование перемещения товаров, содержащих ОИС через таможенную границу, то порядок контроля представлен в виде двухступенчатой системы таможенного контроля, состоящей из наднационального законодательного уровня и национального законодательного уровня. Регистрация ОИС — это только одна из операций, связанных с ведением таможенного реестра. Ведение ТРОИС включает в себя три этапа.
1. Прием и рассмотрение заявления о включении ОИС в ТРОИС, о продлении срока включения ОИС в ТРОИС, об исключении ОИС из ТРОИС, а также обращения об изменении сведений, указанных в заявлении о включении ОИС в ТРОИС, либо в прилагаемых к нему документах.
1 www.customs.ru
2 Приказ ФТС России от 28.01.2019 № 131 «Об утверждении административного регламента ФТС по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности».
2 2. Вынесение решения о включении ОИС в ТРОИС, предварительного решения о включении ОИС в ТРОИС, решения об отказе во включении ОИС в ТРОИС, о решения о внесении изменений (об отказе во внесении изменений) в ТРОИС, о решения о продлении срока включения ОИС в ТРОИС, решения об исключении го ОИС из ТРОИС, решения о проведении проверки информации, содержащейся х в обращении о внесении изменений в заявление о включении ОИС в ТРОИС,
либо прилагаемых к нему документах. < 3. Внесение сведений в ТРОИС.
т Рассмотренный алгоритм предоставления государственной услуги по ведению таможенного реестра ОИС таможенными органами РФ является лишь частью общего инструментария, заложенного в таможенном законодательстве ЕАЭС. Вместе с тем основной принцип интеграционных элементов ЕАЭС заключается в формировании единых: механизмов таможенного контроля; объектов таможенного контроля; инструментов таможенного контроля; баз данных (списков) для выбора объектов таможенного контроля.
Для систематизации категорий товаров, в отношении которых таможенные органы вправе и должны принимать меры, связанные с обеспечением защиты прав интеллектуальной собственности, предусмотрены ТРОИС. С 2010 г. на уровне Таможенного союза было заключено Соглашение о Едином таможенном реестре ОИС1. В развитие данного Соглашения был принят регламент взаимодействия между странами Таможенного союза по ведению единого ТРОИС2. Решением коллегии ЕЭК3 принят Регламент ведения единого ТРОИС государств — членов Евразийского экономического союза. Цель подписания указанного документа — дать возможность правообладателям своих ОИС в едином таможенном реестре подавать в Комиссию только одно заявление. Данный регламент предусмотрел использование информационных технологий при формировании и подаче документов в таможенные органы.
Кроме того, утверждение ряда нормативных документов привело в соответствие законодательство о ЕАЭС, раскрыв все основные элементы, связанные с ведением единого ТРОИС:
1) правила реализации общего и использование единого ТРОИС государств — членов Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Коллегии Комиссии от 30 октября 2018 г. № 174;
2) технологические документы, регламентирующие информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Союза общего процесса «Формирование, ведение и использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза», утвержденные Решением Коллегии от 2 сентября 2019 г. № 148.
Однако на сегодняшний день в едином ТРОИС не зарегистрировано ни одного ОИС4. Таким образом, несмотря на имеющиеся определенные качественные изменения в законодательном плане, на сегодняшний день единый ТРОИС не зара-
1 Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза. Заключено в Санкт-Петербурге 21.05.2010, ред. от 08.05.2015.
2 Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 290 «О регламенте взаимодействия таможенных органов государств — членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности».
3 Решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 35 «О ведении единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза».
4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/intellectual. aspx (дата обращения: 13.10.2019).
ботал. Каковы же возможные причины? Как нам представляется, сложившееся 2
положение дел можно объяснить следующим:
1) недостаточная популяризация функции по ведению единого ТРОИС; о
2)слабая информированность правообладателей о функционировании единого о ТРОИС и механизме включения в него ОИС. Многие, преимущественно ино- т странные, правообладатели не видят возможной эффективности его применения. х Вместе с тем, официальная статистика является объективно-подтверждающим н аргументом в пользу функционирования ТРОИС в целях борьбы с контрафактом «с (табл.). Так, согласно официальной информации отчета ЕЭК за 2018 г. таможен- т ными органами Союза было выявлено более 50 млн единиц контрафактной продукции1;
3) недостаточная автоматизация процессов по ведению единого ТРОИС. В связи со сложностью структурного взаимодействия между странами — членами ЕАЭС в электронном виде и неприведения формата единого ТРОИС в вид базы данных, использование ТРОИС представляется достаточно проблематичным. Как показала практика первых 8 лет действия регламента взаимодействия между таможенными администрациями государств-членов ЕАЭС, вопрос пока еще не решен;
4) подача одного заявления на каждый ОИС при внесении в единый ТРОИС. Это является нецелесообразным и затратным для правообладателей. В порядке, определенном на национальном уровне, возможна подача одного заявления с несколькими ОИС, права на которые принадлежат одному правообладателю.
Таблица
Статистика выявления контрафактных товаров таможенными органами
в 2016-2018 гг.
Table. Statistics of detection of counterfeit goods by customs authorities in 2016-2018
Год Кол-во выявленных единиц контрафактной продукции (млн ед.) Возбуждено дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности Сумма выявленного ущерба (млрд руб.)
2018 16,2 1255 6,8
2017 10,1 1072 4,5
2016 20,4 1027 7,7
Источник: www.customs.ru.
Результаты
Таким образом, выполненные исследования показали, что для начала функционирования единого ТРОИС необходимо рассмотреть изменения для внесения их в законодательство ЕАЭС.
1. Проводить популяризацию деятельности со стороны ФТС России на предмет освещения принципов функционирования единого ТРОИС.
2. Разработать программное средство, которое будет включать в себя семантическую обработку ОИС при их включении в единый ТРОИС.
3. Предусмотреть ведение единого ТРОИС в формате, соответствующем формату ведения реестров регистрации ОИС на территории ЕАЭС.
1 [Электронный ресурс]. 11Я_: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/Годо-вой%20отчет%202018.pdf (дата обращения: 11.11.2019).
2 4. Внести изменения в порядок ведения единого ТРОИС, в части отсутствия ограничений количества ОИС, права на которые принадлежат одному правооблада-
о телю, в одном заявлении.
о На национальном уровне с 2017 г. ФТС России начата работа по совершенство-го ванию программных средств таможенных органов в части интеграции информации х из электронного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД» в ТРОИС КПС «Тари-н- фы — ТРОИС», которая свидетельствует о реальных перспективах работы в этом < направлении со стороны ФТС России. На уровне ЕАЭС на сегодняшний день раса бота с ОИС в электронном виде практически не ведется.
Выводы
Выполненные исследования позволяют констатировать, что предоставление государственных, в том числе, таможенных услуг, динамично развивается. Рассмотренные предложения позволят повысить надежность цепей поставки товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уменьшить возможные риски, связанные с их перемещением через таможенную границу со стороны участников внешнеторговой деятельности и создадут более удобные условия для российских и иностранных правообладателей при желании защитить свои права на ОИС. Однако достичь положительного результата возможно только при условии постоянной планомерной работы, требующей в дальнейшем разработки новых подходов, инструментов, документов и совершенствования программных продуктов.
Литература
1. Волошина М. А. О проблеме повышения качества предоставления электронных государственных услуг и формирования электронного правительства в РФ // Проблемы права. 2015. № 6 (54). С. 85-88.
2. Гречкина О. В., Агамагомедова С. А. Государственные таможенные услуги: понятие, базовые характеристики, виды // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 3. С. 17-30.
3. Гупанова Ю. Е. Современное состояние качества таможенных услуг и проблемы его повышения в условиях развития интеграционных процессов РФ // Совершенствование образования, теории и практики таможенного дела. Сборник научных трудов. Федеральная таможенная служба. ГКОУВПО Российская таможенная академия, Владивостокский филиал / под общ. ред. В. И. Дьякова. Владивосток, 2012. С. 73-82.
4. Гупанова Ю. Е. Управление качеством таможенных услуг: особенности, проблемы, перспективы развития // Управление экономическими системами : коллективная монография / под общ. ред. Б. Н. Герасимова. Пенза, 2010. С. 96-110.
5. Гупанова Ю. Е., Юнчик А. С., Попова М. А. Анализ качества таможенных услуг, оказываемых таможенными органами // Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2017. С. 80-84.
6. Додорова А. Д. Исследование механизма управления качеством таможенных услуг: проблемы реализации и перспективы развития // Форум молодых ученых. 2018. № 4(20). С. 438-442.
7. Комиссарова Е., Шишмарева Е. Актуальные вопросы взаимодействия таможни и бизнеса по развитию таможенных услуг // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. 2014. № 1. С. 146-150.
8. Макрусев В. В. Государственные таможенные услуги : монография. Российская таможенная академия, 2011.
9. Матвеева О. П., Прушковская Е. Е. Повышение качества предоставления государственных таможенных услуг на основе применения электронного декларирования // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 3 (47). С. 217-224.
10. Ткаченко М. Ф., Лесняков А. А. Таможенная услуга: проблема определения и оценки качества о состоянии и перспективах развития // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. № 1 (17). С. 177-181.
11. Трегубова В. М. Электронное правительство как средство автоматизации процесса предо- < ставления государственных услуг // Социально-экономические явления и процессы. 2011. s № 3-4 (25-26). С. 279-284. §
12. Dobrolyubova E., Alexandrov O. E-government in Russia: Meeting Growing Demand In the Era ^ of Budget Constraints. Communications in Computer and Information Science? 2016. V. 674. 2 P. 247-257. ®
13. Horsburgh S., Gauld R., Goldfinch S. Is Public trust in Government associated with trust in E-Government? Journal of Psychoeducational Assessment. 2011. N 2. P. 232-241. н
14. Nulnusna R., Sandhyaduhita P. I., Hidayanto A. N., Phusavat K. The relations of E-government < quality on Public trust and it's Impact on Public Participation, Transforming Government People, ш Process and Police. 2017. V. 11. N 36. P. 393-418.
Об авторе:
Гетман Анастасия Геннадьевна, доцент кафедры таможенного администрирования СевероЗападного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат экономических наук; agetman@mail.ru
References
1. Voloshina M. A. On the Problem of Improving the Quality of Provision of Electronic Public Services and Formation of Electronic Government in the Russian Federation // Problems of Law [Problemy prava]. 2015. N 6 (54). P. 85-88. (In rus)
2. Grechkina O. V., Agamagomedova S. A. State customs services: concept, basic characteristics, types // News of higher educational institutions. Volga region. Social sciences [Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki]. 2016. N 3. P. 17-30. (In rus)
3. Gupanova Yu. E. Modern state of quality of customs services and problems of its improvement in conditions of development of integration processes of the Russian Federation // Improvement of education, theory and practice of customs affairs. Collection of scientific works. Federal Customs Service. Russian Customs Academy, Vladivostok Branch/under ed. of V. I. Dyakov. Vladivostok, 2012. P. 73-82. (In rus)
4. Gupanova Yu. E. Quality Management of Customs Services: Features, Problems, Development Prospects // Management of Economic Systems: Collective Monograph / under ed. of B. N. Ge-rasimov. Penza, 2010. P. 96-110. (In rus)
5. Gupanova Yu. E., Yunchik A. S., Popova M. A. Analysis of the quality of customs services provided by customs authorities // Topical issues of law, economy and management. Compilation of articles of the IXth International Scientific and Practical Conference. 2017. P. 80-84. (In rus)
6. Dodorova A. D. Research of the Mechanism of Quality Management of Customs Services: Implementation Problems and Development Prospects // Forum of Young Scientists [Forum molodykh uchenykh]. 2018. N 4(20). P. 438-442. (In rus)
7. Komissarova E., Shishmareva E. V. Topical issues of interaction between customs and business on the development of customs services // Economic development of the region: management, innovation, training [Ekonomicheskoe razvitie regiona: upravlenie, innovatsii, podgotovka kadrov]. 2014. N 1. P. 146-150. (In rus)
8. Makrusev V. V. State Customs Services : monograph. Russian Customs Academy, 2011. (In rus)
9. Matveeva O. P., Prushkovskaya E. E. Improving the quality of the provision of state customs services on the basis of the application of electronic declaration // Journal of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law [Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava]. 2013. N 3 (47). P. 217-224. (In rus)
10. Tkachenko M. F., Lesniakov A. A. Customs Service: Problem of Quality Determination and Assessment on the State and Prospects of Development // Journal of the North Caucasus Humanitarian Institute [Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta.]. 2016. N 1 (17). P. 177-181. (In rus)
11. Tregubova V. M. Electronic government as a means of automating the process of providing public services // Socio-economic phenomena and processes [Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy]. 2011. N 3-4 (25-26). P. 279-284. (In rus)
12. Dobrolyubova E., Alexandrov O. E-government in Russia: Meeting Growing Demand In the Era of Budget Constraints. Communications in Computer and Information Science? 2016. V. 674. P. 247-257.
< 13. Horsburgh S., Gauld R., Goldfinch S. Is Public trust in Government associated with trust in
E-Government? Journal of Psychoeducational Assessment. 2011. N 2. P. 232-241. q 14. Nulnusna R., Sandhyaduhita P. I., Hidayanto A. N., Phusavat K. The relations of E-government
1 quality on Public trust and it's Impact on Public Participation, Transforming Government People,
2 Process and Police. 2017. V. 11. N 36. P. 393-418.
^ About the author:
o Anastasia G. Getman, Associate Professor of the Chair of Customs Administration of North-West
<
^ Institute of Management of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation), PhD in Economics;
agetman@mail.ru