Научная статья на тему 'Система ведения таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности в условиях формирования Евразийского экономического пространства'

Система ведения таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности в условиях формирования Евразийского экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
350
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ РЕЕСТР / CUSTOMS REGISTER / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL PROPERTY / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ / TRADEMARKS / НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ / APPELLATIONS OF ORIGIN / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / RIGHTS HOLDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агамагомедова Саният Абдулганиевна

В статье рассматриваются вопросы ведения таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности на национальном уровне и на уровне Таможенного союза. Определены порядок и условия ведения данных реестров, их структура, специфика функционирования в рамках Таможенного союза. Автором обозначена проблема ведения Единого реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза и предложены варианты ее решения в условиях формирования Евразийского экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агамагомедова Саният Абдулганиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF CONDUCTING CUSTOMS REGISTRY OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE CONDITIONS OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

The article examines the conduct of customs registry of intellectual property at the national level and the level of the Customs Union. Determine the procedure and conditions for conducting data registers, their structure, the specific functioning of the Customs Union. Author to identify the problems of the Unified Registry of Intellectual Property of the Member States of the Customs Union and proposed approaches to solving them in the conditions of the Eurasian Economic Community.

Текст научной работы на тему «Система ведения таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности в условиях формирования Евразийского экономического пространства»

УДК 339.543

СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ РЕЕСТРОВ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

С. А. Агамагомедова

THE SYSTEM OF CONDUCTING CUSTOMS REGISTRY OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE CONDITIONS OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY

S. A. Agamagomedova

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы ведения таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности на национальном уровне и на уровне Таможенного союза. Определены порядок и условия ведения данных реестров, их структура, специфика функционирования в рамках Таможенного союза. Автором обозначена проблема ведения Единого реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза и предложены варианты ее решения в условиях формирования Евразийского экономического пространства.

Ключевые слова: таможенный реестр, объекты интеллектуальной собственности, таможенные органы, Таможенный союз, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, правообладатель.

Abstract. The article examines the conduct of customs registry of intellectual property at the national level and the level of the Customs Union. Determine the procedure and conditions for conducting data registers, their structure, the specific functioning of the Customs Union. Author to identify the problems of the Unified Registry of Intellectual Property of the Member States of the Customs Union and proposed approaches to solving them in the conditions of the Eurasian Economic Community.

Key words: customs register, intellectual property, customs authorities, the customs union, trademarks, appellations of origin, the rights holder.

Основным институтом правовой защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров, осуществляемой таможенными органами, является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Данный институт действует с конца 90-х гг. ХХ в. и формируется по инициативе правообладателей, озабоченных нарушениями их исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу и ростом оборота контрафактной продукции. С вступлением в силу Таможенного кодекса РФ 2003 г. так называемый реестровый механизм таможенной защиты интеллектуальных прав укрепляется и оформляется на организационном и нормативном уровне. С созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана система ведения таможенных реестров претерпевает определенные

изменения, которые продолжаются в условиях формирования Евразийского экономического пространства. Рассмотрим данную систему в современных условиях, обозначим проблемы ее функционирования и определим направления ее дальнейшего развития в условиях углубления и расширения интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС) внесло определенные изменения в таможенное законодательство в области защиты прав интеллектуальной собственности. Среди новелл в данном направлении следует выделить прежде всего положение о двухуровневой системе таможенных реестров. Таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности ведутся в соответствии с действующим законодательством как на уровне государства-члена Таможенного союза, так и на уровне Таможенного союза, то есть на наднациональном уровне.

Согласно ч. 4 ст. 328 ТК ТС таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве-члене Таможенного союза, и на объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза, а в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры. При этом условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза и порядок его ведения определяются международным договором государств-членов Таможенного союза [1].

Таким образом, в настоящее время действует три национальных таможенных реестра объектов интеллектуальной собственности и единый таможенный реестр на уровне Таможенного союза. Что касается национальных реестров, то на сегодняшний день таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) Федеральной таможенной службы (ФТС России) включает в себя 3083 объекта интеллектуальной собственности [2], таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь насчитывает 177 объектов [3], аналогичный реестр Республики Казахстан включает 849 товаров [4].

За небольшими исключениями структура и порядок ведения таможенных реестров в странах Таможенного союза совпадают. В табл. 1 приведена выдержка из ТРОИС ФТС России в отношении комбинированного (содержащего изобразительные и словесные элементы) товарного знака.

Порядок ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза (далее - Единого реестра), включения объектов авторских и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания в Единый реестр, взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза между собой, а также с правообладателями или лицами, представляющими их интересы (далее - правообладатель), государственными органами, иными организациями, учреждениями и гражданами по вопросам, связанным с ведением Единого реестра, определены Соглашением о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза [5].

Таблица 1

Выдержка из ТРОИС ФТС России

Регистрационный номер по Реестру

Наименование

(описание, изображение) ОИС

Наименование, номер, дата документа об охраноспособности ОИС

Наименование

товаров, в отношении

которых принимаются меры

Класс товаров по МКТУ/ код товаров по ТН ВЭД ТС

Сведения о правообладателе

Доверенные лица правообладателя

Номер

Срок и дата

внесе- письма

ния УТОВЭК

ОИС в ФТС России

Реестр в таможен-

ные органы

17.10.2 14-42/12469

013 от

26.03.2013

Примечание

02652/

02355-004/

ТЗ-220313

Неохраняемые элементы:1776

323551 от 02.04.2007

Бумага, картон и изделия из них,

не относящиеся к другим классам; печатная продукция.

Алкогольные напитки (за исключением пива), в том числе виски, водка, бренди, вина, настойки, коктейли, джин, ликеры, ром_

16,33/

2207,

2208, 6305

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Большой театр России»; адрес:

Театральная площадь, д. 1, Москва, 125009; ИНН

7707079537

МКА «Клишин и Партнеры г. Москва»; почтовый адрес: Большой Козловский пер., д. 10, стр. 3, Москва; 107078;

контактное лицо: Энтин Владимир Львович; телефон: (495)9747310; факс:

(495)7854976; адрес электронной почты: entin@klishin.ru

В Единый реестр на основании заявления правообладателя включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств-членов Таможенного союза.

В связи с этим возникает сразу две проблемы. Во-первых, перечни объектов интеллектуальной собственности, подлежащих включению в национальные и Единый реестры, не совпадают. Например, в России, согласно ч. 2 ст. 305 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ», в этот перечень включены товарные знаки, знаки обслуживания, объекты авторских и смежных прав, наименования мест происхождения товаров [6]. В соответствии с названным выше Соглашением о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза, наименования мест происхождения товаров в данный перечень не входят.

Во-вторых, на территории государств-членов Таможенного союза как бывших республик СССР существуют тождественные или сходные до степени смешения товарные знаки и иные средства индивидуализации, принадлежащие различным правообладателям. Данная проблема обсуждается давно и, несмотря на множество предложений ее решения, остается актуальной в условиях формирования Евразийского экономического пространства [7].

Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав, в соответствии с законодательствами государств-членов Таможенного союза и (или) законодательством Таможенного союза в сфере интеллектуальной собственности в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в Единый реестр.

Заявление подается в письменном виде в центральный таможенный орган одного из государств-членов Таможенного союза. При наличии технической возможности заявление может быть подано в электронном виде. Порядок и условия включения объекта интеллектуальной собственности в Единый реестр аналогичен порядку и условиям данной административной процедуры в РФ. Она регламентирована на ведомственном уровне [8].

Заявление подается от имени одного правообладателя (нескольких правообладателей) в отношении одного вида объектов интеллектуальной собственности. Указание в одном заявлении одновременно сведений о различных видах объектов интеллектуальной собственности, если даже эти объекты интеллектуальной собственности принадлежат одному правообладателю (одним и тем же правообладателям), не допускается.

Заявление должно содержать следующие сведения:

- о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, также и о представителе;

- об объекте интеллектуальной собственности;

- о товарах, перемещение которых через таможенную границу Таможенного союза или иные действия с такими товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой, по мнению правообладателя, нарушение его прав, охраняемых в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза, достаточно подробные для обеспечения возмож-

ности их выявления таможенными органами (описание внешнего вида товаров (их упаковки, этикетки и т.д.);

- об уполномоченных правообладателем импортерах, экспортерах;

- о кодах товаров не менее чем на уровне первых четырех знаков в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

- о предполагаемых местах ввоза товаров, перемещение которых через таможенную границу Таможенного союза или иные действия с такими товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой, по мнению правообладателя, нарушение его прав, охраняемых в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза, импортерах (экспортерах) таких товаров в случае, если имеется такая информация;

- о сроке защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объекты интеллектуальной собственности в каждом из государств-членов Таможенного союза (свидетельства, договоры (в том числе лицензионные) о передаче прав, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение прав на объекты интеллектуальной собственности в каждом из государств-членов Таможенного союза в соответствии с их законодательством), а также документы, подтверждающие сведения, подлежащие указанию в заявлении.

За включение объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр плата не взимается. Но одновременно с заявлением представляется письменное обязательство правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. При этом страховая сумма должна быть не менее 10 тыс. евро (В России, согласно ч. 2 ст. 307 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ», сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 000 рублей).

В случае, если на территориях государств-членов Таможенного союза права на один и тот же объект интеллектуальной собственности принадлежат разным лицам, к заявлению должны быть приложены обязательства каждого из правообладателей.

Правообладатель (его представитель) обязан незамедлительно сообщать об изменении сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах.

В соответствии со ст. 5 Соглашения о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза, Комиссия Таможенного союза утвердила Регламент взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности и определила ФТС России органом, уполномоченным на ведение Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза [9].

Регламент устанавливает порядок действий центральных таможенных органов государств-членов Таможенного союза, связанный с включением

объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр, отказом во включении объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр, продлением сроков включения объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр, внесением изменений и дополнений в Единый реестр, исключением объектов интеллектуальной собственности из Единого реестра.

Включение объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр и продление сроков включения осуществляется органом, уполномоченным на ведение Единого реестра, при условии получения положительных заключений центральных таможенных органов государств-членов Таможенного союза, сформированных после проверки полноты и достоверности представленных правообладателем сведений и документов.

Принятие решения о включении объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр и (или) о продлении сроков включения осуществляется органом, уполномоченным на ведение Единого реестра, при получении положительных заключений от всех центральных таможенных органов государств-членов Таможенного союза в течение десяти рабочих дней с момента получения последнего заключения.

Решение о включении объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр и (или) о продлении сроков включения вступает в законную силу через десять рабочих дней с момента направления органом, уполномоченным на ведение Единого реестра, в центральные таможенные органы государств-членов Таможенного союза уведомлений, содержащих данные Единого реестра, и сведений, необходимых для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров.

Единый реестр ведется в электронном виде. Каждый объект интеллектуальной собственности в Едином реестре имеет свой регистрационный номер, который формируется в следующем виде:

00000/ХХ-ДДММГГ,

где 00000 - пятизначный порядковый номер записи, присваиваемый объекту интеллектуальной собственности в нарастающем порядке независимо от его вида; XX - вид объекта интеллектуальной собственности: АП - объект авторского права; СП - объект смежных прав; ТЗ - товарный знак (знак обслуживания); ДДММГГ - день, месяц, последние цифры года внесения объекта интеллектуальной собственности в Единый реестр.

В Единый реестр вносятся следующие данные:

- регистрационный номер;

- наименование (описание, изображение) объекта интеллектуальной собственности;

- сведения о правообладателе (правообладателях) (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения (регистрации) и почтовый адрес);

- наименование, номер и дата документа (документов), удостоверяющего (удостоверяющих) наличие правовой охраны объекта интеллектуальной собственности (в случаях, если указанные документы предусмотрены международными договорами или национальными законодательствами государств-членов Таможенного союза);

- срок, на который объект интеллектуальной собственности включен в Единый реестр;

- перечень товаров, в отношении которых таможенными органами принимаются меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (наименование, класс по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) и коды в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ТС);

- сведения о лицах, представляющих интересы правообладателя на территории Таможенного союза (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения и почтовый адрес, номера телефонов, факсов, телекса, адрес электронной почты и т.п.);

- номера и даты уведомлений о включении и (или) продлении сроков включения в Единый реестр, направленных в центральные таможенные органы государств-членов Таможенного союза.

Срок, на который объекты интеллектуальной собственности включаются в Единый реестр, устанавливается с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, а также сроков действия представленных документов, но не более двух лет со дня включения в Единый реестр. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя (его представителя) неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на два года при условии соблюдения требований, предусмотренных настоящим Регламентом. В РФ действует аналогичный порядок. Срок, на который объект интеллектуальной собственности включается в Единый реестр, не может превышать срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в том государстве-члене Таможенного союза, в котором этот срок истекает раньше.

В случае смены правообладателей или изменения перечня контролируемых товаров внесение изменений в Единый реестр не допускается.

Исключение из Единого реестра и уведомление центральных таможенных органов государств-членов Таможенного союза и правообладателя осуществляется органом, уполномоченным на ведение Единого реестра, в течение десяти рабочих дней в следующих случаях:

- при поступлении заявления правообладателя;

- при выявлении представления неполных или недостоверных сведений;

- при истечении срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в любом из государств-членов Таможенного союза;

- при смене правообладателя в любом из государств-членов Таможенного союза;

- при непоступлении документов, представление которых обязательно в соответствии с Соглашением;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- при поступлении мотивированного предложения от центральных таможенных органов государств-членов Таможенного союза.

Перечень объектов интеллектуальной собственности, включенных в Единый реестр, публикуется в официальных изданиях и на официальных интернет-сайтах Евразийской экономической комиссии и центральных таможенных органов государств-членов Таможенного союза.

Несмотря на детальную регламентацию процедуры включения объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр, следует констатировать, что данный уровень реестровой системы в настоящее время не действует. В Едином реестре нет ни одного объекта интеллектуальной собственности. Система таможенных реестров действует пока только на национальном уровне. По мнению экспертов, наличие требований о предоставлении договора страхования, действие которого распространяется на территории всех государств-членов Таможенного союза, даже несмотря на достаточно небольшую страховую сумму, а также необходимость наличия доверенности от правообладателя, распространяющей свое действие на всю территорию Таможенного союза, при включении объекта интеллектуальной собственности в Единый реестр во многом усложняют подачу заявления правообладателем (его представителем) и являются основными причинами того, что в настоящее время в Единый реестр не внесено ни одного объекта интеллектуальной собственности [10].

Наличие существующих проблемных вопросов в части защиты прав интеллектуальной собственности на единой таможенной территории во многом объясняется тем, что в данной области таможенное законодательство существенно опередило процесс гармонизации гражданского законодательства государств-членов Таможенного союза, в частности принятие трехсторонних соглашений в области защиты прав интеллектуальной собственности на территории Единого экономического пространства. Совершенствование существующих механизмов защиты должно быть основано на унификации нормативно-правовых норм в области трансграничной защиты прав интеллектуальной собственности.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru.

2. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности по состоянию на 24 января 2014 г. // Официальный сайт ФТС России. - URL: http://ved.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id= 109:2010-09-09-06-26-44&catid= 13: 2008-10-16-13-51-15&Itemid=1814 (дата обращения: 24.02.2014).

3. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (действующий с 10.02.2014) // Официальный сайт Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. - URL: http://www.gtk.gov.by/ru/regulation/business/VED/ 1725743475 (дата обращения: 24.02.2014).

4. Реестр товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан // Консультативно-правовой ресурс «Евразийский деловой совет. - URL: http://www.customs-union.com/ (дата обращения: 24.02.2014).

5. Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - URL: http://www.tsouz.ru/Docs/ IntAgrmnts/Pages/soglintsob.aspx (дата обращения: 24.02.2014).

6. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru.

7. Акопян, М. Ж. Практика борьбы с контрафактной продукцией / М. Ж. Акопян // Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами : сб. ст. науч.-практ. конф. факультета таможенного дела и кафедры таможенных платежей и валютного контроля Российской таможенной академии. -М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2011. - С. 34.

8. Приказ ФТС РФ от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.12.2009 № 15592) // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru.

9. Решение Комиссии таможенного союза 18 июня 2010 г. № 290 «О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» // Официальный сайт евразийской экономической комиссии. - URL: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS17/Pages/R_290.aspx (дата обращения: 24.02.2014).

10. Челышева, М. А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в условиях функционирования Единого экономического пространства / М. А. Челышева. - URL: http://www.sdo.rea.ru (дата обращения: 24.02.2014).

Агамагомедова Саният Абдулганиевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин,

Пензенский государственный университет E-mail: saniyat_aga@mail.ru

Agamagomedova Saniyat Abdulganievna сandidate of sociological sciences, associate professor,

sub-department of state-legal disciplines, Penza State University

УДК 339.543 Агамагомедова, С. А.

Система ведения таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности в условиях формирования евразийского экономического пространства / С. А. Агамагомедова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 3 (11). - С. 12-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.