Научная статья на тему 'Механизм защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами при трансграничном перемещении'

Механизм защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами при трансграничном перемещении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2604
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ТАМОЖЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ / ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / THE FEDERAL LAW "ON CUSTOMS REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION" / CUSTOMS CODE OF THE CUSTOMS UNION / CUSTOMS / INTELLECTUAL PROPERTY / CUSTOMS REGISTRY OF INTELLECTUAL PROPERTY / MECHANISM OF THE EXCLUSIVE RIGHTS PROTECTION / SUSPENSION OF PRODUCTION OF GOODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агамагомедова Саният Абдулганиевна

В статье автором рассматривается существующий механизм защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами, исследуется его нормативно-правовая база, а также определены направления совершенствования данного механизма. Дана характеристика таможенному реестру объектов интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы России, который является основой рассматриваемого механизма и в настоящий момент реформируется в условиях Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агамагомедова Саният Абдулганиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами при трансграничном перемещении»

УДК 342.9

С. А. Агамагомедова

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ТРАНСГРАНИЧНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ

Аннотация. В статье автором рассматривается существующий механизм защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами, исследуется его нормативно-правовая база, а также определены направления совершенствования данного механизма. Дана характеристика таможенному реестру объектов интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы России, который является основой рассматриваемого механизма и в настоящий момент реформируется в условиях Таможенного союза.

Ключевые слова: Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенные органы, объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, механизм защиты исключительных прав, приостановление выпуска товаров.

Abstract. The author considers the existing mechanism of protection of exclusive rights to intellectual property by customs authorities, investigates its legal framework and identifies directions for improvement of this mechanism. The article characterizes the customs’ registry of intellectual property of FCS of Russia, which is the basis of the mechanism under consideration and is currently being reformed under the Customs Union.

Key words: Customs Code of the Customs Union, the Federal Law "On Customs regulation in the Russian Federation", customs, intellectual property, customs registry of intellectual property, mechanism of the exclusive rights protection, suspension of production of goods.

Борьба с оборотом контрафактной продукции в современный период является одной из самых актуальных и злободневных. Данная проблема давно приобрела международный масштаб и вышла за границы национального регулирования. Производство, реализация и введение в гражданский оборот подобного рода товаров наносит ущерб не только правообладателям как законным владельцам исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС). Правонарушения в сфере интеллектуальной собственности носят публично-правовой характер, они являются опасными и для государства как основного регулятора отношений в сфере интеллектуальной собственности, и для рядовых потребителей данной продукции как неограниченного круга лиц.

В систему противодействия распространению контрафакта входит целый ряд государственных органов и ведомств, среди которых Министерство внутренних дел РФ, Федеральная антимонопольная служба, Генеральная прокуратура РФ, таможенные органы, органы Роспотребнадзора и др. Все они в той или иной мере занимаются выявлением, пресечением и профилактикой правонарушений в сфере интеллектуальной собственности. Рассмот-

рим механизм защиты исключительных прав на ОИС при трансграничном перемещении товаров, реализуемый таможенными органами РФ.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон) одной из функций (обязанностей) таможенных органов РФ является обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав на объекты интеллектуальной собственности [1].

Закон планомерно продолжил в рассматриваемом направлении линию Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), вступившего в силу в июле 2010 г. и ставшего законодательной основой функционирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (ТС). В соответствии с п. 9

ч. 1 ст. 6 ТК ТС одной из основных задач таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории ТС в пределах своей компетенции [2].

Вступивший в силу 29 декабря 2010 г. Закон в целом сохранил существующий механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, основой которого является ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) Федеральной таможенной службы (ФТС) России.

ТРОИС действует еще с 1999 г., но первоначально он имел информационный характер [3]. Законодательная регламентация процедуры ведения ТРОИС была предпринята в Таможенном кодексе 2003 г., данный институт развивался и доказывал свою эффективность. Данный механизм с изменениями и дополнениями сохранен как на уровне национального законодательства, так и на уровне нормативных правовых актов Таможенного союза.

В проведенном Высшей школой экономики в 2010 г. исследовании «Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров» подчеркивается, что таможенный реестр по-прежнему является основным инструментом защиты прав на интеллектуальную собственность. В декабре 2010 г. в таможенном реестре находился 1831 объект интеллектуальной собственности [4].

Согласно п. 2 ст. 328 ТК ТС меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:

1) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования [2].

Данное положение является новеллой союзного законодательства в данном направлении, так как в соответствии с Таможенным кодексом 2003 г. меры защиты принимались таможенными органами вне зависимости от таможенного режима. Единственным исключением было перемещение товаров, перевозимых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если товары предназначались для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд

(ст. 400 ТК РФ). Таким образом, законодатель расширяет и уточняет перечень случаев, когда рассматриваемые меры таможенными органами не принимаются.

Перечень объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых таможенные органы принимают меры по защите, включает в себя объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара.

Согласно ТК ТС, срок защиты прав правообладателя на ОИС устанавливается при включении таких объектов в таможенные реестры, которые ведутся таможенными органами в государствах - членах Таможенного союза, и единый таможенный реестр ОИС государств - членов Таможенного союза с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более двух лет со дня включения в такие реестры. Данный срок может продлеваться неограниченное количество раз на основании заявления правообладателя, а общий срок защиты прав правообладателя на ОИС не может превышать срок, на который предоставлена правовая охрана ОИС в государстве - члене ТС.

Сущность механизма таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности ФТС России состоит в следующем. Правообладатель, имеющий основания полагать, что при перемещении через таможенную границу товаров могут быть нарушены принадлежащие ему исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, обращается в Федеральную таможенную службу России с заявлением о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр. Условиями включения в ТРОИС ФТС России является подтверждение наличия права на объект интеллектуальной собственности и обязательство правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с мерами, принимаемыми таможенными органами, либо договор страхования риска ответственности за причинение вреда. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 307 Закона сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 000 рублей (согласно Таможенному кодексу РФ 2003 г. данная сумма составляла 500 000 рублей).

Плата за включение в ТРОИС ФТС России не берется.

Включение объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС предполагает, что, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенный реестр, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается на срок 10 рабочих дней с возможностью продления этого срока еще на 10 дней. Таким образом, нахождение в таможенном реестре объекта интеллектуальной собственности гарантирует его правообладателю защиту от противоправных посягательств со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, а именно принятие соответствующих мер таможенными органами. При этом с вступлением в силу Таможенного кодекса ТС ведение таможенного реестра предусмотрено на двух уровнях: национальном и уровне Таможенного союза. Данное положение, ставшее одной из новелл ТК ТС, вызывает ряд вопросов, требующих дальнейшей регламентации. По мнению специалистов, речь о включении в общий таможенный реестр может идти только в случае, если то-

варный знак охраняется на территории всех трех государств ТС. То есть когда товарный знак принадлежит одному правообладателю во всех трех странах, он может претендовать на включение в единый реестр [5].

Вопрос же о том, как будут защищаться исключительные права на тождественные (или сходные до степени смешения) ОИС, которые зарегистрированы в надлежащем порядке в различных странах ТС за разными правообладателями, пока не урегулирован. В качестве одного из вариантов решения данной проблемы предлагается введение товарного знака либо другого объекта интеллектуальной собственности на уровне ТС. Подобная практика уже опробована в Европейском союзе.

Так, дополнительно к процессу гармонизации национальных правовых систем государств - участников ЕС в последнее время посредством принятия регламентов ЕС создаются новые, действующие в рамках ЕС объекты интеллектуальных прав, например товарный знак ЕС и промышленный образец ЕС, которые вводятся параллельно с продолжающими действовать объектами интеллектуальных прав, охраняемыми национальными законодательствами. Благодаря унифицированной заявке, действующей во всех государствах -членах ЕС, возникает единый охраняемый объект [6].

Другой, на наш взгляд, более серьезной проблемой является необходимость унификации законодательства. Этот процесс должен стать следующим этапом на пути формирования единого экономического пространства ТС.

Важным нововведением таможенного законодательства как на уровне России, так и на уровне ТС является внедрение в рассматриваемый механизм защиты прав на ОИС таможенными органами процедуры «ex officio» («по долгу службы»). Речь идет о наделении таможенных органов дополнительными полномочиями в отношении товаров, обладающих признаками нарушений в сфере интеллектуальной собственности, а именно правом приостанавливать их выпуск. Дискуссии о целесообразности введения данной процедуры в России шли на протяжении нескольких лет. Несмотря на то что аналогичный механизм используется в странах Евросоюза, многие специалисты высказывались о том, что наделение данным полномочием представителя таможенного органа является нецелесообразным с точки зрения коррупциогенности.

Тем не менее, раскрывая положение ч. 4 ст. 328 ТК ТС о принятии таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенные реестры (национальный и союзный), ст. 308 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» регламентирует процедуру приостановления выпуска товаров, содержащих такие объекты интеллектуальной собственности. Данное приостановление на семь рабочих дней правомерно при наличии двух условий: обладание информацией о правообладателе (его представителе) на территории РФ и обнаружение признаков нарушения прав интеллектуальной собственности. Указанный срок можно продлить на срок до 10 рабочих дней, если правообладатель обратился в таможенный орган с просьбой о таком продлении и подал заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России. Данное положение направлено на формирование активной позиции правообладателей, стремящихся включить принадлежащие ему объекты интеллектуальной собственности в ТРОИС и, соответственно, обеспечить им надлежащую защиту при перемещении товаров через таможенную границу.

Правоприменительная практика в сфере правонарушений в области интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров (в подавляющем большинстве случаев это административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.10 и ч. 1 ст. 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях), выявленных и расследуемых таможенными органами, свидетельствует о недостаточной активности правообладателей, которые по данной категории дел чаще всего выступают в качестве потерпевших [7]. При этом из анализа судебной практики по данной категории дел выявляются различные направления в поведении правообладателей, которые зачастую выполняют противоречивые функции в механизме защиты принадлежащих им исключительных прав [8].

Таким образом, рассматриваемое положение Закона, во-первых, расширяет полномочия таможенных органов в реализации функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а во-вторых, укрепляет и развивает существующий механизм защиты на основе ТРОИС ФТС России.

Выявить недостатки нормативно-правовых актов, составляющих основу действующего таможенного законодательства, позволит правоприменительная практика первых лет.

В качестве основных направлений совершенствования существующего механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров нами предлагаются следующие.

Во-первых, это прежде всего унификация законодательства государств -членов Таможенного союза в различных отраслях права: гражданском, административном, уголовном праве, в сфере внешнеэкономической, банковской и других видов деятельности. Так, свидетельством пестроты и разного уровня законодательства стран - членов ТС является действие принципа национального исчерпания прав на товарный знак в России и Белоруссии и международного - в Казахстане. И это касается не только законодательства об интеллектуальной собственности. Только «подведение под общий знаменатель» правоотношений способно обеспечить полноценное и эффективное функционирование единой экономической территории ТС и достижение тех целей, на реализацию которых направлен интеграционный процесс.

Во-вторых, необходима организация взаимодействия и оказание взаимной административной помощи таможенными органами государств - членов ТС. Взаимная административная помощь таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза (регламентирована главой 17 ТК ТС) включает в себя:

- обмен информацией между таможенными органами государств - членов Таможенного союза;

- взаимное признание решений, принятых таможенными органами;

- проведение отдельных форм таможенного контроля, установленных ТК ТС, таможенным органом одного из государств - членов Таможенного союза по поручению таможенного органа другого государства - члена Таможенного союза, а также иные виды взаимодействия таможенных органов в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза [2].

Третьим направлением будет создание единой информационной системы в части защиты прав на ОИС. Подобная система помимо информационного обеспечения реестрового механизма (на союзном и национальном уровнях)

защиты должна включать в себя единые базы данных по объектам интеллектуальной собственности, зарегистрированным в странах - участниках ТС. Таким образом, речь идет не только о взаимодействии и информационном обмене между таможенными администрациями государств - членов ТС, но и между федеральными службами в области интеллектуальной собственности этих государств.

По мнению специалистов, для построения эффективной, унифицированной системы защиты прав интеллектуальной собственности на территории ТС важно определить специфику взаимодействия правоохранительных органов в вопросах защиты прав интеллектуальной собственности, а также проблему формирования эффективной правоприменительной и судебной практики, перейти на регистрацию объектов интеллектуальной собственности в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности в электронном виде [9].

Только комплексное решение всех этих задач позволит обеспечить полноценное функционирование существующего механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении в условиях Таможенного союза.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № З11-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета. -2010. - 29 ноября.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года № 17) // СПС «Гарант».

3. Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров : аналитический отчет. - М. : ГУ ВШЭ, 2008. - иКЬ: Шр://і11є.т/іпіогта1іопЛіЬгагу/іМех.рЬр?§ЕСТЮМ_ГО=181& ЕЬЕМЕет_ГО=1654&с1еаг_сасЬе=У (дата обращения: 20.01.2011).

4. Федеральная таможенная служба в 2010 году: цифры и факты. - иКЬ.: http://www.customs.ru/ru/press/of_news/printab1e.php?id286=35595&print=1 (дата обращения: 20.01.2011).

5. Интеллект под защитой // Таможня. - 2010. - № 10 (249). - С. 3-5.

6. Антье Химмельрайх. К истории влияния международных процессов гармонизации прав интеллектуальной собственности на правовое регулирование в России / Антье Химмельрайх // Интеллектуальная собственность в России и ЕС: правовые проблемы : сб. статей. - М. : WOLTERS KLUWER, 2008. - С. 77-78.

7. Сафоненков, П. Н. Влияние реализации прав потерпевших на эффективность защиты таможенными органами объектов интеллектуальной собственности / П. Н. Сафоненков // Вестник Российской таможенной академии. - 2010. - № 2. -С. 119-123.

8. Агамагомедова, С. А. Распоряжение исключительным правом на товарный знак / С. А. Агамагомедова // Патенты и лицензии. - 2010. - № 11. - С. 35-38.

9. Таможенный союз: прозрачнее и понятнее // Таможня. - 2011. - № 1-2 (264-265). -С. 21.

Агамагомедова Саният Абдулганиевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра менеджмента, директор Центра таможенного сервиса, Пензенский государственный университет

E-mail: [email protected]

УДК 342.9 Агамагомедова, С. А.

Механизм защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами при трансграничном перемещении / С. А. Агамагомедова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 4 (20). - С. 45-51.

Agamagomedova Saniyat Abdulgamevna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of management, director of the Customs Services Center, Penza State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.