БИТ 2018 Том 3 № 1(9) УДК 35.085.6
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Афонин П.Н., Лебедева Е.С.
Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии
ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF CUSTOMS CONTROL
OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS
Afonin P.N., Lebedeva E.S.
St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы таможенного контроля объектов
интеллектуальной собственности, оценивается эффективность защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, устанавливаются причины роста нарушений в сфере интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: таможенный контроль объектов интеллектуальной собственности, интеллектуальная собственность, таможенная защита объектов интеллектуальной собственности, ОИС.
Abstract
This article discusses issues of customs control of intellectual property, estimates efficiency of intellectual property protection by customs, establishes the reasons for the increase of intellectual property offenses.
Keywords: customs control of intellectual property, intellectual property, intellectual property rights, intellectual property protection by customs, IP.
К понятию интеллектуальной собственности в настоящее время относят результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана [1]. В этой связи, регулирование перемещения объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС), а также обеспечение их защиты в пределах своей компетенции является функцией таможенных органов [2].
Охрана и защита прав интеллектуальной собственности обеспечиваются сложным механизмом правового регулирования, который представляет собой трехуровневую систему:
1. Международные соглашения и конвенции. Развитие нормативно-правовых актов на международной арене началось в последней четверти XIX века с созданием Парижской конвенции об охране промышленной собственности (1883 г.), Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (1886 г.), Мадридского соглашения о международной реги-
страции знаков (1891 г.). Новый этап международно-правового регулирования рынка интеллектуальной собственности относится ко второй половине XX в., когда были приняты Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 1952 г.), Римская конвенция по охране прав исполнителей, создателей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.), Стокгольмская конвенция (1967 г.), учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, а также Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Марракеш, 1994 г.).
2. Нормативно-правовые акты на уровне Евразийского экономического союза. Необходимо выделить, прежде всего, Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 2014 г.) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о ЕАЭС от 11 апреля 2017 г.), которые определяют основные положения в сфере защиты интеллектуальной собственности таможенными органами ЕАЭС. К данному уровню регулирования также относятся Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от
Рис 1. Схема таможенного контроля товаров, содержащих ОИС
19.12.2017 № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров», и Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (далее - ЕТРОИС) государств - членов Таможенного союза (Санкт-Петербург, 2010). Кроме того, отвечая современным потребностям защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, по-
следние годы идет активный процесс совершенствования законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности, путем создания проектов нормативно-правовых актов, унифицирующих законодательства стран-членов ЕАЭС и отвечающих международным правовым нормам, например, новый Регламент ведения ЕТРОИС странами-участницами ЕАЭС и Регламент информационного взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС и ЕЭК в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
3. Национальный уровень регулирования. Базой является Гражданский кодекс РФ, а именно часть четыре, содержащая перечень объектов интеллектуальной собственности, защита которых предусмотрена на территории РФ. Немаловажными являются Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 7.12 ч. 1, 14.10) и Уголовный кодекс РФ (ст. 146, 180), которые устанавливают ответственность за совершение нарушения в сфере интеллектуальной собственности. Отдельные положения из ТК ЕАЭС имеют отсылочные нормы к национальному законодательству, а именно содержатся в Федеральном
Таблица 1
Основные показатели деятельности таможенных органов РФ по защите интеллектуальной собственности в 2013-2018 гг.
Показатель (ед. измерения) 2013 2014 2015 2016 2017 2018 г. (1-111
г. г. г. г. г. квартал)
Количество ОИС в 3053 3556 3860 4295 4617 4892
таможенном реестре (ед. на конец года)
Включено ОИС в таможенный реестр (ед.) 457 503 304 435 322 275
Выявлено контрафактной продукции (млн ед.) 9,4 9,5 18,1 20,4 10,1 14,1
Сумма предотвращенного ущерба правообладателей (млрд руб.) 5,0 2,4 3,9 7,7 4,5 5,8
Количество возбужденных дел об админи- 1188 1270 1040 1027 1075 910
стративных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности (всего, дел)
Рис. 2. Количество правонарушений, выявленных таможенными органами стран-членов ЕАЭС
за 2016-2017 гг
законе «О таможенном регулировании» № 289-ФЗ. На уровне Федеральной таможенной службы РФ основным нормативно-правовым актом является Приказ ФТС России от 13.06.2009 г. № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (далее - ТРОИС). К настоящему моменту неоднократно (20162018 гг.) предпринимались попытки разработки нового Регламента ведения ТРОИС, основанного на электронном взаимодействии между заявителем и таможенными органами, однако данный документ в силу так и не вступил.
Правовое регулирование защиты интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС имеет ряд проблем:
1. Законодательно в странах ЕАЭС действуют различные принципы исчерпания исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности: в России и Белоруссии действует территориальный принцип, подразумевающий, что право на ввоз в страну оригинальных товаров принадлежит только самому правообладателю или его официальному дистрибьютеру, в то время как в Казахстане и Армении действует международный принцип, предполагающий, что исключительное право правообладателя считается исчерпанным в отношении конкретного продукта в момент первого его введения в оборот в любой стране. Как следствие, различие в подходах к опреде-
лению принципа исчерпания исключительных прав на ОИС приводит к тому, что коммерческое перемещение товаров между странами фактически не ограничивается.
2. Таможенные органы РФ согласно Закону [3] вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, даже в том случае, если они не включены в ТРОИС (принцип ex officio). В то время как в Армении и Белоруссии такой принцип законодательно не установлен. Следовательно, через эти страны на общий рынок ЕАЭС могут проникать контрафактные товары.
Таким образом, нормативно-правовая база защиты интеллектуальной собственности является сложной многоуровневой системой, которая нуждается в совершенствовании и унификации: во-первых, принятии новых нормативно-правовых актов в сфере защиты прав на ОИС, отвечающих современным потребностям (переход на электронный порядок работы, совершенствование механизма защиты и др.), во-вторых, разработка единого документа на уровне ЕАЭС, определяющего основные принципы защиты прав на ОИС без отсылок к национальному законодательству.
Механизм защиты прав на оИс таможенными органами включает в себя: управляющие субъекты системы защиты интеллектуальных прав в их связях и взаимодействии, технологию таможенного контроля ОИС и меры по защите прав на ОИС.
Структурно подразделения таможенных органов, занимающихся защитой ин-
теллектуальной собственности представлены следующим образом. В центральном аппарате ФТС РФ необходимо выделить Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, которое занимается непосредственно разработкой порядка ведения ТРОИС, подачи заявлений о включении ОИС в реестр, проводит аналитическую работу по результатам правоприменительной практики в сфере защиты интеллектуальной собственности. В структуре региональных таможенных управлений и таможен выделяют подразделение защиты прав интеллектуальной собственности, занимающееся непосредственно организацией, контролем и методическим сопровождением деятельности таможенных органов по обеспечению защиты ОИС, и отдел торговых ограничений и экспортного контроля, ответственный за организацию, координацию и контроль деятельности таможенных органов за соблюдением запретов и ограничений, в том числе в сфере интеллектуальной собственности. На уровне таможенного поста при проведении таможенного контроля осуществляется деятельность по выявлению и идентификации ОИС, приостановление выпуска товаров в случае выявления признаков контрафактного товара и передача дела об административном нарушении по подведомственности таможенных органов.
Таможенный контроль ОИС преследует следующие цели:
1. Обеспечение включения импортерами лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров, а, следовательно, поступление таможенных платежей в федеральный бюджет в полном объеме.
2. Недопущение создания неблагоприятных условий для развития внешней и внутренней торговли, притока инвестиций в страну.
3. Недопущение создания угрозы безопасности потребителей, особенно когда ввозят контрафактные продукты питания, алкоголь, медикаменты и др.
4. Защита интересов правообладателей, и недопущение снижения репутации и потребительского спроса на оригинальные товары.
Таможенный контроль ОИС включает в себя поэтапное осуществление защиты прав на ОИС:
1. До подачи декларации на товары -регистрация ОИС в ТРОИС.
2. На этапе таможенного оформления товара, содержащего ОИС, таможенные органы при обнаружении признаков контрафактной, вправе приостановить выпуск такого товара (ТРОИС, «ex officio»).
3. На этапе таможенного контроля после выпуска преимущественно в виде документального, а не фактического контроля (поскольку выпущенный товар уже реализован потребителям).
Меры по защите прав на ОИС, принимаемые таможенными органами, прежде всего связаны с приостановлением срока выпуска таких товаров. Реализуются эти полномочия на основании сведений из ТРОИС, кроме того, таможенные органы вправе приостанавливать срок выпуска и без заявления правообладателя на основании принципа «ex officio», ключевым моментом применения которого является тот факт, что приостановление срока выпуска товара возможно только единожды. Соответственно, если правообладатель не внесет данный ОИС в
Рис. 3. Категории выявленных контрафактных товаров в 2017 г. в ЕАЭС
ТРОИС после его уведомления о нарушении в отношении ОИС, таможенные органы в будущем не будут осуществлять защиту таких ОИС.
Обобщенная схема таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, осуществляемая таможенными органами РФ представлена на рис. 1.
Основными проблемами таможенного контроля ОИС являются:
1. Ситуация, при которой права на советские товарные знаки, могут принадлежать разным лицам, что ведет к риску признания товара, выпущенного на территории одной страны, контрафактным на территории другой.
2. Неактивное участие правообладателей при реализации таможенными органами мер по приостановлению срока выпуска товара, обладающего признаками контрафактного.
3. Срок приостановления выпуска товаров. Нередко для подтверждения признаков контрафактного товара необходимо проведение отбора проб и образцов, таможенная экспертиза, перемещение товара к месту хранения и т.д. В совокупности все эти действия могут занимать от 10 дней и более. Целесообразным является увеличение срока выпуска товаров без заявления правообладателя о его продлении.
4. Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 7.12 и 14.10 КоАП РФ составляет 1 год, в то время как таможенный контроль после выпуска товаров, содержащих ОИС, осуществляется в течение 3 лет. Таким образом, декларанты не несут никакой ответственности за ввоз и реализацию контрафактного товара.
5. Сложности при расчете лицензионных платежей и их включении в таможенную стоимость товара, содержащего ОИС.
Анализ современного состояния таможенного контроля ОИС требует рассмотрения динамики эффективности таможенных органов по защите ОИС (таб. 1 [4]).
Анализируя данные из таблицы, в целом можно сказать о неоднородности динамики исследуемых показателей: наблюдалась положительная тенденция роста практически по всем показателям до спада в
2017 г. (связан с сокращением объема поставок, а не с их количеством), однако в
2018 г. вновь наблюдается рост динамики количества выявленной контрафактной продукции и суммы предотвращенного ущерба правообладателей. Отрицательная
тенденция наблюдается у показателя, характеризующего количество ОИС, включенных в ТРОИС: в 2018г. достигнут самый низкий показатель за 6 лет - 275 ОИС включено в реестр.
Таможенные органы для подтверждения (или опровержения) наличия признаков контрафакта могут обращаться в экспертные учреждения. Экспертиза ОИС в последнее время становится все более востребованной: в III квартале 2018 г. был зафиксирован максимальный показатель числа экспертиз ОИС - 4,38% от общего количества таможенных экспертиз [5]. Это связано с развитием международного рынка интеллектуальной собственности, в том числе с созданием большого количества новых ОИС (увеличиваются случаи сходства до степени смешения), способов распространения контрафактной продукции (Интернет-торговля) и др.
Рассмотрим результаты деятельности таможенных органов ЕАЭС по защите интеллектуальной собственности (рис. 2 [6]).
Таким образом, значительный рост в данной категории составил в Республике Казахстан на 40%, в Кыргызской Республике - 617%. Снижение же количества выявленных нарушений посредством приостановления выпуска товара показывает статистика в Республике Беларусь на 47%, а неизменным показатель остался в Республике Армения.
Основными странами-экспортерами контрафактных товаров в ЕАЭС в 2017 г. являются [6]: Китай (62,43%), Турция (9,8%), ОАЭ (0,46%), Грузия (0,12%), Япония (0,05%), Литва (0,03%). Страны, доля контрафактных товаров из которых составляет менее 0,03 %: Узбекистан, Великобритания, Италия, Польша, Латвия, Швейцария, Германия, США и др.
Основные категории выявленных контрафактных товаров в 2017 г. представлены на рис. 3 [6].
Основными причинами роста в ЕАЭС нарушений в сфере ИС представляются следующие:
1. Значительное удорожание оригинальной продукции, способствующее увеличению производства или притока поддельной продукции («реплики»), содержащей объекты Ис.
2. Отсутствие надлежащего участия правообладателей и потребителей в защите потребительского рынка от контра-
фактной продукции, обусловленное репута-ционными рисками и, как следствие, снижением объемов реализации продукции.
3. Низкий уровень профилактической работы и слабая информированность общественности о низких потребительских свойствах продукции, зачастую подверженной контрафакции.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 18.12.2006 № 230-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (приложение № 1 к Договору о ЕАЭС) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 28.11.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Основные результаты деятельности таможенных органов Российской Федерации по защите интеллектуальной собственности //
4. Недостаточно эффективный таможенный контроль по всему периметру таможенной границы ЕАЭС.
5. Широкое распространение стихийной формы торговли.
6. Распространение контрафактной продукции посредством Интернет-торговли и международных почтовых отправлений.
Официальный сайт ФТС РФ. URL: https://clck.ru/F2zXa (дата обращения: 11.01.2018).
5. Статистическая и справочная информация // Официальный сайт ЦЭКТУ. URL: https://clck.ru/F2zZ7 (дата обращения: 11.01.2018).
6. Отчет о состоянии правоприменительной практики в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе за 2017 г. // Официальный сайт ЕЭК. URL: https://clck.ru/F3U5c (дата обращения: 14.01.2018).
Поступила в редакцию 11.01.2019
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]. ru
Сведения об авторах:
Афонин Петр Николаевич - доктор технических наук, заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]
Лебедева Е.С. - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]