УДК 339.9(470:510)
M. A. Сорокин1
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
A. M. Сорокин2
Российская таможенная академия Люберцы. Россия.
Таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе
В статье рассматривается система таможенной защиты товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе. Приводится иерархическая система законодательства Союза и государств-членов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров. Рассматривается процесс таможенной защиты, раскрываются основные его этапы. Выявлены различия в законодательстве государств - членов ЕАЭС в части обеспечения таможенной защиты товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Ключевые слова и словосочетания: Евразийский экономический союз, интеллектуальная собственность, таможенный контроль, таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, ex officio.
M. A. Sorokin
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
А. M. Sorokin
Russian Customs Academy.
Lubertsi. Russia
Customs protection of intellectual property in the Eurasian economic union
The article discusses the system of customs protection of goods containing intellectual property assets in the Eurasian Economic Union. It provides a hierarchical system of the Union's and the Member States' legislation to protect rights to intellectual property during cross border movement of goods. It analyses customs protection processes and reveals their basic stages.
Keywords: The Eurasian Economic Union, intellectual property, customs control, Customs Register of intellectual property assets, ex officio. 1 2
1 Сорокин Михаил Афанасьевич - канд. экой. наук, доцент; e-mail: [email protected].
2 Сорокин Алексей Михайлович - аспирант Российской таможенной академии; e-mail: [email protected].
19
Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 3 (30)
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был создан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29 мая 2014 года. Фактическое существование началось с 1 января 2015 г. На тот момент в ЕАЭС входили четыре государства: Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения. С 29 мая 2015 г. к ним добавилась Киргизия.
Образование ЕАЭС обусловило прекращение существования таких образований, как Единое экономическое пространство (общий рынок, созданный 1 января 2012 года, в который входили Белоруссия, Казахстан, Россия), Таможенный союз, куда входили Белоруссия, Казахстан и Россия и некоторое время Армения, а также Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) [1]. Таким образом, ЕАЭС является правопреемником этих образований.
Среди направлений взаимодействия государств-членов в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) выделяется обеспечение эффективной таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе, посредством ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов. При этом никакой другой информации о таможенной защите прав на ОИС в Договоре не содержится.
Обеспечение эффективной защиты прав на ОИС в рамках международной экономической интеграции связано с рядом дополнительных сложностей относительно условий одной страны [2]. Таможенная защита прав на ОИС является одним из составных элементов защиты ИС, предоставляемой в рамках ЕАЭС [3]. Таможенные органы государств-членов ЕАЭС вправе принимать меры в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара.
Система законодательства в области таможенной защиты прав на ОИС в ЕАЭС сложная и многоступенчатая. Несмотря на то, что договором о ЕАЭС предусмотрена гармонизация законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в настоящее время этот пункт пока не реализован. Единой является только система принципов и международных соглашений, на которых базируется дальнейшее осуществление таможенной защиты прав на ОИС.
Классическим примером диаметрально противоположных положений законодательства является ключевой принцип - исчерпания исключительных прав. В странах - членах ЕАЭС действуют различные принципы исчерпания исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. В России и Белоруссии действует территориальный принцип. Это означает, что право на ввоз в страну оригинальных товаров из других стран принадлежит только самому правообладателю или его официальному дистрибьютору. При этом речь идет об оригинальных, а не поддельных товарах, то есть товарах, произведенных самим владельцем объекта интеллектуальной собственности. В Казахстане и Армении действует международный принцип, предполагающий, что исключительное право правообладателя считается исчерпанным в отношении конкретного продукта в момент первого его введения в оборот в любой стране. Следовательно, коммерческое перемещение товаров между странами практически не ограничивается.
20
Сорокин М.А. и др. Таможенная защита прав на объекты...
Между государствами - членами ЕАЭС действует региональный принцип - свободного перемещения между государствами.
Рассмотрим более подробно иерархию законодательства в области таможенной защиты прав на ОИС, действующую в ЕАЭС. На первом международном уровне находятся конвенции и соглашения, основным из которых является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - ТРИПС), которое систематизирует и обобщает положения, содержащиеся в различных конвенциях и соглашениях по правам ИС. Основные положения ТРИПС находят свое отражение в различных нормативно-правовых актах ЕАЭС и государств-членов.
На уровне ЕАЭС, помимо самого договора об ЕАЭС, приняты два основных документа. Первый - Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности (далее - Соглашение). Оно направлено на унификацию принципов регулирования в сфере охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг [4]. Стоит обратить внимание на важный факт: лишь небольшая часть видов ОИС, предусмотренных ГК РФ, может быть объектом таможенной защиты прав ИС. Второй - Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), точнее глава 46. До вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, которое планируется в 2016 г., ТК ТС остается главным документом, регулирующим порядок таможенной защиты прав на ОИС в ЕАЭС. Однако в нем также содержатся лишь основные положения по предметной области [5]. Непосредственные порядки действий таможенных органов и их полномочия определены на более низком уровне законодательства.
Рис. 1. Система законодательства в области таможенной защиты товаров, содержащих объекты
интеллектуальной собственности
21
Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 3 (30)
Поскольку Россия является полноправным участником ВТО, она является и участником соглашения ТРИПС. В ТК ТС находят отражение практически все его требования. Даже если не в ТК ТС, то в общей системе законодательства ЕАЭС все требования, предписанные ТРИПС, воплощены. На межгосударственном уровне также закрепляется наличие Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности стран ЕАЭС.На национальном уровне каждое государство - член ЕАЭС имеет право применять свои правила при условии, что они не противоречат законодательству ЕАЭС [4]. С точки зрения способа таможенной защиты прав на ОИС процесс таможенной защиты прав ИС можно разбить на несколько этапов и представить графически на основе процессного подхода, где в каждый процесс входят несколько подпроцессов (рис. 2). Можно отметить, что данная схема реализует процессный подход, имея вход, выход и набор процессов действий или операций, преобразующих входные данные в выходные. Стандарты ISO 9000 в области менеджмента качества также предполагают процессный подход. Как видно из рис. 2, процесс таможенной защиты прав ИС цикличен и прекращается только тогда, когда ОИС будет исключен из ТРОИС.Первый этап начинается в момент, когда правообладатель решает прибегнуть к таможенной защите прав ИС и обращается в таможенный орган с просьбой о внесении его ОИС в ТРОИС. На этом этапе основными составляющими являются сам процесс подачи и рассмотрения заявления, а также заключение лицензионных договоров (получение разрешений) для третьих сторон, позволяющих им использовать ОИС правообладателя. На этом этапе не происходит реальной защиты прав ИС со стороны таможенных органов [6].
Рассмотрим систему таможенных реестров ОИС (ТРОИС). Можно сказать, что по своей структуре она уникальна и не имеет аналогов в мире. Это обусловлено историческим процессом ее формирования, начавшимся с момента создания Таможенного союза. На рис. 3 представлен процесс эволюции системы ТРОИС ЕАЭС. На первом этапе существовало несколько независимых реестров. Каждая страна ЕАЭС (тогда ТС) самостоятельно вела свой ТРОИС и применяла его на своем участке таможенной границы. В целях создания единой системы таможенной защиты прав ИС на протяжении таможенной границы ТС (позднее ЕАЭС) и формирования единого перечня контролируемых ОИС был создан ЕТРОИС.
Однако ЕТРОИС как институт не состоялся. Свидетельством тому является то обстоятельство, что спустя более 5 лет с момента его основания в нем не зарегистрировано ни одного ОИС. Причин здесь несколько. Во-первых, как можно увидеть на рис. 3, потенциальный объем ЕТРОИС крайне мал. В единый реестр могут быть включены следующие виды ОИС: объекты авторских и смежных прав, товарные знаки и знаки обслуживания. Одним из условий внесения ОИС в ЕТРОИС является его правовая защита во всех станах ЕАЭС. Также при включении ОИС в ЕТРОИС требуется предоставление страхового полиса на сумму не менее 10 000 евро. Он необходим для покрытия возможных издержек декларантов, вызванных действиями правообладателя. При этом данный полис должен быть действительным во всех странах ЕАЭС. В настоящее время на страховом поле не существует ни одной компании, способной предоставить подобный полис.
22
Повторение до момента исключения из ТРОИС
Предварительный этап защиты ОИС. До свершения таможенных операций
и
s
О
«-
5
О
S
<о ш
X х у
о - S S У О я ^ а. н О н
Защита ОИС при свершении таможенных операций
Защита ОИС в процессе таможенного контроля
Защита ОИС после выпуска товара
Защита ОИС в процессе таможенного контроля после выпуска товара
- подача заявление о внесении в ТРОИС
- рассмотрение заявление и внесение ОИСв ТРОИС
- получение третьими
->
- таможенное декларирование
<-
<-
- таможенный контроль
- организация взаимодействия таможенных органов, правообладателя и участника ВЭД
->
- мониторинг, анализ, проводимые таможенными органами
До 3-х лет
->
- таможенный контроль
- организация взаимодействия таможенных органов, правообладателя и участника ВЭД
Л
Время
S3
При
первом
цикле
- рассмотрение заявление и внесение ОИСв ТРОИС
Начало работ по регистрации ОИС в ТРОИС
- таможенное декларирование
Минуя повторное декларирование
-таможенный контроль
- организация взаимодействия таможенных органов, правообладателя и участника ВЭД
- мониторинг, анализ, проводимые таможенными органами
- таможенный контроль
- организация взаимодействия таможенных органов, правообладателя и
Начало свершения таможенных операций, необходимых для таможенного контроля
'/////////////////. Начало таможенного контроля
'//////,
Окончание таможенного
контроля, принятие решения
Начало таможенного контроля после выпуска товара
Время
Окончание таможенного контроля после выпуска товара,
Рис. 2. Процесс таможенной защиты прав ИС
Сорокин М.А. и др. Таможенная защита прав на объекты...
Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 3 (30)
Рис. 3. Эволюция системы ТРОИС стран ЕАЭС (ТС)
Еще одним препятствием, снижающим эффективность функционирования ЕТРОИС, является порядок принятия решения о внесении ОИС в него. Заявление правообладателя проверяется каждым таможенным органом стран ЕАЭС на основе национального законодательства. Причем национальное законодательство не ограничивается исключительно таможенным. Важными являются также нормативно-правовые акты, регулирующие общие вопросы охраны прав интеллектуальной собственности. Для вынесения решения о включении ОИС в ЕТРОИС необходимо положительное решение всех таможенных органов стран ЕАЭС. Таким образом, заявление должно удовлетворять одновременно всем национальным законодательствам. В этих условиях логичным видится формирование единых правил и принципов проверки заявления правообладателя.
ЕТРОИС в этой части скорее является не единым реестром, а процедурой, позволяющей произвести проверку на соответствие законодательствам стран ЕАЭС. Если рассматривать ЕТРОИС как процесс регистрации ОИС, а не реестр, то ЕТРОИС лишь дает возможность правообладателю единожды подать заявление о внесении и предоставить обязательство о возмещении. При этом он обязан знать и выполнять все тонкости национальных законодательств стран ЕАЭС.
Национальные ТРОИС стран ЕАЭС очень схожи по структуре. Важно отметить, что в Армении в ТРОИС не вносятся данные о товарах, на которых охраняются ОИС. По сути, принимается, что вносимый ОИС подлежит защите на всех категориях перемещаемых товаров, в то время как в других странах ОИС подлежат таможенной защите только в случае их использования в определенных (по коду ТН ВЭД) товарах. Из прочих особенностей можно отметить, что в Казахстане «наименование товаров, класс товаров по МКТУ/ код товаров по ТН ВЭД» указывается в одной графе декларации на товары (ДТ), в то время как в России и Белоруссии данные сведения указываются в разных графах ДТ. Отметим, что указание
24
Сорокин М.А. и др. Таможенная защита прав на объекты...
данных разной природы (наименование и код) в одной графе затрудняет навигацию и поиск по реестру.
При внесении ОИС во все ТРОИС, кроме ТРОИС Армении, требуется предоставление обязательства правообладателя о возмещении имущественного вреда. Минимальная сумма установлена в России - 300 тыс. руб. [7] (около 5,5 тыс. евро), в Казахстане используется плавающая база расчета - 1000-кратный размер месячного расчетного показателя - 1982 на 2015 г. [8], что по текущему курсу составляет около 9,8 тыс. евро, для ТРОИС Белоруссии и ЕТРОИС установлен одинаковый уровень - 10 000 евро [9, 10].
В Армении данные обязательства предоставляются по факту таможенной защиты в виде 5% от таможенной стоимости приостановленного товара. Существенным преимуществом такого подхода является то, что правообладатель не вносит никаких обеспечений до момента фактической таможенной защиты прав ИС в ходе проведения таможенного контроля. Необходимо понимать, что банковская гарантия, будучи основным способом внесения обеспечения обязательства правообладателя, является не бесплатной. При внесении ОИС в любой ТРОИС стран ЕАЭС правообладатель, уплачивая деньги за банковскую гарантию, может фактически и не получить таможенной защиты. С другой стороны, система, используемая в Армении, требует от правообладателя постоянного наличия свободных денежных средств для того, чтобы он мог прибегнуть к таможенной защите прав ИС.
Второй этап начинается с совершения таможенных операций, необходимых для проведения таможенного контроля. Предполагается, что до этого этапа ОИС уже внесен в ТРОИС. К описываемым операциям, в первую очередь, относится таможенное декларирование. Решением Комиссии Таможенного союза №257 определены особенности таможенного декларирования товаров, содержащих ОИС. Этими особенностями являются как определенные правила заполнения граф ДТ, так и требования к предоставляемым документам.
Третий этап представляет непосредственно таможенный контроль. В рамках этого этапа отдельным элементом можно выделить организацию и осуществление взаимодействия между таможенными органами, участником ВТД и правообладателем. Это очень важный элемент, поскольку именно правообладатель в конечном счете принимает решение о том, являются ли данные товары контрафактными. На этом этапе происходит выявление преступления и (или) правонарушения, а также предотвращение перемещения через таможенную границу контрафактных товаров.
Поскольку каждое государство - член ЕАЭС имеет свои особенности действий таможенных органов по защите прав ИС, целесообразно рассмотреть системы всех государств. Непосредственные инструкции к деятельности таможенных органов России по принятию мер по защите прав на ОИС представлены в Федеральном законе №ФЗ-311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Условно данную схему можно разделить на несколько этапов:
1. Определение, обладает ли товар признаками контрафактности.
25
Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 3 (30)
2. Проверка на непринадлежность к товарам-исключениям, в отношении которых таможенными органами не применяются меры по защите прав ИС.
3. Определение включения ОИС в один из ТРОИС.
4. Дальнейшие действия производятся с учетом включения/невключения в реестр.
5. Уведомление правообладателя.
6. Дальнейшие действия в зависимости от реакции правообладателя.
Организация таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, внесенных
в реестр в Казахстане, Армении и Белоруссии, имеет аналогичное строение. Это связано с тем, что используется единая нормативная база ТК ТС, которая является ограничителем различий законодательства стран участниц ЕАЭС. Существуют незначительные различия в документах, однако общая схема остается единой.
В случае обнаружения товаров, содержащих ОИС, обладающих признаками контрафактной, выпуск таких товаров приостанавливается сроком не более чем на 10 дней. В определенных случаях этот срок может быть продлен еще на 10 дней. В случае обнаружения товаров, обладающих признаками контрафактности и не включенными в ТРОИС в странах, в которых применяются полномочия ex officio, их выпуск также приостанавливается, но сроки приостановления в разных странах ЕАЭС различны.
В Казахстане установлен более короткий срок первого приостановления выпуска товаров, содержащих ОИС, которые не внесены в реестр, - 3 дня, а не 7, как в России. Наряду с этим указано, что если таможенные органы не могут установить местонахождение правообладателя в течение 24 часов, то решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене.
В Белоруссии принцип ex officio не применяется. Организация таможенного контроля в отношении товаров, содержащих ОИС, внесенных в реестр, аналогична российской и казахстанской.
Армения также не использует принцип ex officio. В целом порядок таможенного контроля остается аналогичным, однако, в течение трех дней после приостановления товаров правообладатель должен обеспечить залогом либо иной гарантией расходы таможенных органов, связанные с приостановлением выпуска товаров, а также свои обязательства по возмещению возможных расходов и убытков лица, перемещающего и перевозящего товары. Размер возмещения определяет должностное лицо таможенного органа, принявшее постановление о приостановлении выпуска товаров, и он должен быть равен пяти процентам таможенной стоимости приостановленных товаров [с78с, ст. 230]. Подобные методы основаны на том, что при внесении ОИС в ТРОИС Армении правообладатель не представляет обязательства о возмещении возможного ущерба, как это происходит в других странах ЕАЭС. Размер обязательства в Армении получается дифференцированным по размеру, а также требуется только в случае фактической таможенной защиты прав ИС. С другой стороны, это требует от правообладателя постоянного наличия свободных денежных средств.
После завершения таможенного контроля и принятия решения по ДТ наступает период продолжительностью до 3-х лет, в течение которого таможенные
26
Сорокин М.А. и др. Таможенная защита прав на объекты...
органы имеют право провести повторный таможенный контроль после выпуска товара.
После завершения контроля после выпуска товара, процесс таможенной защиты прав ИС таможенными методами заканчивается. Однако, как уже отмечалось, сама защита на этом не заканчивается и будет продолжена, поскольку процесс защиты цикличен. При этом повторное прохождение предварительного этапа не требуется, поскольку ОИС и так уже включен в ТРОИС.
Аналогично происходит и таможенная защита ОИС, не внесенных в реестр в тех станах, где полномочия ex officio применяются (Россия, Казахстан ) за исключением того, что отсутствует предварительный этап, на котором ОИС вносится в реестр. Однако, если на этапе таможенного контроля правообладатель решает прибегнуть к таможенной защите прав ИС, то это обязывает его подать заявление о внесении в ТРОИС. И технически происходит возвращение на самый первый этап. Хотя, фактически, за исключением внесения ОИС в ТРОИС, никаких других действий не осуществляется. Как не осуществляется, например, повторное таможенное декларирование. После завершения всех этапов таможенной защиты все повторяется, начиная со второго этапа для ОИС, внесенных в реестр, и далее по схеме процесса.
Таким образом, таможенная защита прав на ОИС в ЕАЭС является сложной многоуровневой системой. Являясь правопреемником Таможенного союза, система предполагает использование общего «рамочного» изложения основных принципов и способов осуществления на уровне ЕЭАС. В то время как непосредственные инструкции формируются странами-членами самостоятельно. Несмотря на то, что основные положения полностью отражают положения ТРИПС, форма международной экономической интеграции приводит к уникальным отличиям, таким как, например, иерархичная система таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности. 1
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) -Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»
2. Сорокин, А.М. Концепция совершенствования организации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в рамках функционирования Таможенного союза. А.М. Сорокин // Экономика и менеджмент систем управления, 2015, №1.1(15). - С. 183-189. - ISSN 2223-0432
3. Агамагомедова, С.А. Административный механизм защиты прав на объекты интеллектуаль-ной собственности таможенными органами: моногр. / С.А. Агамагомедова. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - 186 с.
4. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»
5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»
6. Анализ современного состояния защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными методами в рамках Таможенного союза [Текст]: отчет
27
Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 3 (30)
о НИР / Е.В. Юрьева; науч. рук. работы Е.В. Юрьева; отв. исполн. А.М. Сорокин; ФТС, РТА. - Люберцы, 2014. - 93 с.
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации: О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
8. Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»
9. Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза [Электронный ресурс]. -Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
10. О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах: Указ президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 319 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid= 3871&p0=P31100319.
Терентьева Т.В.
Управление устойчивым развитием университета как социально-экономической системой: монография / Т.В. Терентьева, И.Е. Лазарев, М.Н. Арнаут. - Владивосток: Изд-во ВЕУЭС, 2014. - 148 с.
ISBN 978-5-9736-0285-7
Анализируется современное состояние и основные тенденции развития университетов Дальнего Востока. Исследуются концептуальные подходы к трактовке категорий «устойчивость развития университета» и «устойчивое развитие университета», факторов, влияющих на данное свойство и процесс. Основное внимание уделяется мониторингу рынка образовательных услуг, потребностей работодателей и развитию конкурентоспособной внутренней базы университета. Предлагается организационно-экономический механизм управления университетом, основанный на диагностике экономических процессов внутренней среды университета и социальных процессов внешней среды.
Для исследователей проблем состояния и развития системы высшего профессионального образования.
СОВЕТУЕМ ПРОЧЕСТЬ
28