экономические науки
Сорокин Алексей Михайлович, Сорокин Михаил Афанасьевич АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ...
УДК 338
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
© 2018
Сорокин Алексей Михайлович, кандидат экономических наук, старший преподаватель
кафедры таможенного дела Российский университет дружбы народов (117198, Россия, Москва, улица Миклухо-Маклая, 6, e-mail: [email protected]) Сорокин Михаил Афанасьевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международного маркетинга и торговли Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Предметом исследования является Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС). Задачи исследования: раскрыть содержание и назначение института ЕТРОИС, проанализировать актуальные изменения в нормативном регулировании этого института, сделать выводы о результативности этих изменений и предложить альтернативные пути развития ЕТРОИС. В статье обосновывается актуальность таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) в условиях формирования инновационной экономики, приводятся основные показатели результативности таможенной защиты прав на ОИС таможенными органами России. Проведен анализ положительных и отрицательных эффектов трансформации ЕТРОИС стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Показано значение таможенных реестров ОИС (ТРОИС) в процессе таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров. Приведены и описаны причины нежизнеспособности Единого ТРОИС стран ЕАЭС: ошибочность концепции, значительные издержки для правообладателей, а также административные барьеры реализации процедуры включения ОИС в таможенные реестры. Сформулированы и раскрыты наиболее значимые направления трансформации ЕТРОИС в соответствии с актуальными изменениями нормативно-правовой базы. Показано, что эти изменения не достаточны для полноценного функционирования ЕТРОИС. Предложен авторский (альтернативный) вариант развития ЕТРОИС, в основу которого положена база данных, содержащая сведения о всех ОИС, подлежащих таможенной защите в странах ЕАЭС. Приводится структура предлагаемой базы данных, которая может быть использована для формирования Общего таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ОТРОИС) стран ЕАЭС. Доказывается потенциальная эффективность использования ОТРОИС.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, институт, интеллектуальная собственность, таможенный контроль, государственные услуги, таможенные услуги, таможенный реестр, контрафакт.
RELEVANT TRENDS IN DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF THE UNIFIED CUSTOMS REGISTER OF INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
© 2018
Sorokin Aleksei Mikhailovich, candidate of economic sciences, Senior Teacher of the Department of Customs Peoples Friendship University of Russia (117198, Russia, Moscow, street Miklukho-Maklaya, 6, e-mail: [email protected]) Sorokin Mikhail Afansjevich, candidate of economic sciences, associate professor of the department of marketing and trade Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya.41, e-mail: [email protected])
Abstract. The subject of the research is the Unified Customs Register of Intellectual Property Objects (UCRIPO). The objectives of the study: to reveal the content and purpose of the UCRIPO institute, to analyze current changes in the regulatory framework of this institution, to draw conclusions about the impact of these changes and to propose alternative ways of UCRIPO development. The article overviews the relevance of customs protection of intellectual property rights (IPO). The main indicators of the performance of customs protection of rights to the OIP by the customs authorities of Russia are given. The analysis of the positive and negative effects of the transformation of UCRIPO of the countries of the Eurasian Economic Union (EEU) was carried out. The importance of the IPO customs registries (CRIPO) in the process of customs protection of intellectual property rights in the cross-border movement of goods is shown. The reasons for the non-viability of the UCRIPO of the EEU countries are given and described: the fallacy of the concept, significant costs for rightholders, as well as administrative barriers in the procedure for the inclusion of IPO. The most significant transformations of UCRIPO are formulated and disclosed in accordance with the current changes in the regulatory framework. It is shown that these changes are not sufficient for the full functioning of UCRIPO. The author suggests an alternative (alternative) development of UCRIPO based on a database containing information on all IPOs subject to customs protection in the EEU countries. The structure of the database that can be used to form the Common Customs Register of Intellectual Property Objects (CCRIPO) of the EEU countries is given. Describes the potential efficacy of using CCRIPO.
Keywords: Eurasian Economic Union, institute, intellectual property, customs control, public services, customs services, customs register, counterfeit.
Таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности становится все более обсуждаемой темой, а также приобретает значимость как направление деятельности таможенных органов [1].
Исходя из анализа товарных групп, по которым таможенными органами России в 2017 г. были выявлены попытки перемещения контрафактных товаров, следует, что наиболее часто нарушения прав связаны с такими товарами, как одежда (в т.ч. головные уборы), обувь, аксессуары (часы, украшения, ремни, очки и т.д.), мелкая
электроника. Отметим, что контрафактная продукция встречается в таких «чувствительных» товарных группах, как детские игрушки, одежда и питание, лекарственные препараты и биологически активные добавки, продукты питания. Данное обстоятельство свидетельствует о серьезности проблемы, поскольку качество перечисленных товаров оказывает непосредственное влияние на жизнь и здоровье людей [2].
Нарушения законодательства, связанные с попытками перемещения контрафактной продукции через тамо-
Sorokin Aleksei Mikhailovich, Sorokin Mikhail Afansjevich RELEVANT TRENDS IN DEVELOPMENT OF INSTITUTE .
economic sceinces
женную границу, достаточно многочисленны. Так, только за 2017 г. Федеральной таможенной службой России было выявлено более 1000 подобных случаев с общим количеством более 10 млн. контрафактных изделий (ст. 7.12 и 14.10 КоАП). Результатом работы явилось предотвращение ввоза этих товаров на территорию ЕАЭС, взыскание с виновных лиц 167 млн. руб. в виде штрафов и предотвращение ущерба правообладателям на сумму 4,5 млрд. руб. Приведенные данные имеют отношение только к Российской Федерации в то время, как система таможенной защиты прав на ОИС объективно формируется на межгосударственном уровне ЕАЭС [3, 4, 5].
Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности стран Таможенного союза был создан в 2010 г. в качестве реализации интеграционных процессов. Его ведение осуществляется параллельно с индивидуальными ТРОИС стран ЕАЭС. В ЕТРОИС на основании заявления правообладателя включаются ОИС, подлежащие правовой охране в каждом из государств ЕАЭС.
Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности представляет собой собрание ОИС, подлежащих таможенной защите, куда они попадают на основании заявления правообладателя. ТРОИС выполняют одну из ключевых ролей в рамках таможенной защиты прав на ОИС, даже, несмотря на то, что сам факт включения ОИС в ТРОИС никак не защищает право правообладателя. Тем не менее, в отношении ОИС, включенных в ТРОИС, таможенные органы обязаны применять меры по защите исключительных прав в случае обнаружения товаров, обладающих признаками контрафактных [5].
Однако спустя более 7 лет после нормативного формирования, в ЕТРОИС не включено ни одного объекта интеллектуальной собственности. Таким образом, этот институт, объективно необходимый для высокого уровня таможенной защиты прав на ОИС в рамках интеграционного объединения, не функционирует. Здесь, на наш взгляд, можно выделить следующие причины:
- нежизнеспособность концепции [6];
- значительные материальные затраты правообладателей по включению ОИС в ЕТРОИС;
- существенные административные барьеры [7].
Нежизнеспособность концепции определяется целым рядом факторов. В ЕТРОИС могут попасть только объекты, подлежащие защите во всех странах. Причем, исходя из формулировок, действовавших до 2018 г., не ясной оставалась возможность включения тождественных ОИС, права на которые принадлежат различным правообладателям. Таким образом, теоретическая наполняемость ЕТРОИС определялась как пересечение ОИС, содержащихся в национальных ТРОИС стран ТС/ ЕАЭС. Отметим, что таможенные реестры стран-членов ЕАЭС содержат существенно разное количество ОИС (рис. 1). Количество ОИС, подлежащих таможенной защите на основе включения в реестр в России, в 5 раз больше, чем в других странах Союза, а в сравнении с такими странами как Армения, Киргизия и Белоруссия - в 15 раз.
Рисунок 1 - Количество записей в ТРОИС стран-членов ЕАЭС, шт.
Другим сдерживающим фактором, по нашему мнению, является сама процедура принятия решения о включении ОИС в ЕТРОИС. Заявление правообладателя должно одновременно удовлетворять требованиям всех государств по включению ОИС в национальные ТРОИС. Более того, единые требования до сих пор отсутствуют. Таким образом, ЕТРОИС является не полноценным единым реестром. При включении в него ОИС правообладатель должен одновременно выполнить условия и требования всех национальных законодательств в области интеллектуальной собственности и правил включения в национальные ТРОИС. Институт ЕТРОИС лишь позволяет правообладателю подать одно заявление и пройти централизованную, единую проверку всеми таможенными органами ЕАЭС.
Фактором, значительно усложняющим процедуру включения в ЕТРОИС, было условие предоставления о залога или равноценной гарантии [6]. Право требовать от правообладателя залог или гарантию предусмотрено требованиями Соглашения по торговым аспектам прав на ОИС (ТРИПС). Необходимость залога или равноценной гарантии обуславливается вероятностью ситуации, когда по вине неправомерных действий (решений) правообладателя действиями таможенных органов будет нанесен материальный ущерб декларанту. Порядок таможенной защиты предполагает, что в случае обнаружения товаров, обладающих признаками контрафактных, их выпуск приостанавливается на срок до 10 дней для ОИС, или до 7 дней, если ОИС не включен в ТРОИС.
Дальнейшая процедура предполагает обращение к правообладателю, который должен принять решение, являются ли эти товары контрафактными и желает ли он отстаивать свои права в судебном порядке. В случае положительного решения срок приостановления выпуска товаров продлевается еще на 10 дней. Однако, если выяснится, что действия правообладателя были умышленно не верными, то получается, что декларант понес убытки, причиненные таможенными органами. В то же время, истинным виновником издержек является правообладатель. В подобных ситуациях и должен использоваться залог или страховой полис - его применяют, чтобы покрыть убытки декларанта.
Для включения ОИС в ЕТРОИС требуется предоставление страхового полиса на сумму не менее эквивалента 10000 Евро. Данный полис должен быть действителен во всех странах ЕАЭС. Если получение полиса, действительного во всех странах, невозможно, то необходимо получение (и оплата) нескольких полисов, совокупно действующих во всех государствах ЕАЭС.
Вступление в силу Таможенного кодекса стран ЕАЭС, а также издание Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 35 (в настоящее время не вступило в законную силу) достаточно существенно реформировало отдельные составляющие ЕТРОИС, а также процедуры включения ОИС в него (таблица 1).
Ранее правообладателю требовалось заключить договор страхования ответственности за причинение имущественного вреда в связи с приостановлением выпуска товаров (уплатив его стоимость) до приятия решения о включении ОИС в ЕТРОИС. Новый Таможенный кодекс допускает возможность предоставить на момент подачи заявления только письменное обязательство, заверенное правообладателем (приложение 4 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 35), а фактическое предоставление договора страхования потребуется лишь в случае получения положительного решения о включении ОИС в ЕТРОИС (в течение 1 месяца, п. 11 ст. 385 ТК ЕАЭС). Таким образом, исключены потенциальные неоправданные издержки правообладателя, связанные с предоставлением договора страхования ответственности при подаче заявления о включении ОИС в ЕТРОИС. Это изменение должно позитивно повлиять на привлекательность включения
экономические науки
Сорокин Алексей Михайлович, Сорокин Михаил Афанасьевич АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ...
ОИС в ЕТРОИС, в который, как отмечалось ранее, за 7 лет существования так и не включено ни одного ОИС.
Таблица 1 - Наиболее значимые изменения ЕТРОИС в соответствии с ТК ЕАЭС и РК ЕЭК №35
Сфера Изменения
Обеспечение Допускается возможность предоставить на момент подачи заявления только письменное обязательство, заверенное правообладателем. Фактическое предоставление договора страхования потребуется лишь в случае получения положительного решения о включении ОИС в ЕТРОИС
Виды ОИС, подлежащие включению Наименования мест происхождения товаров больше не подлежат включению в ЕТРОИС
Процедура подачи заявления Использование личного кабинета, информационных технологий, максимальная формализация перечня сведений и способа их подачи
Сведения и документы, требующиеся при подаче заявления Возможность правообладателя определить критерии (стоимостные и количественные), при которых он не рассматривает перемещение товаров как нарушение своих прав
Порядок рассмотрения заявления Существенных изменений нет
Снижены административные барьеры на пути включения ОИС в ЕТРОИС. Отметим, что формирование заявления и регистрационных форм в электронном виде осуществляется из личного кабинета заявителя (правообладателя). Первый положительный эффект - возможность осуществления автоматической проверки структуры, полноты и правильности указываемых сведений. В случае некорректности сведений правообладатель мгновенно получит уведомление. Ранее отказ в рассмотрении заявления из-за неполного комплекта документов мог поступить в срок до 40 дней. Таким образом, контроль в момент подачи заявления, пусть и формальный, может существенно сэкономить временные ресурсы правообладателей.
Еще одним важным нововведением является возможность правообладателя определить критерии (стоимостные и количественные), при которых он не рассматривает перемещение товаров как нарушение своих прав. Это очевидное преимущество как для правообладателя, так и для таможенных органов.
На практике существует парадокс: без подтверждения правообладателя, что ввоз будет сопряжен с нарушением его исключительных прав на ОИС, даже в случае полной очевидности контрафактности перемещаемых товаров, таможенные органы не в праве предпринять какие-либо действия, кроме временного приостановления выпуска товаров. К сожалению, в силу различных причин, 30-50% запросов таможенных органов к правообладателям остаются без ответа. В случае отсутствия ответа правообладателя таможенные органы обязаны возобновить выпуск товара, и потенциально контрафактные товары беспрепятственно попадут на территорию ЕАЭС [8]. Таким образом, эффективная таможенная защита прав на ОИС не может существовать без активного участия правообладателей.
Известны случаи, когда правообладатель намеренно игнорирует запросы таможенных органов, поскольку не хочет втягиваться в судебные тяжбы, считая, что возможные затраты несоразмерны с ущербом, наносимым ему декларантом. Ведь судебные издержки будут сопоставимы для партий стоимостью 100 долл. США и 10 тыс. долл. США. Новая возможность определить случаи, при которых правообладатель не рассматривает перемещение товаров как нарушение своих прав (или считает нарушение такое не заслуживающим внимания) позволяет минимизировать количество неоправданных приостановлений выпуска товаров, что сэкономит ресурсы как таможенных органов, так и самих правообладателей. Плюс минимизирует случаи неоправданных временных
и финансовых потерь декларантов, вызванных приостановлением выпуска товаров. Для таможенных органов это также, несомненно, положительное изменение - минимизируются случаи неоправданного расхода трудовых и иных ресурсов таможенных органов.
Наряду с объективными конструктивными направлениями развития института ЕТРОИС, существуют и изменения, которые можно назвать регрессом. Так Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 №2 35 сокращено число видов ОИС, потенциально подлежащих включению в ЕТРОИС. Из списка выведены наименования мест происхождения товаров. Причины такого решения лежат за пределами области таможенной защиты и находятся в сфере норм гражданского законодательства об ИС. Тем не менее, сокращение перечня ОИС еще больше сужает потенциальный объем ЕТРОИС, который и без того не сильно велик. Напомним, что одной из задач ЕТРОИС является обеспечения эквивалентного перечня ОИС, подлежащих таможенной защите на всем протяжении таможенной границы ЕАЭС.
Таким образом, несмотря на то, что с принятием ТК ЕАЭС и сопутствующих нормативно-правовых актов институт ЕТРОИС получил существенное развитие (наряду с некоторым регрессом), отметим, что в существующем виде эти изменения не способны «оживить» и заставить работать созданный более 7 лет назад институт. Требуется дополнительное совершенствование нормативно-правовой основы функционирования ЕТРОИС на межгосударственном уровне ЕАЭС.
Возможно, стоит пересмотреть существующие походы к формированию ЕТРОИС. Главная задача ЕТРОИС
- формирование ресурса, хранящего информацию о всех ОИС, подлежащих таможенной защите в странах ЕАЭС. Однако, в существующем виде отказ от национальных ТРОИС невозможен. А необходимость параллельного существования ЕТРОИС и национальных ТРОИС сомнительна.
Возможной альтернативой развития модели ТРОИС в рамках ЕАЭС может стать переход к общему ТРОИС стран ЕАЭС (ОТРОИС). Такая модель подразумевает полный отказ от ТРОИС, существующих в настоящем виде. Это становится возможным за счет того, что модель ОТРОИС предполагает один информационный источник, содержащий в себе сведения обо всех ОИС, подлежащих таможенной защите, хотя бы в одной из стран Союза. Основой ОТРОИС должна стать база данных, администрируемая на межгосударственном уровне
- ЕЭК. На этом уровне будут содержаться сведения о самом ОИС. Эта информация будет универсальной и использоваться всеми странами ЕАЭС. При этом каждая таможенная служба стран ЕАЭС будет иметь полномочия вносить изменения во второй уровень базы данных
- части, имеющей отношение к конкретной стране (рис. 2). При таком подходе не обязательно, чтобы ОИС подлежал защите сразу во всех странах ЕАЭС. Возможны любые варианты от одной страны, до нескольких, включая вариант с защитой во всех странах Союза.
Рисунок 2 - Схема данных предлагаемого ОТРОИС (Для 4-х стран ЕАЭС)
Также ОТРОИС решает проблему тождественных
Sorokin Aleksei Mikhailovich, Sorokin Mikhail Afansjevich
RELEVANT TRENDS IN DEVELOPMENT OF INSTITUTE .
economic sceinces
ОИС, права на которые принадлежат разным правообладателям в различных странах. Не потребуется общего согласия для включения ОИС в ОТРОИС, поскольку записи будут вестись отдельно для каждого государства. Более подробно алгоритм формирования ОТРОИС изложен в других исследованиях авторов [9, 10]. Потенциальная эффективность использования ОТРОИС характеризуется следующим:
1. Становится возможным мгновенное получение сведений об ОИС с использованием компьютерного поиска по любым сведениям, что в настоящее время не возможно. Декларация на товары содержит лишь текстовые сведения в то время, как ОИС в 80-85% случаев являются графическими изображениями. Это существенно затрудняет идентификацию ОИС в перемещаемых товарах в настоящее время.
2. Появляется возможность формирования статистики обо всех товарах, содержащих ОИС во всех странах ЕАЭС, за счет первого, единого для всех стран ЕАЭС уровня информации об ОИС. В настоящее время это не возможно в силу несопоставимости ТРОИС и кодов, присвоенных ОИС в них. Такая статистика может быть использована для аналитических целей органами, отвечающими за борьбу с распространением контрафакта внутри стран ЕАЭС. Например, становится возможным установить источник контрафактных товаров, продаваемых в стране А ЕАЭС, даже если они были импортированы в страну Б.
3. Появляется возможность существенного изменения порядка таможенного декларирования товаров, которая может позволить существенно повысить результативность оказания государственных услуг по таможенной защите прав на ОИС [11].
Таким образом, очевидное развитие института ЕТРОИС с принятием новой нормативно-правовой базы неоспоримо, однако, этого не достаточно для эффективного функционирования этого института. Необходимо либо его дальнейшее реформирование, либо революционное изменение, например, в рамках перехода к кратко описанному выше ОТРОИС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Черныш А.Я., Юрьева Е.В., О проблемах таможенной защиты интеллектуальной собственности в Едином экономическом пространстве / Право интеллектуальной собственности. 2014. № 2. С. 37-39.
2. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году (от 28.02.2018) Официальный сайт ФТС России // http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=26323:-2017-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588
3. Сенашов С.И., Рудь С.Н., Совершенствование системы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности / Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2015. Т. 16. № 4. С. 1049-1059.
4. Лопатин В.Н., Государственные регуляторы формирования и развития рынка интеллектуальной собственности в странах Таможенного союза и СНГ в 2014 году /Право интеллектуальной собственности. 2015. № 2. С. 7-33.
5. Сорокин М.А., Сорокин А.М. Международная экономическая интеграция и проблемы таможенной защиты прав интеллектуальной собственности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 4 (31). С. 21-26.
6. Сорокин А.М. / Совершенствование оказания государственных услуг по защите прав на объекты интеллектуальной собственности / А.М. Сорокин //Мониторинг правоприменения. - М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России. 2016. - № 2. - С. 83-88.
7. Лопатин В.Н., Управление рисками таможенной защиты интеллектуальной собственности в Едином экономическом пространстве / Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 2 (50). С. 112-134.
8. Анисимов Е.Г., Анисимов В.Г., Шкодинский С.В. / Модель для динамической оценки объема и структуры «серого» импорта // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 1 (29). С. 110-116.
9. Сорокин А.М. Развитие государственных услуг в сфере таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности / А.М. Сорокин // Вестник Российской таможенной академии - 2016. - № 2. - С. 163-168.
10. Сорокин М.А., Сорокин А.М. Таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском эко-
номическом союзе // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 3 (30). С. 19-28.
11. Сорокин М.А., Шишкина О.В., Сорокин А.М. Методические подходы к оценке эффективности государственных услуг в сфере таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 4 (27). С. 88-93.
Статья поступила в редакцию 17.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018