Совершенствование оказания государственных услуг по защите прав на объекты интеллектуальной собственности
Сорокин А. М.*
Аннотация. В статье рассмотрен процесс таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС). Выявлены особенности таможенной защиты прав на ОИС при трансграничном перемещении товаров как государственной услуги. Определены субъекты, объекты и инструменты таможенной защиты в рамках государственной услуги. Приведен общий алгоритм таможенной защиты. На основе процессного подхода выявлены разрывы существующей методики, обуславливающие низкую результативность таможенной защиты. Обоснована необходимость разграничения непосредственного таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, и иных таможенных операций и действий, которые ему предшествуют, с целью совершенствования инструментов предоставления государственной услуги.
Ключевые слова: общественное благо, потребительская полезность, рынок, товар, внешнеторговая деятельность, таможенная услуга, таможенное декларирование, таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, лицензионный договор, выявление преступлений и правонарушений, правообладатель.
Несмотря на то, что в настоящее время сфера услуг имеет особую значимость, в рамках экономической теории и различных аспектах практической деятельности до сих пор нет единого определения термина услуга. Однако, понятие государственной услуги имеет нормативное определение, в соответствии с которым, это - деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги1.
Таким образом, субъектом предоставления государственной услуги является орган исполнительной власти, а получателем - заявитель, некий экономический агент. Предоставление услуги осуществляется с использованием инструментов. И в случае стандартной государственной услуги ее структуру можно представить следующим образом (рис. 1.) [1].
1 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Рис. 1. Структура понятия «услуга»
Однако, таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности имеет существенные отличия от этой схемы. Рабочей группой по разработке ГОСТ-Р «Интеллектуальная собственность. Таможенная защита» было предложено и обосновано содержание понятия таможенная защита прав на ОИС. В соответствии с ним, это - совокупность мер, реализуемых таможенными органами в целях предупреждения, выявления нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров и привлечения к ответственности лиц, виновных в этом.
* Сорокин Алексей Михайлович E-mail: [email protected]
Она включает в себя как четкую последовательность действий (процесс) по выявлению преступлений и правонарушений и привлечению к ответственности, так и другие элементы, которые не имеют временной (процессной) привязки (рис. 2.).
Таможенная защита прав на ОИС
Прочие составляющие таможенной защиты поао на ОИС
выявление преступлений и правонарушений
Рис. 2. Схема таможенной защиты прав на ОИС
Экономическая составляющая государственных услуг по таможенной защите прав на ОИС заключается в том, что посредствам обеспечения такой защиты правообладатель ОИС не теряет экономических выгод от прав на свой ОИС, и как следствие, получает прибыль от его использования. То есть, эта деятельность имеет определенную предельную полезность для правообладателя, и с позиции экономической теории является общественным благом. С другой стороны, получателем услуги является не только правообладатель, но и само государство, поскольку защищаются и его интересы - как фискальные - по взиманию таможенных и налоговых платежей, так и сугубо экономические -по формированию цивилизованного рынка прав на ОИС, необходимого для развития инновационной экономики и обеспечения импортозамещения.
Основным инструментом оказания услуги выступает таможенный контроль, целью которого, среди прочего, является выявление при пересечении таможенной границы товаров, содержащих ОИС, обладающих признаками контрафактных, что является базовым условием для оказания услуги правообладателю - защите прав на его ОИС.
Таможенный контроль проводится в отношении товаров, содержащих ОИС, перемещаемых декларантом, но получателем услуги в конечном счете является правообладатель, ОИС которого содержатся в перемещаемом декларантом товаре. Таким образом, субъектом услуги выступает Федеральная таможенная служба России, объектом реализации функции субъекта - товары, перемещаемые декларантом, а объектом (получателем) услуги - правообладатель.
Результативность таможенный контроль товаров, содержащих ОИС оказывает решающее влияние на качество оказания государственных услуг по защите прав на ОИС. Рассмотрим его более подробно, базируясь на процессном подходе.
В настоящее время активно развивается теория государственных таможенных услуг как частного направления общей теории государственных услуг. По одному из определений, государственная таможенная услуга - это действия или последовательность действий, реализуемые специальными таможенными инструментами (включая таможенные процедуры, технологии, операции и т.п.) с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД для государства и участников внешнеторговой деятельности [1].
За основу примем существующую схему взаимодействия элементов при оказании таможенной услуги, которая базируется на процессном подходе (рис. 3) [2].
Отметим, что данная схема реализует процессный подход, имея вход (ресурсы), выход (таможенная услуга) и набор процессов, действий или операций, преобразовывающих входные данные в выходные.
Ресурсы —*■ Процессы —результат—Таможенная услуга
Рис. 3. Схема взаимодействия элементов при оказании таможенной услуги
В рамках осуществления таможенной защиты прав на ОИС таможенными органами осуществляются следующие действия [4]:
1. Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее - ТРОИС) на основании заявлений правообладателей.
2. Проведение таможенного контроля, в том числе, контроля после выпуска товара в целях выявления нарушений таможенного и иного законодательства.
3. Взаимодействие с правообладателями по вопросам определения контрафактности товара и защиты их прав.
4. Взаимодействие с другими органами исполнительной власти по вопросам защиты прав на ОИС.
5. Осуществление мониторинга перемещения товаров, содержащих ОИС.
Стоить отметить, что порядок выполнения этих действий сравнительно постоянен. В отличие от контроля достоверности заявленного кода товара, таможенной стоимости и других направлений таможенного контроля, при таможенном контроле товаров, содержащих ОИС, действия, реализуемые
Рис. 4. Процесс таможенного контроля товаров, содержащих ОИС
в рамках контроля, осуществляются в строгой последовательности. Таким образом, мы можем говорить о последовательности операций (этапов), образующих процесс. Его рационально разбить на несколько этапов и представить графически, где в каждый этап включается несколько подпроцессов (рис. 4).
Процесс таможенной защиты прав на ОИС цикличен и прекращается только тогда, когда ОИС будет исключен из ТРОИС. Первый этап начинается в момент, когда правообладатель решает прибегнуть к таможенной защите прав на ОИС и обращается в таможенный орган с просьбой о внесении его ОИС в ТРОИС [4]. На этом этапе основными составляющими являются сам процесс подачи и рассмотрения заявления, а также заключение лицензионных договоров (получение разрешений) для третьих сторон, позволяющих им использовать ОИС правообладателя. На этом этапе не происходит реальной защиты прав на ОИС со стороны таможенных органов.
Второй этап начинается с совершения таможенных операций, необходимых для проведения таможенного контроля. Предполагается, что до этого этапа ОИС уже внесен в ТРОИС. К описываемым операциям, в первую очередь, относится таможенное декларирование. На третьем этапе осуществляется таможенный контроль. Здесь происходит выявление правонарушения и (или) преступления, а также предотвращение перемещения через таможенную границу контрафактных товаров. В рамках этого этапа отдельным элементом выделим организацию и осуществление взаимодействия между таможенными органами, участниками внешнеторговой деятельности (далее - ВТД)
и правообладателями. После принятия решения по декларации на товары (далее - ДТ) и завершения таможенного контроля наступает период продолжительностью до 3-х лет, в течение которого таможенные органы имеют право провести таможенный контроль после выпуска товара.
После завершения контроля после выпуска товара цикл аможенной защиты прав на ОИС заканчивается. Однако, сама защита на этом не заканчивается и будет продолжена в силу цикличности процесса. При этом повторное прохождение предварительного этапа не требуется, поскольку ОИС и так уже включен в ТРОИС.
Аналогично происходит и таможенная защита ОИС, не внесенных в реестр, за исключением того, что отсутствует предварительный этап, на котором ОИС вносится в реестр. Если на этапе таможенного контроля правообладатель решать прибегнуть к таможенной защите прав на ОИС, то это обязывает его подать заявление о внесении в ТРО-ИС. И технически происходит возвращение на первый этап - до свершения таможенных операций. После внесения ОИС в ТРОИС и переходе на второй этап повторное таможенное декларирование не осуществляется. После завершения таможенного контроля, в том числе контроля после выпуска товаров, заканчивается первый цикл таможенной защиты. Повторный цикл начинается со второго этапа для ОИС, внесенных в реестр.
Использование процессного подхода позволяет не только выявлять проблемные точки, негативно влияющие на итоговую результативность таможенной защиты прав на ОИС, но и определять причины их возникновения.
Рис. 5. «Разорванность» этапов процесса таможенной защиты прав на ОИС
Рассмотрим, например, информационное обеспечение таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, которое, среди прочего, является одним из факторов, влияющих на управление качеством таможенных услуг [2]. Основными источниками информации при таможенном контроле являются сведения, указанные в ДТ, а также в прилагаемых к ней документах [6]. В случае с таможенным контролем товаров, содержащих ОИС, должностным лицам необходимо, основываясь на этих сведениях, определить:
> содержит ли перемещаемый товар ОИС, если да, то какой (какие);
> включены ли ОИС в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Фактически, таможенные органы должны сопоставить сведения в ДТ, указанные декларантом, со сведениями из ТРОИС.
Проанализируем эти действия с точки зрения процессного подхода. Для этого более подробно рассмотрим первые три этапа процесса (рисунок 5). В существующем алгоритме на первом, предварительном этапе, ОИС вносится в ТРОИС. Второй этап составляет таможенное декларирование товаров. Однако, в процессе таможенного декларирования не используется никаких сведений из первого этапа (содержащихся в ТРОИС).
При декларировании в 31 графе ДТ указывается наименование (описание) ОИС, но этих сведений нет ни в одном из ТРОИС. Структура ДТ предполагает возможность ввода только текстовой и (или) цифровой информации. В то же время,
структура ТРОИС предполагает, что наименование ОИС может являться графическим изображением. Данные, содержащиеся в ТРОИС, не используются при таможенном декларировании. Таким образом, нет никакой прямой связи между сведениями, указываемыми в ДТ и сведениями, содержащимися в ТРОИС. На этапе таможенного контроля это приводит к сложности идентификации ОИС, который указывается при декларировании товара.
Таким образом, на момент осуществления таможенного контроля у должностных лиц таможенных органов отсутствует достоверная информация об ОИС, имеющая привязку к ТРОИС. Следовательно, информационное обеспечение является существенно неполным, что значительно снижает результативность таможенного контроля товаров, содержащих ОИС. В свою очередь, это приводит к тому, что государственная услуга фактически не будет оказываться, поскольку субъект услуги не знает, что ее оказание требуется в данном конкретном случае.
Проанализировав этапы, на которых генерируется проблема, снижающая эффективность предоставления услуги, можно утверждать, что с нормативной точки зрения они не являются частью таможенного контроля, поскольку ведение таможенного реестра ОИС - это государственная услуга, а таможенное декларирование - это таможенная операция. Эти этапы являются, в некотором роде подготовительными, предшествующими непосредственному осуществлению таможенного контроля. Здесь таможенные органы хоть и обя-
заны принимать меры по защите прав на ОИС, но до момента непосредственного таможенного контроля сделать этого не могут, поскольку требуемые меры осуществляется с помощью приостановления выпуска товара, которое возможно только после регистрации декларации на товары.
Проведя группировку по признаку наличия фактической защиты прав на ОИС, можно выделить две составляющих таможенной защиты прав на ОИС - организацию и реализацию таможенного контроля.
Особенность организации таможенного контроля состоит в том, что при ней отсутствует реальная фактическая защита прав на ОИС со стороны таможенных органов. Таким образом, организация таможенного контроля товаров, содержащих ОИС - это совокупность действий, предшествующих непосредственному таможенному контролю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, совершаемых должностными лицами таможенных органов, правообладателями,
декларантами и другими лицами в целях обеспечения соблюдения прав на ОИС.
Необходимость введения этого термина обусловлена тем, что как было доказано ранее, в рамках государственной услуги по защите прав на ОИС осуществляется определенная последовательность действий, составляющих процесс, результативность которого мультипликативно зависит от каждого этапа. Необходимо на понятийном уровне разграничить непосредственный таможенный контроль товаров, содержащих ОИС, и прочие таможенные операции и действия, которые ему предшествуют.
Таким образом, применение процессного подхода позволило не только выявить разорванность этапов таможенной защиты прав на ОИС, но и определить направления совершенствования такой защиты как государственной услуги, а также создать базу для формирования новой методики таможенной защиты прав на ОИС, реализующей все преимущества процессного подхода.
Литература
1. Макрусев В.В., Сафронов А.В. Государственные таможенные услуги: Монография. 2-е изд. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. С. 27
2. Гупанова Ю.Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска [Текст] : монография / Ю.Е. Гупанова; РТА. - М.: Изд-во РТА, 2012. - 164 с.: ил. - ISBN 978-5-9590-03 48-7.
3. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник. - Москва: Проспект, 2015. - 368 с.
4. Концепция совершенствования организации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [Текст]: отчет о НИР (инициатив.) / Е.В. Юрьева; рук. работы Е.В. Юрьева; отв. исполн. А.М. Сорокин; ФТС, РТА, Отд. планирования, координации и ведения науч. работы. - Люберцы: [б. и.], 2015. - 76 с.
5. Сорокин А.М. Особенности организации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в странах Таможенного союза [Текст] / А.М. Сорокин // Экономические, социальные и правовые последствия участия России в интеграционных процессах: материалы науч. конференции. - 2014. - С. 235-243.
6. Сорокин А.М. Совершенствование порядка таможенного декларирования товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [Текст] / А.М. Сорокин // Вестник Российской таможенной академии: науч. изд. по эконом. и юрид. наукам. - 2015. - N 2. - С. 169-176. - ISSN 2072-7240.
Improvement of rendering the state services in protection of the rights for
objects of intellectual property
Akexei Sorokin, Russian customs academy PHD, Moscow E-mail: [email protected]
Abstract. In article process of customs protection of the rights for the objects of intellectual property (OIPR) is considered. Features of customs protection of the rights for OIPR at cross-border movement of goods as state service are revealed. Subjects, objects and instruments of customs protection within the state service are defined. The general algorithm of customs protection is given. On the basis of process approach the gaps of the existing technique causing low effectiveness of customs protection are revealed. Need of differentiation of direct customs control of the goods containing OIPR and other customs operations and actions which precede them, for the purpose of improvement of instruments of providing the state service is proved.
Keywords: public benefit, value in use, market, goods, foreign trade activity, customs service, customs declaring, customs register of objects of intellectual property, license contract, detection of offenses and crimes, rightholder.
References
1. Makrusev V.V., Safronov A.V. Gosudarstvenny'e tamozhenny'e uslugi: Monografiia. 2-e izd. M.: Izd-vo Rossii'skoi' tamozhennoi' akademii, 2011. S. 27
2. Gupanova Iu.E. Metodologicheskie i metodicheskie osnovy' upravleniia kachestvom tamozhenny'kh uslug v usloviiakh neopredelennosti i riska [Tekst] : monografiia / Iu.E. Gupanova; RTA. - M.: Izd-vo RTA, 2012. - 164 s.: il. - ISBN 978-5-9590-03 48-7.
3. 3. Sudarikov S.A. Pravo intellektual'noi' sobstvennosti: uchebnik. - Moskva: Prospekt, 2015. - 368 s.
4. Kontceptciia sovershenstvovaniia organizatcii tamozhennogo kontrolia tovarov, soderzhashchikh ob''ekty' intellektual'noi' sobstvennosti [Tekst]: otchet o NIR (initciativ.) / E.V. Iur'eva; ruk. raboty' E.V. Iur'eva; otv. ispoln. A.M. Sorokin; FTS, RTA, Otd. planirovaniia, koordinatcii i vedeniia nauch. raboty'. - Liubertcy': [b. i.], 2015. - 76 s.
5. Sorokin A.M. Osobennosti organizatcii tamozhennogo kontrolia tovarov, soderzhashchikh ob''ekty' intellektual'noi' sobstvennosti, v stranakh Tamozhennogo soiuza [Tekst] / A.M. Sorokin // E'konomicheskie, sotcial'ny'e i pravovy'e posledstviia uchastiia Rossii v integratcionny'kh protcessakh: materialy' nauch. konferentcii. - 2014. - S. 235-243.
6. Sorokin A.M. Sovershenstvovanie poriadka tamozhennogo declarirovaniia tovarov, soderzhashchikh ob''ekty' intellektual'noi' sobstvennosti [Tekst] / A.M. Sorokin // Vestneyk Rossii'skoi' tamozhennoi' akademii: nauch. izd. po e'konom. i iurid. naukam. -2015. - N 2. - S. 169-176. - ISSN 2072-7240.