УДК 338.46
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО
© 2016
Сорокин Михаил Афанасьевич, кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела магистратуры института подготовки кадров высшей квалификации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток,ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Шишкина Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенных
операций и таможенного контроля Российская таможенная академия (140009, Россия, Московская область, Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, е-mail: [email protected]) Сорокин Алексей Михайлович, соискатель базовой кафедры «Управление интеллектуальной
собственностью» Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, е-mail: [email protected])
Аннотация. В последней четверти XX века большинство промышленно развитых стран мира вступили в постиндустриальную стадию экономического развития. Эту стадию принято называть «экономика знаний». В начале XXI в. высшее руководство Российской Федерации обозначило курс перехода к инновационной экономике. Очевидно, что инновационная экономика несет в себе черты «экономики знаний», в частности, одним из обязательных элементов здесь является цивилизованный рынок объектов интеллектуальной собственности. Значительная зависимость экономики и социальной сферы России от внешней торговли обуславливает необходимость таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров. Однако, существенные проблемы (как теоретического, так и практического характера) в области борьбы с контрафактом свидетельствуют о недостаточной научной проработке данного вопроса. В статье сделана попытка выявить и обобщить черты механизма таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как государственной услуги и государственной функции. Показано, что данный механизм одновременно носит характер государственной услуги и общественного блага. Сделана попытка выделить долю государственных услуг в ВВП и долю государственных услуг в сфере таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в государственных таможенных услугах.
Ключевые слова: инновационная экономика, государственные услуги, государственные функции, общественное благо, таможенный контроль, объекты интеллектуальной собственности, таможенная защита, рынок, правообладатель, декларант.
CUSTOMS CONTROL OF THE GOODS CONTAINING INTELLECTUAL PROPERTY ITEMS AS THE STATE SERVICE, THE STATE FUNCTION AND THE PUBLIC BENEFIT
© 2016
Sorokin Mikhail Afanasievich, PhD in economy, associate professor, head of department of a magistracy Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41, e-mail: [email protected]) Shishkina Olga Vladimirovna, PhD in economy, associate professor, head of the department of customs transactions and customs control Russian Customs Academy (140009, Russia, Moskovskaya oblast, Lyberstsy, Komsomolskyprosp., 4, е-mail: [email protected])
Sorokin Aleksei Mikhailovich, Postgraduate student department «Management of intellectual property»
Plekhanov Russian Academy of Economics (117997, Moscow, Stremennoj pereulok, 36, е-mail: [email protected])
Abstract. In the last quarter of the 20th century the majority of industrialized countries of the world have entered a postindustrial stage of economic development. It is accepted to call this stage "economy of knowledge". At the beginning of the 21st century the top management of the Russian Federation has designated a course of transition to innovative economy. It is obvious that the innovative economy bears in itself lines of "economy of knowledge", in particular, one of obligatory elements is the civilized market of intellectual property items here. Considerable dependence of economy and the social sphere of Russia on foreign trade causes need of customs protection of the rights for intellectual property items at cross-border movement of goods. However, vital issues (both theoretical, and practical character) in the field of fight against a counterfeit demonstrate insufficient scientific study. In article the attempt to reveal and generalize lines of the mechanism of customs control of the goods containing intellectual property items as the state service and the state function is made. It is shown that this mechanism has character of the state service and the public benefit at the same time. The attempt to allocate a share of the state services in GDP and a share of the state services in the sphere of customs control of the goods containing intellectual property items in the state customs services is made.
Keywords: innovative economy, state services, state functions, public benefit, customs control, intellectual property items, customs protection, market, owner, customs applicant.
С точки зрения экономической теории таможенную защиту прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) следует рассматривать с позиции услуг и общественных благ. Таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности является услугой, предоставляемой государством [1].
Обратившись к теоретическим основаниям услуги и ее отличительным особенностям среди иных экономических (торгуемых и не торгуемых) благ, отметим четыре характеристики, предложенные Филиппом Котлером [2]. Это нематериальность, неразделямость, вариатив-
ность и несохраняемость. Вполне очевидно, что все эти характеристики присущи таможенной защите прав на ОИС.
Таможенная защита прав на ОИС также имеет черты общественного блага. Согласно П. Самуэльсону, общественное благо - это благо, которое, будучи однажды произведено для некоторых потребителей, может потребляться дополнительными потребителями без дополнительных издержек [3]. Отметим, что по П. Самуэльсону, общественное благо обладает характеристиками неис-ключаемости и совместности. Применительно к тамо-
женнои защите неисключаемость означает, что если после того, как услуга по таможенной защите прав на ОИС была оказана, недопущение иных субъектов к ее потреблению будет связано с существенными издержками. Так как на практике такого не происходит, можно говорить о неисключаемости таможенной услуги.
Совместность можно трактовать как побуждение граждан к действиям в их интересах. Действительно, осуществляя таможенную защиту прав на объекты интеллектуальной собственности, государство, во-первых, создает условия для цивилизованного рынка прав на такие объекты, во-вторых, позволяет государству в большей степени контролировать такой рынок и в-третьих, ограждать рынок от контрафактных товаров [4]. Таким образом, таможенная защита прав на ОИС обладает как чертами услуги, так и чертами общественного блага (рисунок 1).
При этом отметим, что государственные услуг в сфере таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, носят характер не чистых, а частно-общественных услуг [5]. Поскольку получателями одновременно выступает и общество в целом, и конкретный индивид - правообладатель [6].
Рисунок 1 - Характерные черты таможенной защиты прав на ОИС как услуги и как общественного блага
Рассматривая таможенную защиту прав на ОИС как государственную функцию, можно заключить, что её целью является противодействие перемещению через таможенную границу контрафактных товаров. Таможенная защита прав на ОИС как государственная услуга - это деятельность таможенных органов по реализации государственных функций в целях защиты прав правообладателей на ОИС при трансграничном перемещении товаров [7].
Основным инструментом оказания государственных услуг по таможенной защите прав на ОИС является таможенный контроль [8].
Его целью в части, касающейся интеллектуальной собственности, является выявление нарушений прав на ОИС при трансграничном перемещении товаров как базового условия оказания государственных услуг по таможенной защите прав на ОИС.
Здесь отметим отличительную особенность - объектом государственных услуг являются права на объекты интеллектуальной собственности правообладателя, при этом объектом государственной функции и предметом таможенного контроля, посредством которых предоставляется сама услуга, являются товары, перемещаемые декларантом и содержащие такие ОИС (рисунок 2)
[9].
Если партия контрафактных товаров не выявляется, то государство не может оказывать фактических услуг по защите прав на ОИС, а правообладатель, соответственно, не получает услуг [10]. А часть услуг, оказанных государством на этапе организации таможенного контроля, например, внесение ОИС в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) не имеет для правообладателя никакой потребительской полезности. Следовательно, услуга по существу не является оказанной. Из вышесказанного следует, что результативный таможенный контроль товаров, содержащих ОИС, является необходимым условием предоставления государственных услуг по таможенной защите прав на ОИС.
Рисунок 2 - Схема оказания услуг правообладателю через выполнение государственной функции
Место государственных услуг в сфере таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, определить в экономике достаточно проблематично в силу объективных факторов [11]. Вначале выделим долю сферы услуг в экономике РФ. Для этого целесообразно использовать два способа - по доле в ВВП и по числу занятых. Доля сферы услуг в ВВП в России по данным Всемирного банка в 2014 г. составила 60% [12]. Значение этого показателя стабильно и с 2000 г. находится в пределах 55-60%. Доля сферы услуг в численности занятых в экономике была рассчитана А.А. Татуевым и Т.Х. Сохроковым в 2010 г. По данным указанных авторов, доля занятых в сфере услуг в РФ в 2010 г. составляла 64,1% [13]. Более поздних исследований в этой области не проводилось. Таким образом, можно заключить, что в рамках текущего технологического уклада сфера услуг имеет большое значение для экономики России.
Выделить долю государственных среди общего объема услуг практически невозможно [14]. Проблема заключается в том, что отсутствует показатель, который можно использовать для оценки. Несмотря на то, что оказание государственных услуг связано с формированием потребительской полезности, которую можно оценить в денежном выражении, в формировании ВВП государственные услуги практически не участвуют [15]. Как отмечается современными исследователями, «под вопрос ставится выражение государственной услуги в качестве экономического продукта, так как, по сути, деятельность исполнительных органов власти имеет только косвенное отношение к производству любых видов экономических продуктов, опосредованное регулированием и созданием условий для ведения экономической деятельности. Следовательно, результатом предоставления государственной услуги является не сам экономический продукт, а лишь условия для его создания» [16]. Однако, используя число занятых, можно выделить долю государственных услуг на примере области таможенных услуг в экономике. При штатной численности ФТС России в 64 тыс. человек, она составляет всего 0,092% от общего числа занятых в экономике и 0,143% от занятых в сфере услуг. Очевидно, что использование подобного показателя не отражает значение этого сектора экономики. В частности, ФТС России рамках выполнения своих функций и оказания услуг обеспечивает около 50% доходной части федерального бюджета России [17].
Значимость и место государственных таможенных услуг в экономике РФ также можно показать через количество товарных партий (одна позиция в декларации на товары) в отношении которых такие услуги были оказаны. Это около 35 млн. товарных партий ежегодно. Из них около 19,9 млн. товарных партий (более 50%) включали в себя товары, содержащие ОИС [18]. Несмотря на то, что при выпуске этих товаров фактические государственные услуги по таможенной защите прав на ОИС оказывались далеко не в каждом случае (поскольку для этого требуется выявление контрафактной партии товаров), проверочные мероприятия как государственные услуги все равно были проведены. В денежном выражении сумма предотвращенного ФТС России ущерба правообладателям в РФ в рамках таможенной защиты прав
на ОИС ежегодно измеряется миллиардами рублей и в 2015 г. составила без малого 4 млрд руб. Таким образом, можно утверждать, что государственные услуги в сфере таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, составляют значительную долю в государственных таможенных услугах.
Рассматривая потенциал этого сектора государственных услуг, можно говорить о том, что увеличение товарооборота, а также возрастающая роль ИС в экономике будут приводить к увеличению числа товаров, содержащих ОИС, перемещающихся через таможенную границу [19]. Учитывая, что сейчас это около 74% при импорте и 8-10% при экспорте, существует серьезный потенциал для роста этого сектора государственных услуг.
Таким образом, таможенная защита прав на ОИС, носящая характер как государственной услуги и государственной функции, так и общественного блага, является очень специфичным объектом для исследования. Мы попытались рассмотреть и оценить долю таможенных услуг по защите прав на ОИС в общем объеме таможенных услуг и в общем объеме государственных услуг. Феномен состоит в том, что при сравнительно малой доле занятых значимость данных услуг велика и с развитием рынка объектов ОРИС и одновременно, с развитием потенциала сектора государственных услуг, будет только возрастать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гупанова, Ю.Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография / Ю. Е. Гупанова ; РТА. - М.: Изд-во РТА, 2012. - 164 с.
2. Kotler Philip (2003), Marketing Management, 11th ed. Upper Saddie River, NJ: Prentice Hall. P. 446.
3. Самуэльсон П. Чистая теория общественных расходов. // Экономика благосостояния и общественный выбор. Т. 4 СПб.: Экономическая школа, 2003. -С. 371376. (Вехи экономической мысли).
4. Будаева, Е.В. Рынок ОИС: роль таможни / Е.В. Будаева. - [Б. м.: б. и.], 2010 // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2010. - №7 - С. 65-69.
5. Якобсон, Л. И., Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник / ГУ ВШЭ. - М. : [б. и.], 2000. - 367 с.
6. Анализ современного состояния защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными методами в рамках Таможенного союза : отчет о НИР; ФТС, РТА. - Люберцы, 2014. - 93 с.
7. Сорокин А.М. Развитие государственных услуг в сфере таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии - 2016. - № 2. - С. 163-168.
8. Сорокин, А.М. Процессный подход в таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности / А.М. Сорокин // Экономика и менеджмент систем управления, 2016, №1(19). - С. 60-66.
9. Агамагомедова С.А., Характеристика таможенных услуг, оказываемых в рамках обеспечения таможенными органами прав интеллектуальной собственности / Административное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 165-172.
10. Трунина, Е. В. Государственные услуги таможенных органов: признаки, виды, проблемы определения/Е. В. Трунина //Современное право. - 2009.-№ 8.
11. Таможенный контроль в сфере торговли объектами интеллектуальной собственности : [монография] / В. А. Бек, Б. Т. Шишмаков. - Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2009 (Хабаровск : ООП изд-ва Тихоокеан. гос. ун-та). -147 с.
12. Официальный сайт Всемирного банка. [Электронный ресурс]: режим доступа - http://databank. worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&country=RUS &series=&period= (дата обращения 01.06.2016).
13. Татуев А.А., Сохроков Т.Х. / Государственные
услуги в системе современной экономики // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 2-3. - С. 19-22.
14. Чвилев Д.Д., Белобородов С.В. / Новый подход к оценке качества государственных и муниципальных услуг // Научный вестник МГИИТ. 2014. № 4 (30). - С. 93-100.
15. Макрусев В.В., Сафронов А.В. Государственные таможенные услуги: Монография. 2-е изд. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. - 195 с.
16. Соловьева Л.В. / Методология оценки эффективности услуг // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 5. - С. 94-97.
17. Турбин И.В., Оценка деятельности таможенных органов на основе существующей системы показателей и предложения по их совершенствованию/ Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 3. С. 587594.
18. Концепция совершенствования организации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: отчет о НИР (инициатив.) / Е. В. Юрьева ; рук. работы Е. В. Юрьева ; отв. исполн. А. М. Сорокин ; ФТС, РТА, Отд. планирования, координации и ведения науч. работы. - Люберцы : [б. и.], 2015. - 76 с.
19. Лопатин В.Н., Управление рисками таможенной защиты интеллектуальной собственности в едином экономическом пространстве // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 2 (50). - С. 112-134.